Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г

антисоциальное поведение в раннем возрасте;

  • качество и последовательность воспитания в семье, общение между членами семьи, подражание ролевому поведению родителей;

  • адаптированность к социальной среде и учебному процессу в первые годы учебы в школе и степень желания ребенка учиться;

  • вовлеченность в группу сверстников, чьи стиль поведения и социальные установки предполагают употребление наркотиков;

  • личностные характеристики, такие, как непокорный нрав, неприятие традиционных ценностей, равнодушное или одобрительное отношение к фактам отклонения от нормы, сопротивление традиционным институтам власти и ярко выраженное стремление к независимости;

  • степень личностной компетентности и социальной ответственности.

    Вопросы, связанные с мотивацией употребления наркотических веществ, разработаны недостаточно. Данные о том, почему подросток прибегает к наркотикам, немногочисленны. Выяснение данного вопроса невозможно без полного взаимопонимания между врачами и пациентом. Однако и сам подросток далеко не всегда осознает причину наркотизации. При интервьюировании подростков они склонны описывать внешнюю сторону приобщения к наркотикам, обстоятельства наркотизации, часто подчеркивают влияние друзей.

    Большинство зарубежных исследователей мотивацию употребления наркотиков связывают с влиянием микросоциальных факторов, характерологических особенностей подростка, то есть речь идет о внешней мотивации. Так, М. В. Holmberg (1989) считает, что основным причинным фактором подростковой наркомании является социальная дезадаптация, наблюдающаяся преимущественно у мальчиков (у девочек преобладают невротические нарушения). Неблагополучная семья, психические отклонения, делинквентное поведение рассматриваются как причины наркомании.

    По-другому трактуют мотивацию наркомании представители психоаналитической школы, которые полагают, что в основе развития наркомании лежит глубокий регресс либидо, стремление оградить себя от влияний внешнего мира, достичь состояния абсолютного спокойствия – «нирваны». Конечной целью наркомана является самоуничтожение.

    В отечественной литературе проблемам мотивации посвящены работы В. Ю. Завьялова. Им разработана классификация мотивационных факторов при алкоголизме, которая на взгляд специалистов, может быть использована и в клинике подростковых наркоманий.

    Первая группа мотивов образуется из трех «социально-психологических» факторов:

    1) традиционные, социально обусловленные мотивы;

    2) субмиссивные мотивы отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы;

    3) псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующий о стремлении подростка приспособиться к «наркоманическим ценностям» подростковой группы. На ранних этапах злоупотребления психоактивными веществами главную роль играют «социальные мотивы», в частности, субмиссивный мотив. Социальные мотивы у подростков имеют свою специфику. Они тесно связаны с типичными подростковыми реакциями, характерными для более раннего возраста. Стериотипы употребления наркотиков навязываются подростку группой. Существенным социальным мотивом является доступность наркотического вещества.

    Вторая группа мотивов отражает потребность в изменении собственного состояния:

    1) гедонистические мотивы - стремление испытать чувство эйфории;

    2) атарактические мотивы - желание нейтрализовать негативные эмоциональные переживания;

    3) мотивы гиперактивации поведения - стремление выйти из апатического состояния, улучшить на краткий период интеллектуальную и физическую работоспособность.

    Третья группа мотивов отражает патологическую мотивацию, связанную с абстинентным синдромом и патологического влечения к наркотику:

    1) мотив купирования абстиненции - стремление избавиться от тягостных проявлений абстиненции с помощью приема очередной дозы наркотика, тесно связанный с мотивами гиперактивации и атарактическими мотивами;

    2) мотив зависимости (аддиктивный мотив) - фиксация в сознании патологического влечения к наркотику;

    3) мотив самоповреждения - стремление употребить наркотик «назло себе и другим» для того, чтобы ускорить наступление социальных осложнений («Пусть лучше меня заберут в ЛТП»), либо соматических осложнений - смерти («Пусть лучше я умру от передозировки»).

    Под профилактикой наркомании современные отечественные специалисты понимают систему социальных, правовых, организационных мер, направленных на:

    • разъяснение возможных последствий и создание атмосферы общественной нетерпимости к потребителям наркотиков;

    • выявление и пресечение немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ населением;

    • упреждение совершения правонарушения на почве потребления наркотиков;

    • оказание медицинской и реабилитационной помощи наркозависимым;

    • пропаганду ЗОЖ и формирование общественного мнения против потребления наркотиков;

    • осуществление государственного контроля за изготовлением, хранением, транспортировкой, реализацией наркотиков, их незаконным оборотом.

    Успешность осуществления данных мер напрямую связана с решением, на наш взгляд, следующих проблем:

    • Импортируемые из-за рубежа программы реабилитации и психотерапевтические системы помощи наркозависимым лицам оказываются не комплиментарны базовому менталитету российского населения и, следовательно, не имеют весомых шансов быть успешными.

    • Инновационные программы профилактики наркомании должны основываться на традициях национальной концепции образования, способной нейтрализовать тлетворное влияние «либеральной идеологии».

    • Государственная система профилактики наркологических заболеваний, основанная на «лозунгах» и так называемом культе «здорового образа жизни», мало что сделала и сделает с ситуацией потребления наркотических средств, потому что не касается фундаментальных причин распространения наркомании в России.

    • Отсутствует какое-либо позитивное мировоззрение, способное защитить человека в достаточно суровых условиях российской действительности от разрушающего воздействия агрессивной и деструктивной информационной среды.

    Специфика Концепции состоит в том, что в основе разработки Программы работы с родителями по профилактике наркомании в Республике Татарстан лежат следующие принципы:

    • Гуманизм и экология. Позитивность должна стать основной характеристикой первичной профилактики. К сожалению, во многих современных формах «борьбы» с наркоманией латентно присутствуют механизмы запугивания, агрессии и пренебрежения, что негативно сказывается на эффективности ожидаемых результатов.

    Информационные кампании «против наркотиков» внедряют в коллективное бессознательное миф о непреодолимой привлекательности наркомании.

    Помогают ли, например, предостережения ограничить потребление сигарет? Совсем наоборот. Именно опасность их употребления подстрекает подростков испытать действие сигарет на себе. Нас и так тянет к тому, что философ И. Кант назвал «негативным удовольствием». Предостережения и запреты лишь подогревают любопытство. Психологи отмечают, что существуют психологические механизмы «запускающиеся» в ситуации введения запретов, ограничений. Согласно теории реактивного сопротивления Дж. Брема, любая «внешняя» попытка ограничить для человека возможность выбора повышает для человека его субъективную значимость и заставляет принимать значительные усилия для сохранения данной возможности («запретный плод – сладок»). Поэтому прямое запрещение и преследование может лишь стимулировать интерес молодежи к наркотикам. «Для многих молодежных субкультур присущ феномен «гедонистический риск» (получение удовольствий, сильных эмоциональных переживаний, путем создания опасных, угрожающих удовлетворению потребностей ситуаций)» (И.Ю. Борисов).

    • Активность и деятельность. Повсеместному разрастанию эпидемии наркомании как общественной болезни необходимо противопоставить идеологию открытой и энергичной жизненной позиции каждого гражданина общества по отношению к своему личному успешному, благополучному и здоровому будущему.

    Активное и деятельностное отношение к индивидуальной и социальной жизни основывается на примате общечеловеческих ценностей, таких как: благо, красота, соразмерность, истина, добродетель над индивидуально-эгоистическими ценностями гедонизма: наслаждение и удовольствие.

    В частности, одним из решений задачи профилактики потребления наркотиков является механизм формирования у отдельной личности психологической защищенности от наркотиков. Под психологической защищенностью от наркотиков мы понимаем «систему внутренних условий (психологические свойства и состояний), определяющих способность личности самостоятельно сопротивляться воздействиям, стимулирующим потребление наркотиков, готовность самостоятельно защититься от таких стимулов».

    Профилактическая работа по эмоциональной защите от наркотиков должна вестись в скрытой форме.

    • Инновация и замещение. Современное общество должно вырабатывать новые культурные формы замены «эффекта» наркотиков, воспитывая с ранних лет жизни - человека будущего незнающего наркотики.

    Столь популярное среди отечественной молодежи учение К. Кастанеды рассказывающее о возможностях человеческого сознания при употреблении наркотических веществ, фактически является философией оправдания экзистенции человека, его богатого внутреннего мира и, следовательно, его безграничных возможностей, а не преимуществ употребления наркотиков для получения сиюминутного удовольствия и наслаждения. Сам Кастанеда в зрелом возрасте отказался от употребления наркотиков, считая их ненужным инструментом для достижения высших уровней своей субъективности. Наркотики, так же как и алкоголь, являются примитивными средствами достижения глубоких экзистенциальных состояний личности, находящихся за пределами рациональности. На смену рационально-прагматическому подходу в профилактике употребления наркотиков должен придти экзистенциальный заключающийся в том, чтобы «навести», восстановить связи человека с миром, путем реконструкции его мировоззрения, через примирение с миром, обнаружения их общего основания, ликвидируя кризисность и пограничность переживаний человека.

    Проблема воспитания осознанного негативного отношения к употреблению наркотиков среди современной молодежи остается все еще актуальной. Слабым звеном по-прежнему являются родители, школа и вуз. Это связано с тем, что зачастую в образовательной среде отсутствует комплексная система антинаркотической работы. Образовательные учреждения все еще пытаются избавиться от «трудных» детей.

    Не до конца преодолен информационно-просветительский подход к решению проблем профилактики. Антинаркотическая деятельность во многих случаях по-прежнему обеспечивается за счет более или менее регулярных, но как показывает практика и результаты мониторинга, недостаточно эффективных мероприятий (лекции, антинаркотические акции, конкурсы рисунков, плакаты и др.). Работа идет вхолостую. По – видимому, не найдена убедительная форма диалога с детьми, подростками и молодежью. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуальным сознанием, новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж. Недостаточно специалистов, занятых междисциплинарными исследованиями, способных разрабатывать и внедрять обучающие программы, совершенствовать нормативное и методическое обеспечение в области профилактики наркомании.

    В реальной профилактической работе практически не учитываются данные мониторинговых исследований. Например, по результатам мониторингового опроса (октябрь 2005г.) в РТ на решение отказа от экспериментирования с наркотиками влияет:

    1. Фактор разума, здравого смысла («стал умнее, одумался»).

    2. Фактор страха:

    - перед «ломкой»;

    - перед оглаской;

    - перед передозировкой.

    3. Фактор индивидуальной реакции («не получил удовольствия»).

    4. Фактор среды:

    - влияние семьи;

    - влияние любимого человека;

    - влияние новых друзей;

    - пропаганда ЗОЖ.

    Как видим, по шкале ранжирования первые позиции занимают экзистенциально-личностные факторы, затем физиологические и только на последнем месте социально-воспитательные факторы.

    Несмотря на это, по-прежнему преобладающей формой работы по профилактике наркомании является вербальная пропаганда.

    Методологически Концепция выстроена по трем уровням:

    1. Социально-правовой – профилактика наркомании как проект защиты общества от девиаций и патологий.

    Специалисты выделяют несколько подходов к оценке поведенческой нормы, патологии и девиации:

    • Социальный: базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека.

    • Психологический подход: рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и разрушением личности.

    • Психиатрический подход: девиантные формы поведения рассматриваются как преморбидные (доболезненные) особенности личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств и заболеваний.

    • Этнокультурный подход: девиация рассматривается сквозь призму традиций того или иного сообщества людей.

    • Возрастной подход: рассматривает девиации поведения с позиции возрастных особенностей и норм.

    • Гендерный подход: исходит из представления о существовании традиционных половых стереотипов поведения, мужском и женском стиле.

    • Профессиональный подход: девиация базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций.

    • Феноменологический подход: учитывает все отклонения от нормы (аутизм, трудоголизм и пр.).

    1. Культурно-национальный - профилактика наркомании как проект формирования в обществе единых и аутентичных культурных ценностей.

    Необходимо заметить, что разработка профилактических мер по предупреждению наркомании должна осуществляться с учетом национальных, этнических и конфессиональных особенностей региона.

    В частности, конфессиональные различия населения сказываются на характере отношения молодого поколения к употреблению наркотиков. Согласно результатам мониторингового опроса (октябрь 2005г.) в РТ «в конфессионально определившихся группах молодежи (ислам и православие) общий уровень наркотизации стабильно ниже, чем среди молодых людей, заявивших о своей атеистической ориентации. Среди сторонников ислама общий уровень наркотизации и степень активности наркопотребления несколько ниже, чем среди молодежи, ориентированной на православие».

    1. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (2)

      Документ
      Предлагаемое Вашему вниманию пособие для работы с родителями учащихся школ является продолжением пособия «Путь к успеху» - для дошкольных образовательных учреждений.
    2. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (3)

      Документ
    3. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (1)

      Документ
      МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
    4. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (2)

      Документ
      Первое – проблемы, связанные с низкой посещаемостью родителями профилактических мероприятий. Эффективность работы зависит не только от охвата родителей, но и от качества профилактических мероприятий.
    5. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (1)

      Документ
      Архипова Светлана Владимировна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №117» Авиастроительного района г.
    6. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (2)

      Документ
      Александрова Марина Раифовна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани;
    7. «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

      Задача
      «Здоровье является состоянием полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов». Это определение ВОЗ сформулировано еще в 1968 году.
    8. Учебное пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп Рекомендовано

      Учебное пособие
      В настоящем пособии представлены описания структуры и подходы к пониманию нового научного направления – психологии здоровья в структуре дисциплины «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп.
    9. Учебное пособие по новой истории стран Востока хронологически охватывает время от Великих географических открытий до начала Первой мировой войны.

      Учебное пособие
      В учебном пособии системно изложена история стран Востока в новое время от Великих географических открытий до Первой мировой войны. Курс написан с учетом достижений отечественной и зарубежной историографии на основе современной методологии

    Другие похожие документы..