«О состоянии законодательства Липецкой области» г. Липецк 2008 г

Липецкий областной Совет депутатов

Доклад

«О состоянии законодательства Липецкой области»

г. Липецк

2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение ………………………………………………………………….. 5

Часть I. Общий анализ законодательства Липецкой области и

законотворческого процесса ………………………………………………… 8

Глава 1. Количественная характеристика законодательства области 8

Глава 2. Анализ деятельности субъектов права законодательной

инициативы …………………………………………………………………….. 10

Глава 3. Законодательная деятельность областного Совета депутатов

по сферам правового регулирования………………………………………… 17

Глава 4. Законотворческий процесс в областном Совете депутатов …. 20

Глава 5. Характеристика качества законодательства области ………… 30

§1. Акты прокурорского реагирования ……………………………… 30

§2. Экспертные заключения Отдела управления Министерства

юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу

в Липецкой области ………………………………………………………….... 33

§3. Деятельность областного Совета по внесению изменений в

законодательные акты ………………………………………………………... 35

§4. Обжалование законодательных актов в судебном порядке ……. 37

Часть II. Направления развития законодательства Липецкой

области по сферам правового регулирования …………………………… 41

Глава 1. Развитие законодательства области об административном

устройстве области, государственных и демократических институтах ….. 40

§1. Административно- территориальное устройство Липецкой

области ………………………………………………………………………… 41

§2. Государственная символика Липецкой области ………………. 42

§3. Законодательство об органах государственной власти области 43

§4. Местное самоуправление ……………………………………….. 49

§5. Государственная и муниципальная служба …………………… 53

5.1. Государственная гражданская служба ………………….. 53

5.2. Муниципальная служба ……………………………………. 56

§6. Административная реформа в области ………………………… 57

§7. Избирательное законодательство ………………………………... 58

§8. Суд. Адвокатура. Нотариат ………………………………………. 60

8.1. Судебная система ……………………………………………. 60

8.2. Адвокатура и нотариат ……………………………………. 62

§9. Демократические институты в области …………………………. 65

§10. Законодательство области о поощрениях и моральных стимулах

граждан …………………………………………………………………………. 68

Глава 2. Развитие законодательства области в экономической и

социальной сфере ……………………………………………………………... 70

§1. Экономическая и хозяйственная деятельность ………………… 70

1.1. Бюджетное устройство и бюджетный процесс ………… 73

1.2. Налоги и сборы………………………………………………. 76

1.3. Собственность и имущество ……………………………… 78

1.4. Промышленность и инвестиции ………………………….. 80

1.5. Сельское хозяйство …………………………………………. 83

1.6. Малый бизнес ……………………………………………….. 86

1.7. Торговля и бытовое обслуживание ……………………….. 87

1.8. Транспорт …………………………………………………... 88

1.9. Строительство и архитектура ………………………….. 89

1.10. Игорный бизнес ……………………………………………. 90

§2. Жилищное законодательство …………………………………… 91

§3. Законодательство о здравоохранении, демографической

политике и социальном обеспечении ……………………………………… 94

3.1. Здравоохранение ……………………………………………. 94

3.2. Демографическая политика области, защита

семьи, материнстваи детства …………………………………………… 97

3.3. Социальное обеспечение …………...………………………. 103

§4. Законодательство области в сфере образования и науки, культуры 107

4.1. Образование и наука …………………………………………. 107

4.2. Молодежная политика области ……………………………. 112

4.3. Культура и искусство ……………………………………….. 114

4.4. Физическая культура, спорт и туризм ……………………. 118

§5. Законодательство в сфере земельных отношений и

охраны окружающей среды …………………………………………………. 119

5.1. Земельные отношения ………………………………………. 119

5.2. Охрана окружающей среды ………………………………… 121

Глава 3. Развитие законодательства области в сфере безопасности

и охраны правопорядка ……………………………………………………… 123

Заключение …………………………………………………………….. 130

Приложение 1 …………………………………………………………. 132

Приложение 2 …………………………………………………………. 134

Приложение 3 …………………………………………………………. 136

Введение

8 октября 2006 года был избран Липецкий областной Совет депутатов IV созыва (2006-2011 г.г.). Впервые в области были проведены выборы законодательного органа государственной власти Липецкой области по смешанной избирательной системе, и областной парламент сформирован и действует в рамках общероссийской политической партийной системы, что значительно активизировало политическую деятельность региона. Несомненно, это не могло не отразиться и на законотворческой деятельности законодательного органа власти области, и на региональном законодательстве в целом. Для определения направлений развития законодательства области возникает необходимость подробного и детального анализа состояния законодательства Липецкой области, а также результатов работы Липецкого областного Совета депутатов IV созыва за первый год работы.

Цель доклада – обобщить опыт законодательной деятельности, выявить положение дел в законодательстве области, дать аналитическую оценку законодательства области, выявить положительные и отрицательные стороны развития регионального законодательства, разработать рекомендации по повышению качества законов и эффективности их реализации.

Доклад о состоянии законодательства Липецкой области подготовлен впервые. Это первая попытка детального анализа законодательства области, что до настоящего времени не практиковалось. К сожалению, на областном уровне не организована централизованная работа по мониторингу законодательства, что существенно усложняет работу органов государственной власти, а именно в части ориентирования и определения приоритетов в нормотворчестве. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики позволяет выявлять слабые места в механизмах реализации государственной политики, определять критические и проблемные точки законодательства. При отсутствии мониторинга регионального и федерального законодательства на уровне региона сводится на нет возможность своевременного отслеживания тенденций законодательства, своевременного реагирования компетентных органов власти, а соответственно четкого и профессионального правоприменения.

Осмысление результатов анализа позволит выработать меры по повышению упорядоченности нормотворческой деятельности, осуществляемой в Липецкой области, повысить согласованность органов государственной власти области и органов местного самоуправления, сориентировать законодательный орган власти области на дальнейшее совершенствование законотворческой деятельности.

Важнейшими критериями законодательства становятся его соответствие долговременным целям и ценностям развития государства и общества, обеспечение полноты и качества правового обеспечения проводимых в стране преобразований.

Следует отметить, что законотворческая деятельность депутатского корпуса в 2007 году является отражением динамики федерального законодательства. Конечно, прежде всего, это продолжение работы по разграничению полномочий и распределению финансовых ресурсов в целях реализации полномочий органов власти и органов местного самоуправления. Конечно, это вопросы, связанные с изменением бюджетного законодательства и порядка формирования бюджетов всех уровней. И, конечно, это реализация национальных проектов.

В целом законодательная деятельность Липецкого областного Совета депутатов в 2007 году была направлена на совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений, налогового законодательства, развитие экономического, промышленного, строительного и сельскохозяйственного потенциала области, повышение социальной защищенности граждан, жилищно-коммунального хозяйства, решение проблем образования, здравоохранения, культуры, спорта, охраны окружающей среды. Значительное место в работе отводилось совершенствованию законодательства области в связи с изменениями федерального законодательства, а также с учетом анализа практики правоприменения.

При подготовке доклада изучалась практика подготовки подобных документов другими региональными парламентами. Кроме того, в докладе использовались материалы Доклада Совета Федерации РФ «О состоянии законодательства в Российской Федерации» за 2005, 2006 годы и проекта Доклада за 2007 год.

Первая часть доклада отражает общую характеристику законодательства области и законотворческого процесса в 2007 году в разрезе количественного и качественного показателей.

Вторая часть содержит оценку состояния различных отраслей областного законодательства и тех изменений, которое они претерпели в 2007 году. При этом особое внимание уделено законодательному обеспечению решения комплексных общенациональных проблем: демографии, коррупции, бедности, повышения качества жизни населения, подростковой преступности, а также реализации молодежной политики. Актуальность подобных проблем, требующих для своего решения комплексных подходов и межотраслевого регулирования, постоянно возрастает. Найти адекватные, в том числе правовые, инструменты для их решения – одна из приоритетных задач не только федерального, но и регионального законодателя.

Представленные в докладе выводы сделаны на основании:

анализа законов Липецкой области по отдельным отраслям законодательства через призму их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу Липецкой области по состоянию на 31 декабря 2007 года по данным информационной правовой системы «Консультант плюс»;

изучения опыта законодательного регулирования аналогичных вопросов субъектами Российской Федерации с целью более совершенного правового регулирования в Липецкой области;

обобщения судебной практики;

научной и публицистической литературы.

Часть I. Общий анализ законодательства Липецкой области и законотворческого процесса

ГЛАВА 1. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ

По данным правовой информационной системы «Консультант плюс» в Липецкой области по состоянию на 31 декабря 2007 года действует 396 законов Липецкой области (далее также – закон области). Из них:

119 базовых закона;

16 законов о бюджете и внебюджетных фондах;

3 закона об утверждении договоров области;

236 законов о внесении изменений в законы области;

22 закона о признании утратившими силу законов области.

По состоянию на 31 декабря 2007 года в области реализовывалось 57 областных целевых программ.

За период работы депутатского корпуса Липецкого областного Совета депутатов IV созыва с октября 2006 года по декабрь 2007 года было проведено 13 сессий. Был принят 121 закон области. Из них:

22 базовых закона области (Приложение 1);

6 законов о бюджете;

88 законов области о внесении изменений в законы области;

4 закона области о признании утратившими силу законов области;

1 закон об утверждении договора Липецкой области.

Количественная характеристика законодательной деятельности областного Совета за период октябрь 2006 – декабрь 2007 года в процентном соотношении представлена в Диаграмме 1.

  1. У правление загс и архивов липецкой области огу «государственный архив липецкой области» государственный архив липецкой области путеводитель липецк 2008

    Документ
    Путеводитель раскрывает состав и содержание фондов ГАЛО за период с XVII в. по 2008 год включительно. Адресован широкому кругу пользователей архивной информации.
  2. Программа реформирования региональных и муниципальных финансов липецкой области на 2007-2009 годы содержание

    Программа
    Рассмотрев представленный главой администрации области проект областной целевой программы "Реформирование региональных и муниципальных финансов Липецкой области" на 2007 - 2009 годы,
  3. Программа социально-экономического развития грязинского муниципального района липецкой области на 2009 2012 годы

    Программа
    Рассмотрев принятую в первом чтении Программу социально-экономического развития Грязинского муниципального района на 2009 - 2012 годы, в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления
  4. «Нормативно-методологическое обеспечение пилотного проекта по организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Липецкой области»

    Реферат
    «Нормативно-методологическое обеспечение пилотного проекта по организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Липецкой области»
  5. Распоряжение от 31 августа 2006 г. N 665-р об утверждении положения об управлении ветеринарии липецкой области функция

    Документ
    Осуществление контроля за выполнением предприятиями, организациями, гражданами противоэпизоотических и ветеринарно-санитарных мероприятий, выполнением мероприятий по ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных,
  6. Доклад о соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2007 году

    Доклад
    В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные
  7. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области»

    Закон
    Закон Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области» (далее - Закон о профилактике) был принят в целях формирования государственной политики Липецкой
  8. Информаци я о выполнении областного трехстороннего соглашения на 2006-2008 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области по итогам 2008 года

    Документ
    1.1.Проводят активную политику по созданию благоприятных условий хозяйствования, предпринимательской деятельности, увеличению объема валового регионального продукта, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению
  9. Доклад о соблюдении прав человека в липецкой области (2)

    Доклад
    В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные

Другие похожие документы..