Отчет о проведении маркетинговых исследований о перспективах развития ремесленнической деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе Югре

ОТЧЕТ

о проведении маркетинговых исследований о перспективах развития ремесленнической деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»

Заказчик:

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Исполнитель: Научно-технический центр «Перспектива»

Ханты - Мансийск 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Программа проведения исследования 4

1. Результаты проведения кабинетного исследования 6

1.1. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих ремесленническую деятельность 6

1.2. Изучение существующих практик субъектов Российской Федерации в области поддержки ремесленнической деятельности 44

1.3. Рекомендации, предложенные на основе проведения кабинетного исследования 56

2. Результаты проведения полевого исследования 60

2.1.Анализ хозяйствующих субъектов, осуществляющих ремесленническую деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 60

2.1.1. Определение видов ремесленнической деятельности на территории автономного округа 60

2.1.2. Географическое расположение хозяйствующих субъектов, осуществляющих ремесленническую деятельность в автономном округе 62

2.1.3. Оценка влияния органов власти муниципальных образований и автономного округа на развитие ремесленнической деятельности 63

2.1.4. Определение барьеров, препятствующих развитию ремесленнической деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 67

2.1.5. Оценка потенциала автономного округа в развитии ремесленнической деятельности 68

2.2. Технологии и требования, предъявляемые к ремесленнической деятельности 70

2.3. Наличие существующего кадрового потенциала и потребность в кадрах ремесленнической деятельности 73

2.4. Оценка рынка, потенциальных потребителей изделий ремесленничества 75

2.5. Выводы и рекомендации, основанные на проведении полевых исследований 77

3. Основные выводы и рекомендации 81

3.1. Выводы о целесообразности развития ремесленнической деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 81

3.2. Разработка проектов законодательных актов, обеспечивающих поддержку и развитие ремесленнической деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 82

3.3. Перечень перспективных видов ремесленнической деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 92

3.4. Наиболее благоприятное месторасположение хозяйствующих субъектов, осуществляющих ремесленническую деятельность на территории автономного округа 93

Заключение 94

Приложения 101

Введение

Во многих субъектах Российской Федерации в настоящее время серьезное внимание уделяется идее возрождения и становления ремесел и народных промыслов как ветви малого предпринимательства и полноправного сектора экономики, возвращения ремесленничеству соответствующего престижа и социального статуса, формирования в общественном сознании образа ремесленника как работника, мастера и отечественного производителя товаров и услуг. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является одним из исторически-признанных центров народных художественных промыслов в стране, что обуславливает важность данного вида деятельности для развития региона в целом.

Целью настоящего проекта является определение целесообразности развития ремесленнической деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Для достижения поставленной цели обозначены следующие задачи:

  • проанализировать действующие нормативно-правовые акты, регулирующие ремесленническую деятельность субъектов Российской Федерации;

  • изучить существующие практики субъектов Российской Федерации в области поддержки ремесленнической деятельности;

  • определить виды ремесленнической деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

  • выяснить географическое расположение хозяйствующих субъектов, осуществляющих ремесленническую деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

  • оценить влияние органов власти муниципальных образований и автономного округа на развитие ремесленнической деятельности;

  • определить барьеры, препятствующие развитию ремесленнической деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

  • оценить потенциал автономного округа в развитии ремесленнической деятельности;

  • исследовать технологии и требования, предъявляемые к ремесленнической деятельности;

  • определить наличие существующего кадрового потенциала и потребность в кадрах ремесленнической деятельности;

  • оценить рынок и потенциальных потребителей изделий ремесленничества;

  • предложить рекомендации для дальнейшего развития ремесленничества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Объектом настоящего исследования является Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

Предметом исследования является ремесленническая деятельность (ремесленничество), под которой понимается деятельность, относящаяся к одному из видов ремесел (ремесленных профессий), по производству продуктов труда, в том числе относящихся к изделиям народных промыслов, предназначенных для удовлетворения утилитарных, эстетических, ритуальных и иных потребностей граждан или хозяйствующих субъектов.1

Более подробно методика проведенного исследования описана в основной части отчета.

Программа проведения исследования

География исследования.

Проведение полевых работ планировалось в тех населенных пунктах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в которых наиболее ярко присутствуют представители ремесленнической деятельности или компании, занимающиеся распространением изделий ремесленничества. В частности, были проведены исследовательские работы в Белоярском, Кондинском, Сургутском, Ханты-Мансийском районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Настоящее исследование подразделяется на несколько параллельных проектов, которые отличаются методикой исследования, а также структурой и объемом выборки.

Первое направление – «Исследование хозяйствующих субъектов, осуществляющих ремесленническую деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». В пределах данного направления изучаются следующие вопросы:

  • определение видов ремесленнической деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

  • географическое расположение хозяйствующих субъектов, осуществляющих ремесленническую деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;

  • оценка влияния органов власти муниципальных образований и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на развитие ремесленнической деятельности;

  • определение барьеров, препятствующих развитию ремесленнической деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

  • оценка потенциала Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в развитии ремесленнической деятельности;

  • технологии, применяемые в ремесленнической деятельности;

  • наличие существующего кадрового потенциала и потребность в кадрах ремесленнической деятельности;

  • и другие.

Поскольку данное направление относится к качественным исследованиям, то целесообразно использовать такой метод сбора данных как глубинное интервью, использование которого позволит получить содержательные ответы и выявить скрытые проблемы. Реализация данного метода будет основываться на заполнении структурированного опросного листа в виде строгой схемы, определенной формулировке вопросов и порядка, в котором их следует задавать, но ответы респондента детализируются, уточняются и расширяются путем формулировки интервьюером дополнительных вопросов. Таким образом, будет получена более качественная, точная и полная информация.

В данном исследовании будут опрошены индивидуальные предприниматели и руководящие лица малого и среднего предпринимательства, осуществляющие ремесленническую деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Второе направление – «Изучение рынка сбыта изделий ремесленничества».

В пределах данного направления будет проведена оценка рынка, потенциальных потребителей изделий ремесленничества. Необходимо исследовать такие вопросы, как:

  • способы реализации различных изделий ремесленничества,

  • рейтинг популярности различных изделий среди потребителей,

  • востребованность данных товаров среди целевой аудитории,

  • причины покупки/отказа от покупки данных изделий,

  • социально-демографические характеристики потребителей.

Этот анализ будет проводиться в тех крупных населенных пунктах, где производится реализация изделий ремесленничества – г. Сургут, г. Ханты-Мансийск. Исследование будет проводиться методом личного интервью по структурированной анкете.

В ходе исследования будут опрошены посетители магазинов, в ассортименте которых представлены изделия ремесленничества. А также будут опрошены представители торговых точек, реализующих данную продукцию.

Третье направление – «Изучение мнения представителей органов муниципальной и окружной власти относительно ремесленничества». В пределах данного направления будут изучены следующие вопросы:

  • наличие существующего кадрового потенциала в ремесленнической деятельности;

  • требования, предъявляемые к ремесленнической деятельности;

  • оценка влияния органов власти муниципальных образований и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на развитие ремесленнической деятельности;

  • определение барьеров, препятствующих развитию ремесленнической деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

  • оценка потенциала Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в развитии ремесленнической деятельности.

Что касается методики проведения данного исследования, то наиболее целесообразным представляется проведение экспертного опроса среди представителей органов муниципальной и окружной власти тех населенных пунктов, которые участвуют в исследовании по структурированной анкете с использованием необходимых технических средств (диктофон) по предварительному согласованию с респондентом для наилучшего фиксирования полученной информации. Заполненная анкета, пометки интервьюера и аудио-запись обрабатываются и будут представлена в виде единого документа Excel, на основании анализа которого и будут сформулированы выводы.

Четвертое направление – это кабинетные исследования, которые позволят получить информацию по следующим вопросам:

  • анализ нормативно-правовых актов, регулирующих ремесленническую деятельность субъектов РФ;

  • изучение существующих практик субъектов РФ в области поддержки ремесленнической деятельности (для анализа предполагаются территории, где наиболее развита ремесленническая деятельность).

Источникам данных в этом исследовании служат федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регулирующие ремесленническую деятельность, статистические данные, интернет-источники, периодическая печать и др.

  1. Рекомендации, предложенные на основе проведения кабинетного исследования результаты основного этапа исследования

    Анализ
    Россия издревле славилась своими мастерами. В наше время изделия ремесленников, возрожденные и сохраненные приемы и способы высокохудожественных производств, мастерство российских ремесленников служат достойным подтверждением славного
  2. Ханты-мансийского автономного округа югры (1)

    Документ
    Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 января 2011 года №
  3. Стратегия социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года Город Ханты-Мансийск

    Документ
    2.1. Сбор и анализ статистической информации по социально-экономическому состоянию экономики города Ханты-Мансийска и существующие программы развития производственной и непроизводственной сфер города Ханты-Мансийска 15

Другие похожие документы..