Учение о религии в новой философии

УЧЕНИЕ О РЕЛИГИИ В НОВОЙ ФИЛОСОФИИ

оглавление

I
введение в новую философию

ход развития греческой философии

I. Мировая проблема 371

1. Материя и форма 371

2. Мировой процесс 371

3. Материя и образование мира. Дуализм 373

II. Проблема познания 375

1. Софистика 375

2. Сократ 376

3. Платон 377

4. Аристотель 378

III. Проблема свободы 379

Стоики, эпикурейцы и скептики 379

IV. Религиозная проблема 383

1. Религиозный платонизм 383

2. Идея логоса 388

3. Идея логоса и мессианская идея 390

христианство и христианская церковь

I. Первоначальное христианство 392

II. Церковь 394

III. Учение Церкви 397

1. Проблемы 397

2. Августинизм 400

IV. Обожествление Церкви. Ареопагит 404

ход развития средневековой философии

I. Задача 405

II. Эпоха Церкви 407

III. Основание cхоластики 411

1. Иоанн Скот Эриугена 411

2. Ансельм Кентерберийский 413

IV. Ход развития cхоластики 415

1. Реализм и номинализм 415

2. Платоновский и аристотелевский реализм 417

3. «Суммы» и системы 420

4. Фома Аквинский и Иоанн Дунс Скот 421

5. Уильям Оккам. Разложение cхоластики 423

эпоха возрождения

I. Гуманизм 426

II. Итальянский ренессанс и его развитие 428

1. Неолатинский ренессанс 431

2. Аристотелевский ренессанс 432

3. Политический ренессанс 435

4. Итальянский неоплатонизм и теософия 438

5. Магия и мистика 442

итальянская натурфилософия

1. Д. Кардано. Б. Телезио. Фр. Патрицци 447

2. Джордано Бруно 449

3. Т. Кампанелла 454

Скепсис как последствие ренессанса 458

1. Л. Ванини 458

2. Мишель де Монтень 459

век реформации

I. Новое миросозерцание 462

1. Исторический горизонт 462

2. Географический кругозор 463

3. Космографические представления

Коперник и Тихо Браге 465

4. Галилео Галилей 468

5. Иоганн Кеплер и Исаак Ньютон 469

6. Изобретения 471

II. Церковное осуждение коперниковской системы 471

1. Спор 471

2. Инквизиция и Галилей 472

3. Процесс и подлог 474

III. Религиозная реформация 474

1. Протестантизм 474

2. Контрреформация и иезуиты 482

3. Янсенизм 489

ход развития новой философии

I. Задача 492

II. Эпоха новой философии 494

1. Догматизм 494

2. Критицизм 495

II
учение о боге лейбница, канта, фихте,
шеллинга и гегеля

учение о боге лейбница

система теодицеи

I. Возражения против лучшего мира 497

II. Зло в мире 499

1. Виды зла 499

2. Зло и добро 501

3. Отношение зла к Богу 506

III. Божественное предустановление
и человеческая свобода 511

учение канта о вере и религии

вера в откровение и рациональная вера.
служение и лжеслужение богу

I. Религия откровения и естественная религия 514

1. Натурализм, рационализм и супранатурализм 514

2. Откровение как средство религии 515

3. Откровение как основа религии 517

II. Лжеслужение Богу 518

1. Религиозные заблуждения 518

2. Оправдание через культ 519

3. Фетишизм и поповство 520

4. Правдивость веры и лицемерие веры 521

III. Истинное служение Богу 526

IV. Итог кантовского учения о религии.
Кант и Лессинг 528

V. Критические добавления,
касающиеся отношения Канта к Лессингу 531

фихте. наставление к блаженной жизни
или учение о религии

I. Отношение учения о религии к наукоучению 535

II. Учение о религии как учение о жизни и знании 537

1. Жизнь как стремление к блаженству 537

2. Блаженство как познание истины 539

3. Пять различных миросозерцаний 541

4. Фихтево учение о религии
и христианство Иоанна 546

III. Блаженная жизнь 547

1. Две противоположные точки зрения 547

2. Блаженство и честность 549

3. Красота и религиозность.
Любовь как блаженство 550

учение шеллинга о религии

А. философия откровения

I. Задача и содержание философии откровения 553

1. Область положительной философии 553

2. Откровение и философия откровения 554

3. Личность Христа и мировые эпохи 556

4. Развитие и цель мира. Наука и вера 557

II. Христология 559

1. Божественное и внебожественное
предсуществование Христа. Евангелист Марк 559

2. Христогония 560

3. Логос и пролог к Евангелию от Иоанна 563

4. Троичность 565

III. Дело Христа 568

1. Падение человечества и искупление 568

2. Влияние Христа до Его вочеловечения 571

3. Самоотчуждение и самопожертвование Христа 574

B. cатанология

I. Критический отдел 579

1. Сатана как вражеская сила 579

2. Сатана как князь мира сего 579

3. Сатана как враг всякой твари 580

4. Сатана как орудие Бога 580

II. Положительный отдел 582

1. Сатана как принцип небытия. Белиал 582

2. Сатана как принцип лжи 583

3. Сатана как principium movens всей истории 584

4. Двойственная сущность сатаны.
Мефистофель Гете 585

философия религии гегеля

А. понятие о религии

I. Философия и религия 588

1. Отношение философии религии к религии,

к философии и к положительной религии 588

2. Значение философии и религии 589

3. Кант и Гегель 589

II. Формы религиозного сознания 590

1. Бог и отношение к Богу 590

2. Религиозная уверенность и истина.
Чувство, созерцание, представление 592

3. Доказательства бытия Бога 597

III. Культ 599

1. Вера и благоговение. Теоретический культ 599

2. Благодать и жертва. Практический культ 602

3. Отношение религии к государству 604

B. определенная религия

I. Деление 606

1. Содержание религии 606

2. Ход развития религии 607

II. Непосредственная, или естественная, религия 608

1. Отсутствие свободы и свобода 608

2. Религия колдовства 609

3. Фетишизм 610

III. Религия субстанции и природы 611

1. Китайская религия или религия меры 611

2. Индийская религия или религия фантазии 614

3. Буддизм (ламаизм) или религия в-себе-бытия 616

IV. Религия природы, составляющая переход к религии

свободы 617

1. Персидская религия. Религия добра или света 617

2. Сирийская религия или религия страдания 618

3. Египетская религия. Религия загадки 619

V. Религия духовной индивидуальности 621

1. Основные понятия и ступени развития
этой религии 621

2. Иудейская религия,
как религия возвышенности 622

3. Греческая религия. Религия красоты 625

4. Римская религия. Религия целесообразности

божества 629

С. Абсолютная религия

I. Откровенная религия 633

1. Понятие 633

2. Деление 633

II. Божественная Троица 635

1. Царство Отца 635

2. Царство Сына 636

3. Царство Духа 642

I
введение в новую философию

ход развития греческой философии

оявление христианства во всемирной истории образует границу, отделяющую друг от друга два великих мировых периода: христианский и языческий. Мы понимаем под такой границей всю ту эпоху, в которой новая религия нуждалась для того, чтобы получить перевес над старой религией и самой сделаться всемирно-исторической силой.

В дохристианском западном мире был один народ, наиболее философский из всех прочих народов. В продолжение тысячелетия народ этот почти единовластно господствует в духовном отношении. Системы, созданные им, служат школой образования и воспитания еще для последующего христианского века. Господствующая философия древности — греческая философия. Начало ее относится к шестому дохристианскому веку, конец — к шестому столетию по христиан­скому летосчислению. Ее возникновение совпадает с началом персидского мирового государства, ее последняя школа прекращает существование полстолетия спустя после падения западно-римского мира. Капризной судьбе было угодно, чтобы первые греческие философы были принуждены искать спасения от персов, завоевательное движение которых угрожало эллинскому миру, и чтобы тысячелетие спустя последние философы Греции, изгнанные из Афин на основании эдикта одного христианского императора 1), искали спасения у персид­ского царя.

Не раз проводили параллели между греческой и новой философией. При этом Сократа сравнивали обыкновенно с Кантом, а точки зрения досократовских направлений — с докантовскими. Но и в философах после Канта находили примечательное сходство с великими аттическими философами после Сократа. Однако в целом основания обоих периодов существенно различны. Я хотел бы здесь держаться этого сравнения хотя бы только для того, чтобы совершить обзор быстрее. Если в развитии древности следует различать периоды сообразно общим схемам деления истории на древнюю, среднюю и новую, то греческая философия в этом последнем из отделов начинается в такую эпоху, которая, несомненно, характеризуется как реформационная эпоха. Творцы древней философии были проникнуты потребностью полного религиозно-нравственного преобразования греческого мира; философия является на помощь этому реформаторскому стремлению. Мне достаточно назвать имя Пифагора для обозначения типа и прообраза того направления, которое отразилось на греческой философии уже в момент ее возникновения и возобновлялось постоянно в течение всего ее развития. В реформационную эпоху греческого мира возникает древняя философия, а в реформационную эпоху христианского мира — новая философия. Между концом одной и началом другой лежит целое тысячелетие специфически христианской культуры, новый религиозный принцип которой строит мировой порядок на господстве Церкви, а мировую систему — на теологической основе. Таким образом, философские проблемы древности и теологические проблемы христианства, рассматриваемые в целом, создают ход развития философии, который предшествует нашему предмету в качестве его исторического условия.

Греческая философия как в создании, так и в последовательном движении ее проблем представляет собой достойный удивления и ни с чем не сравнимый пример глубочайшего и вместе с тем простого и естественного развития. Здесь ничто не выдумано, нигде в развивающемся ходе идей не встречается скачков, всюду мысль продумала и установила соединительные промежуточные члены; живая связь соединяет члены этого широко раскинувшегося ряда в одно целое, в великолепных формах которого мы вновь познаем творческий дух классиче­ского искусства. Такое впечатление производит только грече­ская философия. Идеальный мир этой философии создан одним народом, одним языком, и потому в ней не чувствуется разнохарактерности, присущей философии, созданной в разные века разными народами. И какое богатое содержанием развитие переживает греческая философия! При зарождении своем она все еще сливается с космологической поэзией естественной религии, в конце ее мы находим ее стоящей лицом к лицу с христианством, которое она не только воспроизводит в качестве существенного фактора, но требует в качестве необходимого образовательного средства.

I. мировая проблема

1. материя и форма

Первая задача философии состоит в объяснении мира, каким он представляется в качестве природы созерцающему духу. Первые мысли ее, которые должны были разрешить эту проблему, очень просты. Из чего состоит мир? Каково основное вещество, материя, создающая его и лежащая в его основе? Но мир не только вещество и материя, он вместе с тем форма и порядок, мироздание, космос. В чем заключается основная форма, каков правящий принцип мира? Оба эти вопроса суть первые вопросы. Разрешение одного из них, а именно определение основной материи, берет на себя ионийская натурфилософия, разрешение другого, высшего, именно определение основной формы, — пифагорейская философия.

Если мы объединим эти два вопроса, то получим основную проблему всей греческой философии, разрешаемую только в классическом периоде ее развития: как объединяются материя и форма? Как материя становится формой? Как создается мир? Как возникают вещи? Это образование или возникновение в самой простой форме есть становление, процесс, изменение. И здесь, таким образом, создается третья элементарная, но великая проблема — проблема мирового процесса, возникновения мира. Если определен принцип, реальное основание вещей — материя это или форма, — ясно, что ближайшим вопросом должен быть вопрос, как создаются вещи из их реального основания.

2. мировой процесс

Вопрос о мировом процессе поставлен, и разрешение его вызывает новые противоположения. Понятие становления, возникновения и исчезновения, одним словом, понятие мирового процесса есть великая загадка. Нужно понять, как нечто возникает, т. е. переходит из небытия в бытие, как нечто изменяется, т. е. из одного становится другим, из одного качества переходит в другое качество. Такой переход кажется непонятным, необъяснимым, невыводимым. Поставленная мировая проблема находит, таким образом, только два решения. Генезис вещей невозможно ни вывести, ни объяснить, ни мыслить; генезис поэтому немыслим, невозможен, его и быть не может — это одно решение. Становление невыводимо, но его нельзя и отрицать, следовательно, оно изначально и вечно: оно не вытекает из мирового принципа, оно само мировой принцип. Таково второе решение вопроса. Оба решения диаметрально противоположны. Первое утверждает: ничто не постигается в процессе, или в становлении; второе утверждает: все постигается в процессе, в продолжающемся и постоянном преобразовании, которое не начинается, не прекращается, не останавливается.

И то и другое решение признает в понятии становления то противоречие, что нечто существует и вместе с тем не существует. «Такое противоречие невозможно», — объясняет элеатская школа. «Это противоречие необходимо», — объясняет Гераклит Темный из Эфеса. И для той и для другой стороны проблемы ясны. Как может мыслиться мир, если он не заключает в себе этого противоречия, если бытие во всех смыслах исключает небытие, а следовательно, становление и всякую множественность, если, одним словом, становление и множественность — понятия противоречивые, немыслимые, невозможные? Такова именно проблема элеатов. Они впервые делают то важное открытие, что в нашем естественном мышлении заключены противоречия и непреодолимые препятствия и потому непосредственное чувственное восприятие мира не может быть истинным. Благодаря этому элейское направление имело важные последствия для всех времен. Мировой процесс невыводим, нельзя понять, каким образом первосущность из непо­движного переходит в изменчивое состояние.

Такой переход немыслим, а потому и невозможен. Нет никакого становления, первосущность остается постоянно себе равной, в ней нет небытия, нет различия, нет развития, нет множественности, она всеедина — таково основное понятие элеатов; необходимо мыслимое есть противоположность невозможно мыслимому (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс).

Каким же образом следует постигать мир, если он исключает из себя неподвижное, неизменное бытие как совершенно противоестественное? Таков вопрос Гераклита. Мировой процесс нельзя отрицать, он есть; его нельзя выводить, ибо непостижимо, каким образом неизменное бытие могло начать изменяться; следовательно, мировой процесс изначален, первосущность постигается в вечном, непрерывном превращении, она сама есть мировой процесс, вечно возникающий и преходящий мир, она есть единое божественное, мировой порядок, мировой разум, логос, первоогонь. Так разрешает эту проблему Гераклит.

Как ионийская и пифагорейская проблемы вместе образуют основной вопрос греческой философии, так элеатское и гераклитовское направления образуют ее глубокие и кардинальные противоположности. Для разрешения первого вопроса, для выяснения правильного отношения между материей и формой или их соединения потребовалась аристотелевская метафизика. Для разрешения второго вопроса, для выяснения правильного отношения между единым и многим, постоянно пребывающим и изменчивыми явлениями, между бытием и становлением — для понимания этого единства элеатской и гераклитовской основной мысли потребовалась платоновская диалектика.

3. материя и образование мира. дуализм

Между тем проблема философии стоит также лицом к лицу с мировым процессом как с природой. Проблема эта должна быть разрешена, мировой процесс, возникновение и образование вещей должны быть поняты и объяснены. Объяснить — значит дедуцировать. Но такое объяснение естественного становления невозможно как с точки зрения элеатов, так и с точки зрения Гераклита: те считают мировой процесс невозможным, последний считает его изначальным, о выведении не может быть речи ни с одной из этих точек зрения.

  1. Интерпретация Библии в практической философии И. Канта >09. 00. 03 история философии

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 14 ноября 2007 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета К.212.084.09 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук в Российском государственном университете им.
  2. Философия и мировоззрение

    Документ
    Мировоззрение - общие идейные представления и принципы деятельности человека по отношению к окружающему миру и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные
  3. НЕ! Вам новая философия как познание законов развития, как истинная вера для оправдания жизни! Второе издание, исправленное и дополненное Москва, 2011

    Закон
    ЧИТАТЕЛЬ! В Ваших руках книга не только увлекательная по содержанию, но и претендующая по отзыву быть одной из самых выдающихся в ХХ веке! Прочитайте оглавление - и Вы в это поверите.
  4. Экзамен философия религии : Вопросы-ответы от [Логово белой волчицы ] (Тиннаро ): Понятие религии. Сущность религии. Основной вопрос религии

    Документ
    № 9. Субъект и объект в структуре познавательного отношения. Концепция познания как отражения, как конструирования и как символического представления действительности
  5. Ф. М. Достоевский русская философия

    Документ
    Прежде чем понять общечеловеческие интересы, надобно усвоить себе хорошо национальные, потому что после тщательного только изучения национальных интересов будешь в состоянии отличать и понимать чисто общечеловеческий интерес.
  6. Философия: лекционный материал для студентов заочной формы обучения античная философия философская форма мировоззрения

    Документ
    Философская форма мировоззрения начинает вызревать на высоком уровне общественно-экономического и культурного разви­тия общества. Ее первые признаки проступают в XII–VIII вв.
  7. Вопросы к зачету по курсу «мораль и религия» для отделений философии (5 курс) и теологии (4 курс)

    Документ
    Иоанн Павел II (Папа римский) Мысли о земном. / Пер. с польского и итальянского. – М.: Новости, 1992. – 420 с. Баукер Д. Религии мира. – М.: СЛОВО, 200.
  8. «Природа» как символ единства: становление натуралистической парадигмы социокультурного универсализма в западноевропейской философии

    Монография
    Я 22 «Природа» как символ единства: становление натуралистической парадигмы социокультурного универсализма в западноевропейской философии: монография / Д.
  9. Философия XX века Мареев

    Книга
    Предлагаемое пособие носит далеко не описательный характер. В его основе не просто изложение взглядов философов XX века, а попытка понять истоки той или иной позиции.

Другие похожие документы..