Методические указания Пенза Издательство Пензенского государственного университета

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

Методические указания

Пенза

Издательство

Пензенского государственного

университета

2009

УДК 61(09)

И 90 (или Ш 31)

В издании на основе требований образовательного стандарта представлены тематические планы и методические рекомендации к практическим занятиям по курсу «История медицины», содержится необходимый учебно-методический комплекс, включающий тематику докладов и рефератов, тестовые задания, вопросы к зачету, обширную библиографию, хронологический минимум.

Методические указания подготовлены на кафедре истории и предназначены для студентов Медицинского института специальности 060101 «Лечебное дело».

Составитель О. Е. Шевнина

кандидат исторических наук

доцент кафедры истории

Пензенского государственного

университета

Под редакцией В. Ю.Карнишина

доктора исторических наук,

профессора

заведующего кафедрой истории

Пензенского государственного

университета

Рецензент В. В. Вострикова

кандидат исторических наук

доцент кафедры истории,

экономики, политики и культуры

Всероссийского заочного

финансово-экономического

института (филиал в г. Орле)

Часть I

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Тема 1

История медицины как наука и учебная дисциплина

План занятия

  1. Понятие «история медицины». Медицина: народная, традиционная, научная.

2. Источники изучения истории медицины.

3. Периодизация и хронология всемирной истории.

1. Понятие «история медицины». Медицина: народная, традиционная, научная. История медицины изучает закономерности становления и развития медицинских знаний и практики народов мира на различных исторических этапах (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры.

Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики.

Являясь составной частью общей истории науки и культуры, история медицины отражает историческое развитие логики научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, определяет подходы для объективной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития медицины и здравоохранения.

Раскройте понятия: «врачевание», «медицина», «история медицины».

Определите область исследования данных категорий.

В современном мире существует 3 глобальных направления медицинской деятельности:

- народная медицина (правильно – народное врачевание);

- традиционная медицина;

- научная медицина.

Народная медицина включает совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества.

Традиционная медицина предполагает наличие религиозно-философского учения, частью которого является эмпирический опыт народного врачевания конкретного этноса.

Научная медицина опирается на научный эксперимент, в ходе которого проверяются эмпирические знания, философские концепции, создаются научно (экспериментально) обоснованные теории.

Используя конкретные примеры из практики врачевания и медицины, установите специфику указанных направлений медицинской деятельности.

2. Источники изучения истории медицины. Возможности изучения врачебной деятельности человечества на различных исторических этапах неодинаковы и находятся в обратной зависимости от давности эпохи.

Наиболее сложна реконструкция ранних исторических этапов, не оставивших письменных источников. В этом случае установление достоверного научного знания базируется на данных археологии, палеонтологии, палеопатологии.

В качестве дополнительных источников изучения развития медицины могут служить материалы лингвистики (языкознания), искусства (особенно изобразительного), этнографии, народного эпоса и фольклора. В отдельных случаях – данные нумизматики, эпиграфики, палеографии.

Наличие письменных источников позволяет воссоздать объективную картину развития медицинских знаний и практики конкретной исторической эпохи. Их информативность неоднородна и зависит от специфики представленного материала.

Проанализируйте репрезентативные возможности различных категорий письменных источников:

а) произведения художественной литературы;

б) исторические труды;

в) законодательные акты;

г) религиозно-философские трактаты;

д) исследования врачей и естествоиспытателей.

3. Периодизация и хронология всемирной истории. Предпосылкой научного исторического исследования, в частности медицины, является правильная периодизация – выделение периодов, характеризующихся определенными специфическими чертами.

В основу периодизации истории медицины положена периодизация всемирной истории. Состояние медицинской практики и науки, возникающие задачи и возможности их разрешения, условия труда медиков, их общественная роль при разных общественно-экономических эпохах резко различаются.

Основными периодами являются:

- Первобытное общество (2 млн. лет – 4-е тысячелетия до н.э.).

- Древний мир (4-е тыс. до н.э. – середина 1-го тысячелетия н.э.).

- Средние века (476 г. – середина XVII в.)

- Новое время (середина XVII в. – начало XX в.).

- Новейшее время (1918 г – начало XXI в.).

Определите, чем обусловлена указанная периодизация, какие качественные изменения легли в её основу?

Почему периодизация истории медицины совпадает с периодизацией всемирной истории?

Обратите внимание, что указанная периодизация касается преимущественно общей истории медицины, рассматривающей развитие медицины в целом. Что касается отдельных медицинских дисциплин, то здесь, кроме общей периодизации следует иметь ввиду особенности развития каждой из них – хирургии, терапии, педиатрии, гигиены и всех других.

Подготовьте сообщение:

  1. Роль народного врачевания в становлении национальных систем здравоох­ранения.

  2. Истоки традиционной и научной медицины.

Список литературы

1. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции / Ф. Г. Бородулин. - М. : Медицина, 1961.

2. Грибанов Э. Д. Источники изучения истории медицины и здравоохранения / Э.Д. Грибанов. – М., 1980.

3. Грицак Е. Н. Популярная история медицины / Е. Н. Грицак. – М.: Вече, 2003.

4. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины / П. Е. Заблудовский, Р. Р. Крючок, М. К. Кузьмин. – М.: Медицина, 1981.

5. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. – М.: Медицина, 1954.

6. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. / М. К. Кузьмин. – М., 1978.

7. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник / Ю.П. Лисицын – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

8. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512.

9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

10. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002.

11. Мультановский М. П. История медицины: Учебник / М. П. Мультановский. - М.: Медицина, 1967.

12. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. / Т. С. Сорокина. – М.: «Академия», 2005.

Тема 2

Первобытное общество: истоки эмпирического врачевания

План занятия

1. Характеристика периода: источники, хронология, периодизация.

2. Первобытное врачевание: этапы развития.

1. Характеристика периода: источники, хронология, периодизация. История первобытной эры охватывает период от появления человека до становления первых классовых обществ: (2 млн. лет до н.э. – 4-е тыс. до н.э.). В недрах первобытной эпохи формировались мышление и сознание, речь и языки, трудовая деятельность, религиозные верования, искусство, этика, а так же врачевание и гигиенические навыки. Общая продолжительность первобытной эры составляет около 2 млн.лет. её завершение связано с формированием первых государств.

В истории первобытного общества выделяют три эпохи:

1. Становление первобытного общества (2 млн. – 40 тыс. лет назад).

Историческими характеристиками эпохи являются:

- существование праобщины (первобытного человеческого стада).

- развитие абстрактного мышления и речи (поздние палеоантропы).

- появление зачатков идеологических (религиозных) представлений.

2. Расцвет первобытного общества (40 тыс. – X тыс. до н.э.);

Данный этап характеризуется:

- завершением антропогенеза, формированием человека современного вида – Homo sapiens;

- расширением ойкумены;

- существованием ранней родовая общины;

- матрилинейной организацией рода.

3. Разложение первобытного общества (XV тыс.до н.э.).

Характерными чертами эпохи являются:

- зарождение частной собственности, переход к патриархату

- классообразование;

- складывание предпосылок к возникновению государства.

Следуя представленной логике изложения, дайте краткую характеристику каждому из периодов.

Рассмотрите современные гипотезы происхождения и прародины человечества.

Раскройте понятия: моногенизм, полигенизм, антропогенез, социогенез.

Обратите внимание, что каждому из этапов присущи особенности в практике врачевательной деятельности человечества.

Особенностью истории первобытности является отсутствие письменных источников. Достоверные научные знания базируются на достижениях археологии, палеоантропологии, палеопатологии, этнографии.

Составьте типологическую характеристику источников информации о болезнях и врачевании в первобытную эру.

Рассмотрите гипотезу «золотого века», приведите аргументы в пользу её опровержения.

2. Первобытное врачевание: этапы развития. Соответственно этапам первобытной истории определяется 3 периода развития врачевания.

Врачевание эпохи праобщины (2 млн. – 40 тыс. лет назад).

Эпоха характеризуется:

- первоначальным накоплением и обобщением эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах;

- зарождением кол­лективного врачевания и гигиенических навыков;

- появлением пер­вых погребений умерших (ок. 65 – 40 тыс. лет назад);

Врачевание эпохи первобытной общины (40 тыс. – X тыс. до н.э.).

На данном этапе происходит утверждение целенаправленного применения эмпирического опыта врачевания в социальной практике.

В частности:

- зарождение культов, религиозных верований и лечебной магии;

- переход от коллективного врачевания к знахарству;

- понимание сущности здоровья, болезней и их ле­чения в совокупности рациональных и иррациональных представлений об окружаю­щем мире;

- трепанации черепов (с XII–Х тыс. до н.э.).

Врачевание эпохи классообразования (XV тыс.до н.э.).

На данном этапе происходит становление культовой практики врачевания, расширение круга лекарственных средств и приемов эмпирического врачевания.

Раскройте содержание и особенности каждого из этапов.

Обратите внимание, что несмотря на культовый компонент врачевания, практика и эмпирический опыт являлись первичными.

Подготовьте сообщение:

  1. Народное врачевание в синполитейных обществах аборигенов (На примере Австралии, Азии, Америки, Африки, Океании).

  2. Знахарь, его общая и профес­сиональная подготовка. (Положение в обществе, лечебные средства и приемы психологического воздействия на больного и общество).

Список литературы

1. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции / Ф. Г. Бородулин. - М. : Медицина, 1961.

2. Грицак Е. Н. Популярная история медицины / Е. Н. Грицак. – М.: Вече, 2003.

3. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины / П. Е. Заблудовский, Р. Р. Крючок, М.К. Кузьмин. – М.: Медицина, 1981.

4. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. – М.: Медицина, 1954.

5. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. / М. К. Кузьмин. – М., 1978.

6. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник / Ю. П. Лисицын – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

7. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512.

8. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002.

9. Мультановский М. П. История медицины: Учебник / М. П. Мультановский. - М.: Медицина, 1967.

10. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. / Т. С. Сорокина. – М.: «Академия», 2005.

  1. Методические указания Пенза Издательство Пензенского государственного университета (2)

    Методические указания
    Методические указания содержат разделы, посвященные характеристике магистерской диссертации по праву как научного исследования, рекомендации по выбору темы диссертации, методике работы с источниками и литературой, требования к оформлению работы.
  2. Учебно-методическое пособие Пенза Издательство Пензенского государственного

    Учебно-методическое пособие
    кандидат юридических наук, доцент,заведующий кафедрой уголовного права и процессаГОУВПО «Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г.
  3. Методические рекомендации Издательство Пензенского государственного университета Пенза 2004

    Методические рекомендации
    В программе раскрывается содержание учебной дисциплины “Организационное поведение”, даются методические рекомендации студентам по ее изучению, приводятся вопросы и задания для самоконтроля, примерная тематика рефератов и курсовых работ.
  4. Методические указания Издательство Пензенского государственного университета Пенза 2003

    Методические указания
    Методические указания по изучению курса «Социология» включают основные разделы по общей социологии. К каждой теме приводятся контрольные вопросы для повторения, задания, список литературы, которые следует использовать при подготовке
  5. Методические указания Издательство Пензенского государственного университета Пенза 2010

    Методические указания
    Методические указания составлены в соответствии с государственным стандартом по дисциплине «Финансовое право» для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».
  6. Учебное пособие Наградной логотип вуза Издательство Пензенского государственного университета Пенза 2007

    Учебное пособие
    В методическом пособии содержится характеристика основных понятий оценки персонала организации, дан краткий обзор методов оценки персонала, детально рассматриваются такие методы оценки персонала как ассессмент-центр, метод оценки 360
  7. Методические указания подготовлены на кафедре «Правосудие», предназначены для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» дневной и заочной форм обучения. Составители

    Методические указания
  8. Методические указания для проведения семинарских занятий пенза 2008

    Методические указания
    Представлены темы семинарских занятий по вопросам гражданского, вещного, обязательственного, наследственного права и проблемам правового регулирования интеллектуальной собственности.
  9. Методические рекомендации по прохождению практик и написанию выпускной квалификационной работы для студентов специальности 100201 «Туризм» Пенза

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по прохождению практик и написанию выпускной квалификационной работы для студентов специальности 100201 «Туризм»/ Авторы и сост.

Другие похожие документы..