Конкурс методических материалов (проектов, разработок) «Нашей новой школе новые технологии воспитания»

Областной конкурс методических материалов (проектов, разработок) «Нашей новой школе - новые технологии воспитания»

Тема: «Воспитательная система объединения «Малая Родина» МОУДОД «Станция юных натуралистов г. Суздаля»

«Развитие основ патриотического самосознания личности дошкольников и младших школьников через активное познание культурно- исторических ценностей своей «малой Родины».

Номинация: авторские воспитательные системы учреждения дополнительного образования

Автор: Власова Анастасия Владимировна,

педагог дополнительного образования

МОУДОД «Станция юных натуралистов

г. Суздаля».

Г. Суздаль, ул. Советская, 27 а, т. 2-23-18

2010 г.

Список представленных материалов.

1. Описание авторской воспитательной системы.

2. Приложения.

Приложение №1. Дополнительная образовательная программа «Малая Родина» А.В. Власовой.

Приложение №2. Образовательная среда, организуемая для реализации воспитательной системы.

Приложение №3. Структура календарно-тематического плана.

Приложение №4 Список рекомендованной литературы.

Приложение №5 Конспекты разных видов деятельности.

Приложение №6 Диагностические таблицы.

Приложение №7 Диагностический инструментарий.

Приложение №8 Работа с родителями.

Приложение №9 Экскурсия по эколого-краеведческому маршруту «Суздаль заповедный».

Приложение №10 Система организация образовательного процесса на принципах здорвьесбережения.

Приложение №11 Система традиций и воспитательных мероприятий объединения «Малая Родина». План занятий, подготовленных для дошкольников младшими школьниками.

Приложение №12 Фотоматериалы.

Описание авторской воспитательной системы объединения «Малая Родина» МОУДОД «Станция юных натуралистов г. Суздаля»

«Развитие основ патриотического самосознания личности дошкольников и младших школьников через активное познание культурно- исторических ценностей своей «малой Родины».

Введение.

В настоящее время разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания является актуальной проблемой. Недавние преобразования в стране сопровождались изменениями в социально- экономической, политической и духовной сферах общества. Снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. При этом также не всегда в пропаганде патриотических идей и ценностей соблюдается принцип учёта региональных условий, характеризующийся любовью к родному краю, городу, что особенно значимо для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основные тенденции модернизации содержания образования определили важность способности ребёнка самостоятельно добывать и применять знания, что обеспечивает дальнейшую успешность обучения и развитие личности, что соответствует основным направлениям Национальной инициативы «Наша новая школа», которые предусматривают «вовлечение ребят в исследовательские проекты».

Предложенные на конкурс материалы были разработаны в объединении «Малая Родина» и представляют авторскую воспитательную систему работы с дошкольниками и младшими школьниками, которая включает: реализацию авторской образовательной программы дополнительного образования «Малая Родина»; создание образовательной среды для реализации воспитательной системы; работу с родителями; работу по выявлению образовательных результатов (диагностика); организацию образовательного процесса на принципах здоровьесбережения; систему традиций и воспитательных мероприятий объединения.

1. Общая характеристика учреждения.

МОУДОД «Станция юных натуралистов» находится в городе Суздале, широко известном своими культурно – историческими и природными памятниками, уникально сохранившимися на протяжении 9 столетий.

Суздальская городская станция юных натуралистов была открыта 15

сентября 1978 года Отделом народного образования с целью организации досуга детей микрорайона, пропаганды среди школьников и населения природоохранных идей, привлечения их к общественно – полезному труду.

В настоящее время МОУДОД «Станция юных натуралистов г. Суздаля» является широкодоступным, бесплатным, профильным эколого-биологическим учреждением для детей в возрасте от 5 до 18 лет.

СЮН – учреждение дополнительного образования детей, выполняющее миссию образовательного центра эколого-биологической работы в Суздальском районе. На Станции юных натуралистов работа с детьми ведётся в художественном, туристско-краеведческом, эколого-биологическом направлениях.

2. Анализ условий возникновения воспитательной системы.

Условия города.

Город Суздаль по праву считается сокровищницей русской национальной культуры. Его уникальность заключается в редком сочетании прекрасно сохранившегося архитектурного ансамбля семи столетий, особого природного окружения и традиционного уклада жизни. Суздаль имеет статус города- музея, в котором культурное наследие охраняется как достояние государства. В городе развиваются музейное дело и туристическая индустрия, отсутствует крупная промышленность. Кроме того, Суздаль является центром большого сельскохозяйственного района с древними земледельческими традициями.

Условия социума.

Вся жизнь горожан связана с особым значением города Суздаля как туристического центра, в котором русская старина сохранилась особенно полно. Более трети жителей города работают в сферах туристического обслуживания.

Условия микрорайона.

Микрорайон, в котором находится МОУДОД «Станция юных натуралистов» (улицы Советская, Гоголя, бульвар Всполье), удалён от исторически сложившейся части города и состоит из малоэтажных современных построек однотипной конструкции.

Условия МОУДОД.

В учреждении дополнительного образования реализуются программы туристско-краеведческого направления, подобрано методическое обеспечение программ и необходимая литература, создана образовательная предметно-развивающая среда. Педагогический коллектив УДО постоянно проявляет интерес к проблеме патриотического воспитания обучающихся и ознакомления их с этой целью с историей, культурой и природой родного края. При учреждении активно действует краеведческий музей «Малая Родина».

Родители.

Родители считают работу по ознакомлению обучающихся с родным городом и краем важной для общего развития детей и дальнейшего успешного обучения их в школе, где новым учебным предметом является краеведение.

Группа детей.

Старшие дошкольники и младшие школьники обладают достаточно сформированным познавательным интересом и мотивацией, а также интеллектуальным потенциалом для активного освоения содержания данной воспитательной системы.

Педагог.

Имеет знания о культурно- исторических ценностях Суздаля и опыт экскурсионной деятельности.

3. Новизна воспитательной системы.

Раскрытие одного из возможных подходов к созданию условий, способствующих дальнейшему возрождению и сохранению культурно- исторического потенциала города и региона, формированию у детей эмоционально- ценностного отношения к памятникам истории, культуры и природы малой Родины.

Создание целостной системы элементов педагогической работы с дошкольниками и младшими школьниками, нацеленной на развитие основ патриотического самосознания личности; предложении практического использования методики «исследовательского обучения» А.И. Савенкова в качестве средства развития устойчивого интереса к познанию культурно-исторического наследия города и края, а также способности самостоятельно добывать и творчески применять знания.

Разработка путей интегрирования программы «Малая Родина» в образовательное пространство города через связь с образовательными программами ДОУ и начальной школы.

Создание в качестве специальной образовательной среды активно действующего детского краеведческого музея «Малая Родина».

Подбор и создание специального педагогического инструментария для определения качества работы и отслеживания её результатов.

4. Этапы деятельности по созданию воспитательной системы.

1.Выявление наличия и характера социального запроса и определение степени актуальности воспитательной системы.

2.Анализ имеющихся условий.

3. Подбор и изучение литературы (см. Приложение № 4 Список рекомендованной литературы).

4.Определение образовательного содержания (см. Приложение №1. Дополнительная образовательная программа «Малая Родина» А.В. Власовой).

5.Разработка форм и методов реализации образовательных задач (см. Приложение №1. Дополнительная образовательная программа «Малая Родина» А.В. Власовой).

6. Составление перспективного и тематического планов деятельности. (см. Приложение №3. Структура календарно-тематического плана).

7.Составление конспектов разных видов занятий (см. Приложение № 5 Конспекты разных видов деятельности).

8. Разработка форм и методов работы с родителями (см. Приложение № 8 Работа с родителями).

9. Разработка и утверждение образовательной программы.

10. Разработка программ воспитательных и здоровьесберегающих мероприятий (см. Приложение №11 Система традиций и воспитательных мероприятий объединения «Малая Родина». План занятий, подготовленных для дошкольников младшими школьниками; Приложение №10 Система организация образовательного процесса на принципах здорвьесбережения).

11. Создание диагностического инструментария (Приложение № 7 Диагностический инструментарий).

12. Создание специальной образовательной среды (см. Приложение №2. Образовательная среда, организуемая для реализации воспитательной системы).

13. Интегрирование воспитательной системы в образовательный процесс УДО.

14. Апробирование воспитательной системы.

15. Выявление результатов действия воспитательной системы (см. Приложение №6 Диагностические таблицы).

17. Обобщение опыта работы по реализации воспитательной системы.

5. Концепция воспитательной системы.

1.Принцип учёта региональных, городских педагогических условий в пропаганде патриотических идей и ценностей.

2.Принцип использования социально значимого опыта прошлых поколений, культивирующего чувство гордости за своих предков.

3.Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

4.Принцип деятельностного участия ребёнка в процессе приобретения и применения знаний.

5.Принцип хронологической последовательности и преемственности в подаче познавательного содержания.

6.Принцип использования знаний, умений и навыков в качестве средств развития личности.

7.Принцип опоры на эмоционально- личностное отношение ребёнка к предмету освоения.

8.Принцип личностно-ориентированного подхода, предоставляющего ребёнку свободу выбора (деятельности, партнёра, средств).

7. Цели и задачи воспитательной системы.

Цель и задачи воспитательной системы соответствуют Национальной инициативе «Наша новая школа» и Образовательным стандартам начального образования, которые предполагают «патриотическое воспитание через ознакомление детей с историей родного края, его достопримечательностями, культурой и искусством, особенностями труда людей и профессиями».

Цель: Развитие личностных основ патриотического самосознания и познавательного интереса дошкольников и младших школьников через активное взаимодействие с культурно - историческими ценностями родного города и края.

Задачи:

1. Осуществлять патриотическое воспитание личности ребёнка путём развития эмоционально-ценностного отношения к истории и культуре своей «малой Родины».

2. Развить у детей способность к самообразованию и самореализации путём применения современных развивающих методик.

3. Сформировать устойчивый интерес к активному познанию родного города и края посредством предоставления возможностей для реализации творческого потенциала ребёнка в свободной самостоятельной деятельности.

4. Развить у детей представления о профессиях, востребованных в условиях Суздаля через использование в образовательном процессе проблемно- поисковой дидактической игры.

5. Способствовать развитию у старших детей желания помочь младшим приобрести необходимые знания через создание ситуаций взаимообучения, взаимопомощи и организации совместных мероприятий.

6. Развить у детей чувство гордости за культуру своей «малой Родины», ощущение сопричастности к судьбе своих земляков, желание беречь культурное и природное наследие.

8. Структура воспитательной системы.

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Малая Родина».

Авторская образовательная программа «Малая Родина» представляет вариант использования регионального компонента в единой педагогической системе г. Суздаля на этапе детский сад - начальная школа и построена в основном на местном учебном материале.

Программа «Малая Родина» рассчитана на детей в возрасте от 5 до 10 лет.

Продолжительность образовательного процесса по программе «Малая Родина» - 5 лет, обучение предполагает 2 этапа: 1-й этап (2 года)- работа с детьми 5-6 лет; 2-й этап (3 года) - работа с детьми 7- 10 лет.

В рамках программы происходит освоение 4-х курсов.

Двухгодичный курс «Жизнь Суздальцев от древности до наших дней» рассчитан на детей дошкольного возраста и построен на развитии элементарных представлений о жителях Суздальской земли в истории и культуре. Практические занятия курса связаны с традиционными видами деятельности дошкольников.

Курс «Суздальский календарь: быт, история, культура в именах и датах» построен на освоении годового цикла жизни наших предков, тесно связанного с природой родного края. Практическая часть курса отводится воссозданию местных традиций и обрядов.

Курс «Юные исследователи Суздаля» полностью нацелен на исследовательскую деятельность, практический результат которой предполагает конкретную помощь конкретному культурно - историческому объекту.

Курс « История Суздаля как часть истории России» является дополнением программы начальной школы по предмету «История России» ( составлен в соответствии с региональным компонентом) и позволяет детям ощутить свою принадлежность к великому русскому народу, его истории и культуре через познание истории и культуры малой Родины.

При реализации программы используются методы, активизирующие детскую поисковую и творческую деятельность, в том числе методика «исследовательского обучения» А.И. Савенкова.

Программа предусматривает взаимодействие детей 5-10 лет, педагогов и родителей на всех этапах освоения образовательного содержания.

Темы занятий предлагаются в форме вопроса, на который дети в результате обучения бывают готовы дать ответ.

Основной организационной формой занятий является исследовательская практика ребёнка в процессе проблемно - поисковой дидактической игры.

Формы занятий.

Образовательная программа «Малая Родина» разрабатывалась как региональный компонент к программам детского сада и начальной школы, поэтому в формах основных и дополнительных занятий прослеживается взаимосвязь.

В двухгодичном курсе для дошкольников «Жизнь суздальцев от древности до наших дней» нашли отражения формы занятий, соответствующие специфическим видам деятельности детей 5-7 лет: ознакомление с окружающим; ознакомление с художественной литературой; сочинение коллективных рассказов; рисование; лепка; конструирование; аппликация; ручной труд.

Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся как познавательно- исследовательские, предполагают полное погружение в культурно- историческую образовательную среду и проводятся в пространстве детского музея «Малая Родина». Эти занятия предусматривают также экскурсионную форму. Экскурсии с дошкольниками проводятся по городу и в экспозициях Суздальского музея («Путешествие в прошлое»).

Занятия продуктивной деятельностью строятся на творческом применении и отражении детьми приобретённых знаний и проводятся в помещении для занятий («Творческая мастерская»).

Особыми формами занятий являются подготовка и проведение, праздников, концертов («Исторический театр»), выставок («Наш музей»). Все эти формы организуются в детском музее.

С целью выявления результатов освоения программы проводятся викторины и конкурсы - как правило, в конце учебного года.

Большое значение для патриотического воспитания детей имеют общественно- полезные акции («Наша помощь городу») - «Весенняя уборка у архитектурного памятника», «Лучший в микрорайоне цветник у дома», которые проводятся детьми и родителями.

Формы деятельности предусматривают коллективное участие детей, практикуются подгрупповые занятия.

Основными формами занятий курса «Суздальский календарь: быт, история, культура в именах и датах» являются:

Познавательное знакомство с календарём по блокам (см. содержание) («Путешествие в прошлое»).

Исследовательская практика - поиск сведений в литературе, беседы со старожилами с целью выявления местных календарных традиций и обычаев.

Воссоздание традиций. В соответствии с календарём жизнь детей в кружке организуется так, как жили наши предки в тот или иной календарный период. Дети воспроизводят трудовые и досуговые традиции, исполняют обряды, изготовляют поделки, готовят блюда традиционной кухни. («Творческая мастерская»).

Подготовка и проведение просветительских мероприятий для дошкольников и родителей (лекции, тематические занятия, экскурсии, выставки, инсценировки) («Наш музей»).

Викторины, конкурсы.

Занятия проводятся в детском музее «Малая Родина», помещении для занятий, на участке учреждения (опытном огороде).

Практикуется фронтальная и подгрупповая организация детей на занятии.

При освоении курса «Юные исследователи Суздаля» используются следующие формы проведения занятий:

Самостоятельное исследование (выделение и постановка проблемы; выработка гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовка и защита итогового продукта- доклада, сообщения, проекта, экскурсии, экспозиции, выставки, буклета, альбома, агитационного плаката, мероприятия) определённого культурно- исторического объекта, актуальное для города.

Развитие исследовательских умений в специальных играх и упражнениях.

Взятие шефства над исследуемым объектом (меры по защите, охране, пропаганде) («Наша помощь городу»).

Практическое освоение деятельности музейного сотрудника- исследователя.

Презентация творческих работ как форма выявления результатов.

Занятия проводятся в музее «малая Родина», помещении для занятий и непосредственно на территории исследуемого объекта.

Форма организации детей предусматривает наряду с фронтальными и подгрупповыми также индивидуальные занятия.

Содержание курса соответствует требованиям инициативы «Наша новая школа», которая предусматривает «работу детей с информацией (овладение методами передачи, поиска, преобразования, хранения информации)».

Курс «История Суздаля - часть истории России» предполагает следующие формы:

Поисково-познавательные занятия по истории Суздаля как части истории России («Путешествие в прошлое).

Знакомство с экспонатами Суздальского музея. (Экскурсия).

Работа с экспонатами музея «Малая Родина» («Наш музей»).

Создание продукта исследовательско-творческой деятельности («Творческая мастерская»).

Подготовка и проведение мероприятий («Наш музей», «Творческая мастерская», «Исторический театр», «Игротека») для родителей и дошкольников.

Культуро - и природоохранные акции, рейды, агитация («Наша помощь городу»).

Викторины, конкурсы.

Занятия проводятся в музее «Малая Родина», в экспозициях Суздальского музея.

Практикуются фронтальная и подгрупповая формы организации детей на занятиях.

См. Приложение №1. Дополнительная образовательная программа «Малая Родина» А.В. Власовой): Приложение №12 Фотоматериалы.

Система организация образовательного процесса на принципах здорвьесбережения.

См. Приложение №10 Система организация образовательного процесса на принципах здорвьесбережения.

Система традиций и воспитательных мероприятий объединения «Малая Родина».

См. Приложение №11 Система традиций и воспитательных мероприятий объединения «Малая Родина».

Образовательная среда, организуемая для реализации воспитательной системы.

Образовательная среда, которую педагог может использовать.

1. Среда города (памятники архитектуры, природное окружение, традиционный уклад жизни, туристическая индустрия, Владимиро- Суздальский музей.

Образовательная среда, которую педагог может использовать и частично формировать.

1. Среда семьи (взаимоотношения, традиции и нравственные представления

родителей; наличие дома познавательного материала: книг о Суздале, образцов местного народного быта, ремёсел, промыслов, культуры; беседы родителей с детьми о городе, познавательные прогулки, экскурсии, посещение музея, совместная продуктивная деятельность родителей и детей.

2. Среда МДОУ и школы (предметно- пространственное окружение и деятельность в нём): детский краеведческий музей «Малая Родина», музыкальный зал, спортивный зал, участок.

Образовательная среда, которую педагог может создавать, формировать, организовывать.

1. Среда помещения для занятий (предметно - пространственное окружение и деятельность в нём): помещения МОУДОД, детский краеведческий музей «Малая Родина».

Все виды образовательной среды взаимодействуют между собой. В образовательной среде осуществляется специально- организованная, совместная, самостоятельная деятельность детей и взрослых.

См. Приложение №2. Образовательная среда, организуемая для реализации воспитательной системы. Приложение №12 Фотоматериалы.

Работа с родителями в рамках воспитательной системы.

К образовательному процессу по освоению детьми содержания опыта предполагается привлечение родителей, которые помогают организовывать экскурсии и праздники, собирают наглядный материал, участвуют в ежегодных акциях по охране памятников старины, выполняют вместе с детьми домашние задания, совершенствуют свои знания и педагогические умения (лекции, консультации, рекомендации, беседы).

В соответствии с рекомендациями «Нашей новой школы» («дети организуют праздники, концерты, спектакли с целью семейного отдыха»), для родителей кружковцев предусмотрены мероприятия клуба «Семейный досуг», которые проводят дети совместно с взрослыми.

С целью приобщения родителей к работе объединения детям предлагаются домашние задания, выполнять которые можно вместе с родителями. Выполнение этих заданий не является обязательным и показывает наличие у детей интереса к содержанию программы.

См. Приложение №8 Работа с родителями.

Результативность воспитательной системы.

Ожидаемые результаты усвоения материалов воспитательной системы детьми.

Как определяет «Наша новая школа», «Результат обучения - это не только знания, но и умение применять их в жизни, использовать в дальнейшем обучении», поэтому при выявлении результатов оцениваются «личные достижения ребёнка, его компетентности и способности».

1. Воспитанность патриотических качеств личности ребёнка: любви к родному городу, гордости за его успехи и достижения, интереса к прошлому «малой Родины», чувства ответственности за будущее своего города.

2. Развитие компетентности (умения анализировать ситуацию и находить способ решения проблем), инициативности, самостоятельности, коммуникативности, произвольности, воображения и творчества.

3. Сформированность устойчивого интереса к родному городу и краю.

4. Освоение детьми определённой системы знаний, представлений, практических умений в соответствии с содержанием программы.

5. Развитие психофизических качеств и эмоционально - чувственной сферы.

Оценка результатов, достигнутых детьми при освоении содержания опыта ориентирована на относительные показатели детской успешности.

См. Приложение №6 Диагностические таблицы.

Ожидаемые результаты усвоения материалов программы родителями.

1.Осознание важности работы по патриотическому воспитанию детей.

2.Интерес к родному городу и краю.

3.Возросший уровень общей и педагогической культуры.

Методика отслеживания результатов.

Оценка результатов, достигнутых детьми при освоении содержания программы «Малая Родина» ориентирована на относительные показатели детской успешности.

1.Участие детей в краеведческих мероприятиях (кружка, города, региона).

2. Результаты викторин по каждому разделу в конце учебного года и конкурсов.

3.Участие в коллективных культуроохранных, природоохранных и пропагандистских акциях.

4.Создание наглядных и дидактических пособий, игрового материала.

5.Деятельность в детском краеведческом музее «Малая Родина».

6.Содержательный ответ на вопрос - название темы.

7.Анализ результатов выполнения творческих, домашних и летних заданий.

8.Специальный диагностический инструментарий для определения качества педагогических воздействий и результатов работы.

См Приложение №7 Диагностический инструментарий.

  1. Положение об областном конкурсе методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками (1)

    Конкурс
    Положение об областном конкурсе методических материаловв помощь организаторам туристско-краеведческойи экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками 51
  2. Положение об областном конкурсе методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками (2)

    Конкурс
    Положение об областном конкурсе методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками 53
  3. Корпоративное предпринимательство.

    Документ
    Лекция 1. Бизнес, менеджмент и корпорацииЛекция 2. Нормативный и дескриптивный взгляд на организации Лекция 3. Формы деятельности и их классификацияЛекция 4.
  4. Монография подготовлена к печати на основании гранта Научного фонда гу-вшэ 2007-2008 г проект №07-01-89 (1)

    Монография
    История общества по существу представляет собой повседневную жизнь человека в ее историческом измерении, отражая некие неизменные свойства и качества в соответствии с закреплением новых форм жилья, питания, перемещения, работы и досуга.
  5. Монография подготовлена к печати на основании гранта Научного фонда гу-вшэ 2007-2008 г проект №07-01-89 (2)

    Монография
    Повседневность кажется ясной не потому, что отрефлексирована, а потому, что ускользает от рефлексии. «Обыденную жизнь» не анализируют до того, пока ее не нарушит какое-нибудь из ряда вон выходящее событие, которое затем интерпретируется
  6. Конкурс проектов «Образование это мой бизнес» С. с. 28-30

    Конкурс
    Социально-экономические условия и инфраструктура не позволяют функционировать механизму нормативного финансирования как единственному гаранту получения качественных образовательных услуг.
  7. Методические материалы в Сети 138 3 Математика 143

    Реферат
    Практически все развитые страны активно разрабатывают и поддерживают компьютерные технологии обучения. Это вызвано, во-первых, тем, что компьютер стал средством повышения производительности труда во всех сферах деятельности человека
  8. «Наша новая школа» (11)

    Доклад
    I. Информация о выполнении плана мероприятий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на территории муниципального района Сергиевский в 2010 году
  9. «наша новая школа» (32)

    Доклад
    Мероприятие «Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: 1 класс»:

Другие похожие документы..