Диссертация на соискание ученой степени

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Магомедова Анисат Дибировна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Н.К. РЕРИХА

В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

к.п.н., профессорМагомедова З.М.

Махачкала – 2006

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСФСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.К.РЕРИХА.............................……………….……………..13

1.1 ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ЖИЗНИ И

ТВОРЧЕСТВА Н.К. РЕРИХА………………………………….13

1.2 ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Н.К. РЕРИХА……………………………………………………..37

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ…………………………………………..65

2.1. УЧИТЕЛЬ КАК ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК……………...65

2.2. НЕНАСИЛИЕ – ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ

В ТВОРЧЕСТВЕ Н.К. РЕРИХА………………………………77

2.3. ИЗУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ

Н.К. РЕРИХА В ДАГЕСТАНЕ……………………..................98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………….117

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………....122

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….131

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Переступив порог нового тысячелетия, человечество перешло в своем развитии в новую эпоху. Прошедшая эпоха была ознаменована многими революционными открытиями в различных областях науки, достижениями в культуре, дающими импульс дальнейшему развитию человеческого сознания. В начале нового тысячелетия становится все более актуальным и значимым духовно-нравственное совершенствование личности, без которого не представляется возможным дальнейший прогресс человеческого общества. Человечество начинает понимать по-новому глобальные законы мироздания, ему становится присущ планетарный взгляд на проблемы человеческого бытия, формируется новое мировоззрение в русле понимания космических законов развития жизни.

Гуманная педагогика, философия, психология и искусствоведение призваны научить молодое поколение не только культуре слова, но и культуре мысли, поступков, расширить границы мышления человека до осознания себя неотъемлемой частью Вселенной. Для этого человеку необходимо поменять само отношение к жизни, повышать уровень самосознания, развивать духовность. Формирование человеческой личности с высокими нравственными качествами является задачей самой трудной, но в то же время и самой важной в процессе развития человеческой цивилизации. Большую роль в становлении личности всегда играли воспитание и образование, направляющие мировоззрение молодого поколения в русло понимания основных задач каждого нового исторического периода.

«… В век Кали-Юги, век падения нравственности, действительно все процессы ускоряются, потому не следует принимать прошлые сроки как неизменные… Нужно твердо понять, что силы духа, которые прежде требовали десятков лет, теперь путем сердца ускорены до последней степени… Конечно, нужно воспитание сердца, но это лежит в сфере чувств, но не механики. Так спешно призовем сердце на служение новому миру», - писал Н.К.Рерих [11, 31].

Духовность и культура – основа высокой цивилизации. Где почитается духовность и культура – там мир и мудрое решение социальных и экономических проблем, там закрепляются идеи толерантности, нет места религиозному экстремизму, преступности, наркомании.

В этой ситуации возникает необходимость срочно обратиться к культуре как синтезу науки, искусства, философских и духовных учений, для чего следует пересмотреть, переосмыслить цели и ценности образования, воспитания, ведь главная ценность на Земле – это дети. Как мы их воспитаем, такое и получим общество.

В настоящее время педагогика должна решать задачи:

– духовно-нравственное развитие младших школьников, подростков и молодежи на принципах гуманной педагогики;

– духовно-нравственное воспитание детей в семье;

– эстетическое воспитание, развитие чувства прекрасного у детей;

– подготовка педагогических кадров на принципах гуманной педагогики.

Духовно-нравственные искания человека приобретают особенно значимый характер в переходные исторические периоды, которым часто сопутствует упадок экономического благосостояния и духовно-нравственных устоев. Все это негативно влияет на мировоззрение самого человека, на его отношение к природе и, в целом, на всю планету.

Исходя из сознания того, что наша планета – это часть космоса, мы приходим к выводу, что духовность - великая мощь в космосе, высокая духовность – это любовь ко всему прекрасному, она порождает любовь к знанию, заставляет ощущать красоту мироздания. Накопление духовного способствует познанию законов природы, рождает гармонию внутреннего мира человека, расширяет его сознание, способствует освобождению человека от невежества и предрассудков.

Однако, как отмечает доктор философских наук В.В.Фролов, определяющая роль в развитии духовности принадлежит самому человеку, который своим внутренним устремлением, освобождаясь от несовершенств и преодолевая препятствия, воспитывает, развивает в себе духовность. Поэтому духовность является качеством, заработанным самим человеком [107, 10].

Известно, что предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и, прежде всего, и в духовно – нравственном плане … [111, 29].

Значительный вклад в теорию и практику нравственного воспитания внесли такие деятели науки, искусства и педагогики, как Ш.А. Амонашвили, Г.Н. Волков, Д.С. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой и другие. Среди зарубежных педагогов – А. Дистерверг, Я. Корчак, Ж.-Ж. Руссо и другие. Из дагестанских исследователей на современном этапе рассматривали вопросы нравственности и искусства – З.Т. Гасанов, М.М. Байрамбеков, З.М. Магомедова, Д.М. Маллаев, Ш.А. Мирзоев, В.Н. Цатуров, З.Я. Якубов и другие.

Все они считали, что педагогика должна первой из всех наук учитывать происходящие изменения в социуме, влияющие на формирование личности.

Свои представления о космическом предназначении человека на Земле, о его гуманной миссии, о вселенских нравственных идеалах человечества в своих трудах излагали ученые – космисты Л.Н.Гумилев, А.Л.Чижевский, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский и другие.

В современной педагогике начинает явно прослеживаться взгляд на человека как микрочастицу космоса. В настоящее время усиленно дискутируется и изучается взаимовлияние человека и космоса.

Одним из основоположников духовно-нравственного учения о роли космического сознания является Николай Константинович Рерих (1874-1947) – известный русский художник, педагог, археолог, литератор, историк, общественный и религиозный деятель как России, так и Зарубежья, мыслитель, создавший и обосновавший оригинальную теорию человеческих ценностей.

Н.Рерих жил и творил на рубеже двух веков, в переломную для России и всего мира эпоху. С самого раннего периода своей деятельности он интересовался вопросами общечеловеческого блага: вопросами культуры, образования, воспитания, духовности. В юности Н.Рерих познакомился с восточной философией. Обращаясь к Востоку, Рерих пытался найти в учениях восточных мудрецов идеи о сущности жизни, о нравственном самосовершенствовании людей, о месте человека во Вселенной и т.д. Особое место в его наследии занимают проблемы синтеза духовных течений Запада и Востока. В центре мировоззрения мыслителя – идея эволюционного развития человека и человечества, диктуемая законами Вселенной – космическими законами. Н.К. Рерих вместе с супругой Е.И. Рерих в своих трудах говорят о единстве человека и Вселенной, и, считая, путь человека к высшей культуре идет через знание космических законов в себе.

Глубокий интерес вызывает педагогическая деятельность Рериха, пока еще недостаточно изученная и малоизвестная в России. В педагогическом наследии Н. Рериха большое место отводится воспитывающему обучению. Именно в этом процессе, считал Н.Рерих, формируется научное мировоззрение и гуманистическое устремление, воспитываются эмоции и чувства, расширяется сознание.

Свои представления о гуманистических, духовных принципах организации воспитания и образования учащихся Н.К.Рерих воплотил в своей Школе Имперского Общества Поощрения Художеств (ШОПХ), в которой он работал более 25 лет. Но основные педагогические идеи отражены в его литературном творчестве, в философских работах и очерках, а также в Учении Живой Этики, созданном совместно с Е.И. Рерих и в сотрудничестве с группой индийских философов и мудрецов.

В философско-этических трудах Н.К. Рериха содержится немало педагогических идей, принципов и методов воспитания и обучения, которые мало изучены, не систематизированы и почти не используются в практике современной школы. Исследование А.Т.Андреевой(1996), например, освещает педагогические идеи Живой Этики, однако полного изучения этико-педагогического наследия Н.Рериха педагогической наукой до сих пор не проводилось и многое из его педагогических идей остается без внимания.

Историографический анализ самих работ Н.К.Рериха и публикаций о нем показывает, что педагогические идеи Н.К. Рериха вызывают непреходящий интерес. Сегодня в связи с постперестроечными глобальными последствиями в обществе они востребованы как никогда ранее. К сожалению, его литературные произведения и их воздействие на воспитательный и образовательный процессы исследованы недостаточно. Исследователи творчества Н.К.Рериха обращаются в основном к его художественному, литературному и философскому наследию. Педагогические же взгляды Н.К.Рериха изучены мало, в особенности плохо изучены они с позиции космизма, и совсем не изучались скрытые возможности ее психолого-педагогического воздействия на личность.

Этим и обусловлен выбор проблемы исследования: какова сущность педагогического наследия Н.К.Рериха и каковы возможности его использования в теории и практике духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной и профессиональной школы. Тема исследования нами определена как «Педагогические возможности использования творческого наследия Н.К. Рериха в духовно-нравственном воспитании личности».

Объект исследования: гуманная философия и духовно-нравственное учение в творческом наследии Н.К. Рериха.

Предмет исследования: педагогические взгляды и деятельность Н.К. Рериха, составляющие научно-теоретическую и практическую основы образования и воспитания подрастающего поколения.

Цель исследования: исследовать содержание общепедагогической концепции в теоретико-методологических взглядах Н.К. Рериха на предмет исследования духовно-нрав­ственном развитии личности.

Гипотеза исследования состоит в том, что:

а) систематизация педагогического наследия Н.К. Рериха даст возможность определить ценностные ориентиры, духовно-нравственные аспекты для совершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной и профессиональной школе;

б) использование гуманистических идей Н.К. Рериха при разработке современных моделей личностно-ориентированного образования позволит реализовать задачу подготовки самостоятельной, сознательной личности, гармонично сочетающей в себе нормы и правила поведения в обществе;

в) введение в учебно-познавательный процесс научных положений, выдвинутых Н.К.Рерихом, поможет современной педагогической науке выработать взгляд на сущность педагогического процесса в переходный период.

  1. Диссертация на соискание ученой степени (6)

    Диссертация
    В центре нашего исследования находится анонимный средневерхненемецкий трактат последней трети XIII в. “Geistlicher Herzen Bavngart” (“Сад духовных сердец”)1.
  2. Диссертация на соискание ученой степени (5)

    Диссертация
    Работа выполнена на кафедре медицинского страхования. Менеджмента и маркетинга ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
  3. Диссертация на соискание ученой степени (55)

    Диссертация
    Тенденция увеличения популяции пожилых и старых людей носит глобальный характер, влечет за собой не только увеличение потребности в медико-социальной помощи, но и оказывает непосредственное влияние на медико-демографическую ситуацию (Т.
  4. Диссертация на соискание ученой степени (23)

    Диссертация
    Актуальность исследования. В условиях динамично меняющегося мира, глобальной информатизации общества, необходимости широкого использования, постоянного развития и усложнения информационных технологий фундаментальное значение имеет
  5. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

    Диссертация
    Защита состоится 13 ноября 2007 г . в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 737.004.03 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук при Таджикском государственном национальном университете (734025, г.
  6. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Теоретические и правовые основы уголовной ответственности за преступления против военной службы,

    Диссертация
    Уголовно-правовая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества, как преступлений, совершаемых военнослужащими в военное время и в боевой обстановке .
  7. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук (1)

    Диссертация
    Защита состоится " 1 " февраля 2008 г. в час. мин. на заседании диссертационного совета Д 002.034.01 при Институте Аналитического приборостроения Российской Академии наук (ИАнП РАН) по адресу:
  8. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук (2)

    Диссертация
    Актуальность темы. Масс-спектрометрия является универсальным аналитическим измерительным методом, а во многих случаях - единственным методом прецизионного контроля состава вещества в любых агрегатных состояниях: газообразном, твердом или жидком.
  9. Диссертация на соискание ученой степени (65)

    Диссертация
    Специальность: 12.00.12 – финансовое право, бюджетное право, налоговое право, банковское право, валютно-правовое регулирование, правовое регулирование выпуска и обращения ценных бумаг,
  10. Диссертация на соискание ученой степени (54)

    Диссертация
    Поддержание на высоком уровне законности и правопорядка в войсках является одной из главных задач, от надлежащего выполнения которой во многом зависит успешная реализация мероприятий и достижение целей проводимой в Российской Федерации

Другие похожие документы..