Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2008 году. Часть 1

ДОКЛАД о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2008 году. Часть 1

СОДЕРЖАНИЕ

 

Сопроводительное письмо

 

ДОКЛАД о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном

округе в 2008 году. Часть 1

 

Введение. Становление института Уполномоченного по правам человека (омбудсмана)

 

1. Деятельность Уполномоченного и его Аппарата в 2007-2008 году

 

1.1. Начало деятельности – создание нового государственного органа округа

 

1.2. Обращения к Уполномоченному – статистический анализ

 

1.2.1. Общие показатели

 

1.2.2. География обращений

 

1.2.3. Тематика обращений граждан

 

1.2.4. Критерии классификации обращений

 

1.3. Работа Уполномоченного в муниципальных образованиях и поселениях округа

 

1.4. Межрегиональное и международное сотрудничество в области прав человека

 

1.5. Правовое просвещение жителей округа по вопросам прав и свобод человека и гражданина,

форм и методов их защиты. Информирование жителей округа о положении в области

обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина

 

2. Обобщенный анализ имеющихся фактов нарушений прав человека и ребенка на территории

Ненецкого автономного округа

 

2.1. Права несовершеннолетних

2.1.1.Общая характеристика состояния дел с защитой прав несовершеннолетних

2.1.2.Предоставление жилой площади детям-сиротам

2.1.3.Положение детей-инвалидов

2.2. Избирательные права и право граждан на участие в референдуме

2.2.1. Результаты проверки информации о нарушении прав жителей Ненецкого автономного округа – участников инициативных групп по проведению референдума на территории Ненецкого автономного округа

2.2.2. Результаты проверки жалобы на нарушение пассивного избирательного права жителя г. Нарьян-Мар, имевшего место в ходе избирательной кампании по выборам органов МСУ в МО «Великовисочный сельсовет»

2.2.3. Личное мнение Уполномоченного по переходу к пропорциональному принципу формирования Собрания депутатов округа

2.3. Вопросы социального обеспечения

2.3.1. Право на жилье

2.3.1.1. Приостановка действия окружного закона от 10.04.2007 № 44-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ненецкого автономного округа по предоставлению мер социальной поддержки»

2.3.1.2. Плата за жилье

2.3.1.3. Право на жилье

2.3.1.4. Жилищные субсидии

2.3.2. Здравоохранение

2.3.2.1. Справки «О временной нетрудоспособности» вместо больничных листов, и что стоит за этим

2.3.2.2. Бесплатная и качественная медицинская помощь

2.3.2.3. Закрытие аптечных пунктов на территории поселений округа

2.3.2.4. Проблемы реализации права проезда жителей Ненецкого автономного округа к месту лечения и обратно за счет средств областного бюджета

2.3.2.5. Некоторые другие проблемы в сфере здравоохранения

2.3.3. Право на труд

2.3.3.1. Общая ситуация с возможностью защиты трудовых прав в округе

2.3.3.2. Дискриминация граждан в сфере трудовых отношений по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работников

Приложение 1. Постановление Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 18.10.2007 г. N 362-сд «О назначении на должность Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе»

Приложение 2. Биография Дульнева Бориса Николаевича, Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе

Приложение 3. Уполномоченный по правам человека в Ненецком автономном округе: календарь мероприятий с 2007 - 2008 гг.

Приложение 4. Соглашение о формах взаимодействия Прокуратуры Ненецкого автономного округа и Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан

Приложение 5. Соглашение об основных формах взаимодействия и сотрудничества Уполномоченногопо правам человека в Ненецком автономном округе и Отдела Федеральной миграционной службы по Ненецкому автономному округу

Приложение 6. Соглашение об основных формах взаимодействия и сотрудничества Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе и Управления внутренних дел по Ненецкому автономному округу

Приложение 7. Соглашение об основных формах взаимодействия и сотрудничества между Уполномоченным по правам человека в Ненецком автономном округе и Отделом Федеральной службы судебных приставов по Ненецкому автономному округу

Приложение 8. Соглашение между Уполномоченным по правам человека в Ненецком автономном округе и Военным комиссариатом Ненецкого автономного округа ОБ ОСНОВНЫХ ФОРМАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦЕЛЯХ СОБЛЮДЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННЫХ ПРАВ И СВОБОД ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, А ТАКЖЕ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Приложение 9. Соглашение о порядке взаимодействия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона Ненецкого автономного округа от 02.10.2006 № 760-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Ненецком автономном округе» (далее – закон «Об УПЧ в НАО») представляю в окружное Собрание, главе Администрации округа, в суд Ненецкого автономного округа и прокурору Ненецкого автономного округа доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2008 году (далее – Доклад). В соответствии с пунктом 5 статьи 30 указанного закона Доклад также будет направлен для официального опубликования в официальных печатных изданиях округа. Текст доклада размещен на официальном сайте Уполномоченного по адресу: /. Доклад издан в виде отдельной брошюры, которая направлена общественным представителям Уполномоченного в муниципальных образованиях поселений, в органы местного самоуправления и библиотеки округа.

Настоящий Доклад является первым докладом Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе (далее – Уполномоченный) о его деятельности и охватывает период с момента утверждения в должности первого Уполномоченного Дульнева Бориса Николаевича (с 18.10.2007 года) по 15.12.2008 года.

Доклад содержит в себе:

- описание деятельности Уполномоченного и его Аппарата с 18.10.2007 года по 15.12.2008 года;

- обобщенный анализ имеющихся фактов нарушений прав человека и ребенка различными органами государственной власти и местного самоуправления округа, территориальными органами федеральных органов власти и территориальными органами органов исполнительной власти Архангельской области, исполняющими отдельные полномочия Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа;

- заключения о причинах указанных нарушений прав человека и ребенка на территории округа;

- рекомендации по устранению имеющихся нарушений прав и свобод.

Доклад составлен на основе мониторинга правозащитной ситуации, осуществлявшегося путем обобщения:

- письменных обращений (жалоб), поступивших в адрес Уполномоченного;

- информации, полученной в ходе личного приема граждан Уполномоченным и сотрудниками его Аппарата;

- информации, полученной во время встреч с жителями в ходе поездок по округу;

- информации, полученной в результате анализа телефонных обращений за консультациями к Уполномоченному и сотрудникам его Аппарата;

- материалов проверок, проводимых по устным и письменным обращениям (жалобам);

- информации, поступившей от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных правозащитных объединений по запросам Уполномоченного или в инициативном порядке;

- публикаций средств массовой информации (далее – СМИ).

Выражаю искреннюю признательность сотрудникам Аппарата Уполномоченного, участвовавшим в подготовке настоящего Доклада, а также всем органам, организациям и гражданам, оказавшим содействие в этой работе.

Уполномоченный по правам человека

в Ненецком автономном округе Б.Н. Дульнев

 

ДОКЛАД

о деятельности Уполномоченного по правам человека

в Ненецком автономном округе в 2008 году

Часть 1

 

Введение. Становление института Уполномоченного по правам человека (омбудсмана)

В общественном сознании граждан РФ и общества в целом очень медленно, но неуклонно формируется понимание того, что человек, его права и свободы являются главными ценностями современного мира.

Права человека являются одной из «вечных» проблем социально-культурного развития человечества, прошедшей через века. Универсальный характер права человека приобрели в развитых европейских странах в XVII - XVIII веках. Особая заслуга принадлежит в этом процессе буржуазной революции во Франции. Немалую роль сыграло и создание Соединенных штатов Америки.

Концепция прав человека в современном виде сложились в результате победы над фашизмом во второй Мировой войне. Державы-победители сумели объединить мировое сообщество в универсальной межправительственной организации – Организации объединенных наций (ООН), главной целью которой стало избавление будущих поколений от бедствий мировых войн.

В результате переосмысления пережитого мировым сообществом именно ООН была разработана и в 1948 году принята Всеобщая декларация прав человека. Всеобщая декларация прав человека - это основополагающий документ. Этот документ и в настоящее время влияет на развитие политических и социальных процессов во всем современном мире. Большинство государств Земли, ориентированных на правовую форму государственного устройства и создание гражданского общества, заимствовали нормы Всеобщей декларации прав человека для создания собственных конституционных актов. Всеобщая декларация во многом способствовала формированию в послевоенном мире новых международных обычаев и в той или иной степени способствовала закреплению новых гуманистических принципов в национальных законодательствах практически всех государств планеты. Развитием положений Всеобщей декларации стали Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о правах ребенка и другие подобные международные документы.

В России в начале 90-х годов прошлого столетия начался активный процесс создания собственных внутригосударственных механизмов и процедур защиты прав и свобод человека. Верховный Совет Российской Федерации 22 ноября 1991 года принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина в РФ. На референдуме 12 декабря 1993 года всенародным волеизъявлением была принята новая Конституция России. Статья 18 Конституции РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности всех органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием».

В июле 1990 года после ратификации в нашей стране вступила в силу Конвенция о правах ребенка. В мае 1998 года Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека. Национальное законодательство достаточно динамично приводится в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. В России произошли позитивные изменения не только в декларировании прав и свобод человека и гражданина, но и в создании реальных инструментов для их полноценной реализации.
Основными государственными органами защиты прав человека и гражданских свобод в современной России являются судебные органы и административно-правовые структуры исполнительной власти (прокуратура, органы внутренних дел, отраслевые и территориальные органы управления). Совершенно новыми элементами российской государственной правозащитной системы стали Уполномоченные по правам человека в РФ и регионах, Уполномоченные по правам ребенка. Сформировались и продолжают развиваться негосударственные гражданские институты правозащитной системы России.

Впервые государственный правозащитник (королевский омбудсман) появился в Швеции в 1809 году. Позже в Швеции появились и парламентские омбудсманы. В течение почти полутора веков этот государственный правозащитный институт существовал только в скандинавских странах и практически в неизменном виде существует и в настоящее время.

После второй мировой войны институт омбудсмана стал получать распространение во всем мире. Сейчас государственные правозащитники, имеющие разную степень полномочий и влияния, существуют уже почти в ста странах мира. В настоящее время этот государственный институт, носящий в разных странах мира различные названия (Защитник прав граждан - Испания и многие латиноамериканские страны, Комиссар по делам администрации - Великобритания, Модератор - Франция), рассматривается мировым сообществом как один из основных механизмов разворота интересов государственной машины к нуждам и чаяниям конкретного человека, улучшения администрирования и системы государственного и местного самоуправления и достижения наилучшего исполнения органами власти всех ветвей и уровней своих конституционных обязательств перед своими гражданами и другими людьми, находящимися на их территории.

История существования Уполномоченного по правам человека в России (омбудсмана – по общепринятой международной терминологии) весьма непродолжительна. Институт Уполномоченного по правам человека как государственный институт возник в нашей стране относительно недавно, находится в стадии становления и не имеет пока каких-то укоренившихся обычаев и традиций. Его не было ни в дореволюционное, ни в советское время. Первое официальное закрепление институт Уполномоченного по правам человека получил в Декларации прав и свобод человека и гражданина в РФ. Впоследствии идея Уполномоченного была закреплена в ст. 103 Конституции России. Первым российским Уполномоченным по правам человека стал известный правозащитник С.А. Ковалев. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (далее – ФКЗ), гарантирующий реальную независимость российского омбудсмана от всех ветвей власти, был принят только в 1997 году. В мае 1998 года на этот пост был избран депутат Государственной Думы О.О. Миронов. В настоящее время Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации является Лукин Владимир Петрович.

Статья 5 указанного ФКЗ гласит «В субъекте РФ в соответствии с его Конституцией или Уставом может создаваться институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ». Уполномоченные по правам человека действуют уже в более чем в половине субъектов РФ. Их общее количество превысило количество их коллег в европейских странах.

В Северо–Западном федеральном округе Уполномоченные по правам человека есть в г. Санкт-Петербурге, Республике Коми, Республике Карелия, Новгородской области, Архангельской области, Калининградской области и в Ненецком автономном округе.

В 2006 году Собранием депутатов был разработан законопроект «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Ненецком автономном округе». Далее в процессе работы над этим законопроектом Администрацией Ненецкого автономного округа был подготовлен и внесен на рассмотрение в Собрание депутатов Ненецкого автономного округа (далее - НАО) законопроект «Об Уполномоченном по правам человека в Ненецком автономном округе». В процессе обсуждения указанных законопроектов, разработчики тщательно изучили опыт и практику создания институтов Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребёнка и на федеральном уровне, и на уровне российских регионов. В результате этой работы в целях оптимизации исполняемых функций и затрат на содержание было принято решение создать один окружной государственный правозащитный институт, обеспечивающий реализацию обоих направлений государственной правозащиты.

По завершении работы над законопроектами 02 октября 2006 года Собранием депутатов Ненецкого автономного округа был принят закон Ненецкого автономного округа № 760–ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Ненецком автономном округе».

В соответствии со статьями 1 и 4 закона НАО от 02.10.2006 № 760-ОЗ Уполномоченный по правам человека в НАО был наделен также дополнительно полномочиями Уполномоченного по правам ребёнка. Принятием этого окружного закона в НАО был создан внесудебный механизм защиты прав и свобод человека, призванный обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе прав, свобод и законных интересов ребёнка, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами Ненецкого автономного округа.

Закон также определил задачи, функции, полномочия, компетенцию, порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в НАО, организационные формы и условия обеспечения его деятельности, условия финансирования, ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного.

18 октября 2007 года на очередной сессии Собрания депутатов Ненецкого автономного округа 25 созыва тайным голосованием из трех кандидатов на эту должность был назначен Дульнев Борис Николаевич, ранее работавший руководителем Аппарата – Управляющим делами Администрации муниципального района «Заполярный район» Ненецкого автономного округа (с биографической справкой Уполномоченного можно ознакомиться в соседнем разделе сайта).

Общественные процессы последнего времени свидетельствуют о том, что невнимательное отношение государственных структур и органов местного самоуправления к защите прав и свобод граждан могут стать причиной социально-экономического кризиса, выходу ситуации из-под контроля. Вместе с тем, защита прав граждан меньше всего нуждается в шумных и массовых акциях. Для этого требуется ежедневный кропотливый труд специалистов-профессионалов по защите и восстановлению прав конкретного человека и свобод граждан, постоянный и принципиальный контроль за выполнением действующих законов, ответственность государственных и муниципальных служащих, активное участие и постоянная деятельность граждан и общественных объединений, информирование населения о ситуации с правами человека, просвещение в области прав человека и способах их восстановления при их нарушении, просвещение и обучение государственных и муниципальных служащих, должностных лиц, контроль за их деятельностью.

  1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2009 году

    Доклад
    Часть 2. Анализ положения в области обеспечения и защиты прав и свобод человека, гражданина и ребёнка на территории Ненецкого автономного округа в 2009 году
  2. Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2011 году

    Доклад
    Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка
  3. Собрание депутатов ненецкого автономного округа специальная комиссия

    Документ
    Направляю Вам заключение специальной комиссии Собрания депутатов Ненецкого автономного округа о выражении недоверия Уполномоченному по правам человека в Ненецком автономном округе - Дульневу Борису Николаевичу, дополненное на основании
  4. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в архангельской области в 2010 году

    Доклад
    Ежегодный доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Архангельской области (далее - Уполномоченный) подготовлен в соответствии со статьей 29 областного закона от 15 июля 1997 года № 34-10-ОЗ «Об уполномоченном по правам
  5. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (4)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  7. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (3)

    Доклад
    Настоящий доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Архангельской области (далее – Уполномоченный) подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Областного закона «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской
  8. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека Свердловской области в 2010 году

    Доклад
    Где тонко – там и рвётся: это показал глобальный кризис 2008-2009 годов. Без серьёзных реформ стране невозможно противостоять любым рискам, которых накопилось много как внутри государства, так и в мировом пространстве.
  9. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (6)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу

Другие похожие документы..