Рабочая программа по курсу гистология, цитология и эмбриология для студентов, обучающихся по специальности 040200 “ Педиатрия” Реквизиты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

ГИСТОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ И ЭМБРИОЛОГИЯ

для студентов, обучающихся по

специальности 040200 - “Педиатрия”

Реквизиты авторов:

Колодезникова Е.Д., доцент кафедры гистологии

Пшенникова Е.В., доцент кафедры гистологии

ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА В ЧАСАХ

Блок

Количество часов ЛСК

Количество часов лаб.

Содержание блоков

1

6

9

Цитология

2

4

9

Основы общей эмбриологии

3

14

34

Общая гистология.

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

Кровь и лимфа.

4

48

60

Частная гистология.

Системы: нервная, сенсорная, сердечно-сосудистая, иммунная, эндокринная, пищеварительная, дыхательная; кожный покров, мочеполовая система и эмбриология человека

Всего

72

112

ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ГИСТОЛОГИИ, ЦИТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ

по специальности “Педиатрия”

Специалист должен уметь:

Применять методы научного познания.

1.2. Пропагандировать здоровый образ жизни.

Специалист в своей профессиональной деятельности должен применять знания:

1.3. Основных физических, химических, биологических и физиологических закономерностей, процессов и явлений в норме.

1.4. Строение, топографии и развитие клеток, тканей, органов и систем органов организма во взаимосвязи с их функцией в норме.

1.5. Общих закономерностей происхождения и развития организма.

1.6. Самостоятельно работать с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими справочниками).

ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ

2.1. Принципы построения курса.

На основании госстандарта по высшему медицинскому образованию предусмотрено преподавания курса гистологии, цитологии и эмбриологии на I – II курсах медицинского института.

Основными принципами изучения курса являются:

2.1.1. Умение руководствоваться функционально-морфологическим подходам.

2.1.2. Понимание причинно-следственных отношений в фило- и онтогенезе.

2.1.3. Знания индивидуальных и возрастных особенностей строения организма.

2.1.4. Приобретения знаний о взаимозависимости и единстве формы, структуры и функции органов и тканей между собой.

2.1.5. Понимание принципов комплексного подхода в строении органов и систем.

Гистология, цитология и эмбриология обеспечивает фундаментальные теоретические знания, на базе которых строится вся подготовка будущего врача. Знания гистологии, особенно необходимы для акушеров-гинекологов, педиатров, хирургов, терапевтов, врачей-лаборантов.

Полученные знания и умения по гистологии широко применяются в клинических и экспериментальных исследованиях, особенно, при проведении анализов крови, костного мозга, биопсии органов и пр.

2.2. Цели изучения курса:

2.2.1. Студент должен иметь представления:

  • о цито- и гистогенезе, строении и функции клеток и тканей

  • о дифференцировке и регенерации тканей

  • о роли нервной, эндокринной, иммунной систем организма в регуляции процессов морфогенеза клеток, тканей и органов

  • о возрастных изменениях клеток, тканей и органов

  • об адаптации клеток, тканей и органов к действии различных биологических, физических, химических и других факторов

  • о процессах морфогенеза в системе мать-плод

  • об особенностях эмбриогенеза человека

  • о клеточной и тканевой совместимости при переливании трансплантации тканей.

2.2.2. Студент должен знать:

  • значение гистологии, цитологии и эмбриологии для медицины

  • основные этапы развития гистологии, цитологии эмбриологии

  • основные закономерности структурной организации клеток, тканей и органов с позиции единства строения и функции

  • гистофункциональные особенности тканевых элементов и их участие в основных биологических процессах (защитных, трофических, секреторных, пластических, пролиферативных и т.д.), свойственных тканям и органам на основе данных световой, электронной микроскопии и гистохимии.

  • основные закономерности эмбрионального развития организма, его тканей и органов.

2.2.3. Студент должен уметь:

  • работать с микроскопом

  • освоить основной метод гистологической техники

  • свободное чтение электронных микрофотографий (знать структуру и функции в норме и патологии)

  • в микропрепаратах различать структуру клетки, ткани, органа

  • дифференцировать ткани и знать их функции

  • определять основные органы человека и знать их функции

  • работать с дополнительной литературой (написать реферат)

  • уметь сделать основные зарисовки с микропрепаратов с помощью методичек, таблиц, зарисовок.

2.3. Исходный уровень знаний студентов.

Для усвоения содержания гистологии, цитологии и эмбриологии необходимо знание следующих дисциплин:

  • биологии

  • анатомии

  • нормальной физиологии

  • биохимии

  • биофизики.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО БЛОКАМ

Блок № 1. Цитология.

1. Строение микроскопа.

2. Чему равна разрешающая способность светового и электронного микроскопа?

3. Основные этапы изготовления гистологического препарата.

4. Из каких элементов состоят ткани животных организмов?

5. Как построена плазмолемма?

6. Строение, значение органелл клетки.

7. Назовите специализированные структуры клетки и включения клетки.

8. Перечислите структурные компоненты интерфазного ядра.

9. Назовите структурные элементы хромосомы.

10. Объясните периоды клеточного цикла.

11. Какие структурные изменения происходят при амитозе, митозе, мейозе?

12. Что такое эндомитоз и полиплоидия?

Блок № 2. Эмбриология.

  1. Основные понятия об эмбриогенезе, онтогенезе, филогенезе.

  2. Строение половых клеток, функциональные и генетические свойства.

  3. Основные этапы эмбрионального развития (оплодотворение, дробление, гаструляция, дифференцировка зародышевых листков).

  4. Развитие, строение и значение провизорных органов (желточный мешок, амнион, серозная оболочка, аллантоис, хорион, плацента).

Блок № 3. Ткани.

1 . Понятие о гистологических тканях. Вклад А.А. Заварзина и Н.Г. Хлопина и др. в разработку учения о тканях.

2.. Классификация, развитие, строение различных эпителиев. Регенерация.

3. Железистый эпителий, классификация фазы секреторного процесса, типы отделения секреции.

4. Морфофункциональная характеристика крови, гемограмма, лейкоцитарная формула. Строение и значение форменных элементов крови. Гематогенез.

5. Классификация соединительной ткани. Строение и значение клеток и неклеточных структур.

6. Гистофункциональные особенности и разновидности хрящевой и костной тканей. Регенерация и основные этапы гистогенеза.

7. Морфофункциональная характеристика мышечных тканей, гистогенез и регенерация.

8. Развитие, строение и значение нервной ткани. Разновидности нервных волокон, синапсов и нервных окончаний.

9. Объяснить принцип организации рефлекторных дуг – соматической и вегетативной.

Блок № 4. Частная гистология.

Нервная система

  1. Нервная система. Развитие, строение и значение чувствительных нервных узлов.

2. Спинной мозг. Развитие, строение и функция.

3. Вегетативная нервная система. Развитие. Вегетативные узлы, их строение, локализация и функция. Принцип иннервации внутренних органов. Работы Б.И. Лаврентьева. Возрастные особенности интрамурального аппарата.

4. Строение периферического нерва. Дегенерация и регенерация после повреждения.

5. Мозжечок, его строение и значение.

6. Кора больших полушарий головного мозга. Строение и функция. Понятие о цито- и миелоархитектонике коры. Возрастные изменения.

Органы чувств.

1. Органы чувств, их классификация. Понятие об анализаторах и их основных отделах. Морфофункциональная характеристика рецепторного аппарата.

2. Органы вкуса и обоняния. Их развитие, строение.

3. Орган зрения. Источники развития. Строение. Гистофизиологическая характеристика фоторецепторных клеток. Возрастные изменения органа зрения.

  1. Орган слуха и равновесия. Строение и функциональное значение. Строение их рецепторных отделов. Цитофизиология рецепции. Возрастные изменения.

Сердечно-сосудистая система.

1. Сердечно-сосудистая система. Общая характеристика. Классификация сосудов. Развитие, общий план строения. Влияние гемодинамических условий на строение сосудов.

2. Артерии. Классификация. Функция, строение, развитие. Взаимосвязь структуры артерий и гемодинамических условий. Возрастные условия.

3. Вены. Классификация, развитие, строение, функция. Возрастные изменения.

4. Сосуды микроциркуляторного русла. Их строение и функциональная характеристика. Понятие о гистогематическом барьере. Возрастные изменения.

5. Крупные лимфатические сосуды и лимфатические капилляры. Особенности их строения и их функция.

6. Сердце. Источники его развития, гистогенез в пре- и постнатальном периодах. Строение оболочек сердца. Васкуляризация. Иннервация, регенерация. Возрастные изменения.

Органы кроветворения и иммуногенеза.

1. Органы кроветворения иммуногенеза. Общая морфофункциональная характеристика. Основные этапы развития кроветворения в онтогенезе человека.

2. Красный костный мозг, развитие, строение и функциональное значение.

3. Центральные и периферические органы лимфоидного комплекса. Тимус, развитие, строение и функция. Понятие о возрастной и акцидентальной инволюции тимуса.

4. Лимфатические узлы. Развитие, строение и функция. Т- и В-зоны.

5. Селезенка. Развитие, строение, функциональное значение. Особенности внутриорганного кровообращения. Возрастные изменения.

6. Лимфоидный аппарат пищеварительной и дыхательной систем. Строение, развитие и функциональное значение миндалин.

Эндокринная система.

1. Эндокринная система (органы и клетки с эндокринными функциями). Морфофункциональная характеристика и классификация.

2. Гипоталамическая нейросекреторная система. Строение и функциональное значение.

3. Эпифиз. Развитие, строение, функция.

4. Гипофиз. Источники его развития. Строение, кровоснабжение и гистофизиология. Связь гипофиза с гипоталамической областью мозга и с другими эндокринными железами (принцип обратной связи).

5. Щитовидная и околощитовидная железы, их развитие, строение, гистофизиология и значение для организма. Возрастные особенности. Краевая патология.

6. Надпочечники. Источники развития, строения, гистофизиология коркового и мозгового вещества. Возрастные особенности (эмбриональный и постэмбриональный периоды).

Пищеварительная система.

1. Общий план строения стенки пищеварительного канала. Ротовая полость. Развитие и общая характеристика слизистой оболочки. Язык, десны.

2. Слюнные железы. Их классификация. Развитие и строение.

3. Зубы. Их развитие и строение, возрастные изменения.

4. Особенности слизистой оболочки пищеварительного канала в различных отделах. Понятие об эндокринном аппарате желудочно-кишечного тракта. Пищевод. Переход пищевода в желудок.

5. Желудок. Общая морфофункциональная характеристика. Источники развития. Особенности строения различных отделов. Строение и гистофизиология желез. Иннервация. Возрастные изменения.

6. Тонкая кишка. Источники развития. Строение и функция. Гистофизиология системы крипта-ворсинка и её участие в полостном и внутриклеточном пищеварении. Особенности микроциркуляции и иннервации. Возрастные изменения.

7. Толстая кишка, червеобразный отросток. Источники их развития. Строение и функция. Лимфоидная ткань кишечника, её строение и значение. Особенности микроциркуляции и иннервации.

8. Поджелудочная железа. Источники и ход развития. Строение, гистохимическая характеристика и гистофизиология экзо- и эндокринной части железы.

9. Печень, источники развития. Особенности строения и кровообращения. Строение печеночной дольки. Гистохимическая характеристика и гистофизиология гепатоцитов. Возрастные особенности. Желчный пузырь, его строение и значение.

Дыхательная система и кожный покров.

1. Дыхательная система. Общая морфофункциональная характеристика. Воздухоносные пути. Строения и функция трахеи и бронхов различного калибра.

2. Легкие. Источники развития. Общая морфофункциональная характеристика. Легочный ацинус. Строение стенки альвеол. Воздушно-кровяной барьер. Особенности кровоснабжения легкого. Возрастные изменения.

3. Кожа и её производные (волосы, ногти, железы). Источники их развития. Строение и функция. Физиологическая регенерация эпидермиса. Особенности строения кожи в различных участках тела.

Выделительная система.

1. Почки. Источники и основные этапы развития. Строение и функция. Нефрон, строение и кровоснабжение. Гистофизиология его различных отделов. Юкстагломерулярный комплекс. Возрастные особенности.

2. Почки, строение и функция корковых и околомозговых нефронов. Особенности юкстамедуллярного кровообращения.

3. Мочевыводящие пути. Морфофункциональная характеристика. Развитие, строение и функция.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Гистология. Учебник (под ред. Ю. И. Афанасьева, Н. А. Юриной), 1989.

2. Атлас эмбриологии человека (под ред. Л. И. Фалина), 1976.

3. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии (под ред. Н. А. Юриной, А. И. Радостиной), 1979.

4. Гистология. Учебник (под. ред. Э. Г. Улумбекова и др.), 1997.

5. Гистология. Учебник (под ред. Н. А. Юриной, А. И. Радостиной), 1995.

6. Ю. С. Ченцов. Общая цитология. Учебник, 1995.

7. Практикум по гистологии и эмбриологии (под ред. Ю. Н. Афанасьева),1990.

8. И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей, органов. 1978.

9. Гистология, эмбриология органов полости рта. Учебник под ред. В. Л. Быкова.

10. Гистология, цитология, эмбриология: Атлас: Учебное пособие/ О.В. Волковой, Ю.К. Елецкого. М.: Медицина,1996г.

11. Руководство по гистологии.

6.2 Дополнительная литература:

1. В. Л. Шахмалов. Капилляры. М., 1972.

2. А. Хэм, Д. Кормак. Гистология. М. : Мир, ч. 1-5, 1982-1983.

3. Е. А. Шубникова. Функциональная морфология тканей. М.: Изд-МГУ, 1981.

4. Р. В. Петров. Иммунология. М.: Медицина,1982.

5. А. А. Заварзин, А. Д. Харазова. Основы общей цитологии. Л. , 1982.

6. М. П. Медведева. Альбом учебных заданий. Ч. 1, 2. 1974.

7. И. А. Шубникова. Эпителиальные ткани. М.: МГУ, 1996.

8. Н. А. Юрина, А. И. Радостина. Морфофункциональная гетерогенность и взаимодействие клеток соединительной ткани. М, 1990.

9. Н. А. Юрина, А. И. Радостина. Соединительные ткани. Развитие, строение и функции клеток и межклеточного вещества (учебное пособие). М. , 1987. С. 52.

10. Лизосомы и лизосомные накопления. Под ред. Дж. А. Лоудена. М.: Медицина, 1984, с. 446.

11. Е. Д. Колодезникова, Л. В. Подгаевская. Основные моменты внутриутробного развития и влияния повреждающих факторов на плод. Якутск, 1979.

12. Г. Н. Бубякина. Сердечно-сосудистая система. Якутск, 1983.

13. Е. Д. Колодезникова. Дыхательная система. Якутск, 1989.

14. Е. Д. Колодезникова. Основы эмбриологии человека. Якутск, 1995.

15. В. П. Алексеев. Вилюйский энцефалит (нейрогистология). Якутск, 1996.

16. Е. Д. Колодезникова. Влияние внешних факторов на ткани человека. Якутск, 1994.

17. Ю. И. Афанасьев, Е. Д. Колодезникова. Бурая жировая ткань. Иркутск: ИГУ, 1985.

18. Эмбриогенез и возрастная гистология внутренних органов человека. Под ред. О. В. Волковой, М. И. Пекарского. М.: Медицина, 1976.

19. В. Л. Быков. Частная гистология человека. С. -П. , 1997.

20. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии. Под ред. Н. А. Юриной, А. И. Радостиной. М.: Университет дружбы народов, 1989.

21. Тестовые задания для проверки знаний студентов по курсу цитологии, эмбриологии и гистологии. Под ред. Ю. И. Афанасьева. М. , 1997.

22. Тестовые задания для контроля знаний по разделу гистология и эмбриология зубов и органов полости рта. С. -П. , 1997.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.

  1. Афанасьев Ю.И. Методические разработки к практическим занятиям по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии. Раздел 1. Гистологическая техника. Цитология. М.-1982г.
  2. Афанасьев Ю.И. Методические разработки к практическим занятиям по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии. Раздел 2. Общая эмбриология. Основы эмбриологии человека. М.- 1982г.

  3. Афанасьев Ю.И. Методические разработки к практическим занятиям по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии. Раздел 3. Ткани. М.- 1982г.

  4. Афанасьев Ю.И. Методические разработки к практическим занятиям по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии. Раздел 4. Частная гистология. М. – 1983г.

  5. Альбом контрольных вопросов и схем по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии. Ташкент “Медицина” УзССР.1983г. Под. ред. Ю.И. Афанасьева.

  6. Бубякина Г.Н. Органы чувств. (метод.указания). Якутск.1983.

  7. Бубякина Г.Н. Сердечно-сосудистая система. (метод. указания). Якутск.1983.

  8. Колодезникова Е.Д., Подгаевская Л.В. Основные моменты внутриутробного развития и влияние повреждающих факторов на плод. (метод. указ.). Якутск.1979г.

  9. Колодезникова Е.Д. Дыхательная система. (метод. указ.). Якутск.1989г.

  10. Колодезникова Е.Д. Влияние внешних факторов на ткани человека. Якутск.1994г.

  11. Колодезникова Е.Д. Основы эмбриологии человека. Якутск.1995г.

  12. Колодезникова Е.Д., Пшенникова Е.В., Иванова А.И. Гистологические особенности тканей и органов ребенка. Часть 1 (учебно-методическое пособие для ПФ). Якутск.1997г.

  13. Колодезникова Е.Д., Пшенникова Е.В., Иванова А.И. Гистология органов ребенка. Часть 2 (метод. указания). Якутск. 2002г.

  14. Медведева М.П. Альбом учебных заданий по гистологии. В 2 частях. Изд-во “Вышэйшая школа” Минск. 1974г.

  1. К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб пособие для студ вузов по курсу "Концепции соврем естествознания" / Клягин, Нико

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  2. Программа стратегического развития педиатрического факультета Дальневосточного государственного медицинского университета

    Программа
    4.1. Комплекс мер по обеспечению качества образовательного процесса, формированию готовности специалистов-педиатров к самостоятельной профессиональной деятельности 10
  3. Новые поступления в фонд библиотеки Май июнь 2010

    Документ
    История медицины : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 040100 "Лечебное дело", 040200 "Педиатрия", 040300 "Медико-профилактическое дело", 040400 "Стоматология",
  4. Библиографический указатель новых поступлений в рнмб март апрель 2008 г

    Библиографический указатель
    Гигиеническая характера трудовой деятельности по показателям тяжести и напряженности труда: инструкция 2.2.7.11-11-200-2003: введ. 01.04.2004 г. Сборник официальных документов по медицине труда и производственной санитарии.
  5. Рабочая программа по производственной практике «помощник фельдшера скорой и неотложной помощи по хирургии» для специальности 060101 (040100) “Лечебное дело” (1)

    Рабочая программа
    Рабочая программа кафедры Амбулаторной и скорой медицинской помощи по производственной практике «помощник фельдшера скорой и неотложной помощи – по хирургии» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего
  6. Рабочая программа по производственной практике «помощник фельдшера скорой и неотложной помощи по хирургии» для специальности 060101 (040100) “Лечебное дело” (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа кафедры Амбулаторной и скорой медицинской помощи по производственной практике «помощник фельдшера скорой и неотложной помощи – по хирургии» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего
  7. «Институт научной информации и мониторинга»

    Содержательный отчет
    Колесникова А.М. , Ханнанов Н.К. , Ханнанова Т.А. Психодидактические основы влияния цифровых технологий на развитие познавательных способностей учащихся.
  8. Библиографический указатель новых поступлений в рнмб ноябрь- декабрь 2010 г

    Библиографический указатель
    Акушерство и гинекология: курс лекций для студентов 4 и 6 курсов лечеб.-профилакт. фак./ [С. Н. Занько и др.] ; под ред. С. Н. Занько. -Витебск: ВГМУ, 2010 - .
  9. Новые поступления в фонд библиотеки Март- апрель 2010

    Документ
    История медицины и хирургии : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по специальностям 060101.65 "Лечебное дело", 060104.

Другие похожие документы..