Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Учебный план начального общего образования (по годам обучения) образовательного учреждении

 

В рамках реализации образовательной программы общеобразовательное учреждение успешно взаимодействует с Домом детского творчества, городской библиотекой, музыкальной школой, КСК «Сибиряк».

  1. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана

Учебный план образовательного учреждения на 2011-2012 учебный год сформирован на основе нормативно-правовых документов:

  • Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);

  • Устав (Принят 02.06.2008г Протокол №5)

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г.);

  • Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09.03.2004 года № 1312) с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 30.08.2010 г. № 889 и от 03.06.2011 г. № 1994;

  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ т 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении требований к ОУ в части сохранения здоровья обучающихся и воспитанников»;

  • Государственные образовательные стандарты (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089);

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования
    (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009  зарегистрирован Минюст № 17785 от 2212. 2009);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010 г. N 1241 г. Москва "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";

  • Приказ МО и Н РФ от 24.12.2010 № 2080   «Об утверждении федеральных  перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 год»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 4.03.2010 №03-413 « О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»

  • Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр «О региональном учебном плане для общеобразовательных учреждений Иркутской области»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 июня 2006 г. N 03-1508
    "О Перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений"

  • Письмо департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования

  • Письмо Министерства образования Иркутской области от 16.05.2011 № 55-37-2727/11« О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений»;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Система оценивания учебных достижений школьников в условиях без отметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).

Учебный план составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

При формировании учебного плана концептуально использовались следующие подходы:

  • учебный план должен реализовывать полноценное усвоение каждым учеником знаний по образовательным областям, инвариантной части, развитие склонностей и способностей обучающихся, исполнение заказа и спроса на образовательные услуги, представленные в вариативной части плана;

  • учебный план должен обеспечивать качество образования;

  • учебный план должен осуществлять индивидуальный подход к обучающимся, создавать адаптивную образовательную среду;

  • учебный план должен содействовать развитию творческих способностей обучающихся.

Учебный план реализует выше названные подходы и ориентирован на полноценное усвоение каждым учеником знаний по образовательным областям, на общее развитие обучающихся.

Таким образом, реализуются три положения Концепции модернизации российского образования: доступность, эффективность, качество.

При формировании учебного плана учитывались результаты изучения образовательного спроса обучающихся, их родителей (законных представителей).

Учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

Инвариантная часть реализует федеральный компонент федерального государственного образовательного стандарта, обеспечивает овладение выпускниками начальной, основной (общей) и средней (полной) школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков, гарантирующим продолжение образования.

Учебные предметы федерального компонент учебного плана обеспечены программным, учебно-методическим материалом, утвержденным Министерством образования Российской Федерации.

Вариативная часть учебного плана предусматривает реализацию регионального компонента и поддержку образовательных областей инварианта, обеспечивает реализацию школьного компонента содержания образования и направлена на формирование функциональной грамотности и социальной адаптации обучающихся.

Учебный план определяет, какие учебные предметы изучаются в каждом классе, сколько учебного времени отводится на отдельные предметы, как выстраиваются при этом межпредметные связи.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределятся в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:

- для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков;

Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана по основной образовательной программе «Школа России», рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011 – 2012 учебный год (Приказ № 2080 от 24 декабря 2010 года) издательства «Просвещение».

1.     Завершённая предметная линия  учебников «Русский язык»

авт. Канакина В.П., Горецкий В. Г.

2.     Завершённая предметная линия  учебников «Литературное чтение»

авт. Климанова Л. Ф. и др.

3.     Завершённая предметная линия  учебников «Математика»

авт. Моро М. И, и др.

4.     Завершённая предметная линия  учебников «Окружающий мир»

авт. Плешаков А. А.

 5.     Завершённая предметная линия  учебников «Технология» 

   авт.  Роговцева Н. И. и др.

6.     Завершённая предметная линия  учебников «Музыка»

авт. Критская Е. Д. и др.

7.     Завершённая предметная линия  учебников  «Изобразительное

искусство» под. ред. Неменского Б. М.

8.     Завершённая предметная линия  учебников «Физическая культура»

авт. Лях В. И.

9.     Завершённая предметная линия  учебников «Духовно – нравственная

культура народов России».

10. Завершённая предметная линия  учебников «Английский язык»

авт. Кузовлёв В. П. и др.

Во втором  полугодии четвёртого класса (1 час в неделю) и  в первом полугодии пятого класса (1 час в неделю) реализуется учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

  

Данный курс включает 6 содержательных модулей:

-                   «Основы православной культуры»,

-                   «Основы исламской культуры»,

-                   «Основы буддийской культуры»,

-                   «Основы иудейской культуры»,

-                   «Основы  светской этики»,

 -                   «Основы мировых  религиозных культур».   

 

Право выбора модуля принадлежит учащимся совместно с родителями или их законными представителями. В нашей школе родители отдают приоритет модулю «Основы православной культуры». 

Вторая часть учебного плана формируется на основе потребностей и возможностей образовательного учреждения на каждый учебный год. Учащимся предоставляется право выбора спектра занятий. Внеучебная деятельность проходит в форме различных форм организации, отличной от урочной системы обучения.

Занятия могут проводиться в форме: кружков, секций, проектов, экскурсий и др.

Занятия могут проводиться учителями других образовательных учреждений, в том числе педагогами дополнительного образования.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе в первую смену;

- используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый);

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

- организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Учебный план рассчитан на пятидневную рабочую неделю в 1-4 классах (решение Управляющего Совета Протокол № 1 от 05.05.2011г.) Согласно п.10.5. СанПиН 2.4.2821-10 максимальная нагрузка на I ступени при пятидневной неделе обучения - 23 часа. Учебный план реализует инвариант – во 2 классе 19 часов, в 3, 4 классах по 20 часов и региональный компонент: русский язык – 2 часа, литературное чтение – во 2 классе 2 часа, в 3, 4 классах по 1 часу. Учебный предмет регионального компонента «информатика» ведётся за счёт часов дополнительного образования (решение педагогического совета Протокол № 17 от 30.05.11.) с целью преемственности 1 и 2 ступеней. При проведении занятий по иностранному языку, информатике класс делится на две группы при наполняемости класса 25 и более человек.

Продолжительность учебного года: 1 – класс – 33 учебные недели, во 2-ых - 4-ых 34.

Начало занятий – 08.30.

Максимальная учебная нагрузка для обучающихся 1-4 классов не превышает предельно допустимую учебную нагрузку в соответствии с СанПиН.

Продолжительность каникул в течение учебного года со­ставляет не менее 30 календарных дней.

Учебный план на 2011-2012 учебный год рассмотрен на заседании педагогического совета (протокол № 17 от 30.05.11) и внесены изменения (протокол № 22 от 31.08.11)

  1. Структура учебного плана

Учебный план состоит из федерального, регионального и школьного компонентов.

Содержание образования на всех ступенях предусматривает непрерывность и преемственность изучения предметов каждой образовательной области.

В учебном плане школы представлены следующие образовательные области:

  • филология, которая представлена предметами русский язык (1-11 классы), литературное чтение (1-4 классы), литература (5-11 классы), иностранный язык (английский, французский и немецкий; 2-11 классы);

  • математика, которая представлена предметами: математика (1-6 классы), алгебра (7-9 классы), геометрия (7-11 классы), алгебра и начала анализа (10-11 классы), информатика и ИКТ (2-11 классы);

  • обществознание, которая представлена предметами: история (5-11 классы), обществознание (6-11 классы), география (6-11 классы);

  • естествознание, которая представлена предметами: окружающий мир (1-4 классы), биология (6-11 классы), химия (8-11 классы), физика (7-11 классы), астрономия (11 класс);

  • искусство, которая представлена предметами: изобразительное искусство (1-8 классы), музыка (1-7 классы), искусство («Твоя профессиональная карьера»);

  • технология, которая представлена предметами: технология (труд), технология (1-9 классы);профессиональное обучение (10-11 классы)

  • физическая культура, которая представлена предметами физическая культура (1-11 классы), ОБЖ (5-11 классы).

Региональный компонент и компонент образовательного учреждения учебного плана ориентирован на осуществление следующих образовательных линий:

-формирование компьютерной грамотности, освоение информационно-коммуникационных технологий;

- правовая подготовка обучающихся;

- становление и развитие информационной культуры обучающихся;

- сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся;

- формирование у обучающихся здорового образа жизни;

- социализация выпускников.

Данные образовательные линии реализуются введением в региональный компонент и компонент образовательного учреждения учебного плана специальных предметов и курсов, которые изучаются в форме обязательных предметов или занятий по выбору.

Региональный компонент содержания общего образования выполняется полностью на всех ступенях обучения. Он включает:

Начальное общее образование

(Приложение 2)

Основное общее образование

(Приложение 3)

Среднее (полное) общее образование

(Приложение 4)

Русский язык (2-4 классы)

Русский язык (5-7 классы)

Литературное чтение (2-4 классы)

Информатика (5-7 классы)

Информатика *(2-4 классы)

ОБЖ (5, 7, 9 классы)

«Литература Восточной Сибири (5-6 классы)

География Иркутской области (8, 9 классы)

Курс по изучению историко-культурного наследия области, города, района, поселка: «Историко-культурное наследие Алзамая» (11 класс)

Технология (8 класс), черчение (9 класс)

Курс по психологии социальной и межкультурной компетенции: «Реализуй себя» (10 класс)

2 класс (4 часа в неделю):

«Русский язык»(2 часа в неделю) – с целью пробуждения познавательного интереса к слову, направлено на развитие речи, мышления.

«Литературное чтение»(2 часа в неделю) – с целью формирования и совершенствования всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.

Информатика * (1 час) - в связи с переходом на 5-дневную рабочую неделю по решению педагогического совета ведётся за счёт часов школьного компонента с целью преемственности 1 и 2 ступеней

  1. Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования > Филология > 1Русский язык литературное чтение

    Пояснительная записка
    2-летний нормативный срок усвоения образовательных программ среднего (полного) общего образования; классы профильного обучения: информационно-технологический профиль (углубленное изучение математики, информатики), социально-экономический
  2. Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Учебный план начального общего образования

    Пояснительная записка
    Данный документ разработан педагогическим коллективом Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Центр Детства «Жемчужинка» город Клин в соответствии:
  3. Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Учебный план образовательного учреждения (1)

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №11 (далее школа) разработана рабочей группой по внедрению ФГОС, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  4. Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Учебный план образовательного учреждения (2)

    Пояснительная записка
    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Программа отдельных предметов, курсов. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального
  5. Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Образовательный план образовательного учреждения

    Пояснительная записка
    - поляризации образовательной среды школы с выделением разноакцентированных пространств (кабинет, библиотека, читальный зал, компьютерный класс, игровая, помещения для работы групп, подвижных занятий и др.
  6. Основная образовательная программа моу «сош №1» 2011 год Оглавление Пояснительная записка 3-6 Система образования в школе. 6- 9 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего 9-10

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Протвино является общей программой деятельности администрации школы, учителей, родителей и самих детей.
  7. Пояснительная записка > Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Учебный план начального общего образования

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
  8. Распоряжени е (4)

    Документ
    В соответствии с постановлением главы муниципального образования Чукотский район от 05.09.2003г. № 129 «О регламенте работы администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район»,
  9. Пояснительная записка 3 2 Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования 11

    Пояснительная записка
    Данный документ разработан педагогическим коллективом Муниципального образовательного учреждения средней школы № 33 Г. Томска в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом

Другие похожие документы..