Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г

1. КОНЦЕПЦИЯ ПОЗИТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

1.1. Введение в проблему

Актуальность. Состояние семьи в современной российской действительности можно охарактеризовать как кризисное. Во всех сферах общественной жизни можно наблюдать явления, направленные не на укрепление семьи, а препятствующие ее нормальной жизнедеятельности.

Экономическая сфера не дает возможности многим семьям полностью обеспечивать материальные потребности, что снижает потребность в духовной сфере. Разрушение идеологических основ советского государства и его системы ценностей не привели к созданию новых, а ориентирует семью на плюрализм мнений, поведения, воспитания, что приводит к непоследовательности воздействий на подрастающее поколение. Многие законодательные акты, принятые для поддержки семьи не всегда поддерживаются финансово, что свидетельствует об их слабости и декларативности.

СМИ и телевидение нередко подрывают устои семейных отношений, демонстрируя негативные примеры взаимоотношений между членами семьи. Убийства детей родителями, убийства родителей детьми или других членов семей, уже вошли в нашу жизнь как нечто обычное в криминальной хронике. Двадцать лет назад в общественном сознании и мысли не могло возникнуть о том, что такие факты вообще возможны в нашей стране. Рост количества неполных семей, количества разводов, неблагополучных семей, детской беспризорности, по сравнению с советским временем, наличие демографического кризиса – все это реакция на политические изменения в нашей стране. Нельзя сказать, что изменения не были необходимыми, но отсутствие хоть какого-либо прогноза на последствия таких изменений и привело к серьезным нарушениям в семейных взаимоотношениях.

Определенные негативные изменения коснулись и системы образования:

  • снижение статуса педагога в обществе;

  • постоянные перегрузки педагогов из-за маленькой заработной платы и, как следствие, быстрое эмоциональное выгорание и формирование профессиональных деструкций;

  • текучесть кадров в образовательных учреждениях, особенно среди молодых педагогов;

  • отставание методов воспитательной работы с учащимися в условиях быстрых перемен в обществе.

Перестройка социально-экономических отношений в стране явилась привлекательной для криминальных международных организаций и, в частности, для наркодельцов. Быстрому захвату наркомафией российского рынка способствовал ряд факторов:

  • неготовность общества к противодействию, незнание технологий профилактической работы с населением;

  • наличие отлаженной мировым опытом маркетинговой стратегии продаж наркотиков;

  • криминализация российского общества (возможность привлечения российских граждан к продажам);

  • ослабление воспитательной функции образовательных учреждений (упразднение детских и молодежных общественных организаций, таких как пионерия, комсомол);

  • ослабление воспитательной функции семьи (увеличение количества дисфункциональных семей).

В связи со сложившейся социально-экономической ситуацией в России дети, подростки и молодежь оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, утратилась связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения. Стрессовые ситуации, неопределенность положения, нестабильность, безработица, сложности в трудоустройстве несовершеннолетних, конфликты с законом - вызывают у молодого поколения асоциальные формы поведения. У несовершеннолетних быстро формируется установка на дальнейшую наркотизацию и одновременно останавливается личностный рост, разрываются или деформируются связи с ближайшим окружением, нарушаются семейные отношения, нередко затрудняется последующее образование собственной семьи и рождение потомства. Злоупотребление ПАВ нередко ведет к ранней инвалидизации и смерти несовершеннолетних.

Сегодня потребителями наркотиков становятся и социально-адаптированные, достаточно благополучные подростки, и молодые люди, из семей с достаточно высоким материальным уровнем жизни и социальным статусом. Это означает, что социальные причины наркомании лежат не только в экономически неблагополучной части населения. Таким образом, можно говорить о наркотизации элитной части молодежи - студентов вузов, будущих квалифицированных специалистов.

Способствуют вовлечению в наркопотребление и особенности переходного периода от детства к взрослости, характеризующиеся, например, большим количеством свободного времени, специфическими гедонистическими формами проведения досуга (посещение дискотек, ночных клубов, проведение досуга в компаниях), неустойчивым ценностным полем. В современном мире, если человек не попробовал алкоголь, табак или наркотические вещества, будучи молодым, вероятность, что это произойдет во взрослом возрасте, значительно снижается.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в ней человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности. Ее можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь процесс социального научения идет, с одной стороны, посредством приобретения социального опыта в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами. А с другой — за счет наблюдения ребенком особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством викарного научения, связанного с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Выделяется два типа деформации семьи: структурная и психологическая. Структурная деформация – это нарушение ее структурной целостности, что связано с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при отсутствии в семье бабушек и дедушек). Психологическая деформация связана с нарушением системы межличностных отношений в семье и принятием и реализацией в ней системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так и отечественными), из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности, существенно отличаются между собой по критерию «полная - неполная семья». В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатического развития на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений.

В сложившейся ситуации в число значимых субъектов профилактики наркомании среди детей, подростков и юношества следует отнести их ближайшее окружение: семью, родителей. Большинство эффективных профилактических программ, как отечественных, так и зарубежных, как обязательный компонент в комплексе мероприятий, направленных на предотвращение вовлечения подростков и молодежи в немедицинское употребление ПАВ включает работу с родителями. Направление работы с родителями в зарубежных программах опирается на имеющийся у родителей опыт прохождения профилактических программ, будучи подростками. Для нашей страны проблема является новой, т.к. с нынешними родителями в подростковом возрасте не проводили профилактическую работу. Поэтому прямое заимствование опыта работы с родителями из зарубежных программ является некорректным. Отечественные программы, как правило, ориентированы на информирование родителей о проблеме наркотизации и ее составляющих, и не являются действенными в индивидуальной помощи семье в воспитании своего ребенка.

С учетом понимания того, что, во-первых, родители составляют первую общественную среду ребенка, закладывают основы его физического и психического здоровья, играют важнейшую роль в формировании жизненных ориентиров. Во-вторых, родительская общественность является многочисленной, активной и наиболее заинтересованной в здоровье своих детей частью общества, разработка системы работы с родителями образовательных учреждений по вопросам профилактики является необходимой и актуальной.

Проблема. Несмотря на понимание большинством родителей их основополагающей роли в воспитании и развитии своих детей, в современном обществе имеют место следующие группы проблем, связанных с семейной профилактикой.

  • Значительная часть родительской общественности склонна рассматривать наркоманию как сугубо индивидуальную проблему отдельных людей. К сожалению, среди населения велика доля равнодушия, позиционной нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного наркомана (знакомого, близкого друга, родственника).

  • Вторая группа проблем связана с отсутствием знаний, навыков и современных социально адаптированных стратегий поведения у взрослой части населения, не позволяющим им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям. Психолого-педагогическая безграмотность родителей приводит к ошибкам в воспитании и является одной из причин употребления ПАВ детьми.

  • Большинство современных семей характеризуются неблагоприятным психологическим климатом, неустойчивым типом взаимоотношений, дезориентациями ближайших и перспективных семейных целей, сведением смысла жизни к парадигме прагматичности. Значительная часть современных родителей занята, прежде всего, проблемой зарабатывания денег и не уделяет достаточного времени общению со своими детьми, дети оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи со старшим поколением.

  • Недостаточная информированность детей и родителей о квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. Непосредственно столкнувшись в семье с наркотизацией своего ребенка, родители часто дают аффективные или даже панические реакции, не знают, что делать и в результате остаются один на один со своей проблемой.

  • Большинство родителей стремится скрыть факт употребления ребенком наркотиков и решать возникшие проблемы в первую очередь через медицинских специалистов. Причем, в основном, население ориентировано на анонимную наркологическую помощь. Многие при этом стремятся прибегать к услугам частнопрактикующих специалистов, что в целом иногда только загоняет проблему в тупиковое положение. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности, в результате чего фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма.

  • Содержательная часть профилактической работы с родителями, как правило, организуется в школах самостоятельно и состоит из серии классных и общих родительских собраний, лекций специалистов-медиков и сотрудников милиции для учеников, учителей и родителей. Главная проблема работы в этом направлении, заключается в том, что для достижения желаемого результата необходимо, чтобы выступающий обладал совокупностью характеристик: пользовался авторитетом, обладал необходимой информацией, умел ее правильно преподнести, т.е. был профессионалом. Далеко не все специалисты, выступающие перед родителями, умеют работать с взрослой аудиторией и владеют соответствующими интерактивными педагогическими технологиями. В силу этого многие педагоги ощущают свою неготовность к ведению этой работы.

Таким образом, родители, даже серьезно обеспокоенные волной ранней наркотизации, являются практически беспомощными и мало организованными в осуществлении конкретных профилактических воздействий и относятся к ним негативно или безучастно, равнодушно.

Профилактика массовой девиации молодого поколения и особенно детской, подростковой и молодежной наркомании требует воспитания, информирования и самих взрослых (родителей, учителей школ, ПТУ др.), так как в советский период с подобными масштабными девиантными явлениями они не сталкивались.

На решение указанных проблем направлены усилия государства и общества при организации профилактической антинаркотической работы с семьей. Основные направления работы с семьей широко представлены в Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, которая была разработана по заказу Министерства образования России, утверждена приказом Минобразования России от 08.02.2000 года № 619. Она предусматривает широкий спектр антинаркотической профилактической помощи семье как единой системе. В ней указаны основные направления работы с семьей, поставлены цели и задачи профилактики.

Программа профилактической работы с родителями (детей, обучающихся в ДОУ, начальной школе, среднем и старшем звене школы, УНПО) «Путь к успеху» предназначена для решения указанных выше проблем и разработана на основе:

- положений Концепции КАПР;

- наркоситуации в Республике Татарстан;

- анализа состояния антинаркотической работы с родителями в образовательных учреждениях республики Татарстан;

- теоретического обоснования стратегии работы с родителями.

  1. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (2)

    Документ
    Предлагаемое Вашему вниманию пособие для работы с родителями учащихся школ является продолжением пособия «Путь к успеху» - для дошкольных образовательных учреждений.
  2. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (3)

    Документ
  3. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (1)

    Документ
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  4. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (2)

    Документ
    Первое – проблемы, связанные с низкой посещаемостью родителями профилактических мероприятий. Эффективность работы зависит не только от охвата родителей, но и от качества профилактических мероприятий.
  5. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (1)

    Документ
    Архипова Светлана Владимировна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №117» Авиастроительного района г.
  6. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (2)

    Документ
    Александрова Марина Раифовна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани;
  7. «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

    Задача
    «Здоровье является состоянием полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов». Это определение ВОЗ сформулировано еще в 1968 году.
  8. Учебное пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп Рекомендовано

    Учебное пособие
    В настоящем пособии представлены описания структуры и подходы к пониманию нового научного направления – психологии здоровья в структуре дисциплины «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп.
  9. Учебное пособие по новой истории стран Востока хронологически охватывает время от Великих географических открытий до начала Первой мировой войны.

    Учебное пособие
    В учебном пособии системно изложена история стран Востока в новое время от Великих географических открытий до Первой мировой войны. Курс написан с учетом достижений отечественной и зарубежной историографии на основе современной методологии

Другие похожие документы..