Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ «КАРЬЕРА»»

И.Г. ВАХРУШЕВА, Л.Ф. БЛИНОВА

ПУТЬ К УСПЕХУ

Пособие по работе с родителями для школы

Казань 2008 г.

УДК

ББК

Рекомендовано решением Экспертно-консультативного совета при Кабинете Министров Республики Татарстан (протокол № от 19.10.2007 г.)

Рецензенты:

Боговарова В.А., профессор, декан психологического факультета КСЮИ, доктор педагогических наук

Корниенко А.Ф., профессор, зав. кафедрой общей психологии ТГГПУ, кандидат психологических наук

Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы /под общ. ред. И.Г. Вахрушевой.- Казань:

Авторы благодарят за участие в подготовке материалов:

Порошенко О.Ю., канд. философ.наук

Мантонину О.И., - канд. психол. наук

Башинову С.Н., - канд. психол. наук

В книге представлена Концепция позитивной профилактики, теоретические подходы в работе с родителями детей с 1-го по 11-й класс. Содержит восемь профилактических программ для работы с родителями. Пять программ предназначены для реализации педагогами, три - педагогами-психологами. К каждой программе имеются рекомендации по адаптации программы к учебному заведению, проведению и организации занятий с родителями. В книге прилагается методический материал для подготовки к занятиям, памятки для родителей, анкеты, методический инструментарий по определению эффективности работы с родителями.

Издание предназначено для специалистов, работающих в области профилактики наркомании, педагогов, психологов, родителей.

© Вахрушева И.Г., 2008г.

© Оформление

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Концепция позитивной профилактики

1.1. Введение в проблему

1.2. Основные положения Концепции

1.3. Научно теоретические аспекты Концепции

1.4. Система работы с родителями

2. Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы

2.1. Введение

2.2. Пояснительная записка

2.3. Программа работы с родителями учащихся 1-2-х классов для педагогов

2.3.1. Основные положения программы

2.3.2. Тематический план и содержание программы

2.3.3. Рекомендации по ведению занятий

2.4. Программа работы с родителями учащихся 3-4-х классов для педагогов

2.4.1. Основные положения программы

2.4.2. Тематический план и содержание программы

2.4.3. Рекомендации по ведению занятий

2.5. Программа работы с родителями учащихся 1-4-х классов для педагогов-психологов

2.5.1. Основные положения программы

2.5.2. Тематический план и содержание программы

2.5.3. Рекомендации по ведению занятий

2.6. Программы повышения квалификации работников начальной школы

2.6.1. Программа повышения квалификации учителей (I уровень, 1 этап)

2.6.2. Программа повышения учителей (I уровень, 2 этап)

2.6.3. Программа повышения квалификации педагогов-психологов

2.7. Методический инструментарий

3. Программа антинаркотической работы с родителями детей среднего и старшего звена школы

3.1. Введение

3.2. Пояснительная записка

3.3. Общие рекомендации по адаптации программ и ведению занятий с родителями

3.4. Программа работы с родителями учащихся 5-6-х классов для педагогов

3.4.1. Основные положения программы

3.4.2. Тематический план и содержание программы

3.4.3. Рекомендации по ведению занятий

3.5. Программа работы с родителями учащихся 7-8-х классов для педагогов

3.5.1. Основные положения программы

3.5.2. Тематический план и содержание программы

3.5.3. Рекомендации по ведению занятий

3.6. Программа работы с родителями учащихся 9-11-х классов для педагогов

3.6.1. Основные положения программы

3.6.2. Тематический план и содержание программы

3.6.3. Рекомендации по ведению занятий

3.7. Программа работы с родителями учащихся 5-8-х классов для педагогов-психологов

3.7.1. Основные положения программы

3.7.2. Тематический план и содержание программы

3.7.3. Рекомендации по ведению занятий

3.8. Программа работы с родителями учащихся 9-11-х классов для педагогов-психологов

3.8.1. Основные положения программы

3.8.2. Тематический план и содержание программы

3.8.3. Рекомендации по ведению занятий

3.9. Программы повышения квалификации работников образования

3.9.1. Программа повышения квалификации классных руководителей (I уровень, 1 этап)

3.9.2 Программа повышения квалификации классных руководителей (II уровень, 2 этап)

3.9.3. Программа повышения квалификации педагогов-психологов (II уровень, 1 этап)

3.10. Методический инструментарий

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1. Методический материал к психолого-педагогическому блоку

Приложение 2. Методический материал к профилактическому блоку

Приложение 3. Программы для родителей, рекомендованные МО и Н РФ

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое Вашему вниманию пособие для работы с родителями учащихся школ является продолжением пособия «Путь к успеху» - для дошкольных образовательных учреждений. Оно направлено на формирование психолого-педагогической компетентности и выработке личностной и социальной позиции родителей в отношении употребления школьниками психоактивных веществ и на решение круга проблем, с которыми сталкиваются образовательные учреждения при работе с родителями. К ним относятся:

Первое – проблемы, связанные с низкой посещаемостью родителями профилактических мероприятий. Эффективность работы зависит не только от охвата родителей, но и от качества профилактических мероприятий. Большинство родителей заинтересовано в судьбе своих детей и хотели бы видеть их успешными во всех сферах жизнедеятельности. Неадекватность методов работы с взрослыми объясняет нежелание некоторой части родителей посещать подобные мероприятия и отказываться от своего просвещения. Это, в свою очередь, может способствовать тому, что родитель может узнать об употреблении ребенком ПАВ только на поздней стадии, что существенно усложнит коррекционную работу с ребенком. Другими словами, уверенность родителя в том, что «с его ребенком не случится ничего подобного» является слишком рискованной, а отказ от профилактической работы повышает риск вовлечения его ребенка к употреблению ПАВ.

Второе - проблемы, к которым можно отнести мифы и легенды о психоактивных веществах – это проблема фрагментарности или отсутствия знаний родителей о реальных последствиях злоупотребления ПАВ.

Третье – проблемы, связанные с вопросами компетентности родителей в воспитании ребенка. Среди них можно обнаружить достаточно обширный спектр пробелов в знаниях, относящихся к стилям, методам и приемам воспитания и влияние их на поведение ребенка.

Четвертое – это проблемы воспитания у ребенка деятельностной позиции растущего человека. Это инициация и формирование условий в семье для проявления инициативы ребенка в учебной, семейной и досуговой деятельности.

Пятое – проблемы, связанные со средой и социальным окружением ребенка вне семьи и образовательного учреждения. Эти проблемы связаны с развитием у родителей ответственности за свободное бесконтрольное времяпровождение ребенка, минимизацию этого времени и знание окружения ребенка.

Направления проработки данного круга проблем определяют специфику представленного пособия. Так, решение первых двух проблем опирается на нахождение путей привлечения родителей к активной профилактической деятельности со своими детьми. Решение третьей проблемы связано с развитием компетентности родителя в воспитании ребенка. Решение четвертой проблемы дает возможность акцентировать внимание родителей на формы активности детей, формирующих их интересы и потребности. Решение пятого круга проблем опирается на развитие у родителей активности в организации свободного времени ребенка, увеличении времени совместного досуга, привлечении к делам образовательного учреждения.

Переход от ситуации, в которой представлены вышеуказанные типы проблем, к ситуации их разрешения – все это составляет общие контуры пособия. Новизна предложенных программ заключается в следующих положениях:

Опережение, превентивный характер тематики занятий с родителями. Программы каждого образовательного уровня (ДОУ, начальная школа, среднее и старшее звено школы, УНПО) предусматривают стратегию формирования протекторных (защищающих) ресурсов семьи и повышения психолого-педагогической грамотности родителей с возрастом детей.

Преемственность программ по уровням образования обеспечивается единством обучающих модулей, единой стратегией профилактики и едиными критериями эффективности.

Позитивность, выраженная в стратегии содействия родителям в воспитании успешного, конкурентоспособного ребенка, ориентированного на ЗОЖ и не нуждающегося в приеме ПАВ;

Открытость, связанная с возможностью дальнейшего углубления работы с родителями через «Родительские университеты» по линии всеобуча и разнообразные клубные формы работы с родителями.

Системность, позволяющая построить взаимодействие различных специалистов образовательного учреждения на основе единой стратегии работы с родителями.

Многоаспектность, выраженная в отходе от узкой профилактической работы, являющейся по сути просветительской, к реальной действенной помощи родителям в воспитании успешного человека общества посредством развития личности, социального мышления на основе активных методов обучения с применением технологии критического мышления.

Базовые программы для работы с родителями ориентированы на реализацию специалистами образовательных учреждений – специалистами по профилактической работе, педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями после соответствующего обучения.

Адаптация программ конкретным образовательным учреждением будет заключаться в корректировке методов работы с родителями и наполняемостью модулей, в зависимости от следующих особенностей:

  • наркоситуации в районе и образовательном учреждении;

  • контингента родителей (уровень образования, профессиональный состав и т.д.)

  • наличием специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов и др.) в образовательном учреждении.

  1. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (2)

    Документ
    Предлагаемое Вашему вниманию пособие для работы с родителями учащихся школ является продолжением пособия «Путь к успеху» - для дошкольных образовательных учреждений.
  2. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (3)

    Документ
  3. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (1)

    Документ
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  4. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (2)

    Документ
    Первое – проблемы, связанные с низкой посещаемостью родителями профилактических мероприятий. Эффективность работы зависит не только от охвата родителей, но и от качества профилактических мероприятий.
  5. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (1)

    Документ
    Архипова Светлана Владимировна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №117» Авиастроительного района г.
  6. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (2)

    Документ
    Александрова Марина Раифовна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани;
  7. «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

    Задача
    «Здоровье является состоянием полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов». Это определение ВОЗ сформулировано еще в 1968 году.
  8. Учебное пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп Рекомендовано

    Учебное пособие
    В настоящем пособии представлены описания структуры и подходы к пониманию нового научного направления – психологии здоровья в структуре дисциплины «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп.
  9. Учебное пособие по новой истории стран Востока хронологически охватывает время от Великих географических открытий до начала Первой мировой войны.

    Учебное пособие
    В учебном пособии системно изложена история стран Востока в новое время от Великих географических открытий до Первой мировой войны. Курс написан с учетом достижений отечественной и зарубежной историографии на основе современной методологии

Другие похожие документы..