Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине основы экологии и энергосбережения для студентов специальностей

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

Кафедра экологии

Кирвель И.И., Цявловская Н.В.

Электронный учебно-методический комплекс

по дисциплине

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Для студентов специальностей

I-40 03 01 Искусственный интеллект

I-53 01 02 Автоматизированные системы обработки информации

I-40 01 01 Программное обеспечение информационных технологий

I-31 03 04 Информатика

I-40 01 02-02 Информационные системы и технологии в экономике

Минск 2010

Общие сведения

Сведения об ЭУМК

ЭУМКД по дисциплине «Основы экологии и энергосбережения» разработан в соответствии с образовательным стандартом, типовыми и рабочими учебными программами для высших учебных заведений и предусматривает изучение односеместрового курса по дисциплине студентами вышеназванных специальностей учреждения БГУИР дистанционной формы обучения.

Программа изучения дисциплины рассчитана на объем 88, в том числе выполнение двух контрольных работ. Примерное распределение учебных часов по видам занятий: изучение теоретического материала курса – 38 часов и приобретение практических навыков решения экологических задач – 40 часов. Итоговая форма контроля – зачет.

ЭУМКД включает такие разделы как:

Общие сведения. Здесь содержаться сведения ЭУМК (его назначение, информация об учебных планах и программах, в соответствии с которыми разработан ЭУМКД, информация об авторах, информация о рекомендациях к изданию кафедрой и методической комиссией факультета), методические рекомендации по изучению дисциплины, рабочая учебная программа.

Теоретический раздел. Содержит информацию по всему лекционному теоретическому курсу дисциплины, представлены два основных учебных пособия, необходимых для самостоятельного изучения и подготовки к итоговой форме контроля – зачету студентами БГУИР.

Практический раздел. Приведены для самостоятельного выполнения студентами ВУЗа практические экологические задачи с необходимыми ссылками на конкретные методические пособия, приведены варианты решения задач. Освещены методические указания по выполнению контрольных работ (указания по выбору варианта, теоретические вопросы и практические задачи).

Внешние ресурсы. Раздел содержит список необходимых методических пособий для выполнения практических и контрольных работ, варианты контрольных вопросов к зачету по дисциплине, дополнительные учебные пособия и видеофайлы к лекционному материалу.

Сведения об авторах. Составителями ЭУМК по дисциплине «Основы экологии и энергосбережения» являются: И.И. Кирвель - доктор географических наук, заведующий кафедрой экологии БГУИР; Н.В. Цявловская – старший преподаватель кафедры экологии БГУИР.

ВЫПИСКА

из протокола №19 заседания кафедры экологии

от 14.06.2010 г.

СЛУШАЛИ:

Цявловскую Н.В., доложившую о готовности модернизированной версии ЭУМКД по дисциплине «Основы экологии и энергосбережения» для студентов специальностей: 1 – 40 03 01 – искусственный интеллект; 1 – 53 01 07 – информационные технологи и управление в технических системах;1 – 40 01 01 – программное обеспечение информационных технологий;1 – 31 03 04 – информатика;1 – 40 01 02-02 – информационные системы и технологии в экономике дистанционной формы обучения дистанционной формы обучения.

Данная разработка соответствует требованиям, предъявляемым к ЭУМКД, рабочим программам и учебным планам.

РЕШИЛИ:

рекомендовать Методической комиссии ФКП утвердить предложенный ЭУМКД для использования в учебном процессе.

Председатель И.И. Кирвель

Секретарь А.М. Прудник

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

методической комиссии факультета компьютерного проектирования

от 2010 г.

Рассмотрев предложенную кафедрой экологии модернизированную версию ЭУМКД по дисциплине «Основы экологии и энергосбережения» для студентов специальностей: 1 – 40 03 01 – искусственный интеллект; 1 – 53 01 07 – информационные технологи и управление в технических системах;1 – 40 01 01 – программное обеспечение информационных технологий;1 – 31 03 04 – информатика;1 – 40 01 02-02 – информационные системы и технологии в экономике дистанционной формы обучения

Комиссия решила утвердить предложенный ЭУМКД для использования в учебном процессе и разместить его в электронной библиотеке БГУИР.

Председатель методической комиссии ФКП Боровиков С.М.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Цель преподавания дисциплины. Дисциплина «Основы экологии и энергосбережения» предполагает изучение вопросов обеспечения устойчивого развития и охраны окружающей среды, проблем эффективного использования топливно-энергетических ресурсов. Изучение дисциплины предполагает тесную интеграцию знаний об охране окружающей среды и энергосбережении на основе мирового опыта, позволяющую предвидеть и решать проблемы экологии и энергосбережения в рамках индивидуальной специализации студентов. Изучение интегрированного курса способствует повышению фундаментальной подготовки специалистов, способных в ходе профессиональной деятельности осуществлять интеллектуальнее, образовательное и инженерное обеспечение сохранения устойчивого состояния окружающей среды, экологического разнообразия, природно–ресурсного потенциала страны, способствовать созданию энергосберегающих технологий, предупреждать ее непроизвольные потери, правильного использования тепловой и электрической энергии.

Задачи изучения дисциплины.

– обучить грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде и использованию энергоресурсов, в том числе и его профессиональной деятельностью;

– развить представление о человеке как части природы, о единстве и самоценности всего живого и о невозможности выживания человека без сохранения биосферы;

– ознакомить с основными «экологически чистыми» ресурсо – и энергосберегающими технологиями, методами и способами природопользования, приоритетными направлениями энергосбережения по различным отраслям народного хозяйства;

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

– закономерности развития жизни на Земле и принципы устройства биосферы;

– закономерности функционирования экологических систем, их структурно–функциональные особенности, включая потоки энергии и круговороты веществ;

– последствия антропогенного воздействия на природу, состояние и проблемы природной среды Беларуси;

– место и роль человека в системе «человек – окружающая среда», опасные факторы природного и техногенного происхождения;

– вопросы производства, распределения и потребления энергии, экономику энергетики, экологические аспекты энергосбережения;

уметь:

– анализировать взаимозависимость между деятельностью человека, состоянием окружающей среды и здоровьем нации;

– владеть приемами по выявлению и внедрению новых энергоэффективных технологий в различных отраслях народного хозяйства, а также нетрадиционных и экологически чистых энергоисточников;

– пропагандировать идеи энергосбережения на всех уровнях управления производством и в различных слоях населения.

иметь представлениео:

– основных «экологически чистых» ресурсо – и энергосберегающих технологиях;

– методах и способах природопользования, приоритетных направлениях энергосбережения по различным отраслям хозяйства.

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

УТВЕРЖДАЮ

Декан ФН и ДО

___________ В.М. Бондарик

____ ____________ 2010

Регистрационный № УД- _____ / р

Основы экологии и энергосбережения

Рабочая учебная программа для специальностей:

1 – 40 03 01 – искусственный интеллект

1 – 53 01 07 – информационные технологи и управление в технических

системах

1 – 40 01 01 – программное обеспечение информационных технологий

1 – 31 03 04 – информатика

1 – 40 01 02-02 – информационные системы и технологии в экономике

Факультет непрерывного и дистанционного обучения

Кафедра экологии

Курс – 1,2,3

Семестр – 1,2,4,5

Зачет 1,2,4,5 (семестр)

Контрольные работы - 2

Всего часов по дисциплине – 88

Форма получения

высшего образования -

дистанционная

2010

Составил И.И. Кирвель, доктор географических наук, заведующий кафедрой экологии.

Учебная программа составлена на основе типовых учебных программ «Основы экологии», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь03 июня 2008 г.,регистрационный № ТД – I.040 / тип и «Основы энергосбережения», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь03 июня 2008г.,регистрационный № ТД – I.048 / тип. и учебного плана специальностей 1 – 40 03 01 – искусственный интеллект; 1 – 1 – 53 01 02 – автоматизированные системы обработки информации; 1 – 40 01 01 – программное обеспечение информационных технологий; 1 – 31 03 04 – информатика; 1 – 40 01 02-02 – информационные системы и технологии в экономике.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры __________________________________________________________________

протокол № 19 от 14.06.2010

Заведующий кафедрой И.И. Кирвель

СОГЛАСОВАНО

Декан ФН и ДО___________ В.М. Бондарик

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс

Название и содержание тем

Контрольная работа

Практическая работа

Оснащение контрольных работ

Литература

Рекомендуемый объем для изучения (в часах)

Формы контроля знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

ОЭиЭ

Тема 1. Предмет, задачи и методология курса «Основы экологии и энергосбережения »

2.1

4.1.10.

5.2.а).

4.1.1.

4.1.10.

4.2.19

6

виртуально

Занятие 2.Атмосфера, источники загрязнения, охранавоздушного бассейна.

2.2

4.1.10.

5.2.а).

4.1.4.

4.2.2.

8

виртуально

Занятие 3. Водные ресурсы и их охрана.

2.3

4.1.10.

5.2.а).

4.1.7.

4.2.3.

8

виртуально

Занятие 4. Загрязнение водоемов в связи с их использованием.

2.4

4.1.10.

5.2.а).

4.1.9.

4.2.5.

6

виртуально

1

2

3

4

6

7

8

Занятие 5. Эколого– экономические проблемы землепользования.

2.5

4.1.10.

5.2.а).

4.1.7.

4.2.11

6

виртуально

Занятие 6. Проблемы использования лесных ресурсов.

3.1

2.6

4.1.10.

5.2.а).

4.1.10.

4.2.17.

11

виртуально

Занятие 7. Рациональное использование и охрана ресурсов недр.

2.7

4.1.10.

5.2.а).

4.1.3.

4.2.1.

4

виртуально

Занятие 8. Санитарное состояние природной среды и ее влияние на здоровье человека.

2.8

4.1.10.

5.2.а).

4.1.3.

4.2.17

6

виртуально

Занятие 9. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии.

2.9

4.1.2.

5.2.а).

4.1.2.

4.2.4.

4

виртуально

1

2

3

4

5

6

7

8

Занятие 10. Транспортирование тепловой и электрической энергии.

2.10

4.1.2.

5.2.а).

4.1.5.

4.2.12.

6

виртуально

Занятие 11. Аккумулирование тепловой и электрической энергии.

2.11

4.1.2.

5.2.а).

4.1.6.

4.2.16.

4

виртуально

Занятие 12. Энергосбережение в зданиях и сооружениях.

2.12

4.1.2.

5.2.а).

4.1.8.

4.2.8.

4.2.18.

8

виртуально

Занятие 13. Глобальные и региональные экологические проблемы.

3.2

2.13

4.1.2.

5.2.а).

4.1.10.

4.2.9.

11

итоговый зачет

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07 География Для направления (специальности) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Система географических наук; географическая оболочка, ее пространственные подразделения (структура) и динамика; закономерности эволюции; компоненты географической оболочки и их взаимосвязь; территориальная организация общества; типы
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07 География Для направления (специальности) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Система географических наук; географическая оболочка, ее пространственные подразделения (структура) и динамика; закономерности эволюции; компоненты географической оболочки и их взаимосвязь; территориальная организация общества; типы
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая экология Специальность/направление

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Общая экология» введен для подготовки специалистов по направлению 280202 Инженерная защита окружающей среды. Учебно-методический комплекс по данной дисциплине составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине 030600 «Технология и предпринимательство» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель (1)

    Учебно-методический комплекс
    Биосфера и человек: структура биосферы; экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине 050706 «Педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель (1)

    Учебно-методический комплекс
    Биосфера и человек: структура биосферы; экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине 050706 «Педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель (2)

    Учебно-методический комплекс
    5.4. Требования к уровню освоения программы формы текущего и промежуточного контроля (тесты, контрольные работы, вопросы к экзаменам и зачетам, контрольные работы для проверки остаточных знаний).
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (Пимно)

    Учебно-методический комплекс
    Резкое изменение и ухудшение экологической обстановки во многих регионах, в том числе и в Республике Башкортостан, ставит в ряд первостепенных, неотложных проблем экологическое образование студентов высших учебных заведений республики.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине экология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ЭКОЛОГИЯ составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программы по специальности/направлению
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Природопользование Специальность/направление

    Учебно-методический комплекс
    Физика входит в федеральный компонент цикла естественнонаучных дисциплин специализации и является обязательной для изучения. Учебно-методический комплекс по данной дисциплине составлен в соответствии с требованиями Государственного

Другие похожие документы..