А. В. Иванов Монография доктора философских наук А. В. Иванова посвящена задаче построения философско-теоретической систематически развернутой модели сознания, синтезирующей результаты и методы его изучения, получен

А.В. Иванов

Мир сознания

Барнаул, 2000

Выражаю сердечную признательность доктору философских наук, академику РАЕН Юниру Абдулловичу Урманцеву, доктору философских наук, профессору Сергею Александровичу Лебедеву и доктору философских наук, профессору Анатолию Эммануиловичу Воксобойникову за их ценные советы и критические замечания, которые существенно помогли автору при работе над рукописью.

Мая особая благодарность – Михаилу Шишину и Ирине Фотиевой, бездружеской поддержки эта книга никогда не была бы написана и издана.

А.В.Иванов

Монография доктора философских наук А.В.Иванова посвящена задаче построения философско-теоретической систематически развернутой модели сознания, синтезирующей результаты и методы его изучения, полученные к различных областях современного научного знания, философских традициях, религиозных и мистических, сферах духовного творчества. Книга предназначена для специалистов а области философии, социологии, психологии.

Иванов Андрей Владимирович. Мир сознания. — Барнаул: Изд-во АГИИК,2000 – 240 с..

Подписано в печать 15.03.2000. Уч.-изд. л. 14,88. Усл.-печ. л. 13.95. Тираж 800 экз. Заказ 92.

© Иванов А.В.

Фонд «Алтай - 21 век»

Содержание

Введение

Глава I. Сознание как парадоксальная реальность

§1. Методологические трудности изучения сознания

§2. основные антиномии сознания

§3. Концептуально-методологические основания целостного осмысления феномена сознания

Глава II. Гносеологическая структура сознания

§1 Сферы и уровни сознания

§2 Системообразующая «ось» сознания. Диалектика развития представлений собственном «я»

§3 Телесно-перцептивная и логико-понятийная сферы сознания.

§4 Цели йогической практики Махамудры с позиций интегральной модели сознания

§5 Эмоциональные и ценностно-гуманитарные способности дознания

§6 Итоговая гносеологическая модель

Глава III Соф и иная онтология сознания

§1.Филлософско-богословская идея Софии в русской культуре и философии

§2 Антиномии сознания с позиций софийной онтологии

§3 Современная научная и философская интерпретация природы софийной действительности

§4 Разум сердца как ядро софийного сознания. Природа экзистенциальных категорий

Глава IV От единства сознания - к единству духовной культуры

§1 Кризис культуры и его отражение в современном сознании. Типы культурных лакун.

§2 Основные стратегии интеграции духовной культуры. Сущность соборно-синтетической стратегии

§3 Взамоотношения основных сфер духовной культуры сквозь призму интегральной модели сознания

§Значение синтетического своеобразия российской ментальности в осуществлении продуктивного диалога «Восток-Запад»

Заключение

Библиографический список

Введение

Проблемы, связанные с пониманием сущности человеческого сознания и его места во Вселенной ныне все более выдвигаются на первый план в рамках как философских, так и конкретно-научных исследований. Можно без преувеличения сказать, что человечество переживает сегодня период радикального антропокосмического поворота в своем мировоззрении, когда не только сам факт физического освоения космического пространства заставляет искать братьев по разуму и задаваться вопросом о назначении человека и его сознания в мироздании, но и сама логика развития современной науки требует переоценки многих вчерашних как сугубо антропоцентристских, так и наивно космоцентристских построений. Старый принцип тождества макро- и микрокосмов как бы возрождается вновь в виде двух разнонаправленных, но внутренне связанных тенденций в современной науке. Первая из них характерна для естественных наук и состоит в обнаружении факта имманентной и неустранимой включенности антропологической составляющей в естественно-научную картину мира, причем это касается не столько наличия в ткани научного знания целого комплекса субъективных предпосылок и предрассудков (что стало очевидным довольно давно), сколько самого содержания знания, когда сквозь покров, казалось бы, сугубо объективных связей и законов начинает зримо проступать живой человеческий лик. Здесь достаточно вспомнить антропный принцип в космологии в его сильной версии; вакуумно-семантические модели в теоретической физике, разнообразные гипотезы биополей, «живого вещества пространства» и другие теоретические модели, свойственные современным биофизическим и биомедицинским исследованиям. При всей гипотетичности подобных построений в них проявляется общая логика развития современного естествознания — взгляд на Вселенную не только как на открытую развивающуюся систему, но как на живой и чувствующий «организм», тсячами нитей связанный с человеческим телом и духом. Вторая тенденция специфична для научно-экспериментальных исследований мозга и психики человека, в результате чего все больше подтверждается космически-трансперсональное измерение индивидуального человеческого бытия, а через это — и глубина восточных и западных медитативных практик, уходящих корнями в глубокую древность (См.в этой связи интуиции позднего К.Г.Юнга и экспериментальные исследования С.Грофа, Ф.Капра, Д.Л.Спивака). Показательно, что обе встречные и подпитывающие друг друга тенденции (от Космоса к человеку и от человека к Космосу) сходятся в одном ключевом пункте — в необходимости ясного и четкого понимания сущности и возможностей сознания. Не случайно, что все большее число представителей самых различных научных дисциплин сходятся на том, что разгадка тайн Космоса напрямую связана с разгадкой тайны человеческого сознания. Возможноно, что окончательная кристаллизация постнеклассической научной парадигмы будет в первую очередь зависеть от успешного решения именно этой научно-философской задачи.

С другой стороны, вступление земной цивилизации в компьютерную эпоху поставило перед сознанием человека ряд непростых проблем: колоссально возросли объемы и содержание циркулирующей в обществе информации (создание сети Internet — фактически рождение глобального планетарного интеллекта); возникли принципиально новые информационные технологии и мир «виртуальной реальности», предъявляющие новые требования к интеллектуальной деятельности и самосознанию человека. Наконец, весьма реальной стала угроза информационного манипулирования и управления духовным миром индивида. Все это, с одной стороны, заставляет искать новые пути активизации творческих возможностей сознания; а с другой — решать проблемы «экологии духа» и сохранения автономии человеческой личности. Но успешное решение данных практических проблем подразумевает адекватное философско-теоретическое, т.е. целостное и систематическое, понимание природы сознания.

В конце ХХ столетия необходимо также констатировать глубокий кризис в сфере духовной культуры — ее раздробленность и противоречивость, наличие в ней глубоких смысловых лакун, вытекающих из несовместимости различных форм постижения бытия (научного, религиозного, художественного, философского и т.д.), а также специфики ценностных матриц социально-корпоративного, этнического и национально-культурного существования. Все это самым негативным образом отражается на психологическом состоянии как отдельной личности, так и целых социальных групп, провоцируя социальное мифотворчество и массовые психозы. С этих позиций формирование синтетической философской концепции сознания — необходимое условие интеграции современной духовной культуры и немаловажный фактор психологической стабилизации социума.

Наконец, проблемы, связанные с природой человеческого сознания, находятся в центре внимания и собственно философско-теоретических исследований, приковывая к себе внимание мыслителей самой разнообразной мировоззренческой ориентации, начиная от сторонников классических традиций философствования и кончая адептами постмодернистского философского дискурса. Все это заставляет рассматривать проблему сознания в качестве «осевой» для выработки гармоничного мировоззрения человека 21 века.

В настоящее время накоплен гигантский научный, культурологический и философский материал по различным аспектам онто- и филогенетического становления сознания; его природным предпосылкам; нейрофизиологическим, психическим и социокультурным механизмам осуществления; динамике внутренних состояний и переживаний; патологическим формам бытия и методикам их коррекции. За период с середины XIX века по настоящее время сложились многочисленные философские направления исследования сознания (деятельностно-исторический, феноменологический, герменевтический, психоаналитический, культурно-диалогический, эволюционно-эпистемологический, социобиологический); оформились междисциплинарные научные подходы к его изучению (информационно-кибернетический, системный, синергетический); откристаллизовались экспериментальные (естественнонаучные, психологические и сравнительно-культурологические) методы его анализа. В рамках западноевропейской философии ХХ века непреходящий вклад в понимание сущности сознания — его онтологического статуса, познавательных и ценностных возможностей — внесли Э,Гуссерль, Э.Кассирер, М.Шелер, М.Хайдеггер, П.Тейяр де Шарден, К.Леви-Строс. Эволюционно-генетические связи сознания человека с природными процессами и с его телесностью были существенно прояснены работами К.Лоренца, Э.О.Уилсона, Г.Фоллмера, П.Ф.Стросона, Дж.Марголиса, Дж.Фодора, М.Мерло-Понти. Взаимоотношения сознательных и бессознательных процесов под разными углами зрения исследовались З.Фрейдом, К.Г.Юнгом, А.Адлером, В.Райхом, Э.Фроммом. Языковое измерение бытия сознания находилось в центре внимания таких разных мыслителей как Л. фон Витгенштейн, Н.Хомский, Ж.Лакан, Р.Барт, Ж.Деррида, П.Рикер. Экзистенциальная диалектика человеческого самосознания, его отношений с другим сознанием и с возможной трансцендентной реальностью анализировалась Ж.-П.Сартром, М.Бубером, Г.Марселем, К.Ясперсом, П.Тиллихом.

В восточной религиозно-философской традиции — весьма отличающейся от европейской — целостный взгляд на сознание представлен в трудах С.Вивекананды, Шри Ауробиндо Гхоша, Д.Судзуки, ламы Говинды Анагарики. Большое значение для ознакомления западной мысли с восточными подходами к феномену сознания имели труды В.Эванса-Вэнса, Ч.Трунгпа, Д.Голмена, а еще раньше — работы двух выдающихся деятелей русской культуры: теософа Е.П.Блаватской и востоковеда-философа Ф.И.Щербатского.

Что касается оригинального вклада русской философии в разработку проблематики сознания, то здесь следует выделить имена В.И.Несмелова, С.Л.Франка, Н.О.Лосского, Н.А.Бердяева, А.Ф.Лосева, Г.Г.Шпета, С.А.Аскольдова. Особенно ценными в русле идей, развиваемых в работе, представляются софиологические взгляды таких представителей русской «метафизики всеединства», как В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, Л.П.Карсавин, В.В.Зеньковский. Оригинальные и исключительно глубокие взгляды на природу сознания и мысли во Вселенной содержатся в учении Агни-йоги, данном Н.К. и Е.И. Рерихами. Его, с известными оговорками, можно считать одним из вариантов русской софиологии, обогащенным достижениями восточного гения.

В рамках русской советской философии, развивавшейся в основном в русле диалектического материализма и лишь в постперестроечное время существенно расширившей арсенал философских подходов к сознанию, следует отметить работы М.М.Бахтина, В.С.Библера, А.Э.Воскобойникова, П.С.Гуревича, Д.И.Дубровского, В.Д.Евстратова, А.В.Ерахтина, Н.И.Жукова, Э.В.Ильенкова, Г.Г.Кириленко, В.А.Лекторского, М.К.Мамардашвили, К.Р.Мегрелидзе, Ф.Т.Михайлова, В.И.Молчанова, В.В.Налимова, А.Н.Портнова, В.П.Тугаринова, В.С.Тюхтина, А.Г.Спиркина, Е.В.Шороховой, С.Е.Ячина.

Серьезнейшие научные результаты, касающиеся становления и функционирования различных граней сознания, были получены психологической наукой. Особенно следует выделить культурно-историческую и деятельностную школы в советской психологии, представленной именами Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна,А.Р. Лурии, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, О.К. Тихомирова, А.В.Запорожца, С.Л.Новоселовой, А.В.Брушлинского, Б.М.Величковского; а также «теорию установки», заложенную Д.Н.Узнадзе и развитую его учениками, в частности, А.Е.Шерозией. Отметим также работы Л.Л.Васильева и В.Н.Пушкина, которые одними из первых в советской психологии обратились к изучению парапсихологических фактов и поставили вопрос о субстанциальной основе подобных явлений. В западной психологической науке выделяются труды А.Валлона, Ж.Пиаже, Дж.Брунера, У.Найссера, Р.Бернса, Т.Бауэра, Р.Арнхейма, В.Франкла, К.Роджерса. Чрезвычайно интересными представляются результаты, полученные за последние 20—30 лет трансперсональной психологией, доказавшей исключительную глубину и многомерность бытия человеческого сознания( А.Маслоу, С.Гроф, Ч.Тарт, Ф.Капра). На общем фоне выделяются труды Р.Ассаджоли, заложившего основы такого направления в трансперсональной психологии, как психосинтез. Взгляды этого итальянского исследователя на структуру и динамику сознания весьма близки автору данной работы.

В последние годы были также существенно прояснены нейрофизиологические механизмы, обеспечивающие идеально-предметную жизнь сознания (когнитивную, оценочную, рефлексивную). Это касается вопросов структурно-функциональной связи психических процессов и нейродинамической структуры мозга, особенно в плане открытия его межполушарной асимметрии; проблем кодирования и перекодирования информации в различных регистрах деятельности мозга; а также поисков более глубоких форм связи телесно-физиологических и психических процессов. Укажем в этой связи на работы К.Прибрама, Н.Гешвинда, Е.Д.Хомской, Н.П.Бехтеревой, Ф.А.Ата-Мурадовой, Л.С.Цветковой, П.В.Симонова, В.П.Казначеева. Весьма знаменательным представляется также факт все возрастающего внимания физиков (и экспериментаторов, и теоретиков) к проблеме сознания. Это касается в первую очередь поиска физических оснований психических процессов, доступных экспериментальному изучению и строгой концептуализации. Показательно название междисциплинарного журнала, который начал издаваться с 1996 года — «Сознание и физическая реальность». Интересные гипотезы, претендующие на физическое объяснение места и функций сознания во Вселенной, содержатся в публикациях А.Е.Акимова, Г.И.Шипова, Л.В.Лескова, В.Н.Волченко, В.Е.Жвирблиса, Н.И.Кобозева.

Наконец, культурологический модус бытия сознания, закономерности его связей с различными историческими, национально-языковыми, политическими, социально-ролевыми контекстами, задающими ту или иную канву сознательного существования человека, исследуются в работах Й.Хейзинги, М.Фуко, Ю.М.Лотмана, С.С.Аверинцева, А.Я.Гуревича, Г.С.Кнабе, Б.Ф.Поршнева.

Казалось бы, столь богатый философский, культурологический и научно-экспериментальный материал, касающийся различных аспектов генезиса, организации, функционирования и культурно-символического обнаружения сознания должен был бы резюмироваться в его интегральном философском понимании, что заложило бы единые концептуально-методологические основания его дальнейшего изучения, обеспечило бы рациональный диалог между различными отраслями знания и сферами духовной культуры, наконец, удовлетворило бы естественную ностальгию личности по прочным экзистенциальным основаниям существования, ведь ответ на фундаментальный мировоззренческий вопрос: «каков смысл моего появления на Земле и в Космосе?» — неотрывен от философского ответа на сугубо метафизический вопрос о сущности и месте сознания в структуре мирового бытия. К сожалению, в изучении сознания процессы дифференциации знания пока явно преобладают над интеграцией; специалисты различных областей знания зачастую говорят на разных языках; нередко имеет место абсолютизация одних идей и подходов в ущерб остальным. Не до конца проясненными остаются методологические вопросы, касающиеся сознания как особой предметной реальности. Пока далек от решения вопрос и об онтологическом статусе явлений сознания как с точки зрения субстанциальных оснований его бытия, так и в плане взаимоотношений его духовных и телесных, материальных и идеальных, осознаваемых и бессознательных компонентов. По-прежнему загадочным остается процесс самосознания личности, его условия, этапы, причины патологических отклонений и т.д.

  1. Н. В. Медведев кандидат философских наук, профессор

    Книга
    В сборнике материалов Международной научной конференции «Этика и история философии», посвященной 60-летию кафедры философии Тамбовского Государственного Университета им.
  2. Н. Г. Баранец Философское сообщество

    Исследование
  3. В. Г. Бочарова член-корреспондент рао, доктор педагогических наук, профессор

    Документ
    В пособии рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их изучению и использованию.
  4. Монография академика Международной Академии юнеско доктора психологических наук Л. Л. Бочкарева председателя Московского областного отделения Российского Психологиче­ского общества,

    Монография
    Монография академика Международной Академии ЮНЕСКО доктора психологических наук Л. Л. Бочкарева — председателя Московского областного отделения Российского Психологиче­ского общества, ведущего научного сотрудника Российского Института
  5. Посвящается моим сыновьям — Никите, Артему и Валерию

    Документ
    Летописи — рукотворные литературные памятники русского народа, по существу — его овеществленная и навсегда сохраненная для многих поколений историческая память.
  6. А. Х. Махмутов главный редактор журнала "Экономика и управление", академик ан республики Башкортостан, доктор экономических наук, профессор

    Документ
    А. Х. Махмутов - главный редактор журнала "Экономика и управление", академик АН Республики Башкортостан, доктор экономических наук, профессор
  7. Ф. М. Достоевский русская философия

    Документ
    Прежде чем понять общечеловеческие интересы, надобно усвоить себе хорошо национальные, потому что после тщательного только изучения национальных интересов будешь в состоянии отличать и понимать чисто общечеловеческий интерес.
  8. Е. Н. Черноземова, доктор филологических наук

    Документ
    Название книги «Живая Этика и наука» отражает реалии сегодняшнего дня. Все больше прогрессивных ученых, несмотря на сопротивление сторонников старого сознания, применяют в научных исследованиях идеи Живой Этики – философии Космической
  9. Лекция 1-я, вводная: Опринципах построения современной эстетической теории 13

    Лекция
    Книга «Эстетика как философская наука» является новым, радикально переработанным изданием университетского курса лекций проф. М. С. Кагана, публиковавшегося в 1964–66 гг.

Другие похожие документы..