Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Казанский филиал

Кафедра общетеоретических правовых дисциплин

основы исследовательской деятельности
Учебно-методический комплекс

для студентов Колледжа

(специальность 030503.52 Правоведение

среднего профессионального образования)

Казань

2006

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы исследовательской деятельности» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования. - Казань: Казанский филиал ГОУ ВПО РАП. - 44с.

ОДОБРЕНА

Предметно-цикловой комиссией по гуманитарно-правовым дисциплинам Казанского филиала ГОУ ВПО РАП

Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 «Правоведение» (повышенный уровень) среднего профессионального образования

Кафедра общетеоретических правовых дисциплин Казанского филиала ГОУ ВПО РАП

протокол № __.от _______ 200__ года

Автор:

Губаева Т.В.

д.ю.н., профессор кафедры общетеоретических правовых дисциплин Казанского филиала ГОУ ВПО РАП

Рецензенты:

Хамидов Р.И.

к.ист.н., доцент, зав. кафедрой общеобразовательных дисциплин Казанского филиала ГОУ ВПО РАП

Муратова Н.Г.

Д.ю.н., профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Казанского государственного университета

Ответственный за выпуск

Редактор

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в Казанский Филиал ГОУ ВПО РАП по адресу: 420088, Казань, 2-я Азинская, д. 7-А.

© Казанский филиал ГОУ ВПО РАП, 2006

© Губаева Т.В., 2006

Содержание

Государственные требования к обязательному минимуму

содержания дисциплины………………………………………………………….4

.

Пояснительная записка ………………………………………….……………......5

Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………………….…...6

Тематический план ………………………...……………………………….….....6

Программа курса………………………………………………………………..…7

Тематический план семинарских занятий………………………………….……9

Планы семинарских занятий……………………………………………….……10

Методические рекомендации по изучению дисциплины…..…….…………....32

Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов………………………………………………….………...........34

Рекомендуемая литература ……………………………………………………...42

Государственные требования к обязательному минимуму содержания дисциплины1

Исследования и их роль в практической деятельности человека; основные понятия НИР; использование методов научного познания; применение логических законов и правил; накопление научной информации.

Пояснительная записка

Основы исследовательской деятельности – обязательная общепрофессиональная дисциплина федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Правоведение». Место и роль этой дисциплины в системе подготовки юристов определяется тем, что в качестве предмета обучения здесь выступает практическое творческое мышление. Ведь человека не случайно называют homo sapiens, или «человек разумный». В отличие от всех других живых существ на Земле, он умеет абстрактно мыслить: не просто наблюдает, но и обобщает свои наблюдения, сопоставляет их с уже известными фактами, запоминает новые сведения и в дальнейшем применяет их с пользой для себя и для окружающих. Это природная способность, но ее можно и нужно развивать на протяжении всей жизни.

Цель и задачи предлагаемого курса взаимосвязаны:

- сформировать основы культуры умственного труда;

- ознакомить в общих чертах с процессом и механизмами мышления;

- изучить методы научного познания и возможности их применения на практике, в том числе в профессиональной юридической деятельности;

- показать отличия науки от лженауки;

- выработать элементарные навыки научно-исследовательской работы;

- уяснить ценность исследовательской деятельности.

В результате такой подготовки студент должен

знать:

- основные понятия НИР (научно-исследовательской работы);

- методы научного познания и возможности их использования;

- законы и правила логики, применяемые в ходе исследовательской деятельности;

уметь:

- обозначить проблему и примерные пути ее решения;

- использовать информацию для развития новых идей;

- работать с научным аппаратом исследований;

иметь представление:

- об основных этапах развития науки и роли исследований в практической деятельности человека;

- об отличиях науки от лженауки;

- о процессах накопления научной информации.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

(по учебному плану)

Количество часов в
соответствии с учебным планом

Общая трудоемкость

43

Аудиторные занятия

32

Лекции

22

Семинарские (практические) занятия

10

Самостоятельная работа

11

Форма итогового контроля

Контрольная работа

Тематический план

(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)

п/п

Разделы (темы) дисциплины

Виды учебных занятий (количество часов)

Лекции

Семинары

1

Исследования и их роль в практической деятельности человека. Основные понятия НИР

6

2

Использование методов научного познания

6

4

3

Применение логических законов и правил

6

4

4

Накопление научной информации

4

2

итого

22

10

Программа курса

Тема 1.Исследования и их роль в практической деятельности человека. Основные понятия НИР

Студент должен

знать:

- специфику исследовательской деятельности;

- основные понятия НИР (научно-исследовательской работы);

уметь:

- обозначить проблему и примерные пути ее решения;

иметь представление:

- об основных этапах развития науки и роли исследований в практической деятельности человека;

- об отличиях науки от лженауки.

Исследования: понятие и общая характеристика. Наука как поиск истины и часть духовного мира человека. Рациональное и эмоциональное восприятие окружающего мира в процессе научного познания. Мировые научные картины: физическая, естественно-историческая и гуманитарная (В.И.Вернадский).

Роль науки в структуре традиционалистских и техногенных цивилизаций. Эмпирические основы наук в архаических обществах. Знаменитые триумфы науки: VI в. до н.э. – III в. н.э. (Фалес, Гераклит, Сократ, Платон, Демокрит, Пифагор, Евклид, Архимед, Гиппократ, Аристотель и др.); середина XV – конец XVII в. (Леонардо да Винчи, Н.Коперник, И.Кеплер, Г.Галилей, И.Ньютон, М. Ломоносов, Л.Эйлер, К.Линней и др.); конец XIX – первая треть XX вв. (М.Планк, Н.Бор, Э.Резерфорд, А.Эйнштейн, Д.Менделеев, И.Павлов, В.Бехтерев, Н.Вавилов, Н. Жуковский и др.). Мировоззренческий статус науки в современном обществе.

Основные понятия НИР: наука, фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования, экспериментальные разработки, научный результат, научная продукция.

Нравственные начала исследовательской деятельности. Наука и лженаука.

Тема 2.Использование методов научного познания

Студент должен

знать:

- методы научного познания и возможности их использования;

уметь:

- применять основные приемы и способы познания на практике;

- использовать информацию для развития новых идей;

иметь представление:

- о методологии юридических исследований.

Общее понятие о методе и методологии. Методологические принципы (объективность, всесторонность, историзм, конкретность и др.).

Классификация методов научного познания и ее основания.

Философские методы (диалектический, метафизический). Общенаучные методы (системный, структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и др.). Частнонаучные методы, применяемые в юриспруденции (сравнительно-правовой, формально-юридический, правовой эксперимент, правовое прогнозирование и др.)

Методы междисциплинарного исследования как синтетические, интегративные приемы и способы научного познания.

Использование методологии в юриспруденции.

Тема 3.Применение логических законов и правил

Студент должен

знать:

- законы и правила логики, применяемые в ходе исследовательской деятельности;

уметь:

- предупреждать и устранять типичные логические ошибки;

- точно передавать логику рассуждений с помощью устойчивых речевых формул, характерных для научного стиля речи;

иметь представление:

- о парадоксах и их роли в исследовательской деятельности.

Слово и понятие. Требования точности, ясности, однозначности, предъявляемые к изложению хода и результатов научных исследований.

Логические законы: закон тождества, закон противоречия (непротиворечивости), закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

Рассуждения и умозаключения. Дедукция и индукция.

Доказательства и опровержения. Тезис, аргументы и демонстрация. Убедительность доказательства.

Научная дискуссия как разновидность сложного публичного спора. Тактика дискуссии. Запрещенные приемы дискуссии.

  1. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (8)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Теория государства и права» для специальности 030503(52) – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Административное право» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (6)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Римское право» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История государства и права зарубежных стран» для специальности 030503.52 - 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (7)

    Учебно-методический комплекс
    Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 «Правоведение» (повышенный уровень) среднего профессионального образования
  6. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Уголовный процесс» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  7. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа специальность 030503. 52 Правоведение (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы философии» для специальности 080114.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  8. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа (специальность 030503. 52 (0201) Правоведение (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Документационное обеспечение управления» для специальности 030503.52 – 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов Колледжа (специальность 030503. 52 (0201) Правоведение (2)

    Учебно-методический комплекс
    Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503.52 «Правоведение» (повышенный уровень) среднего профессионального образования

Другие похожие документы..