Авторская программа элективного курса по географии «Мой край» автор программы

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3

городского округа город Шарья Костромской области.

Авторская программа

элективного курса

по географии «Мой край»


АВТОР ПРОГРАММЫ:

Вальвас

Ольга Геннадьевна,

учитель географии МОУ Гимназия № 3

Содержание

  1. Пояснительная записка (цель, задачи, актуальность, новизна, концепция)…………………………………………………… стр1-4

  2. Содержание……………………………………………………стр4-8

  3. Ожидаемые результаты обучения……………………………стр8-9

  4. Методический инструментарий (формы, методы, приёмы,

средства обучения)…………………………………………… стр9-13

  1. Методический аппарат (рекомендации, инструкции, список литературы)………………………………..…………стр13-16

  2. Заключение………………………………………….……… стр16-17

  3. Приложения…………………………………………………стр18-28


Пояснительная записка

Актуальность, новизна, концепция

О, родина, святая

какое сердце не дрожит,

тебя благословляя.

В.В. Жуковский

«Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили с давних времен отцы и деды наши. Родиной мы называем ее потому, что в ней родились мы, в ней говорят на родном для нас языке, и все в ней для нас родное»

К.Д Ушинский

С чего начинается родина?

По моему мнению, Родина начинается с любви к ней. Если человек любит ее, то ему дорого все: запах цветов, журчание ручья, рябина под окном, ласковое прикосновение материнской руки. Ни в каких испытаниях, ни при каких обстоятельствах, ни у кого нельзя отнять его Родины. Так как она живет в его мыслях, его душе и сердце.

Краеведение - важное средство формирования культуры учащихся. Наряду с образовательно-воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера.

Географическое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, формирования у учащихся научного мировоззрения и воспитания патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе являются его высокая общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

Школьное географическое краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы по географии в школе будет глубокое знание самим учителем природы своего края, владение методикой его изучения; второе условие – систематическое использование местного материала на уроках физической географии и постоянная перспективная внеклассная и внешкольная работа; третье – глубокая научная основа. Одна из главных задач краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Не следует ограничивать краеведческую работу только изложением на уроках готовых знаний о своём крае, почерпнутых из учебных пособий и другой литературы, важная часть краеведческой работы – непосредственное участие, как учителя, так и учащихся в поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края.

Новизна выполненной работы заключается в том, что:

- краеведческий аспект востребован в практике отечественного образования для решения комплекса познавательных, воспитательных и коммуникационных задач;

- краеведение используется как средство организации содержательного досуга детей;

- востребование потенциала краеведения по следующим позициям:

1.Возможности комплексного воздействия на личность и коллектив, так как во время экскурсии задачи обучения, воспитания и оздоровления решаются одновременно;

2.Максимальное приближение педагогического влияния к детскому коллективу;

3.Индивидуальные формы обучения и усвоения знаний. Курс «Мой край» углубляет содержание раздела курса географии «Природа и общество». Использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии, истории, экологии, обществознания. Краеведческая программа построена с учетом изучения и освоения природы, населения, хозяйства своей малой Родины.

Программа предполагает реализацию в 5-6 классах, в двух направлениях: научно – исследовательская деятельность, образовательные – учебные занятия курса.

Главная задача факультативных курсов – заинтересовать учащихся предметом, показать практическую значимость данной науки. Содержание элективного курса предоставляет учащимся возможность реализовать интерес к предмету, в частности к географии. Концептуальные положения: ориентация учащихся на географическое, гуманитарное, естественно научное изучение природы и хозяйственной деятельности Малой Родины, формирование личности средствами школьного краеведения, а не только собственно предметными знаниями, составляющими основу краеведения.

Цель курса: воспитание ответственности, любви к своей малой Родине, расширение краеведческих знаний о своем городе, районе, повышение общей культуры учащихся.

Задачи курса:

  • Познакомить учащихся с историей возникновения и развития города Шарья Шарьинского района.

  • Создать представление о жизни города и района быте шарьинцев в разное время.

  • Сформировать знания о природных особенностях края, рельефе, климате, почвенно-растительном покрове, животном мире, экономико-социальных аспектах его формирования современного состояния и перспектив их развития.

  • Научить учащихся устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы в ландшафтах городской среды, выявлять и оценивать, прогнозировать проблемы и намечать пути решения.

В результате выполнения программы учащиеся должны узнать сущность и содержание следующих понятий:

  • Физико-географическое положение города, района

  • Топонимика и геральдика

  • Административно - территориальное деление района

  • Природа района

  • Картография района и города

  • Ресурсы города и района

  • Население города и района, история заселения

  • Народные промыслы района

  • Народы, обычаи и традиции района

  • Хозяйство района и города

На основе полученных знаний учащиеся должны приобрестиуменияинавыки овладения простейшими приемами.

  • Наблюдать и описывать явления природы;

  • Выдвигать гипотезы и отстаивать их;

  • Самонаблюдение улучшения окружающей среды;

  • Пропаганды экологических знаний;

  • Интерпретировать результаты эксперимента;

  • Представлять результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм;

  • Делать выводы

Проведение занятий предполагает использование широкого спектра методических средств.

Основная задача учителя в организации учебной краеведческой работы заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае определить наиболее приемлемые методы и приемы осуществления краеведческого подхода. Основными из них являются:

Объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с краеведческой литературой) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов и т.д.).

Частично-поисковый метод, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обучающей.

Работа с краеведческой литературой и источниками краеведения являются: краеведческая библиография, печатные источники, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры, наблюдаемые объекты и процессы природы. Краеведческие источники, краеведческая литература (научная и художественная), как и иллюстративный материал с краеведческим содержанием (карты, схемы, таблицы и др.), могут быть использованы при предварительной подготовке учащихся к учебным занятиям, в процессе непосредственной учебной работы.

Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной краеведческой работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Он предполагает постановку перед учащимися конкретного задания и его планирования. Исследовательский метод используется:

  • в организации метеорологических, фенологических и гидрологических наблюдений и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем и т.д.);

  • в описании природных процессов и явлений своей местности;

  • при составлении характеристики воздействия на природу местных предприятий;

  • при работе над краеведческой литературой, справочниками и прочими источниками краеведческого содержания;

  • в организации и проведения природоведческих экскурсий.

Таким образом, все эти методы и приемы взаимосвязаны и практически используются в разных сочетаниях. При исследовательском методе, например, наряду с приемами объяснительно-иллюстративного метода значительное место занимает работа с краеведческой литературой и источниками.

Среди многообразия форм и методов обучения важную роль в формировании экологической культуры школьников играют проблемно-коммуникативные и практические, позволяющие раскрыть и наметить пути решения экологической проблемы. Многообразие методов, приемов находит свое отражение в формах организации учебной деятельности. В процессе обучения используется различные дидактические материалы: презентации, видеоматериалы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«Мой край»


Введение в краеведение Шарьинского района

Тема 1. Школа юного краеведа (7 ч.)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Знаменитые люди района, города.

Край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ Шарьинского района и Костромской области. Географическое положение Костромской области, Шарьинского района города Шарьи. Административное деление района. Происхождение названий местных населенных пунктов, улиц.

Официальные символы Костромской области, Шарьинского района, города Шарья: герб, гимн, флаг.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с представителями местных органов власти, общественных организаций и движений о проблемах местного самоуправления и благоустройства.

2. Беседа с местными краеведами и старожилами об изменениях в жизни района, города за последние десятилетия.

Экскурсии, походы:

1.Краеведческий музей. Источники по изучению родного края.

2. Картинная галерея (фотовыставка). Виды города, района.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте природных и административных границ Костромской области, своего района, города. Определение протяженности Костромской области, Шарьинского района, города с севера на юг и с запада на восток.

2. Составление фотоальбома, видеофильма, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенном учащимся.

3. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий населенных пунктов, работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой.

4.Определение географического положения города. Беседа о содержании характеристики ГП города, о значении ГП для развития природы, хозяйства и деятельности населения.

Творческое задание

Рассказать своему далёкому другу об истории создания города.

Написать сочинение рассуждение на тему «Здание, которое я считаю архитектурным памятником нашего города»

Тема 2. Геология и рельеф нашего края (3 час.)

Рельеф Шарьинского района. История формирования и геологическое строение Восточно-Европейской равнины Формы рельефа местной территории, особенности их происхождения и размещения, обозначение на карте. Влияние рельефа на освоение территории. Изменение рельефа под влиянием внешних факторов.

Горные породы, их происхождение, их определение. Полезные ископаемые, добываемые на территории района города, их использование в хозяйственной деятельности и строительстве.

Экскурсии, походы:

1. Места естественных или искусственных обнажений горных пород.

2. Картинная галерея (фотовыставка). Местные пейзажи.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте (своей территории) местных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

3. Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания.

  1. Программы и содержание курсов по выбору (элективных курсов для предпрофильной подготовки в 9-х классах)

    Реферат
    Мир вступает в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному информационному. Это с необходимостью ставит задачу изменения и образовательной парадигмы.
  2. Программа элективного курса по развитию речи «Русское слово» для учащихся начальных классов для 3-х классов образовательная область филология

    Программа
    Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др.
  3. Федеральная целевая программа Русский язык (2006-2010 годы) (Извлечения) 2 (1)

    Программа
    Серебрякова В.А. региональный социокультурный компонент Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования по иностранным языкам (Пояснительная записка) 39
  4. Федеральная целевая программа Русский язык (2006-2010 годы) (Извлечения) 2 (2)

    Программа
    В период существования Советского Союза на русском языке как на государственном языке разговаривали 286 млн. человек. К настоящему времени население 14 бывших республик СССР насчитывает свыше 140 млн.
  5. Федеральная целевая программа Русский язык (2006-2010 годы) (Извлечения) 2 (3)

    Программа
    В Российской Федерации также наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным языком Российской Федерации, особенно среди представителей молодого поколения, сужение сферы его функционирования как средства межнационального
  6. Портфолио учителя географии моу «Бердигестяхская сош имени С. П. Данилова» мр «Горный улус» Республики Саха (Якутия) санниковой евдокии Егоровны

    Документ
    Прошу принять мой квалификационный «Портфолио» «Повышение учебной мотивации учащихся через интеграцию уроков географии и проектную деятельность» на рецензирование в Главную аттестационную комиссию в связи с тем,
  7. Программы по учебным предметам (указать все программы, реализуемые оу по предметам) Начальная школа

    Программа
    Программы по русскому языку: УМК «Классическая начальная школа» Т.Г.Рамзаев; УМК «Гармония» М.С.Соловейчик УМК «Школа 2100» Р.Н.Бунеев; «система Л.В.Занкова» А.
  8. Рабочая программа элективного курса по русскому языку «За страницами школьного учебника» в 6 классе

    Рабочая программа
    Имена людей, географические названия - часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.
  9. Элективные курсы (2)

    Учебно-методическое пособие
    В настоящем сборнике представлены материалы победителей областного конкурса «Лучший элективный курс для предпрофильной подготовки и профильного обучения», которые помогут не только работникам школ, уже ведущим подобные курсы, но и

Другие похожие документы..