Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г

Профилактический потенциал семьи в противодействии распространяющейся наркотизации вовсе не является таким гомогенным, как это представлено во многих публикациях по наркополитике и наркопрофилактике. Поэтому необходимо в вопросах семейной антинаркотической профилактики придерживаться дифференцированной тактики, учитывающей типовые особенности семьи и уровень ее профилактического потенциала. Особенно это важно для повышенно уязвимых семей (третий, четвертый и пятый типы).

В соответствии с выделенными типами семей следует рекомендовать различные дифференцированные варианты антинаркотической семейной профилактики. Семьи первого и второго типов нуждаются, в основном, в консультировании и информационной поддержке. Им можно доверить профилактическую работу; нужно лишь укрепить веру в свои силы, а также расширить представления о возможных методах влияния на ребенка и его окружение. Родителям следует заботиться не только об общем уровне развития детей, но и о формировании у них навыков противодействия давлению микросреды, умения критически оценивать ситуацию и интересы окружающих.

Семьи третьего и четвертого типов нуждаются в профессиональной коррекции ошибочных родительских стратегий, как в ходе индивидуальных консультаций, так и групповых.

Наконец, семьи пятого типа нуждаются в более активных формах воздействия – контроле, обучении эффективному «семейному менеджменту», стимулировании антинаркотической мотивации.

Функционально-организационная модель Концепции. Системный подход в профилактической работе с родителями в образовательных учреждениях позволяет выделить ряд направлений, структурирующих их деятельность:

  1. Содержательное направление включает: содержание профилактических программ с учетом возрастных особенностей детей, формы и методы занятий с родителями.

  2. Социально-педагогическое направление включает: содержание программ по уровням, адресованных различным целевым группам родителей.

  3. Программно-структурное направление включает: содержание программ для специалистов (педагог-психолог, классный руководитель).

  4. Направление кадрового обеспечения включает: содержание программ повышения квалификации специалистов, (организаторы профилактической работы в районе, ответственные за профилактическую работу в школе, классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги).

  5. Организационно-политическое направление включает: разработку собственных программ образовательными учреждениями с учетом специфики учреждения, коррекцию действующих профилактических программ, согласно постановке новых целей по воспитанию успешного человека, доработку действующих программ работы с семьей на предмет включения профилактического содержания.

  6. Экономическое направление включает: определение источников финансирования реализации профилактической работы с родителями (бюджетных, целевых, внебюджетных, частных).

  7. Управленческое направление включает: управление взаимодействием всех специалистов внутри образовательного учреждения, работающих с семьей и учреждений здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов.

Применение системного подхода к разработке программы профилактической работы с родителями позволяет осуществить вариативность и выделить структурирующие части:

I Уровень - большинство родителей:

Базовая часть содержания первичной профилактической программы содержит 7 этапов и предназначена для работы с родителями образовательных учреждений на родительских собраниях, конференциях (по параллелям) и может реализовываться на протяжении всего цикла обучения ребенка в системе образования.

Вариативная часть содержания программы первичной профилактики для родителей определяется образовательным учреждением и включается в план работы специалистов и реализуется на классных родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях у педагогов-психологов, социальных педагогов.

Дополнительная часть содержания программы первичной профилактики для родителей углубляется образовательным учреждением и реализуется через клубные формы работы, родительский всеобуч (с выдачей сертификатов родителям), учреждения дополнительного образования.

Школьная часть содержания программы первичной профилактики для родителей дорабатывается специалистами конкретного образовательного учреждения с учетом:

- наркоситуации в месте расположения образовательного учреждения, ситуации с аддиктивным поведением учащихся в этом образовательном учреждении;

- расположения школы (сельская, городская, поселковая и т.д.);

- особенностей контингента родителей (национальные, возрастные, образовательные, профессиональные особенности, и.д.), соотношения между благополучными и дисфункциональными семьями;

- специфики школы (общеобразовательная, гимназия, лицей, малокомплектная и т.д.);

- наличием специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов и т.д.);

Применение системного подхода к содержанию профилактических программ с родителями позволяет осуществить преемственность программ по ступеням образования и выделения этапов работы:

Этап 1 – родители детей старшей и подготовительной группы ДОУ;

Этап 2 – родители детей 1-х и 2-х классов школы;

Этап 3 – родители детей 3-х и 4-х классов школы;

Этап 4 – родители детей 5-х и 6-х классов школы;

Этап 5 - родители детей 7-х и 8-х классов школы;

Этап 6 - родители детей 9-х – 11-х классов школы;

Этап 7 – родители детей обучающихся в УНПО.

II Уровень – для родителей детей группы риска.

Базовая часть содержания профилактической работы предназначена для работы с родителями детей группы риска, прошедшими I уровень обучения, для углубления специфических знаний.

Вариативная частьадаптируется образовательным учреждением с учетом специфики группы риска.

Преемственность программ осуществляется по ступеням образования по следующим этапам:

Этап 1 – родители детей группы риска (ДОУ);

Этап 2 – родители детей группы риска (начальная школа);

Этап 3 – родители детей группы риска (5-8 классы школы);

Этап 4 – родители детей группы риска (9-11 классы школы);

Этап 5 – родители учащихся группы риска (УНПО).

Уровни программ, целевые группы родителей и исполнители представлены в табл.1

Таблица 1

Профилактические программы для родителей

Уровень

программы

Целевые группы

Этапы

работы

Программы для контингента

детей родителей

Основные

исполнители

программы

I уровень

Большинство родителей в учебной группе, классе, желающих пройти обучение по программе

Этап 1

ДОУ

Учителя, воспитатели, классные руководители, педагоги УНПО

Этап 2

1-2 классы школ

Этап 3

3-4 классы школ

Этап 4

5-6 классы школ

Этап 5

7-8 классы школ

Этап 6

9-11 классы школ

Этап 7

учащиеся УНПО

II уровень

Родители детей группы риска

Этап 1

ДОУ

Педагоги-психологи,

социальные педагоги

Этап 2

Начальная школа

Этап 3

5-8 классы школ

Этап 4

9-11 классы школ

Этап 5

учащиеся УНПО

III уровень

Индивидуальная работа с семьей

Педагоги-психологи, психологи центров, работающих с семьей

III Уровень – осуществляется в индивидуальной работе с семьей при наличии специалистов в образовательных учреждениях. В Концепции специальные программы с родителями этого уровня не рассматривались, но образовательное учреждение на основе положений Концепции «Путь к успеху» может разработать собственные программы по третичной профилактике для индивидуальной работы с семьей.

Применение системного подхода по отношению к реализации профилактической программы с родителями позволяет объединить ее исполнителей в единую команду с едиными целями, каждый из которых имеет свои задачи:

Администрация образовательного учреждения:

- инициирует создание рабочей группы для реализации профилактической работы с родителями (для анализа ресурсов школы; для адаптации программы с учетом особенностей образовательного учреждения; для анализа других действующих профилактических программ и обеспечения единства; для разработки плана мероприятий; для определения исполнителей и т.д.);

- включает профилактическую работу с родителями в планы (школы, методических объединений, педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, клубов для родителей, педагогов дополнительного образования и др.);

- организует тематические педсоветы; привлекает родительские комитеты и попечительский совет к обсуждению содержания и плана реализации профилактической работы с родителями;

- приглашает необходимых специалистов;

- направляет на курсы повышения квалификации или организует их проведение в образовательном учреждении с приглашением специалистов;

- контролирует ход выполнения профилактической программы;

- организует проведение оценки эффективности, анализа и обсуждение результатов профилактических мероприятий;

Педагоги:

- проводят анкетирование родителей;

- информируют родителей о профилактической программе и мотивируют их участие;

- участвуют в проведении мероприятий с родителями;

- проводят занятия с родителями по профилактической программе;

- участвуют в проведении оценки эффективности, анализе и обсуждении результатов профилактических мероприятий.

Педагоги-психологи:

- проводят занятия с родителями по профилактической программе;

- проводят групповые и индивидуальные консультации с родителями, выявляют проблемные семьи и формируют мотивацию запроса на профилактическую работу с семьей;

- участвуют в проведении оценки эффективности, анализе и обсуждении результатов профилактических мероприятий;

Социальные педагоги:

- проводят занятия с родителями по профилактической программе;

- проводят индивидуальные и групповые беседы с родителями детей «группы риска» и мотивируют их на участие в профилактической программе;

- участвуют в проведении оценки эффективности, анализе и обсуждении результатов профилактических мероприятий.

Стратегические цели классных руководителей при работе с родителями представлены в табл. 2. Особенностью стратегии является преемственность и добавление новых целей в каждый этап профилактической работы с родителями класса.

  1. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (2)

    Документ
    Предлагаемое Вашему вниманию пособие для работы с родителями учащихся школ является продолжением пособия «Путь к успеху» - для дошкольных образовательных учреждений.
  2. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (3)

    Документ
  3. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (1)

    Документ
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  4. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (2)

    Документ
    Первое – проблемы, связанные с низкой посещаемостью родителями профилактических мероприятий. Эффективность работы зависит не только от охвата родителей, но и от качества профилактических мероприятий.
  5. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (1)

    Документ
    Архипова Светлана Владимировна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №117» Авиастроительного района г.
  6. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (2)

    Документ
    Александрова Марина Раифовна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани;
  7. «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

    Задача
    «Здоровье является состоянием полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов». Это определение ВОЗ сформулировано еще в 1968 году.
  8. Учебное пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп Рекомендовано

    Учебное пособие
    В настоящем пособии представлены описания структуры и подходы к пониманию нового научного направления – психологии здоровья в структуре дисциплины «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп.
  9. Учебное пособие по новой истории стран Востока хронологически охватывает время от Великих географических открытий до начала Первой мировой войны.

    Учебное пособие
    В учебном пособии системно изложена история стран Востока в новое время от Великих географических открытий до Первой мировой войны. Курс написан с учетом достижений отечественной и зарубежной историографии на основе современной методологии

Другие похожие документы..