Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г

Развитие рефлексивных способностей родителей в отношении своих взглядов на жизнь, ценностей, родительских установок и ролей в процессе обучения способствует саморазвитию компетентности, личностной зрелости и повышает воспитательный и профилактический потенциал семьи, способствуя созданию условий для развития ребенка. Таким образом, и родитель, и ребенок, развиваясь, вместе достигают успеха.

Третьим основополагающим психологическим положением Концепции является развитие элементов критического мышления родителей, увеличивающего профилактический потенциал семьи. Критическое мышление – это такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решения. Оно носит индивидуальный характер и проявляется в следующих характеристиках:

  • самостоятельность в формулировке своих идей, оценок и убеждений независимо от окружающих людей;

  • осмысленность переработки информации, фактов, оценок, ситуаций;

  • осознанность в постановке вопросов и выделения проблем, которые необходимо разрешить;

  • аргументированность решений проблемы на основе доводов и обоснованность принятия решения;

  • открытость в свободном обсуждении с другими собственной позиции и на его основе ее уточнение и углубление.

Адекватно построить стратегии взаимодействия с ребенком, ведущие к успеху в жизни позволяет критическое осмысление родителем:

  • возникающих проблем в детско-родительских взаимоотношениях;

  • ситуаций риска аддиктивного поведения ребенка;

  • защищающих ресурсов и профилактических мер в семье;

  • методов воспитания и развития ребенка и т.д.

Развитие критического мышления возможно только с применением активных методов обучения на основе специальных психолого-педагогических и технологических приемов.

Педагогические аспекты Концепции. При анализе антинаркотической профилактической деятельности образовательных учреждений Республики Татарстан с родителями выявлены проблемы, связанные с их обучением:

  • неумение педагогических работников привлечь родителей к профилактической работе и, как следствие, низкая посещаемость профилактических мероприятий;

  • незнание методов построения позитивного взаимодействия с родителями и недоверие их к школе по вопросам аддиктивного поведения ребенка;

  • недопонимание учительской общественностью того факта, что профилактическая работа с родителями - проблема, прежде всего, педагогическая и должна решаться педагогическими методами на основе психологических подходов к отбору содержания обучения и к технологическим приемам обучения.

Эффективность любой обучающей деятельности с взрослыми людьми определяется наличием знаний, умений, навыков и наличием личностной профессиональной позиции человека, осуществляющего эту работу.

Перед началом любой образовательной деятельности необходимо ответить на следующие вопросы: Кого учить? Для чего учить? Чему учить? Как учить? Кто будет учить? Четкие ответы на эти вопросы дают определенность и понимание смысла профилактической работы с родителями.

Кого учить? Взрослых людей, имеющих собственные представления о воспитании ребенка в семье и отличающихся: возрастом; уровнем образования; профессиональной деятельностью и статусом в обществе; родительскими позициями и установками; жизненными стратегиями и опытом; успешностью в жизни и представлением о путях к успеху; отношением к профилактическим мероприятиям и антинаркотическими установками; образом и стилем жизни; материальными и духовными возможностями и т.д. Неоднородность родительской аудитории является благодатной основой для профилактической работы и создания условий для саморазвития родителей. Особенно важна такая неоднородность для неблагополучных и молодых родителей, не имеющих опыта воспитания, для критического осмысления и обогащения собственных родительских позиций.

Для чего учить? В наиболее общем смысле – для дальнейшего процветания страны и республики, для оздоровления нации, для снижения детской преступности, для укрепления института семьи и семейных ценностей, для создания условий воспитания активного трудоспособного поколения и т.п. В более узком смысле: для снижения риска употребления ПАВ учащимися; снижения показателей наркоситуации в районе, микрорайоне, образовательном учреждении; повышения статуса и имиджа образовательного учреждения в глазах родительской общественности, как активного и заинтересованного участника в воспитании успешного человека и т.п. В частном смысле: для привлечения родителей к совместной деятельности по обучению и воспитанию детей; для повышения эффективности обучения и мотивации к учебной деятельности детей; для оздоровления психологического климата в классе и снижения риска возникновения конфликтных ситуаций; для успешного внедрения в образовательное учреждение инноваций и т.п.

Чему учить?Ответ на этот вопрос является принципиально важным. Существующий информационно-просветительский подход в антинаркотической работе с родителями ориентирован на трансляцию знаний, что, как свидетельствует анализ проблем образовательных учреждений, не всегда эффективен. Родителей необходимо учить:

  • мыслить критически по отношению к рискам своего ребенка к вовлечению в табакокурение, алкоголизацию и наркотизацию;

  • понимать индивидуальные особенности своего ребенка, риски девиации и наркотизации, защитные ресурсы семьи;

  • анализировать поступки и поведение ребенка и связанные с ним риски девиации и наркотизации;

  • прогнозировать поведение ребенка в зависимости от своих воспитательных стратегий, влияния среды и личностных ресурсов ребенка;

  • корректировать свое поведение и поведение ребенка в зависимости от сложившихся детско-родительских взаимоотношений и ситуаций в семье;

  • создавать условия для нормального развития ребенка и формирования установок на ЗОЖ и достижения успеха в жизни и т.д.

  • помогать ребенку разрешать проблемные ситуации в учебной и вне учебной деятельности;

  • принимать ответственные решения по жизненному самоопределению ребенка, основываясь на его интересах, способностях и самостоятельных решениях и т.д.

Как учить?Использовать активные методы обучения: групповые дискуссии, групповые консультации, круглый стол, деловые и ролевые игры, фрагменты тренинга, проектные формы, мозговой штурм, ток-шоу и т.п. Формы занятий предусматривают активное включение родителей в обсуждение предлагаемых тем и дают им возможность открыто заявить о своей позиции, о своих знаниях. Роль ведущего – организовать обсуждение постановкой проблем, выявлением противоречий, систематизацией имеющегося опыта у родителей и включением в него новых знаний, актуализацией скрытых проблем и имеющихся у родителей позитивных резервов для их решения и т.д. Каждая форма занятия имеет свои особенности в позициях ведущего.

Кто будет учить?Основная часть работы с родителями доступна для проведения педагогическому работнику образовательного учреждения (воспитателю, учителю, инженерно-педагогическому работнику). Он же и определяет: каких специалистов образовательного учреждения или со стороны ему необходимо привлечь для проведения полноценной профилактической работы с родителями.

Педагогическая общественность внедряет инновационные подходы к обучению учащихся и имеет большой потенциал для их использования и в профилактической работе с родителями.

1.4. Система профилактической работы

Целевые группы родителей. Выделение целевых групп для профилактической работы является необходимым условием ее эффективности. Обычно разделение родителей на целевые группы основывается по критериям: благополучная семья или нет, полная или неполная, семья с ребенком из группы риска и т.д. Неблагополучные семьи, семьи детей групп риска находятся в постоянном поле зрения педагогов, социальных педагогов. Работа с родителями детей из таких семей проводится образовательным учреждением и другими государственными органами в индивидуальном режиме по многим вопросам, в том числе и антинаркотическим. Основные направления профилактической антинаркотической работы сосредоточены непосредственно на детях из таких семей.

Понятие «благополучная семья» - является относительным. В реальной жизни практически каждая семья на протяжении своего существования переживает периоды неблагополучия, отражающиеся на детско-родительских взаимоотношениях. Такие периоды могут не попасть в поле зрения педагогов, но сказываются на поведении детей. Большинство таких семей не охвачено пристальным вниманием образовательных учреждений, и они продолжают оставаться вне целенаправленной антинаркотической работы. Возможности самих семей проводить антинаркотическую работу со своими детьми недостаточно изучены. В частности:

  • позиции и установки родителей по проблеме профилактики;

  • основные родительские стратегии профилактики и их успешность;

  • содержание протекторных (защищающих) ресурсов семьи;

  • в какой помощи семья нуждается, и как следовало бы эту помощь организовать.

Под профилактической антинаркотической работой большинство родителей обозначают просветительские беседы на тему «Что такое наркотики, и почему их нельзя употреблять». При этом сами родители мало знакомы с наркоманией как клинико-социальным явлением и предпочитают рассуждать о последствиях злоупотребления психоактивными веществами весьма абстрактно. По готовности родителей принять профилактическую работу в образовательном учреждении их можно разделить условно на пять групп:

  • родители готовы принять участие в антинаркотической профилактике, но не владеют методами такой работы;

  • родители не склонны участвовать в антинаркотической профилактике и охотно делегируют эти обязанности специалистам и государственным учреждениям, в первую очередь образовательному учреждению;

  • родители по мере сил занимаются антинаркотической пропагандой на основании доступных им сведений и надеются, что этого достаточно;

  • родители не склонны участвовать в антинаркотической профилактике и критично относятся к профилактической работе со своим ребенком, считая, что образовательное учреждение может пробудить его интерес к наркотикам;

  • родители равнодушно относятся к антинаркотической профилактике, и сами не занимаются ни профилактикой, ни воспитанием своего ребенка.

По степени участия в защите детей от наркотизации или, иными словами, по степени выраженности профилактического потенциала можно условно разделить все семьи, если отбросить крайние варианты («успешные» семьи и «неблагополучные»), на пять следующих типов:

  • семья протекторная (защищающая), активный участник профилактики;

  • семья иммунизирующая, укрепляющая;

  • семья нейтральная, делегирующая свои обязанности по защите подростка от наркотиков;

  • семья гипопротекторная, гиперопекающая;

  • семья, не способная выполнять защитную функцию.

Соответственно каждая из этих типов семей по-разному проявляет себя по отношению к ребенку и к наркотическим средствам, применяют различные стратегии противодействия наркотикам и нуждаются в различных формах участия, поддержки или вмешательства.

Так, семья первого типа ориентирована на активную систематическую профилактическую работу. В этих семьях родители умеют сотрудничать с детьми. Речь идет о расширении тематики для диалога, включении наркомании наряду с пьянством, половой распущенностью, леностью и т.п. в категорию информированного и осознанного отвержения. Именно этим семьям адресовано большинство печатных изданий и публикаций в рубрике «Как уберечь наших детей от наркотиков». Следует, однако, заметить, что детям из этих семей наркотизация как раз угрожает меньше всего.

Семья второго типа, как правило, недооценивает риск наркотизации для своего ребенка и переоценивает его устойчивость к соблазнам, давлению, наркотическому «заражению». Родители в таких семьях не придают особого значения упреждающему просвещению своих детей, зато они ориентированы на поддержание гармоничных отношений в семье, тесные эмоциональные связи, взаимовыручку. Родители как бы сознательно снижают свой авторитет, отступают в тень, уверенные в том, что в подростковом возрасте на первом месте обязательно должна быть компания ровесников. Они снисходительно относятся к эпизодам употребления ПАВ, мирятся с экспериментами социального риска (прогулы в школе, отсутствие дома, опасные связи, дерзкое поведение и т.п.), считая, что подросток «перебесится».

Семья третьего типа эмоционально разобщенная, с формальными связями. Родители практически закрывают глаза на проблему, пренебрегают теми рисками, которым подвергается ребенок, не имеющий надежной опоры в семье. Родители доверяют антинаркотических интервенциям образовательного учреждения и полагают, что сумеют вмешаться «в случае чего», что не опоздают, что их вмешательство даст нужный результат. Они верят в позитивное общественное влияние и собственные силы. Вытесняя проблему наркотизации как невозможный вариант развития событий в своей семье, они отказываются от активной профилактики, заменяя ее ошибочной стратегией контроля занятости и окружения подростка.

Семья четвертого типа практикует тотальный контроль за жизнедеятельностью ребенка, нарушая его права на развитие и самоопределение. Родители в семьях этого типа пытаются воспроизвести стиль и отношения в семье, где они выросли, без учета индивидуальности ребенка, изменившихся обстоятельств и условий его развития. При этом родители стремятся лично контролировать детей, а, по сути, манипулировать ими, навязывая им «во имя их же блага» определенные вкусы, стереотипы поведения, приоритеты, ревниво оберегая детей от постороннего влияния, замыкая их интересы на себя и семью. Тем самым нередко создается своеобразная искусственная среда обитания ребенка. Именно для таких семей характерна ошибочная родительская стратегия опеки и диктата, приводящая ребенка к протестному поведению, к гипертрофии ценностей дворовой компании, к демонстративной эмансипации.

Семья пятого типа представляет собой пример характерного «неполного родительского соответствия». В такой семье родители необоснованно расширяют границы свободы ребенка (иногда из эгоистических соображений: «пусть растет самостоятельным», «нечего с ними нянчиться») и пренебрегают многими своими обязанностями по уходу за детьми и обеспечению им надлежащих условий для воспитания и развития. В вопросах антинаркотической профилактики для этого типа семей характерна ошибочная родительская стратегия невмешательства или провокации. Здесь, как правило, не говорят о вредных последствиях злоупотребления алкоголем и наркотиками. Опасность алкоголизации в раннем возрасте недооценивается. Родители считают неизбежным потребление несовершеннолетним спиртных напитков, подчас сами приобщают детей к алкоголю во время семейных застолий, считая это знаком доверия к детям и атрибутом их взросления. Такая семья не защищает ребенка от опасностей наркотизации, не укрепляет его иммунитет. Злокачественность развития ребенка в такой семье заключена в том, что он встречает алкоголь в ближайшем окружении, постоянно наблюдает и перенимает негативные образцы обращения с психоактивными веществами и воспринимает злоупотребление ими как норму жизнедеятельности.

  1. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (2)

    Документ
    Предлагаемое Вашему вниманию пособие для работы с родителями учащихся школ является продолжением пособия «Путь к успеху» - для дошкольных образовательных учреждений.
  2. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (3)

    Документ
  3. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (1)

    Документ
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  4. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (2)

    Документ
    Первое – проблемы, связанные с низкой посещаемостью родителями профилактических мероприятий. Эффективность работы зависит не только от охвата родителей, но и от качества профилактических мероприятий.
  5. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (1)

    Документ
    Архипова Светлана Владимировна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №117» Авиастроительного района г.
  6. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (2)

    Документ
    Александрова Марина Раифовна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани;
  7. «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

    Задача
    «Здоровье является состоянием полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов». Это определение ВОЗ сформулировано еще в 1968 году.
  8. Учебное пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп Рекомендовано

    Учебное пособие
    В настоящем пособии представлены описания структуры и подходы к пониманию нового научного направления – психологии здоровья в структуре дисциплины «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп.
  9. Учебное пособие по новой истории стран Востока хронологически охватывает время от Великих географических открытий до начала Первой мировой войны.

    Учебное пособие
    В учебном пособии системно изложена история стран Востока в новое время от Великих географических открытий до Первой мировой войны. Курс написан с учетом достижений отечественной и зарубежной историографии на основе современной методологии

Другие похожие документы..