Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г

ПРОГРАММА «ШКОЛА СЕМЕЙНОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Пояснительная записка

Программа занятий для родителей «Школа семейной духовной культуры» может стать частью комплексной программы воспитания духовной культуры детей, родителей и педагогов в образовательном учреждении. Программа рекомендуется для реализации в образовательных учреждениях, в воспитательной деятельности которых в качестве приоритетного направления обозначено духовно-нравственное воспитание, возрождение духовных традиций отечественной культуры. 

Занятия по предлагаемой программе направлены на содействие защите духовного здоровья детей и подростков, развитие и углубление духовно-нравственного аспекта в содержании семейного воспитания, возрождение лучших традиций отечественной педагогики.

Целью программы является:

– просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного становления личности ребенка в разные периоды детства;

– содействие формированию основ семейной духовной культуры, воссозданию и творческому развитию в современных условиях лучших отечественных традиций семейной педагогики;

– помощь родителям в осмыслении воспитательного потенциала отечественной культуры;

– содействие формированию грамотного, осознанного отношения родителей к использованию традиционных форм семейного воспитания, в первую очередь – духовно-нравственного.

Занятия по предлагаемой программе могут быть предложены для родителей детей любого возраста. Следует, однако, формировать группы родителей так, чтобы одновременно на занятиях присутствовали родители детей одного или смежных возрастов. В соответствии с этим педагог, ведущий занятия в «Школе семейной духовной культуры», может делать акцент на особенностях духовного становления и методике нравственно-эстетического, духовного воспитания либо дошкольников и младших школьников, либо подростков и старшеклассников.

Вполне возможно, что в образовательном учреждении будет сформировано несколько групп для занятий в «Школе семейной духовной культуры». Занятия эти могут вести разные педагоги, а может и один специалист (если расписание занятий составлено удобным для него образом).

Календарное планирование занятий по программе составляется педагогом на основе предлагаемого ниже тематического планирования. По усмотрению ведущего, исходя из специфики работы образовательного учреждения и состава группы родителей, последовательность занятий и количество часов на изучение той или иной темы могут быть изменены.

В процессе реализации программы ведущим «Школ семейной духовной культуры», с помощью библиотекаря, методиста или завуча по воспитательной работе осуществляется комплектация подборки методических материалов по духовно-нравственному воспитанию детей в семье. Для самостоятельного изучения и использования в семейном воспитании родителям могут быть предложены:

– педагогическая, художественно-публицистическая и детская литература по ознакомлению с традиционной русской культурой, историческими, культурными и духовными святынями Земли Русской, жизнеописания досточтимых людей нашего Отечества;

– иллюстративный материал, подобранный в соответствии с тематикой занятий;

– аудиовизуальный материал (аудио и видеокассеты, мультимедийные программы, рекомендуемые для семейного прослушивания и просмотра).

Тематическое планирование

занятий «Школы семейной духовной культуры»

п/п

Наименование темы занятия

Количество часов

1.

Отечественная психологическая наука о духовно-нравственном развитии ребенка.

2 часа

2.

Народные традиции нравственного воспитания («вежество» как признак культуры).

2 часа

3.

Русский месяцеслов и детский семейный календарь: осень, зима, весна, лето.

4 часов

(по 1 часу в сезон)

4.

Духовно-нравственного воспитания в семье детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

1 час

5.

Вопросы методики семейного духовно-нравственного воспитания подростка.

1 час

6.

Духовность материальной культуры. Знакомство детей в семье с образами русской материальной культуры.

2 часа

7.

Знакомство детей в семье с образами русской художественной и музыкальной культуры.

2 часа

8.

Родителям и детям о русских святынях, святых и досточтимых людях Земли Русской.

2 часа

9.

Круг детского чтения:

– Духовный смысл сказки.

– Русские поэты – детям (духовно-нравственные проблемы в отечественной детской поэзии).

– Чему учили первые русские учебные книги?

6 часов

10.

Итоговое занятие

2 часа

 

                                                                   Всего

24 часа

ПРОГРАММА «КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»

Пояснительная записка.

Молодой семьей считается брачный союз, где оба супруга состоят в первом браке до 9 лет включительно, а их возраст не превышает 32 лет. Эта группа браков весьма неустойчива: если принять все совершаемые разводы в Российской Федерации за 100 %, то они дают 65 – 67 % всех разводов. Этим обстоятельством и вызвано особое внимание к молодой семье. Первые шаги молодой семьи заключаются в том, что происходит процесс взаимной брачной адаптации супругов друг к другу. Она включает в себя следующие моменты:

– адаптация к характеру и темпераменту партнера;

– адаптация к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни брачного партнера;

– адаптация к основным ценностям жизни, «жизненной философии», цели и смыслу жизни партнера;

– адаптация физиологическая, в том числе сексуальная;

– адаптация к профессиональной деятельности и профессиональным интересам брачного партнера;

– адаптация к родителям и ближайшим родственникам партнера;

– адаптация к друзьям, товарищам, коллегам супруга (супруги).

В процессе совместных свободных дискуссий и обсуждений следует вычленить положительный опыт слушателей в процессе взаимной адаптации. Это одна из первых и важнейших задач, которые стоят перед «Клубом молодой семьи».

Дискуссионной проблемой в молодой семье является распределение домашнего труда. Следует вызвать слушателей на откровенный разговор по этой проблеме.

Финансовые проблемы молодой семьи – одна из животрепещущих проблем, особенно, когда речь идет  о «карманных» деньгах мужа и жены. Следует устроить обмен мнением и опытом слушателей по этому вопросу. Далее: как эффективно и рационально распределить финансовые средства семьи – одна из тем обсуждений и дискуссий. Самое трудное и главное – умело, гибко, тактично, обобщающе подвести итог дискуссии.

Как достичь в семье согласия, понимания, согласованности в действиях и поступках относительно общих целей и задач семьи. Какие задачи решаются супругами в первую, вторую и третью очередь. В этом отношении опыт каждой семьи имеет определенную ценность, и задача руководителя семинара попытаться обобщить этот опыт после поведенной дискуссии и обсуждения.

Во втором цикле занятий (в нашей программе – второй раздел) рассматривается комплекс проблем становления материнства и отцовства. При этом основное внимание уделяется проблемам материнства, так как в дошкольном детстве решающая роль в формировании личности ребенка принадлежит матери. На это обстоятельство следует обратить особое внимание: из-за ряда финансовых, жилищных трудностей, а также других личных проблем женщина может (бессознательно) не «принимать» ребенка, относиться к нему холодно, равнодушно, даже враждебно и агрессивно, так как он явился причиной многих дополнительных трудностей, то есть является катализатором всех жизненных трудностей и неприятностей. «Нежеланный ребенок» – это множество будущих психологических проблем как для матери, так еще в большей степени для ребенка. Темы, поставленные на обсуждение в этом разделе, требуют особой тактичности и осторожности. Главная задача – скорректировать поведение матерей в положительную сторону по отношению к ребенку, смягчить психологическое отчуждение матери и ребенка.

Самостоятельное и обстоятельное обсуждение заслуживает обсуждение роли отца в семье, особо обратив внимание на то обстоятельство, что половую дифференциацию в воспитании девочек и мальчиков (сознательно, а больше всего бессознательно)  вносит отец, так как для матери все дети одинаково любимы независимо от их пола. Это ее дети. Как правило, материнская любовь безусловна («Я их люблю, потому что я их родила и они мои дети»). Отцовская любовь условна («Я тебя люблю, потому что ты слушаешься меня», «я тебя люблю, потому что ты хорошо учишься») и т. д. И т. п.

Данная программа нацелена на всестороннее обсуждение многочисленных проблем молодой семьи. При этом внимание уделяется различным сторонами жизни молодой семьи, различным ее социальным функциям.

Одна из задач таких обсуждений – укрепление супружеских взаимоотношений, успешное домостроительство и способствование успешной адаптации супругов друг к другу. Особое внимание уделяется молодой семье как воспитательной среде. Поэтому особое внимание уделяется детско-родительским отношениям в молодой семье и формированию личности ребенка.

Очень важными являются и проблемы становления материнства, позиции (отношения) матери к ребенку. При этом уделяется много внимания психологии взаимоотношений матери и ребенка в различные периоды детства. На специальном занятии нужно обсудить вопросы посильного участия ребенка в домашнем труде и воспитания навыков самообслуживания в процессе такого участия.

Тематический план занятий

по программе «Клуб молодой семьи»

№ п/п

Название разделов и тем программы

Часы

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

Раздел I.Современная молодая семья и ее проблемы

Молодая семья ее первые шаги.

Экономические и хозяйственно-бытовые проблемы молодой семьи

Супружеские взаимоотношения в молодой семье

Молодая семья как воспитательная среда

5

1

1

1

2

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

Раздел II. Материнство, отцовство, отношения с детьми

Детско-родительские отношения в молодой семье и формирование личности ребенка

Проблемы становления материнства и отношение матери к ребенку

Мать и ребенок: психология взаимоотношений в различные периоды детства

Роль отца в семейном воспитании детей

6

2

1

2

1

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

Раздел III. Проблемы семейной педагогики

Цели, задачи, содержание воспитания детей в семье

Участие ребенка в домашнем труде и формирование у него способностей совместной деятельности

Формирование навыков и способностей детей в процессе семейного досуга и отдыха

Развитие способности ребенка к общению в семейной группе

Формирование у ребенка нравственных чувств

Психогигиена детей и психопрофилактика детских неврозов                                                                        

10

2

2

2

1

1

2

 

 Всего

21 час

  1. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (2)

    Документ
    Предлагаемое Вашему вниманию пособие для работы с родителями учащихся школ является продолжением пособия «Путь к успеху» - для дошкольных образовательных учреждений.
  2. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (3)

    Документ
  3. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (1)

    Документ
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  4. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (2)

    Документ
    Первое – проблемы, связанные с низкой посещаемостью родителями профилактических мероприятий. Эффективность работы зависит не только от охвата родителей, но и от качества профилактических мероприятий.
  5. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (1)

    Документ
    Архипова Светлана Владимировна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №117» Авиастроительного района г.
  6. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (2)

    Документ
    Александрова Марина Раифовна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани;
  7. «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

    Задача
    «Здоровье является состоянием полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов». Это определение ВОЗ сформулировано еще в 1968 году.
  8. Учебное пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп Рекомендовано

    Учебное пособие
    В настоящем пособии представлены описания структуры и подходы к пониманию нового научного направления – психологии здоровья в структуре дисциплины «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп.
  9. Учебное пособие по новой истории стран Востока хронологически охватывает время от Великих географических открытий до начала Первой мировой войны.

    Учебное пособие
    В учебном пособии системно изложена история стран Востока в новое время от Великих географических открытий до Первой мировой войны. Курс написан с учетом достижений отечественной и зарубежной историографии на основе современной методологии

Другие похожие документы..