Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. с

Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман

ВЗРОСЛЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Москва 2000

Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. - с.

Данная книга содержит методики игровой деятельности, которые в разное время были разработаны и апробированы учеными и практиками в детских центрах «Артек», «Орленок», оздоровительных центрах Ярославской и Костромской области. Материалы адресованы педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, руководителям детских объединений, клубов, организаций.

Содержание

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ.

ГЛАВА I. МИР ВЗРОСЛОЙ ИГРЫ

§ 1. Игровая деятельность детей и взрослых: находки и проблемы.

§ 2. Принципы конструирования социально-ориентирующих игр

§ 3. Современные представления о проектах и программах социально-ориентирующих игр.

ГЛАВА II. ФОРМУЛА ИГРЫ – ФОРМУЛА УСПЕХА.

§ 1. Инновационные игры («Биржа идей», «Галактика»)

§ 2. Полидеятельностные игры («Солнцеворот», «Марафон игр»).

§ 3. Игры-эппопеи («Хоббитские игры», «Диалог Культур»)

§ 4. Игры-путешествия («Волшебный лабиринт», «Убить Дракона»).

§ 5. Ситуационно-ролевая игра («Замок Янтаря»).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Чтобы не скатиться к безумию, не достичь его никогда, мы нуждаемся в восстановлении. Мы должны заново взглянуть на зелень, должны поразиться, но не ослепнуть, глядя в бездонную синеву, на золотые и красные краски. Мы должны встретить Кентавра и Дракона, а затем, может быть, как древние пастухи, внезапно увидеть овец, собак, коней и волков.

Волшебные истории помогают в подобном восстановлении. В этом смысле только интерес к ним может сделать нас детьми и хранить нас».

Дж. Р. Р. Толкиен

Обращение к читателям

Предлагаемые материалы являются размышлениями авторов, организаторов, участников необычных игровых проектов, программ, тематических и специализированных смен, проходивших в 90-е годы XX века. Основой, идеями всех материалов послужили следующие подходы разработчиков:

раскрытие возможностей каждого участника проекта, программы, смены;

ответственность за самостоятельный выбор поступков;

радость творчества всех героев предлагаемых игровых сюжетов и событий.

Недосягаемые, порой прекрасные и порой страшные земли, странные народы, языки, неведомые страны...

Не здесь ли разгадка притягательности имитационных, ролевых и ситуационных игр? Не в том ли, что именно волшебные истории и события возвращают нас к драгоценным истокам культуры, не затронутым еще проявлением политических, социальных или даже религиозных идей?

Различного рода длительные воспитывающие игровые программы позволили каждому взглянуть на себя в зеркало истории так, чтобы история, пусть даже волшебная, стала способом познания мира, а искусство позволило познать свой внутренний мир.

Игра – это передача не только опыта, но и философии: внешняя привлекательность вызывает желание заглянуть во внутрь, тем более, когда тебе предлагается стать непосредственно главным действующим Лицом. Длительные воспитывающие игры в различных видах и формах стали открытием для тех, кто задумался над тем, как помочь ребенку сформировать свой внутренний мир, гражданскую позицию, мировоззрение. В этом смысле, проведение таких игр уникальное явление, но внедрение в социально-педагогическую практику уже апробированных подходов возможно там и тогда, где есть неравнодушные взрослые, которых волнуют вопросы добра и зла не только сегодняшнего дня, но и дня будущего.

Один человек однажды произнес фразу, с которой трудно спорить: «Мы перестаем играть не потому, что становимся старше, а становимся старше потому, что перестаем играть».

Сегодня практика длительных воспитывающих игр или взрослых игр для детей широко поддерживается во многих детских объединениях, школах, клубах Московской, Костромской, Самарской, Вологодской, Кировской, Ярославской, Томской, Воронежской, Тюменской, Свердловской, Ленинградской областях, в республиках: Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Мордовия, Чувашия.

Как знать, быть может Вы, уважаемый читатель, сами станете их участником. Нам бы этого очень хотелось. До встречи на дорогах мира игры!

Авторский коллектив

ГЛАВА I. МИР ВЗРОСЛОЙ ИГРЫ

§ 1. Игровая деятельность детей и взрослых: находки и проблемы.

Игра одно из самых древних занятий людей. Наверно с появлением на Земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения. Как считает известный голландский исследователь игры Йохан Хейзинга «Всякая игра есть прежде всего и в первую голову свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра».1 Игра есть выход из рамок «обыденной» жизни во временную сферу деятельности, имеющей собственную направленность.2

В игры играют взрослые и дети. Считалось долгое время, что взрослые играют во взрослые игры, а дети в детские. Детские игры организуется самими детьми или организуется для них взрослыми. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, его отношения с окружающими людьми и самим собой. Сама природа игры уникальна. Объединение, в общем, переживании, деятельном сотрудничестве, общей радости, которую приносит коллективный успех и горечи общего поражения. Как часто из-за отсутствия, прежде всего у взрослых, навыков игровой культуры сводятся на нет все начинания и инициативы ребят.

Игра – дело серьезное. Это наше убеждение, тех, кто уже не первый год проводит встречи с игрой на специально для этого организуемых сменах во Всероссийском детском центре «Орленок», тех, кто в игровых коллективах и клубах друзей игры помогает своим сверстникам уже сегодня одержать победу над собой – над своим незнанием, неумением.

В последние годы появился новый тип игр. Когда взрослые и дети играют вместе, используя игры для решения очень важных как для детей, так и взрослых проблем их совместного существования. Условно такие игры можно назвать «взрослыми играми для детей». Авторами сюжета этих игр являются чаще всего взрослые, а творческое обогащение содержания игры естественно остается за детьми.

Такие игры имеют свои особенности. Главные из них следующие:

  • коллективный характер деятельности (включение в нее и непосредственных исполнителей, и зрителей, активно участвующих в игре);

  • актуальность содержания, позволяющая придать игре острый наступательный характер;

  • педагогический подход к распределению ролей (поручать роль не лидерам, «звездам», а ученикам, нуждающимся в коррекции их недостатков);

  • игра не спектакль, хотя в ней и распределяются роли. Поэтому репетировать игру нельзя. Игра – одноразовая по природе, зависит от творчества и импровизации участников.

  • игра способствует формированию коллективного субъекта в единстве с активной позицией каждого ребенка.

Выражение Д.Б. Эльконина о том, что игра является «арифметикой социальных отношений»1 с большой долей уверенности можно отнести к тем играм, которые мы описываем в данной книге. В концепции ролевой игры Д.Б. Эльконина для определения содержания понятия о ролевых играх используется не представление о ролях, а представление о социальных отношениях, так что в результате ролевая игра определяется не путем указания ролей, а путем указания со­циальных отношений, в которые вступают играющие, при­нимая на себя исполнение тех или иных ролей

Процесс осмысления отечественной педагогической технологии способствовал реализации широких экспериментальных проектов в области детства, заметной интеграции российской и мировой науки. Обратившись к трудам И.Канта, читаем, что он, разделяя культуру простым умений и культуру дисциплины воли, отмечал, что первая способна проложить дорогу зла, если вторая не составляет ей надежного противовеса.

Наступление на культуру в современном нам обществе оказалось наступлением на детство. Дети – это настоящее. И то, что происходит с ними каждодневно, заставляет взрослых задумываться о будущем.

Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации, обучения различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной

Игра, являясь важнейшим компонентом технологии воспитания детей, является полигоном для их социальных проб, то есть тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых осваиваются ими способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений.

Всем описанным в этой книге играм присущи общие черты:

  • все, что относится к игре, находятся в определенном игровом пространстве, служа средством передачи социального опыта и побуждая ребенка к активной творческой деятельности;

  • взрослые и дети являются участниками игры права которых определены правилами игры, регулирующие их отношения;

  • структура игры, ее смысловое содержание и правила игры предполагают создание эвристической среды, постоянно стимулирующую творческую активность ребенка.

В предлагаемых ниже играх, ребенку необходимо как бы оторваться от действительности, уметь поставить себя в условную ситуацию, пережить иное мироощущение.

Конечно, творческая активность ребенка в игре, как отмечают психологи, может проявляться как эпизодически, ситуативно, так и постоянно, иметь различную степень выраженности - от самостоятельного выполнения известных правил, переноса известных способов деятельности в новую ситуацию до выработки нового оригинального решения игровой задачи. Уровень творческой активности ребенка в игре зависит от уровня сложности, характера игры, отношения к ней ребенка, позиции взрослого в игре.

В игре складывается особый тип отношений между взрослыми и детьми, и они определяются самой природой игры, как деятельности самостоятельной, добровольной, творческой.

В предлагаемых играх присутствуют самые разнообразные ситуации:

  • ситуации выбора: игровой роли; способа участие в игре (один, в составе группы); выбора позиции в отношениях с другими участниками;

  • ситуации разрешения трудностей, которые обязательно возникают на пути к достижению успеха;

  • ситуации успеха и неуспеха;

  • другие ситуации, в которых происходит изменение самооценки и коррекция собственного поведения участниками игры.

Перечисленные ситуации затрагивают как ролевые отношения, складывающиеся в процессе игры, так и отношения, возникающие по поводу игры и в связи с игрой.

В наших играх наиболее развиты организационно - деловые отношения (Д. Б. Эльконин), которые возникают в любой совместной деятельности и включают в себя действия по налаживанию совместной игры, действия, не связанные с содержанием игры а также оценку действий в ходе игры.

Большую роль играет также и межличностное общение. Свобода, доброжелательность, сотворчество обуславливают и взаимоотношения в игре педагога и ребенка. В игровой среде ученик не может быть объектом прямого воздействия педагогов, когда их отношения строго регламентированы, ограничены ролевой позицией каждого из них. В игре ролевые позиции педагогов и детей разнообразны, динамичны, менее регламентированы. Ученик здесь активный участник, субъект организации игры.

Важнейшим педагогической задачей в процессе проведения игры является мотивация детей. Этому, прежде всего, способствует эмоционально - значимое игровое окружение и вызывающая положительный эмоциональный настрой система развивающих отношений.

§ 2. Принципы конструирования

  1. Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. с (2)

    Информационно-методическое пособие
    «Чтобы не скатиться к безумию, не достичь его никогда, мы нуждаемся в восстановлении. Мы должны заново взглянуть на зелень, должны поразиться, но не ослепнуть, глядя в бездонную синеву, на золотые и красные краски.
  2. Л. В. Выготский Борзова, Л. П. Игры на уроке истории : метод пособие для учителя / Л. П. Борзова. М. Владос-пресс, 2003

    Урок
    Правильно подобранную, уместно и умело проведенную педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.
  3. Учебно-методическое пособие Минск рипо 2003 удк 37. 013. 78 (072) ббк 74. 6

    Учебно-методическое пособие
    методическая комиссия по воспитательной работе ПТУ № 38;заместитель декана по научной работе факультета практической психологии и социальной педагогики БГПУ им.
  4. Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи Москва 2006

    Документ
    Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности (теория и методика): Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи / Ред.
  5. Практикум по курсу «Информатика». Работа Windows 2000, Word? Excel: Учеб пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. Беспалько В. П., Ерецкий М. И., Розен В. В

    Документ
    Техническое творчество учащихся: учеб. пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ. Под ред./ Столярова Ю.С., Комского Д.М. - М.: Просвещение.
  6. Программа оздоровительной работы в областном лагере актива «Лидер» Приложения к модулю «Психологическое сопровождение детей»

    Программа
    Оздоровительная работа в областном лагере актива «Лидер»: Сборник методических материалов из опыта работы/ Сост. Т.А.Дробыш. – Витебск: УО «ГООВР», 2006 г.
  7. Программа организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков Пояснительная записка

    Программа
    Летний оздоровительный лагерь “Радуга” организуется на базе школе №2. В распоряжении лагеря спортзал, кабинеты начальной школы, актовый зал, спортивная площадка, кабинеты информатики, трудового обучения, музыки, видеозал, столовая.
  8. К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. 335 с

    Литература
    Азарова, Р.Н. Социально-педагогическая организация досуга учащейся молодежи [Текст]: автореф. дис. д-ра. пед. наук: / Р.Н. Азарова. – М., 2005. – 43 с.
  9. Н. П. Рыжих использование медиаобразования

    Документ
    В монографии рассматриваются вопросы теоретических основ медиаобразования и использования форм и методов медиаобразования в воспитании детей в учреждениях общего и дополнительного образования.

Другие похожие документы..