Учебно-методический комплекс по специальности 080301. 65 - коммерция (торговое дело) Рязань

406


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра управления тыловым обеспечением УИС и коммерции

ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Учебно-методический комплекс

по специальности

080301.65 – Коммерция (торговое дело)

Рязань

2009

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра управления тыловым обеспечением УИС и коммерции

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Академии ФСИН России

генерал-майор внутренней службы

______________________А.Я. Гришко

«____» __________________ 200_ года

ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Учебно-методический комплекс

по специальности

080301.65 – Коммерция (торговое дело)

Факультет: экономический

Категория обучающихся: курсанты и слушатели

Курс: 3-й, 4-й (очная форма обучения);

4-й (заочная форма обучения)

Рабочий учебный план от 04.04.2008 года

Рабочий учебный план от 04.04.2008 года

Рязань

2009

Учебно-методический комплекс составлен на основе ГОС высшего профессионального образования по специальности 080301.65 – Коммерция (торговое дело), утвержденного Минобразованием России 23 марта 2000 г, методических рекомендаций по разработке учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам, преподаваемым в образовательных учреждениях ФСИН России.

Обсужден и одобрен на заседаниях кафедры управления тыловым обеспечением УИС и коммерции 10 февраля 2009 г., протокол № 9; методического совета факультета 10 февраля 2009 г., протокол № 5.

Разработчик: заместитель начальника кафедры, кандидат технических наук, доцент О.Н. Соловкин.

Начальник кафедры

управления тыловым обеспечением УИС

и коммерции

кандидат технических наук, доцент Ю.Л. Власов

ЧАСТЬ I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Учебным планом по специальности 080301.65 – Коммерция (торговое дело) предусмотрено изучение дисциплины «Организация коммерческой деятельности предприятий».

Основным содержанием учебной дисциплины является изучение основ коммерческой деятельности предприятий для решения задач по достижению коммерческого успеха.

В рыночных условиях хозяйствования предприятия вплотную сталкиваются с необходимостью самостоятельного решения многих сложных задач по реализации коммерческой деятельности, начиная с проблемы организации материального обеспечения, оптимизации производственного процесса и заканчивая успешным сбытом продукции в условиях высокой конкуренции с зарубежными товарами и услугами.

Целью изучения учебной дисциплины «Организация коммерческой деятельности предприятий» является формирование у обучаемых комплекса знаний об основных принципах и элементах коммерческой деятельности предприятий.

Основные задачи дисциплины:

- ознакомление с теоретической концепцией коммерческой деятельности предприятий;

- формирование представления об организации коммерческих служб и управлении коммерческой деятельностью промышленных предприятий и торгово-посреднических структур;

- изучение основ организации коммерческой деятельности промышленных предприятий и торгово-посреднических структур в инфраструктуре рынка.

В процессе изучения учебной дисциплины необходимо использовать знания, полученные по таким дисциплинам, как «Математика», «Информатика», «Статистика», «Маркетинг», «Менеджмент», «Коммерческое право», «Коммерческая логистика», «Товароведение и экспертиза товаров», «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности», «Основы коммерческой деятельности».

В результате изучения дисциплины «Организация коммерческой деятельности предприятий» курсанты и слушатели должны:

- иметь четкое представление об организации коммерческой деятельности на торговых и промышленных предприятиях;

- знать современные методы осуществления бизнес-активностей в процессе ресурсного обеспечения предприятий и учреждений (в том числе и уголовно-исполнительной системы), а также коммерческой деятельности по реализации товаров и услуг;

- уметь использовать полученные знания для рациональной организации коммерческой деятельности в сферах обеспечения предприятий и учреждений (в том числе и УИС) материально-техническими ресурсами и продаж товаров (услуг) на различных рынках.

Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, семинарах, и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы курсантов и слушателей.

Объем дисциплины для курсантов очной формы обучения составляет 178 часов, из них аудиторных – 118 часов, в том числе:

- лекции – 60 часов;

- семинары – 30 часов;

- практические занятия – 28 часов.

Самостоятельная работа – 60 часов.

Объем дисциплины для слушателей заочной формы обучения составляет 178 часов, из них аудиторных – 32 часа, в том числе:

- лекции – 26 часов;- практические занятия – 6 часов.

Самостоятельная работа – 146 часов. В качестве формы контроля курсанты очной формы обучения в 7-м семестре сдают зачет, в 8-м семестре выполняют курсовую работу и сдают экзамен. Слушатели заочной формы обучения на 6-м курсе выполняют курсовую работу и сдают экзамен.

II. Основной раздел

2.1. Общий перечень разделов и тем учебной дисциплины

Тема 1.1. Организационно-правовые формы функционирования предприятий.

Тема 1.2. Формы сотрудничества предприятий в сфере производства и товарообмена.

Тема 1.3. Информационное обеспечение коммерческой деятельности.

Тема 2.1. Особенности организации и управления коммерческой деятельностью промышленных предприятий.

Тема 2.2. Особенности организации и управления коммерческой деятельностью оптовых и розничных предприятий.

Тема 2.3. Организация торговли на аукционах и ярмарках.

Тема 2.4. Организация коммерческой деятельности в инфраструктуре рынка.

Тема 2.5. Коммерческие инновации.

Тема 3.1. Планирование материально-технического обеспечения.

Тема 3.2. Организация коммерческих связей и выбор потенциального поставщика.

Тема 3.3. Организация приемки продукции по критериям качества и количества.

Тема 4.1. Сущность, виды и формы лизинга.

Тема 4.2. Экономический механизм лизинговых отношений.

Тема 4.3. Организационное и методическое обеспечение лизингового процесса.

Тема 4.4. Управление лизинговым процессом.

Тема 5.1. Организация и планирование сбыта продукции.

Тема 5.2. Организация торговли промышленной и интеллектуальной собственностью.

Тема 6.1. Формирование товарного ассортимента торговых предприятий.

Тема 6.2. Организация товародвижения и сервиса.

Тема 7.1. Анализ закупочной и сбытовой деятельности предприятий.

Тема 7.2. Стратегическое планирование коммерческой деятельности.

2.2. Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Концепция коммерческой деятельности предприятий

Тема 1.1. Организационно-правовые формы
функционирования предприятий

Промышленное предприятие как субъект коммерческой деятельности. Учреждения уголовно-исполнительной системы как субъекты коммерческой деятельности. Правовые формы предприятий: индивидуальные предприятия, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества. Организационные формы объединения предприятий. Совместные предприятия. Торговые дома.

Литература: [2, 3, 5, 6, 13, 16, 19, 20, 21].

Тема 1.2. Формы сотрудничества предприятий
в сфере производства и товарообмена

Совместное предпринимательство. Производственная кооперация. Франчайзинг. Аутсорсинг. Лицензирование. Концессия. Общие принципы встречной торговли. Коммерческая триангуляция. Компенсационные операции. Кооперация и координация при сбыте товаров. Консорциальные соглашения. Формы интеграции торговых предприятий.

Литература: [2, 16, 23].

Тема 1.3. Информационное обеспечение
коммерческой деятельности

Информационное общество. Основные аспекты информации. Источники информационного обеспечения. Рынок как источник информации. Использование информации. Доступность и сферы применения современных средств информации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Литература: [13, 14, 16, 17, 21].

Раздел 2. Организация и управление коммерческой деятельностью на предприятиях различных отраслей

Тема 2.1. Особенности организации и управления коммерческой деятельностью промышленных предприятий

Коммерческая служба предприятия: задачи, функции. Факторы влияющие на организационное построение структуры отделов. Законо-мерности формирования организационных структур коммерческой службы предприятия. Совершенствование организации управления коммерческой деятельностью предприятия. Специфика организации и управления коммерческой деятельностью в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Литература: [3, 6, 16, 18, 19, 20, 23].

Тема 2.2. Особенности организации и управления коммерческой деятельностью оптовых и розничных предприятий

Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйственных отношений. Типы и виды оптовых предприятий. Методы оптовой продажи товаров. Виды розничной торговли. Методы обслуживания покупателей. Лицензирование розничной торговли. Специфика торгового обслуживания в УИС.

Литература: [3, 6, 8, 9, 12, 16, 17, 21, 30].

Тема 2.3. Организация торговли на аукционах и ярмарках

Роль и значение ярмарочно-выставочной торговли. Классификация ярмарочно-выставочной торговли. Отличительные черты ярмарочной и выставочной торговли. Организационные этапы проведения ярмарок и выставок. Аукционы: сущность и виды. Организация и техника ведения аукционной торговли.

Литература: [2, 17, 20].

Тема 2.4. Организация коммерческой деятельности
в инфраструктуре рынка

Структура банковского рынка. Коммерческая деятельность банков. Страхование как финансовая услуга. Сущность страхования, его формы и функции в рыночной экономике. Инжиниринг: понятие и виды услуг. Недвижимость как финансовый актив. Операции с различными видами недвижимости.

Литература: [2, 23, 24, 25, 28].

Тема 2.5. Коммерческие инновации

Инновации как главная сила развития экономики. Виды инноваций. Сущность, причины и формы нововведений в организациях. Формирование портфелей инноваций предприятия. Основные экономические и технико-экономические показатели, влияющие на отбор инновационных идей.

Литература: [15, 16, 27].

Раздел 3. Материально-техническое обеспечение
промышленных предприятий

Тема 3.1. Планирование материально-технического обеспечения

Сущность планирования обеспечения предприятия материальными ресурсами. Долгосрочное и текущее планирование. Определение потребности и разработка плана закупок материальных ресурсов. Бюджет снабжения предприятия. Определение потребности производственных цехов в материальных ресурсах Особенности планирования потребности в материально-технических ресурсах производственных подразделений УИС.

Литература: [3, 6, 18, 19, 20, 21, 22].

Тема 3.2. Организация коммерческих связей и выбор
потенциального поставщика

Изучение рынка сырья и материалов. Критерии оценки выбора потенциального поставщика. Организация закупочно-договорной деятельности. Документальное оформление выдачи материалов и доставки их в цех. Размещение заказов на поставку товаров на конкурсной основе.

Литература: [4, 18, 19, 20, 21, 22].

Тема 3.3. Организация приемки продукции по критериям
качества и количества

Нормативные акты, регламентирующие порядок приемки продукции по качеству и количеству. Порядок и особенности приемки продукции по количеству. Порядок и особенности приемки продукции по критериям качества. Претензионные акты и исковые заявления. Особенности приемки импортных товаров. Условия участия в приемке продукции представителей поставщиков.

Литература: [10, 11, 17, 18, 19, 20].

Раздел 4. Лизинг как способ обеспечения предприятия
материальными ресурсами

  1. Учебно-методический комплекс по специальности 080301. 65 Коммерция (торговое дело) Рязань (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен на основе ГОС высшего профессионального образования по специальности 080301.65 – Коммерция (торговое дело), утвержденного Минобразованием России 23 марта 2 г, методических рекомендаций по разработке
  2. Учебно-методический комплекс по специальности 080301. 65 Коммерция (торговое дело), Рязань

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен на основе ГОС высшего профессионального образования по специальности 080301.65 – Коммерция (торговое дело), утвержденного Минобразованием России 23 марта 2 г, методических рекомендаций по разработке
  3. Учебно-методический комплекс по специальности 080301. 65 Коммерция (торговое дело) Рязань (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен на основе ГОС высшего профессионального образования по специальности 080301.65 – Коммерция (торговое дело), утвержденного Минобразованием России 23 марта 2 г, методических рекомендаций по разработке
  4. Учебно-методический комплекс по специальности 080301. 65 Коммерция (торговое дело) Рязань (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен на основе ГОС высшего профессионального образования по специальности 080301.65 – Коммерция (торговое дело), утвержденного Минобразованием России 23 марта 2 г, методических рекомендаций по разработке
  5. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080109 Бухгалтерский учет, анализ, аудит

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Трансформационные направления развития экономики России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  6. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика 080105 Финансы и кредит (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 080102, 080105, 080107, 080109,
  7. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика 080105 Финансы и кредит (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 080102, 080105, 080107, 080109,
  8. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика 080105 Финансы и кредит (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 080102, 080105, 080107, 080109,
  9. Учебно-методический комплекс Специальности: 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» 080301. 65 «Коммерция (торговое дело)» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Экономика предприятия» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502.

Другие похожие документы..