Развитие мультимедийной культуры в информационном обществе

На правах рукописи

Елинер Илья Григорьевич

РАЗВИТИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ

В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Специальность: 24.00.01 – теория и история культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора культурологии

Санкт – Петербург

2010

Диссертация выполнена на кафедре теории и истории культуры

Санкт-Петербургского государственного университета

культуры и искусств

Научный консультант: доктор философских наук,

профессор В. П. Большаков

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор И. Ф. Кефели

доктор философских наук,

профессор О. Н. Астафьева

доктор культурологии,

профессор О. В. Шлыкова

Ведущая организация: Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия (СПбГХПА).

Защита состоится 16 ноября 2010 года в 14 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 210.019.01 в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Автореферат разослан 14 октября 2010 г.

Учёный секретарь совета

доктор культурологии, профессор В. Д. Лелеко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Мультимедийные средства и технологии, позволяющие одновременно использовать различные формы представления информации и ее обработки, оказывают существенное воздействие как на культуру современности в целом, так и на специфику массовых коммуникаций, в частности. Не будет преувеличением утверждать, что мультимедийные средства и технологии определяют характер массовых коммуникаций и создают их ценностные смыслы. Мультимедиа предоставляют широкий спектр возможностей для сохранения и трансляции культуры в ярких образных формах, формируют благоприятные условия для осуществления диалога культур, интенсивно используются в различных сферах деятельности современного общества.

Однако, как можно заметить даже на эмпирическом уровне, реализация этих возможностей не всегда достаточно эффективна. В условиях современного информационного общества, охваченного процессами глобализации и мировым экономическим кризисом, значительный информационный потенциал мультимедийных коммуникативных средств активно используется в целях манипулирования общественным сознанием и обслуживания массовой потребительской культуры.

Специфика современной культуры заключается в смещении ценностных ориентиров, при котором деятельность человека, задачи, цели и смыслы жизни зачастую определяются погоней за мнимыми ценностями, навязываемыми сознанию людей через средства массовой информации. Манипулирование информацией ведет к тому, что объективность восприятия реалий повседневности теряется, что наиболее отчетливо проявляются во время различных кризисов – экономических, политических, нравственных. Совершенствование мультимедийных систем может стать одним из факторов оптимизации информационной культуры и жизни общества в целом.

Особенность феномена современных мультимедийных коммуникативных систем состоит в том, что, с одной стороны, они сближают различные культуры, способствуют взаимопониманию людей, а, с другой стороны, делают существующие в обществе противоречия видимыми, демонстрируя негативные явления современной цивилизации и, зачастую, обостряя их. Мультимедийные системы все более расширяют сферу своего влияния, и происходит это благодаря разнообразию аудиовизуальных средств. Они самым непосредственным образом воздействуют на человека, во многом меняя формы поведения и самый стиль жизни людей. Феномен мультимедийных систем таков, что, оказывая влияние на сознание, они формируют новое мироощущение, миропонимание и мировоззрение. В индустриально развитых странах общественное сознание определяется, главным образом, тем содержанием и смыслами, которые транслирует инновационная мультимедийная коммуникационная культура. В этой связи становится актуальным реформирование мультимедийных систем не только применительно к текущему моменту, но и с прицелом на будущее, с учетом современного процесса глобализации и тех кризисных явлений, которые типичны для современного общества.

Общей тенденцией конца XX и началa XXI века является широкое распространение и развитие информационно-коммуникационных технологий. Хранение, воспроизведение и передача огромных массивов информации в электронной форме становятся повседневной деятельностью огромного числа специалистов и неспециалистов – пользователей этой электронной информации. Феномен мультимедийной системы таков, что современные возможности передачи любой информации с огромной скоростью и на любое расстояние почти не ограничены. Мультимедийные системы охватывают все большее количество взаимосвязанных систем, стирают границы между ними. Оптимизации мультимедийных систем призван способствовать медиадизайн, роль которого в сфере межкультурных коммуникаций сегодня выходит на ведущее место среди других видов дизайнерской продукции. Современное состояние медиаиндустрии и сам процесс создания интерактивных мультимедийных проектов требуют появления новых специалистов в области аудиовизуальной культуры, которые могут гармонизировать информационную среду и мультимедийную культуру и способны в своем творчестве объединить преимущества и особенности мультимедиа. Актуальной становится разработка новых методологических подходов к оптимизации медиадизайнерских проектов, способствующих развитию мультимедийной культуры, и формирование новых критериев её оценки.

В настоящем исследовании оценивается нынешнее состояние формирующегося информационного общества и мультимедийной культуры как его составляющей, выявляются критерии оценки мультимедийного продукта и предлагается программа его оптимизации. Разработка данной программы призвана способствовать взаимодействию различных общественных систем, представляющих разные культуры не на основе «языка силы», а в режиме информационного диалога паритетных субъектов, что является базовым условием формирования и развития гражданского общества.

Степень разработанности проблемы. Описанию проблем и специфики информационного общества посвящены работы таких исследователей как Р. Абдаев, Д. Белл, У. Дайзард, М. Кастельс, Х. Ленк, Г. Маклюэн, М. Мену, Т. Стоуньер, О. Тоффлер, К. Ясперс и др. В их трудах основное внимание уделяется анализу процесса становления современного общества, особо подчеркивается полиморфизм взглядов, концепций и парадигм, лежащих в основе формирования современной культуры. Различные аспекты специфики пространства культуры освещены в работах С. Иконниковой, М. Кагана, А. Кармина, Л. Масолова, С. Махлиной, М. Можейко, К. Пигрова, Н. Суворова. Специфика процессов глобализации рассматривалась в работах многих отечественных и зарубежных исследователей (И. Кефели, В. Прозерский, Н. Тишунина, Р. Робертсон).

Социально-философские аспекты проблем коммуникации изучали философы, культурологи, социологи и антропологи: К. Ясперс (экзистенциальная теория коммуникации), Ю. Хабермас (теория коммуникативного действия), Н. Луман (коммуникативная теория общества).

В работах О. Астафьевой «Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы», М. Кастельса «Информационная эпоха: Экономика, общество и культуры», А. Костиной «Массовая культура как феномен постиндустриального общества», Н. Кирилловой «Медиакультура: от модерна к постмодерну», Л. Петрова «Коммуникации в культуре. Процессы и явления», К. Разлогова «Искусство экрана. Проблемы выразительности» дан анализ основных понятий, терминов, характеризующих особенности современных тенденций в развитии информационного общества. Вне этих дефиниций невозможно рассмотреть ни специфику организации мультимедийной культуры, ни, тем более, определить пути ее оптимизации.

Философы, социологи, культурологи, психологи в своих работах высказывают общее мнение о том, что роль информационной составляющей в современном обществе значительно возрастает (О. Астафьева, В. Афанасьев, Н. Винер, М. Кастельс, В. Коган, П. Козловски, И. Масуды, К. Шеннон и др.). Именно информация, транслируемая средствами телекоммуникаций и мультимедиа, во многом определяет стиль жизни современных людей, ценности, которыми они начинают руководствоваться при выборе модели повседневного поведения (Э. Багиров, И. Беляев, Р. Борецкий, В. Егоров, В. Михалкович и др.). Многие исследователи (в числе их следует особо отметить Н. Тишунину и Э. Тоффлера), отмечают неготовность современного человека к восприятию столь обширного количества информации и подчеркивают факт разрозненности и фрагментарность её передачи. При этом изучение индивидуальных специфик и отдельных ситуаций не позволяет увидеть типичность явления, выявить его общие закономерности, что, безусловно, не способствует системному рассмотрению взаимосвязей различных системообразующих факторов – политики, экономики, идеологии и науки.

В последнее время появляется ряд исследований, посвященных проблеме разработки методов и принципов внедрения медиаобразования в российских школах и вузах (О. Баранов, А. Новикова, К. Разлогов, А. Спичкин, Ю. Усов, А. Федоров). В этих работах особое внимание обращается на необходимость развития критического мышления у современной молодежи, умения грамотно анализировать и структурировать огромный массив информации, ставший доступным благодаря распространению мультимедийных средств и технологий, а также рассматриваются специфика мультимедийных технологий и возможности ее использования в процессе обучения различным специальностям.

Достаточно детально разработана тема воздействия мультимедийных средств и технологий на носителей массового сознания, а через них – и на все общество в целом. Этой темы касались такие отечественные исследователи, как А. Каптерев, В. Марысаев, А. Соколов, и такие зарубежные исследователи, как Д. Брайант, М. Мену, Л. Скибб, С. Томпсон, С. Хейфмейстер, А. Чеснат. Данный аспект рассмотрения проблемы важен для выяснения закономерностей организации мультимедийной культуры тем, что в оптимальном варианте именно элитарное сознание должно определять направление ее развития, как и культуры в целом, выдвигая идеи, выстраивая идеалы, формулируя ценности и концепции, которыми могли бы руководствоваться представители массового сознания. Однако по вопросу о соотношении влияния массового и элитарного сознания на организацию мультимедийной системы, как и на культуру общества в целом, нет единого мнения. В работах Ж. Бодрийяра «В тени молчаливого большинства или конец социального» и «Общество потребления», П. Ершова «Потребности человека», А. Здравомыслова «Потребности. Интересы. Ценности» особо подчеркивается роль таких факторов, как потребление и гедонизм в формировании содержания массового сознания постиндустриального общества. Они в значительной степени определяют современный феномен мультимедийной культуры, о котором подробно пишут В. Аршинов, Л. Землянова, Н. Кириллова, М. Кузнецов и др.

Исследователи В. Большаков, О. Кривцун, К. Пигров обращают особое внимание на выяснение связей между потребностями, интересами, ценностями и уясняют их значение в формировании культуры современного общества. При этом подчеркивается, что этика и эстетика совместно определяют уровень развития культуры различных обществ, которые значительно различаются при рассмотрении их специфичности. К. Клакхон в своем знаменитом труде «Зеркало для человека» особенно подробно освещает концептуальную разницу в представлении людей разных культур об одних и тех же феноменах. Он подчеркивает, что следует уважительно относиться к специфике традиций разных культур и учитывать эту разницу при организации современного межкультурного диалога, особенности которого ярко, зримо проявляются в экранной мультимедийной культуре. Так же в рамках социальной и культурной антропологии подробно рассматривались различные аспекты формирования межкультурного диалога и коммуникации (А. Крёбер, Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Э. Лич, Б. Малиновский, Э. Орлова).

Значительное внимание исследователи уделяют осмыслению философских, социальных и психологических аспектов феномена виртуальной реальности (И. Акчурин, Ю. Байер, Л. Землянова, Д. Иванов, Н. Носов, Т. Носова, Е. Ковалевская, И. Корсунцев и др.). В исследованиях Д. Брайанта и С. Томпсона «Основы воздействия СМИ», А. Дриккера «Эволюция культуры: информационный отбор», М. Кирмайера «Мультимедиа», А. Соколова «Природа экранного творчества», О. Шлыковой «Культура мультимедиа» изучены проблемы взаимосвязи информационной среды, мультимедийной культуры и культуры общества. В этих работах подчеркивается социальная и культурная роль мультимедиа, а также роль качества и количества информации, формирующей современную систему ценностей, на которой базируется организация современных обществ с различной культурой, объединенных эпохой постмодерна с его характерными чертами. В ряде работ подчеркивается, что в постиндустриальном обществе установка на прогресс и инновацию уже заложена в самой логике развития мультимедийных технологий.

Вместе с тем необходимо отметить, что отсутствуют работы, выявляющие роль медиадизайна в формировании сознания массового потребителя мультимедийной продукции. В современных исследованиях не раскрыто значение медиадизайна, не определен смысл и влияние дизайна как целостной сложной, открытой и гибкой системы на такие системы как общество и культура. Исследование различных аспектов медиадизайна необходимо еще и потому, что создание цельных, гармоничных по функции, структуре (конструкции), форме и содержанию медиадизайнерских образов может помочь в оптимизации мультимедийной коммуникационной культуры. Подчеркнем при этом, что дизайном именно мультимедийного продукта массового потребления, каким является кино, телевизионные программы, а также информация самого различного предназначения, размещенная в сети Интернет, и в различных СМИ, занимаются сегодня, в основном, непрофессионалы. Разработчиками мультимедийной продукции чаще всего являются представители технических специальностей (программисты, специалисты по видеомонтажу и т.д.), а зачастую – лица, вообще не имеющие представления о дизайне, в то время как профессиональный дизайнер, как справедливо отмечает И. А. Розенсон, должен объединять в себе как системное, синергетическое мышление ученого, так и новизну мышления изобретателя и творческое, интегративное, образное мышление художника. О значении подготовки такого рода специалистов пишут Н. И. Дворко, Т. В. Ляшенко, А. А. Мещанинов, И. А. Розенсон, Л. Н. Пахомова, О. В. Шлыкова.

  1. Две основные тенденции развития сми в условиях информационного общества

    Документ
    Информационное общество - новое название постиндустриального общества. В информационном обществе самым ценным становятся знания, обладание информацией.
  2. Медиаобразование комплексное решение проблем медиакомпетентности личности. Через медиаграмотность или через культуру информационной безопасности?

    Решение
    В № 1 за 2012 год журнала «Вестник практической психологии образования» вышла статья А.В. Федорова, руководителя Программы «Медиаобразование» /projects/mediaed.
  3. Концепция развития в самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года (в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 18. 02. 2009 n 38, от 17. 02. 2011 n 42)

    Документ
    В целях повышения эффективности системы государственного управления, оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов за счет широкого
  4. Информационная культура как необходимое условие построения информационного общества

    Документ
    Стремительное развитие информационных систем и технологий свидетельствует о том, что современное общество вступает в новую стадию развития, в так называемое информационное общество.
  5. Е. Н. Бычкова, гл библиотекарь

    Документ
    Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова выпускает второй информационный сборник, посвященный актуальным проблемам библиотечного дела.
  6. Межрегиональной научно-практической конференции

    Документ
    Современная библиотека оказывает услуги навигации в информационном пространстве, в поиске и получении необходимой информации. В связи с этим деятельность библиотеки должна быть основана на применении новейших информационных и мультимедийных
  7. 1. сми в информационном обществе

    Документ
    Т. н. информационное общество сменило постиндустриальное. Сегодня СМИ нестабильны, они находятся в переходном периоде. В мире происходит радикальное изменение структуры СМИ в связи с тем.
  8. Кто есть кто в медиаобразовании России

    Документ
    Окончила Таганрогский государственный педагогический институт (1983). Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, член редколлегии школьного журнала «Литературный медиамир».
  9. Справочник по состоянию на 15. 01. 2012 года

    Интернет справочник
    Доктор психологических наук, профессор. Культуролог, киновед, политический деятель (в конце 1980-х – начале 1990-х был депутатом Верховного Совета СССР).

Другие похожие документы..