Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену по курсам «История русского театра»

Учебники по истории зарубежного театра

Театральная энциклопедия в 5-ти тт.
История западноевропейского театра. В 8-ми тт. М., 1956-1988.
Хрестоматия по истории западноевропейского театра./ Сост. и ред. С.С. Мокульского. В 2-х т. Т. 1. М., 1953; Т. 2. М., 1955.
Пави. П. Словарь театра. М., 1991.

История зарубежного театра. Отв. ред. Л.И. Гительман. Санкт-Петербург, 2005.

Вопрос 1.

Театральная культура Древней Греции в V в. до н.э.

1. Культовая основа древнегреческого театра. Значение религии Диониса в становлении древнегреческого театра.

2. Календарный цикл дионисийских празднеств как театральный сезон (Великие Дионисии, Малые Дионисии, Линнеи).

3. Содержание и структура хороводных трагедии и комедии. Эволюция трагического жанра в контексте древнегреческой театральной культуры (Эсхил, Софокл, Еврипид). Театральные особенности аттической комедии (Аристофан).

4. Организация театральных представлений. Архитектура и сценическая техника хороводного театра. Актеры и хор, их маски и костюмы.

Вопрос 2.

Зарождение средневекового театра в Европе (литургическая драма). Жанры средневекового площадного театра (мистерия, миракль, моралите, фарс).

1. Периодизация истории средневекового театра.

2. Первый этап. Религиозное (литургическая драма) и светское направление (выступления гистрионов).

3. Второй этап. Система площадных жанров (мистерия, миракль, моралите, фарс). Драматургия Адама де Ла-Аля.

Вопрос 3

Комедия дель арте как национальная итальянская театральная система.

1.Основополагающие эстетические компоненты: маска, импровизация, буффонада.

2.Структура спектакля комедии дель арте (сценарий, «лацци»).

3. Классификация северных и южных масок.

Вопрос 4

Английский театр в эпоху Возрождения. Театр «Глобус».

1. Организация английского профессионального театра: придворный, частный,публичный театры. Актерское мастерство и публика английского театра в XVI в.

2. Представления в публичном театре «Глобус». Актерское мастерство, устройство сцены, восприятие публики во взаимосвязи с философией произведений Шекспира.

3. Периодизация творчества Шекспира. Краткая характеристика каждого периода.

Вопрос 5

Национальная театральная школа Франции в эпоху Классицизма.

1. Предпосылки возникновения Классицизма во Франции (интерес к античности, утверждение идей абсолютистского государства, рационализма)

2. Теоретические основания Классицизма в литературе и театре (теория жанров, триединство, твердая форма стиха, декламация, система жестов, фронтальная мизансцена).

3. Постановка «Сида» П. Корнеля в театре Маре. Театральная деятельность Ж. Расина.

4. Характеристики жанра «высокая комедия» Ж.Б. Мольера.

5. Организация «Комеди Франсэз».

Вопрос 6

Национальные театральные системы востока: Но и Кабуки.

1. Традиции элитарного театра Но (сюжеты, способ актерской игры, маски, устройство театра).

2. Легенда о возникновении театра Кабуки.

3. Традиции демократического театра Кабуки (драматургия, техника актерской игры, устройство театра).

4. Отличия европейской и восточной моделей театра.

Вопрос 7

«Актер представления» и «актер переживания» в системе актерского искусства эпохи Просвещения (трактат Дени Дидро «Парадокс об актере»).

1. История создания трактата Д. Дидро «Парадокс об актере».

2. Основные характеристики «актера представления»:

- рациональный способ создания образа, гармония рационального и эмоционального в системе спектакля,

- актер-наблюдатель,

- «ансамбль как хорошо организованное общество»,

- Ипполита Клерон как пример «актрисы представления».

3. Основные характеристики «актера переживания»:

- «интуитивный» способ создания образа,

- техника перевоплощения,

- Мари Дюмениль как пример «актрисы переживания».

Вопрос 8

Романтический тип игры в европейском театре XIX века (Ф.-Ж. Тальма, Э. Кин, Э. Рашель, Ф. Леметр, Г. Дебюро, Т. Сальвинии – на примере одного актера).

1. Характеристики романтического типа игры:

- действенность,

- принцип контраста в создании сценического образа,

- требование «местного колорита» в спектакле,

- разрушение системы амплуа,

- включение личности художника в сценический образ.

2. Описать романтический тип игры на примере одного актера.

Вопрос 9

Актер рубежа XIX – XX вв.: модерн в игре Сары Бернар и психологический реализм игры Э. Дузе.

1. Стилевые черты модерна в сценическом искусстве Сары Бернар («эстетизм и обобщенность» при создании образов, доведение неестественности до высокого искусства; создание андрогинного сценического образа, декоративность в ролях, мифологизация собственной личности).

2. Психологический реализм Элеоноры Дузе (амплуа «неврастенички», роли в классической и своременной драме).

Вопрос 10

«Новая драма» в формировании режиссерского театра на рубеже XIX – XX вв. (Г. Ибсен, М. Метерлинк, Б. Шоу).

1. Характерные черты «новой драмы», предполагающие участие режиссера в создании спектакля:

- открытый тип драмы,

- новый тип конфликта,

- новый тип героя,

- техника подтекста,

- интеллектуально-аналитическая композиция,

- «режиссерские» ремарки.

2. Первые режиссерские прочтения «новой драмы» на примере предложенных драматургов.

Вопрос 11

Натуралистическая модель театра: «археологический натурализм» мейнингенцев и «физиологический натурализм» «Свободного театра» Андре Антуана).

1. Характеристика эстетического направления «натурализм».

2. Реформы сценического искусства в Мейнигенском театре:

- «массовая» режиссура,

- реконструкция среды,

- асимметричная сценография.

3. Модель натуралистического спектакля в «Свободном театре» А. Антуана:

- постановка современной драматургии,

- стремление вынести на сцену современность с ее социальными противоречиями,

- утверждение принципа «четвертой стены»,

- декорация, формирующая на сцене реальную среду,

- ансамблевое искусство актеров.

Вопрос 12

Символистская модель театра.

1. Характеристика эстетического направления «символизм».

2. Драматургические реформы М. Метерлинка.

3. Деятельность театра Д`Ар: театр художника, театр поэта, театр синтезов.

4. Театр Эвр: постановки «Пелеаса и Мелисанды» Метерлинка и «Короля Убю» А. Жарри.

Вопрос 13

Экзистенциальная драма в режиссерском театре первой половины XX века («Мухи» Сартра в постановке Ш. Дюллена).

1. Интеллектуализм в театре (на примере «Картеля четырех»).

2. Определение понятия «экзистенциальная драма» (трактовка трагизма существования конкретного человека и использование пьесы-параболы).

3. Спектакль «Мухи» в постановке Ш. Дюллена (Театр де ля Сите, 1943 г.).

Вопрос 14

Эпический театр Бертольта Брехта.

1. Создание театра, который бы выявлял систему механизмов социальной причинности. театра

2.Аналитическая конструкция пьесы (неаристотелевский тип драмы), брехтовские пьесы-притчи. Противопоставление эпической и драматической формы

3. Разработка различных способов актерской игры (остранение)

4. Спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» как пример воплощения эстетических и этических идей Брехта

Вопрос 15

Модель театра Абсурда: С. Беккет «В ожидании Годо», Ионеско «Лысая певица» – первые постановки.

1. Абсурдизм как эстетическое направление:

- происхождение термина,

- культурные корни абсурдизма

- представители направления.

2. Принципы поэтики театра абсурда на примере пьесы Э. Ионеско «Лысая певица» и С. Беккета «В ожидании Годо».

3. Первая постановка «В ожидании Годо» С. Беккета.

Вопрос 16

«Бедный театр» Ежи Гротовского.

1. Истоки метода Е. Гротовского.

2. «На пути к бедному театру» (проблема ритуала в театре, проблема «архетипа» в игре актера, организация театрального пространства). Спектакль «Акрополь» в Театре-лаборатории «13 рядов»(1962).

3. «Бедный театр» (аскетизм сценографии, актерство как духовная практика, ритуальность). Спектакль «APOCALYPSIS CUM FIGURIS». Театр-Лаборатория. Вроцлав (1969).

Вопрос 17

Американская модель театра: театры Бродвея и офф-бродвейские театры.

1. Театральное искусство в США накануне XX века. Влияние разных художественных школ на формирование американского театра

2. Бродвейский театр (- организационные принципы работы, репертуар: ориентация на коммерческий успех, мюзикл как основа репертуара, отсутсвие постоянной труппы

- Самые известные бродвейские спектакли второй половины XX века

- Актеры и режиссеры бродвейских театров).

3. Внебродвейские театры

(-Основы противопоставления Бродвейским театрам: экспериментальность, ориентация не на коммерцию, а на процесс работы над спектаклем – студийность, постоянная труппа; - самые известные внебродвейские театры, их спектакли).

4.Вне-внебродвейские театры (- социальность высказывания, политические спектакли. Доступность для зрителя).

Вопрос 18

Театральные традиции пантомимы в искусстве драматического актера XX века: деятельность Ж.-Л. Барро.

1. Работа с Этьеном Декру

( выработка и освоение принципов школы пантомимы Mime Pure, тело как инструмент для выражения того, что не может передать слово )

2. Применение Ж.-Л. Барро принципов mime pur в работе над драматическими спектаклями («Вокруг матери», 1935 г., «Гамлет» в Комедии Франсез, 1942 г.)

3. Создание «Компании Рено-Барро», ее программа. Спектакль «Батист».

Вопрос 19

П. Брук: новое прочтение Шекспира в театре XX века.

1. «Ромео и Джульетта» (1947 г.).

2. Критика прочтений Шекспира в Англии.

3. Принципы постановок шекспировской драматургии П. Брука.

4. «Гамлет» (1955).

5. «Король Лир» (1962).

6. «Сон в летнюю ночь» (1970).

7. «Гамлет» (2000).

Вопрос 20

«Новая драма» в театре начала XXI века: М. Равенхилл «Откровенные полароидные снимки» (постановка театра им. Пушкина, реж. К. Серебреников); М. МакДонах «Красавица из Линэна» (постановка театра «У моста», реж. С. Федотов) – на выбор.

1. Движение в британской драматургии 90-х – 2000-х гг . Источники : драматургия «сердитых молодых людей», театр «жестокости» А. Арто. Принципы «in-yer-face theatre» как основа движения.

2. Драматурги М. Равенхилл и М. МакДонах (краткие очерки творческой биографии).

3. Разбор спектакля «Откровенные поляроидные снимки» в постановке К. Серебренниковаили «Красавица из Линэна» в постановке С. Федотова (по выбору студента).

II. Материалы

История зарубежного театра

К вопросу 1.

Театральная культура Древней Греции (V в до н.э.)

1.

Культовая основа древнегреческого театра. Значение религии

Диониса в становлении древнегреческого театра.

2.

Календарный цикл дионисийских празднеств как театральный сезон (Великие Дионисии, Малые Дионисии, Линнеи).

3.

Содержание и структура трагедии и комедии.

Эволюция трагического жанра в контексте древнегреческой театральной культуры (Эсхил, Софокл, Еврипид). Театральные особенности аттической комедии (Аристофан).

4.

Архитектура и сценическая техника хороводного театра. Актеры и хор, их маски и костюмы.

1. Культовая основа древнегреческого театра. Значение религии Диониса в становлении древнегреческого театра

Древний греческий театр и драма родились из празднеств в честь бога Диониса, в основе которых лежала символическая игра и культовые обряды, связанные с зимним умиранием и весенним возрождением природы. Дионис погибает и вновь оживает. Это бог, который странствует в сопровождении сатиров и вакханок. Дионис оказывает двойственное влияние: верившим давал экстаз, неверившим – безумие. Дионис требует всеобщего поклонения.

Во время таких праздников все было позволено. Обычные, будничные правила поведения переставали действовать, уступая место пьяному безудержному ликованию, обжорству, сквернословию и половой распущенности. В ряде случаев праздники Диониса сопровождались карнавальными инсценировками.

По преданию, Дионис привез неведомый дотоле в Греции виноград на корабле из-за моря, причем часть жителей встретила это нововведение враждебно и вступила с Дионисом в войну, за что и была наказана безумием. Этот въезд бога на корабле воспроизводился на праздниках: Линеях, Городских и Сельских Дионисиях.

  1. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену по курсам «История русского театра» (2)

    Материалы для подготовки
    М.А. Булгаков на сцене МХТ: сценическая история спектаклей «Дни Турбиных» (1926), «Мертвые души» (инсценировка романа Н.В. Гоголя, 1932), «Мольер» («Кабала святош», 1936), «Последние дни» (1943).
  2. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История искусства музыкального театра» Часть II

    Материалы для подготовки
    10. Новое поколение советской режиссуры в театре 1960-х годов. О.Н. Ефремов, Ю.П. Любимов, Г.А. Товстоногов, А.В. Эфрос. Подробно об одном из выдающихся деятелей советского театра.
  3. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История искусства музыкального театра» (2)

    Материалы для подготовки
  4. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История искусства музыкального театра» (1)

    Материалы для подготовки
    Часть II Вопросы, планы ответов и содержательная часть (исторический и фактический материал по истории театра, а также фрагменты из театроведческих статей и монографий).
  5. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История русского театра»

    Материалы для подготовки
    Культовая основа древнегреческого театра. Значение религии Диониса в становлении древнегреческого театра. Календарный цикл дионисийских празднеств как театральный сезон (Великие Дионисии, Малые Дионисии, Линнеи).
  6. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  7. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русской литературы» для специальностей: 05030101 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература рубежа XIX – ХХ вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства.
  9. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для дневного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем

Другие похожие документы..