Методические рекомендации для работы с учащимися и молодежью по обучению правилам безопасности жизнедеятельности в Клубах юных спасателей-пожарных, общеобразовательных учреждениях и иных общественных организациях

Данные методические рекомендации обобщают опыт работников КЮСП, центров пропаганды и обучения при управлениях МЧС и центров внешкольной работы по темам безопасности. Мы благодарим всех, кто поделился своим опытом, и предлагаем дальнейшее совместное сотрудничество на сайте БДПО, где всегда можно будет найти нужный методический материал по проведению различных мероприятий со школьниками, а также предложить свои интересные разработки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для работы с учащимися и молодежью по обучению правилам безопасности жизнедеятельности в Клубах юных спасателей-пожарных,

общеобразовательных учреждениях и иных общественных организациях

Предлагаемые материалы могут быть использованы специалистами по оргмассовой работе добровольных пожарных обществ, педагогами общеобразовательных учреждений, вожатыми детских оздоровительных лагерей, лидерами детских организаций, студентами педагогических высших и средних учебных заведений

Минск 2011

1. Введение

Настоящие рекомендации рассчитаны на обучение учащихся и молодежи правилам безопасности жизнедеятельности; привлечение их к массово-разъяснительной работе по предупреждению чрезвычайных ситуаций; привитие им навыков правильных действий в случае возникновения экстремальных условий, опасных для жизни и здоровья людей; рациональную организацию свободного времени, укреплению таких качеств характера как дружба, взаимопомощь, ответственность.

В процессе освоения знаний и навыков безопасности обучение неразрывно связано с воспитанием личности. Многие родители воспитывают детей без обучения и разъяснения, действуя запретами, которые приводят к обратным результатам – дети вдали от родительского надзора пытаются познавать запретное сами, не имея к тому необходимой подготовки, что приводит к тяжелым последствиям. Найти правильное взаимоотношение между обучением и воспитанием означает вникнуть в психологию обучаемых. Процесс воспитания в психологическом смысле надо понимать как обучение соизмерению норм и ценностей. Адекватное и сознательное отношение к предотвращению чрезвычайных ситуаций также является результатом освоения норм поведения и действия. Для того, чтобы эти нормы стали внутренней потребностью, надо привлечь внимание к четырем аспектам:

аспект знаний – создание системы общих норм безопасности и конкретных поступков и популяризация ее;

аспект позиции – создание собственной позиции по отношению к этим нормам на основе личных переживаний, высказываний друзей, связанных с соблюдением или несоблюдением норм, а также последствий их нарушения и информация, передаваемая в СМИ;

аспект мотивации – обоснование действия, понимание необходимости соблюдения норм;

аспект способности – приобретение практических навыков предотвращение чрезвычайных ситуаций, умение оценить моменты опасности и учитывать их в своем действии.

Организатором распространения знаний и навыков по безопасности жизнедеятельности среди учащихся и молодежи являются Белорусская молодежная общественная организация спасателей-пожарных (далее – БМООСП) и Клубы юных спасателей-пожарных (далее – КЮСП).

В республике движение юных спасателей-пожарных широко распространено в форме отрядов, клубов, дружин, агитклубов, кружков, которые функционируют на базе школ, учреждений внешкольного воспитания и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

Вместе с тем, обучение правилам безопасности должно быть разнообразным, интересным, познавательным, дифференцируемым в соответствии с возрастом обучаемых. Руководителям КЮСП, лидерам детских организаций, классным руководителям необходимо более действенно использовать экскурсии, турпоходы и другие внешкольные мероприятия для практического обучения безопасному поведению и действиям по предотвращению чрезвычайных ситуаций, а также возможности ликвидации их в начальной стадии. Кроме того, следует активно использовать творческий потенциал подростков, учитывая их интересы и работая с ними по тематике безопасности в агитбригадах, компьютерных и художественных кружках, занимаясь моделированием или изготовлением поделок.

В основу данных рекомендаций положен лучший опыт КЮСП республики.

2. Направление профилактической работы

Работа в КЮСП проводится по следующим основным направлениям:

обучение правилам безопасности и действиям при возникновении пожара (изучение первичных средств пожаротушения и ознакомление с пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации) или иных чрезвычайных ситуаций;

привлечение к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров и иных чрезвычайных ситуаций от шалости детей и к профилактической работе в школах, детских садах, внешкольных учреждениях и жилых домах с использованием различных средств пропаганды; школьных радиоузлов, настенных газет, фотовитрин, уголков КЮСП и БМООСП;

проведение занятий и соревнований по пожарному спорту, тематических конкурсов, викторин, слетов, детских кинолекториев, экскурсий, походов, рейдов, дозоров, молодежных фестивалей; организация агитбригад, коллективов художественной самодеятельности, кружков пожарно-технического моделирования;

посещение Музея пожарного и аварийно-спасательного дела, пожарно-технических выставок; создание при КЮСП или школах музеев боевой славы, рассказывающих о подвигах пожарных прошлых лет и современных героических действиях работников подразделений по чрезвычайным ситуациям; встречи с заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны и подразделений по чрезвычайным ситуациям, чемпионами и мастерами пожарного спорта.

3. Методы работы

3.1. Проведение массовых мероприятий:

проведение в школах конкурсов на лучшее написание диктантов, изложений и сочинений, на лучший рисунок, лучшую статью в стенной печати на тематику безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций с последующей организацией выставок лучших работ в школах, фойе кинотеатров, домах детского творчества;

проведение тематических КВНов и выступлений коллективов художественной самодеятельности: сценки, постановки, кукольные представления, музыкальные номера;

создание агитбригад с выступлением их в детских дошкольных учреждениях, школах города (района), летних лагерях отдыха, домах детского творчества, парках культуры и других общественных местах;

организация тематических кинолекториев, рейдов, дозоров;

проведение конкурсов, викторин, олимпиад на лучшее знание правил безопасности;

организация экскурсий пожарно-технические выставки, в подразделения по чрезвычайным ситуациям, музеи и памятные места, рассказывающие о подвигах спасателей-пожарных;

организация встреч с заслуженными работниками и ветеранами пожарной и аварийно-спасательной службы;

проведение занятий и соревнований по пожарно-спасательному спорту;

организация тематических кружков по интересам: моделирования пожарной и спасательной техники, детского творчества, художественно-изобразительный, спортивный, художественной самодеятельности, корреспондентский, компьютерно-мониторинговый, инспекторский (по соблюдению правил безопасности в местах учебы и досуга школьников), агитационный (по проведению среди дошкольников и младших школьников пропагандистской работы), культурно-массовой работы (по организации и проведению вечеров, КВНов, игр, викторин и соревнований на тематику безопасности);

участие в мероприятиях, проводимых Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: ежегодные смотры детского творчества «Спасатели глазами детей», слеты КЮСПов; посещение праздничных мероприятий, посвященных Дню пожарной службы.

    1. Использование средств массовой информации, наглядно-изобразительной и компьютерной продукции:

приглашение представителей СМИ на проводимые мероприятия;

задействование местных радиоузлов и телестудий;

создание сайта, изготовление тематических видеофильмов, роликов;

распространение плакатов, буклетов, листовок, памяток по безопасности.

3.3. Создание музеев (комнат доблести) пожарного и аварийно-спасательного дела:

сбор материалов по истории пожарного и аварийно-спасательного дела;

подготовка экспонатов, рассказывающих о буднях современных подразделений по чрезвычайным ситуациям;

организация и проведение экскурсий по созданному музею;

проведение во время школьных каникул экспедиций по сбору материалов для пополнения ими музея (комнаты доблести).

  1. Формы работы и примеры проведения мероприятий

4.1. Торжественные сборы. Организуя торжественные мероприятия с членами КЮСПов, всегда следует соблюдать ритуалы, использовать символы и атрибуты для высокого эмоционального и морального воздействия на подростков. Обстановка должна вызывать у них ожидание яркого, волнующего, необыкновенного праздника. Поэтому подготовка к таким мероприятиям должна быть тщательной, а подход – творческим. Одним из подобных торжеств может стать ритуал посвящения в спасатели.

Посвящение в спасатели. Посвящение в спасатели проводится в конце учебного года, когда подведены итоги работы Клубов юных спасателей-пожарных и Белорусской молодежной организации спасателей-пожарных. Наиболее активных членов КЮСП и БМООСП награждают отличительными значками, грамотами, памятными подарками, а вновь принятых – удостоверениями. Торжественный ритуал можно проводить совместно с территориальным подразделением по чрезвычайным ситуациям, предварительно согласовав и оговорив все пункты мероприятия: приглашение ветеранов службы, проведение викторины по знанию правил безопасности и умению действовать в экстремальных условиях, соревнования по пожарному спорту и т.п. По окончании торжественной части можно организовать просмотр тематических кинофильмов, провести концерт художественной самодеятельности, организовать «сладкий стол».

4.2. Слеты. Доброй традицией для членов КЮСП стали слеты – от городских, районных, областных до республиканских и международных, которые ежегодно проводятся в Национальном детском оздоровительном лагере «Зубренок». В программу слетов включают конференцию по обмену опытом работы в КЮСП, конкурсы агитбригад, вечера отдыха, викторины, КВНы. На слете работает пресс-центр, выставка творчества юных спасателей-пожарных, подводятся итоги работы. На открытие и закрытие слета проводятся торжественные линейки – традиционный обязательный ритуал.

4.3. Рейды, эстафеты, дозоры. Важное место в работе юных спасателей-пожарных занимает предупреждение чрезвычайных ситуаций и, прежде всего, возникающих по вине дошкольников и младших школьников. Кроме того, такая деятельность дает подросткам возможность самоутвердиться, поверить в то, что они делают великое дело – предотвращают пожары и иные ЧС, спасая тем самым жизнь и здоровье других людей. Данная форма работы привлекательна своим разнообразием и очень эффективна при поддержке руководства школы и территориальных подразделений по чрезвычайным ситуациям. С учетом интересов членов Клуба можно выбрать любое направление деятельности: «Школа», «Мой младший друг», «Микрорайон», «Безопасный Новый год», «Зеленый друг», «Урожай», «Поиск», «Спорт сильных и смелых» и т.п. В каждом из них создается штаб, возглавляемый педагогом, который налаживает деловое взаимодействие с заинтересованными организациями и решает вопрос о закреплении компетентного сотрудника организации за мероприятием.

Проведение рейдов, эстафет, дозоров. Рейды, эстафеты, дозоры могут иметь следующие направления:

  1. Факультет безопасности жизнедеятельности культура безопасности жизнедеятельности : актуальность, проблемы, перспективы выпуск 2 Екатеринбург 2008

    Документ
    Ежеквартальный сборник научных и учебно-методических работ факультета безопасности жизнедеятельности: Выпуск 2 / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2008.
  2. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодежью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания

    Программа
    В настоящее время малочисленна литература, отвечающая на конкретные вопросы: куда устроиться на работу православному педагогу, как преодолеть атеистическую инертность государственных чиновников, какие формы работы выбрать, где найти
  3. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  4. Эюбова Л. В., Скрипник Л. Ю. Э98 Профильный лагерь "Юные пожарные": из опыта работы цртдиЮ "Можайский"

    Методические рекомендации
    Представленная методика организации и проведения профильных городских и выездных лагерей "Юные друзья пожарных", "Юный пожарный-спасатель" апробирована авторами на протяжении 4-х лет с воспитанниками школ и УДОД
  5. «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие формирования социально активной личности»

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных на XIII Республиканской выставке «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие
  6. Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта.

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опытавысших учебных заведений,представленных на XIV Республиканской выставке «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы»:
  7. Программа курса “Юный спасатель”

    Программа курса
    Курс подготовки учащихся общеобразовательных учреждений по программе “Юный спасатель” разработана в рамках подготовки населения Республики Татарстан в области защиты от чрезвычайных ситуаций на основании Постановления Правительства
  8. Информационно-методических материалов для патриотических клубов и объединений Ярославль 2003

    Закон
    Информация департамента по делам молодежи Администрации Ярославской области о проделанной в 2001-2003 гг. работе по патриотическому воспитанию граждан
  9. Учебный план 21 Работа педагогического коллектива над единой методической темой 34 Анализ методической работы по направлениям деятельности 36

    Доклад
    Публичный доклад ГОУ Центра образования № 1989 – важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности государственного общеобразовательного учреждения, форма широкого информирования общественности, прежде всего родительской,

Другие похожие документы..