Учебно-методический комплекс дисциплины теория и методика обучения иностранному языку в высшей школе основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Mурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050303 «Иностранный язык с дополнительной специальностью»

(код и наименование специальности)

Утверждено на заседании кафедры

английского языка и английской филологии

Факультета Ф и Ж

(протокол №___ от ________200_ г.)

Зав. кафедрой

__________________________С.А.Виноградова

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

1.1. Автор программыО.В. Путистина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии МГПУ.

1.2. Рецензенты:

Лисицына Т.Н. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии МГПУ;

Зыкова В.Н. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков МГТУ.

    1. Пояснительная записка.

Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050303 «Иностранный язык с дополнительной специальностью» и разработан в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Учебно-методический комплекс нацелен на формирование профессионально значимых компетенций будущего учителя, преподавателя иностранного языка, на овладение студентами практическими навыками и умениями по курсу, в котором рассматриваются актуальные проблемы, связанные с преподаванием иностранного языка в вузе.

Содержание и структура программы:

  • примерное содержание курса;

  • вопросы и задания для самостоятельной работы студентов;

  • вопросы к зачету по курсу;

  • список рекомендованной литературы.

Целью курса является содействие становлению профессиональной компетентности специалиста, определяющей его способность решать профессиональные задачи обучения иностранному языку в высшей школе. По своему содержанию курс является междисциплинарным и позволяет синтезировать и интегрировать имеющиеся у студентов умения и навыки, знания об изучаемом иностранном языке и базовых категориях теории и методике обучения иностранному языку в ходе изучения теоретических основ методики преподавания иностранного языка в высшей школе.

Основными задачами данного курса являются:

  • формирование системы знаний о современных подходах и методах обучения иностранному языку в высшей школе, типичных трудностях и стандартных способах их преодоления в учебном процессе, о способах повышения мотивации и самостоятельности студентов, развития критического мышления студентов при обучении иностранному языку с использованием современных методических технологий;

  • формирование практических навыков и умений использовать современные способы и приёмы обучения различным видам речевой деятельности и аспектам языка студентов вузов (языковых и неязыковых факультетов), навыков самостоятельной работы студентов по самосовершенствованию в данном направлении.

Курс «Теория и методика обучения иностранному языку в высшей школе» является одной из составляющих частей профессиональной общепедагогической подготовки студентов по специальности «Иностранный язык с дополнительной специальностью».

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Текущая аттестация носит накопительный характер и при успешном выполнении текущей самостоятельной работы, студент получает возможность получения автоматической итоговой аттестации. Такая форма организации и проведения аттестации позволяет мотивировать студента к систематической, планомерной работе в течение семестра.

В ходе аттестации оцениваются результаты освоения дисциплины, которые проявляются:

- в понимании научных основ теории и методики обучения иностранному языку в высшей, а также в знании психолого-педагогических и методических особенностей обучения иностранному языку в вузе студентов языковых и неязыковых специальностей;

- в умении анализировать психолога – педагогическую, психолингвистическую и методическую литературу;

- в умении обобщать и оценивать педагогический опыт по обучению студентов разных специальностей видам речевой деятельности (говорению, письму, чтению и аудированию) и аспектам языка (грамматике, лексике, фонетике);

- в умении, на основе полученных знаний, проводить отбор содержания обучения и его организации, а также выборе методов, приемов и форм работы;

- в умении адаптировать разнообразие предлагаемых программ, моделей, опыта обучения к условиям обучения в вузе;

- в умении, на основе полученных знаний, проектировать и применять на практике разнообразные технологии обучения на основе современных тенденций развития теории и методики обучения иностранному языку в высшей школе, с учетом возможностей и условий образовательной среды и требований по специальности.

В подготовке данного УМК использовались УМК учебных дисциплин «Современные технологии обучения иностранному языку», «Теория и методика обучения иностранному языку» для специальности 050303 «Иностранный язык с дополнительной специальностью»; автор программы: доцент кафедры английского языка и английской филологии, к.п.н. Лисицына Т.Н.

1.4. Извлечение из ГОС ВПО.

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы

№ п/п

Шифр и наиме

нование специ

льности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итого вого кон

троля (фор

ма отчет

ности)

Трудоемкость

Всего

аудит.

ЛК

ПР

/СМ

Сам. раб.

050303 Иностранный язык с доп. спец.

4

8

40

20

10

10

20

зачет

1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Введение. Цели, задачи и содержание обучения иностранному языку в вузе.

2

2

2

2.

Методические основы разработки учебных программ по иностранному языку в системе вузовского образования.

2

2

2

3.

Организационные формы обучения иностранному языку в высшей школе.

2

2

2

4.

Современные технологии профессионально-направленного обучения иностранному языку в вузе.

2

2

2

5.

Проблема формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов вуза.

2

2

2

Итого за семестр

10

10

10

Итого по курсу

10

10

10

1.6.2. Содержание разделов дисциплины

Введение. Цели, задачи и содержание обучения иностранному языку в вузе.

Цели и задачи курса. Проблема преемственности обучения ИЯ в средней и высшей школе. Формирование единого образовательного пространства (Болонский процесс). Основные цели обучения ИЯ в вузе на современном этапе (на филологических и нефилологических факультетах). Понятие «профиль обучения»: филологический, нефилологический профили.

Методические основы разработки учебных программ и курсов по иностранному языку в системе вузовского образования.

Понятия «государственный образовательный стандарт», «учебный план», «учебная программа», «учебно-методический комплекс». Основные подходы к разработке учебных программ по иностранному языку. Современные требования к научно-методическому и учебно-методическому обеспечению курса. Структурные модели построения курса (линейная, концентрическая, матричная, сюжетная, модульная). Специфика модульного обучения. Алгоритм построения учебных модульных программ. Разработка содержания и форм текущего, промежуточного и итогового контроля.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины теория и методика обучения иностранному языку в высшей школе основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (2)

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050303 «Иностранный язык с дополнительной специальностью» и разработан в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «теория и методика обучения русскому языку и литературе. Раздел: преподавание русского языка» специальность

    Учебно-методический комплекс
    Профессиональная подготовка будущих преподавателей-словесников в педагогических институтах требует не только основательной теоретической, но и методической подготовки.
  3. Программа экспериментальная психология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям русский язык и литература 032900

    Программа
    О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент, директор Центра повышения квалификации Мурманского государственного технического университета (МГТУ)
  4. Учебно методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 01. 1 Введение в языкознание основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям (1)

    Основная образовательная программа
    Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с действующей программой курса введения в языкознание для факультета иностранных языков педагогических вузов и включает в свой состав: учебную и рабочую программы, темы семинарских
  5. Учебно методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 01. 1 Введение в языкознание основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям (2)

    Основная образовательная программа
    Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с действующей программой курса введения в языкознание для факультета иностранных языков педагогических вузов и включает в свой состав: учебную и рабочую программы, темы семинарских
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика обучения русскому языку [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.И. Чиркова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика воспитания» Бийск

    Учебно-методический комплекс
    П 24 Педагогика [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика воспитания» / Автор-составитель: Е.П. Шабалина; Бийский пед. гос. ун-т им.
  8. Основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит» Индекс (2)

    Документ
    Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; ее социально-биологические основы; физическая культура и спорт как социальные феномены общества; законодательство Российской Федерации о физической культуре
  9. Учебная программа Дисциплина Теория и методика обучения иностранному языку Специальность 050303 «Иностранный язык»

    Программа
    Программа имеет цель формирования знаний методических основ преподавания иностранного языка на младшей ступени обучения, а также навыков преподавания немецкого языка и практических умений.

Другие похожие документы..