Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента Вцикла ен для специалистов

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА МАРКЕТИНГА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

для специальности 080111 «Маркетинг» компонента В цикла ЕН

Для специалистов

курс 4

семестр 7

лекции 26 час

практические занятия 20 час

самостоятельные занятия 53 час

КСР 1 час

Всего часов 100 час

Форма контроля-

семестр VII (зачет)

Составитель: к.э.н., доцент кафедры «Маркетинг» Г.П. Котикова

Кемерово, 2008

Рабочая программа дисциплины «Управление качеством» компонента В цикла ЕН составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 080111 «Маркетинг».

Рабочая программа обсуждена

на заседании кафедры маркетинга

Протокол № ___ от ____ 200_г.

Зав. кафедрой маркетинга

д.э.н, профессор

___________А.М. Лавров

Одобрено методической комиссией

Протокол № ___ от _____ 200_г.

Председатель УМК факультета

к.э.н, доцент

__________ О.Н.Козлова

Содержание

1. Пояснительная записка

2.Тематический план

3. Содержание дисциплины

3.1. Содержание лекций

3.2. Содержание семинарских занятий

4. Учебно-методическое обеспечение по дисциплине

4.1. Список основной учебной литературы

4.2. Дополнительная литература

4.3. Список обеспеченности литературы

4.4. Правовые акты

4.5. Периодика

4.6. Интернет-ресурсы

4.7. Е-пособия

4.8. Перечень наглядных пособий, методических указаний, методических материалов

5. Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля

5.1. Задания для индивидуальной и самостоятельной работы

5.2. Примерный перечень вопросов к зачету

5.3. Примерные темы рефератов, эссе

5.4. Контрольно-измерительные материалы

6. Изменения и дополнения

Организационно-методический раздел

1. Пояснительная записка

Управление качеством сегодня является одной из ключевых функций как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любой организации. Стратегия и методология обеспечения необходимого уровня качества требуют использования менеджерами современных подходов и принятия квалифицированных решений в практике управления российскими компаниями.

В настоящее время разработана «Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг», в которой определена роль качества продукции в реализации национальных интересов России, цели национальной политики в области качества, основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг. Ключевой задачей является формирование общей культуры качества в стране.

Цель любого предприятия – создание для себя устойчивых преимуществ перед конкурентами.

Из обязанностей специализированной службы управление качеством превращается в цельную философию, разделяемую всеми подразделениями предприятия, основу корпоративной культуры, создаваемую руководством и определяющую все аспекты деятельности.

Для того, чтобы обеспечение качества стало одним из основных направлений деятельности организации, системы менеджмента качества должны быть интегрированы в общую систему управления, а главное- стать неотъемлемой составляющей мышления высших руководителей, определяющей их подходы к управлению. Можно смело утверждать, что никогда не иссякнет потребность в специалистах в области качества.

Основными направлениями национальной политики в области качества продукции и услуг определена необходимость овладения методами менеджмента качества руководителями и специалистами всех уровней исходя из того, что менеджмент качества является специальной областью знаний, содержащей сотни эффективных универсальных методов, применимых в разных секторах экономики и сферах деятельности.

Как показал отечественный и зарубежный опыт, применение систем управления качества дает предприятиям возможность существенно повышать эффективность деятельности, обеспечивать потребителей продукцией и услугами, соответствующими разнообразным потребностям и отвечающим требованиям законодательства. Внедрение эффективных систем качества требует высокого профессионализма, знания работниками и руководителями всех уровней методов и способов менеджмента качества, принципов проектирования систем качества, основанных на передовом отечественном и зарубежном опыте и международных стандартах.

Система всеобщего управления качеством TQM предполагает разработку и реализацию долговременной стратегии экономического развития предприятия, вовлекающей всех его работников в творческую деятельность, которая может и должна обеспечивать удовлетворение интересов как самого предприятия, так и потребителей продукции и общества в целом, если каждый участник социально-производственного процесса должным образом образован в области качества.

Дисциплина «Управление качеством» является обязательной дисциплиной государственного образовательного стандарта подготовки экономистов.

Цель данного курса – формирование у студентов понимания принципов менеджмента качества в различных отраслях и сферах деятельности, умений и практических навыков построения систем качества в соответствии с требованиями национальных и международных стандартов и моделей, применения методов и инструментов менеджмента качества для улучшения процессов производства продукции и оказания услуг.

Главной задачей, решаемой при изучении курса, является усвоение современной философии качества – тотального менеджмента качества, способов ее приложения к организации и управлению работой современного предприятия (организации).

Основные задачи:

  • раскрыть сущность современной философии качества;

  • раскрыть взаимосвязь менеджмента качества и общего менеджмента

  • показать, как претворяется в жизнь эта философия в деятельности передовых российских и зарубежных предприятий.

Тематика дисциплины тесно связана с такими дисциплинами, как «Технология отраслей народного хозяйства», «Менеджмент», «Экономика предприятия», «Маркетинг», «Управление персоналом».

Структура дисциплины включает: тематику лекционных занятий, темы семинаров, темы рефератов (контрольных работ) для индивидуальной подготовки, перечень источников литературы и методических пособий, методические указания и материалы для самостоятельной работы студентов, вопросы для подготовки к зачету, тесты для зачета.

Особенности изучения дисциплины связаны с тем, что при ее изучении необходимо опираться на значительное количество ранее освоенных дисциплин, использовать практические данные и источники об опыте предприятий, большим объемом часов для самостоятельной подготовки.

Формы организации учебного процесса по данному курсу: лекции, практические занятия, семинар – конференция по опыту разработки систем менеджмента качества на российских предприятиях; выездные практические занятия на предприятии города; подготовка рефератов и докладов; подготовка письменных заданий на основе практического материала из опыта российских предприятий; тесная взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы, поэтапный контроль знаний.

В результате после всесторонней проработки дисциплины студент должен знать:

  • основные термины и определения дисциплины;

  • эволюцию систем качества в мире и России;

  • состав задач и решений, принимаемых в сфере тотального менеджмента качества;

  • основы оценки качества продукции;

  • систему отечественной сертификации продукции (услуг), систему стандартизации;

  • основы статистического управления качеством;

  • современные методы обеспечения качества;

  • основы управления затратами на качество;

  • современные методы менеджмента качества, отраженные в международных стандартах;

  • современную оценку совершенного бизнеса», конкурентоспособного предприятия (организации) по критериям российских и зарубежных премий качества;

  • зарубежный и отечественный опыт внедрения систем менеджмента качества.

Студент должен уметь:

  • Оценивать качество и конкурентоспособность продукции (услуг) и предприятия (организации);

  • Разработать программу и основные этапы разработки и внедрения системы менеджмента качества на предприятии (организации);

  • Применять систему управления затратами на качество;

  • Пользоваться современными базами данных для информационного обеспечения работ по управлению качеством;

  • Находить, структурировать и использовать соответствующую информацию об опыте российских и зарубежных компаний.

Виды контроля знаний:

  • оценка подготовленного реферата;

  • оценка доклада по материалам реферата;

  • письменные работы по отдельным темам курса

  • устный опрос;

  • промежуточные тесты

  • итоговый зачет (тесты)

Студентам предлагаются следующие формы самостоятельной работы

  • самостоятельная подготовка по отдельным разделам курса;

  • знакомство с основной и дополнительной литературой,

  • поиск специальной литературы, статистической информации по отдельным разделам курса;

  • поиск практического материала по опыту внедрения систем качества;

  • работа по написанию и защите реферата по актуальной тематике;

  • самостоятельная подготовка по отдельным разделам курса;

  • подготовка докладов- презентаций для семинара- конференции.

  • выполнение письменных заданий.

Курс рассчитан на один семестр:

- для студентов дневной формы: всего 100 час, из них лекций – 26 час, практических занятий – 20 час, самостоятельной работы- 53 час.

- для студентов ОЗО -6 лет обучения: всего 118 час, из них лекций – 10 час, самостоятельной работы – 108 час, выполнение контрольной работы.

С целью текущего контроля знаний студентов на каждом практическом занятии проводится тестирование, устный или письменный опрос, предлагается решить ситуационную задачу или выполнить задание.

Итоговым контролем для студентов дневной формы обучения и заочной формы является зачет, проводимый в виде тестирования.

Критерии оценки знаний студентов

По дисциплине предусмотрен зачет в форме теста (из 30 вопросов).

Оценка

%

Кол-во правильных ответов

зачет

50

15 или более

незачет

< 50

менее 15

Курс разработан с использованием мультимедийных технологий, обеспечен курсом лекций для изучения лекционного курса, дополнительным информационным материалом проведения семинарских занятий, самостоятельной работы.

  • При разработке Программы использован большой практический опыт автора по данной тематике.

  1. Рабочая программа по дисциплине “История Кузбасса” для специальностей: 080111 «Маркетинг», фтд

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «История Кузбасса» Регионального компонента ГСЭ составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальностям:
  2. Рабочая программа по дисциплине «Деловая этика» для специальностей: 080107 «налоги и налогообложение» гсэ. Р 01. 080105 «финансы и кредит» гсэ. В 01 080502 «экономика и управление на предприятии» гсэ. В 3 (1)

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «Деловая этика» федерального компонента цикла ГСЭ составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальностям: 080107
  3. Рабочая программа по дисциплине «Деловая этика» для специальностей: 080107 «налоги и налогообложение» гсэ. Р 01. 080105 «финансы и кредит» гсэ. В 01 080502 «экономика и управление на предприятии» гсэ. В 3 (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «Деловая этика» федерального компонента цикла ГСЭ составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальностям: 080107
  4. Рабочая программа по дисциплине "Инновационный менеджмент" Для специальности

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины "Инновационный менеджмент" составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности "Экономика и управление
  5. Рабочая программа по дисциплине «логистика» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента Ф. 11 цикла опд для специалистов

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «Логистика» компонента Ф.11 цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 080 «Маркетинг».
  6. Рабочая программа по дисциплине «товароведение, экспертиза, стандартизация» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента Ф. 08 цикла опд для специалистов

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «Товароведение, экспертиза, стандартизация» компонента Ф.08 цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности
  7. Рабочая программа по дисциплине «основы маркетинга» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента Ф. 07 цикла опд для специалистов (1)

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «Основы маркетинга» компонента Ф.07 цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 080 «Маркетинг».
  8. Рабочая программа по дисциплине «основы маркетинга» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента Ф. 07 цикла опд для специалистов (2)

    Рабочая программа
    МАРКЕТИНГ - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка: руководителей предприятий, менеджеров, коммерсантов, специалистов по рекламе, а также организаторов производства новых товаров и услуг.
  9. Рабочая программа по дисциплине «теоретические основы современных технологий» для специальности 080111 «Маркетинг» компонента Ф. 02 цикла опд для специалистов

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «Теоретические основы современных технологий» компонента Ф.02 цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по

Другие похожие документы..