Учебно-методический комплекс «Древние языки и культуры» для студентов заочного отделения пи юфу, обучающихся по специальности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО «Южный Федеральный Университет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

КАФЕДРА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

«УТВЕРЖДАЮ»___________________

Руководитель ПИ ЮФУ,

профессор Мареев В.И.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«Древние языки и культуры»

для студентов заочного отделения ПИ ЮФУ,

обучающихся по специальности

031 201- Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

г. Ростов-на-Дону

2009г.

Составитель: Андриенко А.А., старший преподаватель

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры английского языка

протокол №_____от_________________2009 г.

Заведующая кафедрой: Погребная И. Ф., кандидат филологических наук, доцент

Учебно-методический комплекс принят в фонд учебно-методического управления РГПУ

_____________________________________________________2006г.

Учебно-методический комплекс утвержден Ученым Советом ПИ ЮФУ

протокол №_____ от________________200 г.

Председатель Ученого Совета РГПУ,

профессор В.И. Мареев

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс курса «Древние языки и культуры» для заочного отделения предназначен для обеспечения подготовки дипломированных специалистов по направлению 031200 – «Лингвистика и межкультурная коммуникация», специальность 031201 – «Теория и методика преподавания иностранного языка и культуры», квалификация «Лингвист, преподаватель». УМК соответствует государственному образовательному стандарту (2000г.) и охватывает I и II семестры первого года обучения на заочном отедлении. В основу курса положена программа по латинскому языку и основам изучения древних культур для филологических факультетов университетов. На изучение курса «Древние языки и культуры», согласно учебному плану, отводится в общей сложности 144 часа, из них аудиторных - 18 часов (4 лекционных часов, 14 - практических), самостоятельная работа студентов – 126 часов. В процессе изучения курса проводится тематический контроль в форме письменной контрольной работы: после изучения темы «Фонетика и фонология» и «Морфология (Verbum; Nomen substantivum; Nomen adjectivum)». На протяжении всего курса идет работа с латинскими пословицами.

В последнее время в образовании на первый план выдвигается проблема формирования сильной языковой личности демократического типа. В этой связи именно речевое поведение, основанное на лингвистической эрудиции, является одним из наиболее важных составляющих языковой личности. На сегодняшний день в условиях гуманизации и гуманитарного образования, глобального обновления его содержания на всех ступенях, перед образовательными учреждениями стоит важная задача обеспечения сферы образования высококачественными специалистами, способными решать сложные вопросы повышения лингвистической образованности общества, формирования его речевой культуры, развития речи и речевого мастерства. Это предполагает основательную теоретическую и практическую подготовку специалистов в области языка, что создает предпосылки для расширения обучающих возможностей лингвистических дисциплин, вовлечение учащихся в разнообразную мыслительную и речевую деятельность.

В процессе формирования лингвистической базы и речевых навыков, одну из наиболее важных ролей играет изучение древних языков, поскольку материя и форма родного языка становятся понятными лишь тогда, когда прослеживается его возникновение и постепенное развитие, это невозможно, если не уделять внимание родственным живым и мертвым языкам.

Знание древних языков помогает сознательнее подходить к пониманию языка как системы, уяснить основные индоевропейские языковые категории, дает возможность лучше ориентироваться в общелингвистических проблемах. Латинский язык принадлежит к числу древнейших письменных языков индоевропейской системы. Русский язык в своем функционировании и развитии был постоянно и неразрывно связан с другими языковыми системами, в силу этого всегда содержал в своем составе иноязычные элементы. В последнее время в связи с новыми геополитическими реалиями это более заметно. Именно знание древних языков дает ключ к пониманию большего числа современных языков, помогает постичь их сходство и отличительные особенности.

Наибольшую ценность в этом плане представляют факты латинского и древнегреческого языков. Владение латинским языком всегда считалось основой европейского образования, так как на этом языке народы Европы более 2-х тысячелетий создавали свою культуру, которая по праву считается одной из самых замечательных на нашей планете. Зная латынь, человек получает ключ к огромным пластам и богатствам культуры античности.

Цель курса -Повышение уровня общелингвистических компетенций, расширение кругозора и научной эрудиции: латинский язык как основа многих языков облегчит изучение иностранных языков в лексическом и грамматическом планах.

  1. Углубление знаний родного языка:

  • работа с интернациональной лексикой и заимствованиями не только расширит словарный запас, но и сделает более осмысленным словоупотребление этих слов;

  • изучение латинских словообразовательных элементов (особенно префиксов), встречающихся в русском языке позволит глубже проникнуть в этимологию слова;

  • разбор грамматических конструкций латинского языка, основой которого является сопоставление с грамматикой родного языка, позволит углубить знания последней.

  1. Закладывание базы профессиональной подготовки студентов:

  • изучение простейшей собственно-латинской терминологии профессионального характера (лингвистической, юридической, медицинской, биологической и т.д.).

  1. Развитие общекультурного уровня студентов:

  1. изучение пословиц и крылатых выражений, которые широко используются в литературе и повседневной жизни как на языке оригинала, так и в переводном варианте;

  2. чтение текстов с мифологическими и историческими сюжетами позволит более глубоко проникнуть в античную культуру.

  1. Развивающее значение будет иметь изучение грамматических категорий и синтаксических конструкций, отсутствующих в других известных учащимся языках.

  2. Флективный характер языка и свободный порядок слов не позволит переводить наугад, что будет способствовать логическому мышлению учащихся.

Методика изучения латинского языка ставит предполагает следующие задачи:

а) поскольку латынь - это язык синтетического строя, то отсюда вытекает необходимость твердого знания латинской грамматики;

б) правильный перевод возможен лишь на основе подробного логико-грамматического анализа текста;

в) в связи с исторической и культурной ролью латинского языка необходимо заучивание как можно большего количества корней.

В связи с перечисленными особенностями работа практического характера будет вестись по трем уровням:

1. Слова (главная задача - заучивание основных словарных форм и перевода слов).

2. Крылатые выражения и пословицы:

а) заучивание словарных форм и дословного перевода;

б) запоминание вторичных дополнительных значений, в которых они употребляются.

3. Тексты:

а) подробный анализ грамматических конструкций,

б) перевод дословный и литературный.

Овладев начальным курсом латинского языка, учащиеся смогут в дальнейшем приступить к более углубленному изучению лексики, к полному изучению грамматики и синтаксиса, обратить внимание на падежный синтаксис, чтобы квалифицированно и осмысленно читать оригинальные тексты древних авторов.

Разбор текстов древних риторов позволит увидеть красоту и возможности языка, перенести это на родной язык.

Возможно, также изучение права, истории и филологии по трудам древних авторов.

Подготовив квалифицированных специалистов школа и ВУЗы могут возродить уже ушедшую традицию писать научные труды на латыни как на международном языке научного общения.

Место курса в системе социально-гуманитарного образования. Программа предусматривает органическую связь разделов курса, так как изолированное их изучение не приводит к раскрытию внутренней связи между элементами, а это необходимое условие для качественного обучения. Изучение курса согласно программе осуществляется в форме лекционных, семинарских и практических занятий.

Исключительно велика роль латинского языка как языка народа богатой культурной традиции в истории европейской и мировой культуры. Общелингвистическое и общекультурное значение древних языков делает их изучение органическим элементом филологического образования.

В программе соблюдается принцип преемственности с курсами, вводящими изучающих в науку о языке, и осуществляется ориентация на структурно-семантический подход к явлениям языка. Одной из задач курса также является повышение уровня подготовки специалиста в ходе работы по развитию и совершенствованию профессионально-значимых умений, наиболее важными из которых являются:

  1. Установление контакта со слушателями, стимулирование их внимания и побуждение к действию;

  2. Создание учебно-речевых ситуаций на основе прочитанных текстов, изучение пословиц и поговорок;

  3. Проектирование опор для управления иноязычной речью (выделить явления и факты, составляющие систему латинской грамматики; привести образец для высказывания по аналогии; подобрать ключевые слова; сопоставить со словарным составом современных языков и «интернациональной» терминологией);

  4. Адаптация текстов различной степени сложности для обучения чтению;

  5. Выделение наиболее важных моментов, отражающих сущность темы обсуждения, построение выводов, обобщений;

  6. Разучивание пословиц, стихов, песен на латинском языке;

  7. Проверка и оценивание письменных лексико-грамматических контрольных работ, выработка рекомендаций по исправлению ошибок.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Текущий контроль самостоятельной работы студентов осуществляется посредством: 1.тестов; 2 контрольных работ

Итоговая аттестация

2 семестр - зачет

Требования к уровню освоения содержания курса.

По окончании курса студент должен обладать следующими компетенциями:

  • иметь представление о территориальных и хронологических границах античной культуры, основанных на основных этапах истории Древней Греции и Рима, выдающихся писателях, поэтах, политических деятелях;

  • иметь представление о воспитании, образовании, религии и быте древних греков и римлян, основных чертах греко-римской мифологии;

  • иметь представление о месте древнегреческого и латинского языков в индоевропейской семье и его роли в истории народов Европы и всего мира;

  • знать грамматическую систему классического латинского языка, иметь представление о сходствах и различиях грамматических систем латинского, русского и изучаемых языков;

  • владеть лексически минимумом, основными правилами словообразования и анализа именных и глагольных форм, навыками чтения, анализа и перевода адаптированных текстов на латинском языке.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование модулей и тем

Лекции

Практические занятия

Сомост. Работа

Модуль 1. Введение. Античная культура как источник развития европейской цивилизации.

Тема 1.1.

Понятие и основные характеристики античной цивилизации.

Тема 1.2.

Зарождение античной культуры. Появление индоевропейцев. Мир полисов и его расширение (8-6 в. до н.э.)

2

-

6

Модуль 2 и 3. Древнегреческая и древнеримская культура.

Тема 2.1.

Зарождение древнегреческой цивилизации. Периодизация истории Древней Греции. Два центра греческой цивилизации – Афины и Спарта.

Тема 2.2.

Древнегреческая религия: отличительные черты и система божеств.

Тема 2.3.

Искусство и быт полисов Древней Греции.

Тема 2.4. Зарождение Римского государства. Периодизация Древнеримской истории.

Тема 2.5. Царский Рим.

Тема 2.6. Республиканский Рим.

Тема 2.7. Императорский Рим.

Тема 2.8. Падение Римской Империи.

2

2

20

Модуль 4. Древнегреческий и латинский языки как источник происхождения европейских языков.

Тема 4.1. Лингвистическая характеристика и периодизация развития древнегреческого языка.

Тема 4.2. Лингвистическая характеристика и периодизации развития латинского языка.

-

2

20

Модуль 5. Латинский язык. Фонетический строй латинского языка.

Тема 5.1. Латинский алфавит: происхождение и состав. Гласные и согласные звуки.

Тема 5.2. Правила чтения латинских слов.

-

2

20

Модуль 6. Грамматический строй латинского языка. Основные сведения о частях речи.

Тема 6.1. Имя существительное (Nomen substantīvum).Типы склонений имен существительных

Тема 6.2. Имя прилагательное (Nomen adjectīvum). Прилагательные 1-2 склонения.

Тема 6.3. Местоимения (Pronomĭna). Разряды местоимений.

Тема 6.4. Глагол (Verbum).

-

2

20

Модуль 7. Система грамматических временных форм латинского языка.

Тема 7.1. Времена действительного залога(indīcativi actīvi).

Тема 7.2. Времена страдательного залога(indicatīvi passīvi).

Тема 7.3. Повелительное наклонение(Imperatīvus)

Тема 7.4. Причастие (Participium). Герундий. (Gerundium).

-

2

20

Модуль 8. Синтаксический строй латинского языка.

-

2

6

Модуль 9. Лексическое богатство латинского языка.

Тема 9.1. Крылатые слова и выражения на латинском языке.

Тема 9.2. Образы и крылатые выражения из древнегреческой и древнеримской мифологии.

-

2

12

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины история английского языка и введение в спецфилологию для студентов заочного отделения пи юфу, обучающихся по специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен с учетом требований Госстандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 031 201 – Теория и методика преподавания
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины история и культура Великобритании для студентов заочного отделения пи юфу, обучающихся по специальности

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Высшего специального профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины история и культура Великобритании для студентов дневного отделения пи юфу, обучающихся по специальности

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Высшего специального профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины практический курс первого иностранного языка (английский) Практика устной и письменной речи для студентов заочного отделения пи юфу (1)

    Учебно-методический комплекс
    Общее количество часов – 612 , из них аудиторных – 96 часов: 1 семестр: 30 ч.- в установочную и 22 ч. – в зимнюю сессию и во 2 семестре - 44 ч. На самостоятельную работу отводится 516 часов.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины практический курс первого иностранного языка (английский) Практика устной и письменной речи для студентов дневного отделения пи юфу (2)

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Высшего специального профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности
  6. Учебно-методический комплекс «История литературы Великобритании» для студентов заочного отделения флиС, обучающихся по специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс курса «История Литературы Великобритании» предназначен для обеспечения подготовки дипломированных специалистов по направлению 031200 – «Лингвистика и межкультурная коммуникация», специальность 031201 –
  7. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 Теория и методика обучения русскому языку Специальность 050301 Русский язык и литература умк принят в фонд учебно-методического управления пи юфу

    Учебно-методический комплекс
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 и 4 курсов заочного отделения факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ.
  8. Дистанционный курс «Немецкий язык для студентов заочной формы обучения» Тип ЭВМ

    Документ
    Дистанционный курс немецкого языка для студентов 1 курса Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ) экономических специальностей заочной формы обучения содержит теоретический материал, задания для самопроверки и тестовые задания.
  9. Научно-методическая конференция «Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ» (1)

    Документ
    В сборнике представлены доклады участников научно-методической конференции «Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ»", приуроченной к 50-летию со дня создания вычислительного центра Ростовского

Другие похожие документы..