Рабочая учебная программа среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень)

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАТО ВИДЯЕВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАКРЫТОГО

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВИДЯЕВО»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНА

Протокол заседания

методического совета

приказом по школе

от 31.08.2010. № 206

от 30.08.2010 № 1

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО БИОЛОГИИ

(ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

(10А КЛАСС)

НА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

ЗАТО п. ВИДЯЕВО

2010 год

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая учебная программа по биологии составлена на основе примерной программы среднего полного (общего) образования по биологии на профильном уровне, авторской программы по биологии на профильном уровне (автор В.Б.Захаров), федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, федерального и регионального базисных планов и предназначена для изучения биологии в общеобразовательном учреждении.

Структура документа

Рабочая учебная программа включает семь разделов: пояснительная записка, основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников, УМК, рекомендуемую литературу, рекомендуемые сайты.

Цели

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний обосновных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты;

пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 102 часа (3 часа в неделю).

Программа по биологии в 10 классе направлена на реализацию межпредметных связей с физикой, химией, историей, географией.

Соблюдается преемственность изучения тем, прослеживаются связи между частным и общим. Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенные на уроках химии, физики, истории, географии.

При изучении биологии в 10 классе предполагается использование технологий: развивающего обучения, личностно – ориентированных технологий и проблемного обучения.

Методы и формы работы: лекции, беседы, зачеты, диспуты, разноуровневые самостоятельные работы, коллективные, групповые, парные и индивидуальные формы деятельности, лабораторные и практические работы.

Основная форма организации учебного процесса классно – урочная. Также применяются индивидуальные занятия и модульное обучение

Учебно – тематический план

Раздел

Кол – во часов

Всего

Из них Л.Р.

Из них П.Р.

Из них К.Р.

Биология как наука. Методы научного познания

6

-

-

Клетка

37

8

-

3

Организм

59

10

-

2

Итого:

102

18

-

5

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа по сравнению с примерной имеет ряд отличий. Раздел «Клетка» дан в объеме 37 часов, а в примерной – 30 часов. Использованы часы резервного времени на контрольно – обобщающие уроки, семинары, выделение лабораторных работ в отдельные уроки, что усиливает практическую направленность урока. В разделе «Организм» учебный материал дан в объеме 59 часов, а в примерной – 56. Использованы часы резервного времени на контрольно – обобщающие уроки, семинары, выделение лабораторных работ в отдельные уроки, работу с дополнительной литературой, Интернет ресурсами. Особое внимание уделено решению генетических задач повышенной сложности. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в процесс практического компонента лабораторных работ. Рабочая программа включает учебное содержание, значимое для каждого ученика в повседневной жизни и важное для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности;); Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; ); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов;

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов;;

  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды;, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания;

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом);готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение;

  • анализировать и оценивать этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

  1. Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии 10 класс базовый уровень 35 часов

    Рабочая программа
    Рабочая программа адресована учащимся 10-х классов общеобразовательных учреждений( профильный уровень).Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования.
  2. 30. 06. 2009 №5258 Об утверждении Стандарта муниципальной услуги «Предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам» (1)

    Программа
    Об утверждении Стандарта муниципальной услуги «Предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам»
  3. 30. 06. 2009 №5258 Об утверждении Стандарта муниципальной услуги «Предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам» (2)

    Программа
    В целях повышения уровня качества оказания муниципальной услуги «Предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам», предоставляемой
  4. Рабочая программа. Примерная программа основного общего образования по русскому языку. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.

    Рабочая программа
    Программа по русскому языку «Школа 2100», Р.Н. Бунеев Сборник программ. Образовательная система «Школа 2100». Под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2007
  5. Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку базовый уровень пояснительная записка (1)

    Примерная программа
    Примерная программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса;
  6. Среднее (полное) общее образование

    Документ
    Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям.
  7. Программа : Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне. Математика. / Сайт федерального центра образовательного законодательства www lexed ru

    Программа
    Информация представлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 822 от « 23 » декабря 2009г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе
  8. Учебно-методический комплекс по предметам федерального компонента (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)

    Учебно-методический комплекс
    Н.В.Нечаева. Русский язык. 1-4 классы. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова. Составитель: Н.В. Нечаева. Самара: Корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2010.
  9. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г.)

    Документ
    Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"(с изменениями от 3 июня 2008 г.

Другие похожие документы..