Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии. Книга адресована социальным работникам, социальным педагогам, практическим психологам и специалистам в области социальной работы. 

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Отделение практической психологии

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

г.Ярославль, 1998г.

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Отделение практической психологии

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Под редакцией Владимира Козлова

г.Ярославль, 1998г.

ББК 88.4 + 53.57

УДК 159.98

Психотехнологии в социальной работе./Сб. под ред.

Козлова В.В. – Ярославль: МАПН, 1998 – 201 с.

Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии.

Книга адресована социальным работникам, социальным педагогам, практическим психологам и специалистам в области социальной работы.

Козлов В.В., 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Козлов Владимир

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ………………………………………………………..6

Албегова Ирина

ТЕХНИКИ АДАПТАЦИИ К КРИТИЧЕСКИМ СИТУАЦИЯМ…………18

Антонова Любовь, Козлов Владимир

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ВХОЖДЕНИЯ В РСС НА СКОРОСТЬ СЕНСОМОТОРНОЙ РЕАКЦИЙ.…………………………………………….24

Белякова Юлия, Тумаркин Денис

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПСИХОТЕХНИК В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ…………………..28

Веремеенко Наталия, Цыганенко Майя

НОВОЕ ОБЩЕСТВО - НОВЫЕ ЦЕННОСТИ………………………………33

Гаврищук Елена

СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА………………………………………………38

Геперле Ирина, Козлов Владимир

ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ НА ДИНАМИКУ ТРЕВОЖНОСТИ И ОДИНОЧЕСТВА…………………….42

Глухова Ольга

ВЛИЯНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ПОКАЗАТЕЛИ

ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ПЕДАГОГИЧЕСКИ

ЗАПУЩЕННЫХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….65

Голубкова Елена

САМОУБИЙСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ………………………………………………..68

Гусева Елена, Заярная Ирина, Муляр Андрей

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕНСИВНЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ В ТЕРАПИИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ПОДРОСТКОВ…………………………………………..73

Жедунова Ирина, Киселев Игорь

О ПРОЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ…………………80

Жукова Ирина

ВЛИЯНИЕ ВХОЖДЕНИЙ В РСС НА ДИНАМИКУ ВНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………………………82

Капустин Андрей

ЛЮДИ И ДЕНЬГИ………………………………………………………………85

Киселев Юрий

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОДУХОВНЫЙ КРИЗИС….90

Ковшиков Михаил

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОБЩЕСТВЕ И АРМИИ………………………………….101

Ковшиков Михаил, Смирнова Светлана

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………..108

Кудеринов Т.К., Баклыкова И.В., Паршина Е.В., Сыздыкова А.К.

К ВОПРОСУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

И ПСИХОТЕРАПИИ………………………………………………………….114

Мазилов Владимир

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПОИСКИ НОВОЙ МЕТОДОЛОГИИ………………………………………………………………116

Мазилов Владимир

ПСИХОЛОГИЯ: ШИЗОФРЕНИЯ, КАК И БЫЛО СКАЗАНО………….140

Малеева Ирина

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗГЛЯДА НА СМЕРТЬ………………….174

Непомилуева Елена

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С БЕЗРАБОТНЫМИ………………………………………………………………180

Смирнова Юлия

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ НА РЕАКТИВНУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ ЛИЧНОСТИ………………………183

Черничкина Вера

НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ…..…187

Щербаков Александр

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ИМИДЖ ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА………191

Яшков Александр

НОВАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЯРОСЛАВЛЕ…………...196

Никольская Инна

ИМИДЖ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА…………………………………200

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПСИХОТЕХНОЛОГИИ.

Козлов Владимир, ЯрГУ

В настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в универ­ситетах и специальных учебных заведениях. Они могут профессионально помогать всем нуждающимся решать проблемы, возни­кающие в их повседневной жизни. В первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (пожилым людям; инвали­дам; детям, лишенным нормального семейного воспитания; лицам с психическими расстройствами; алкоголикам; нарко­манам; больным СПИДом; семьям из групп “риска”; лицам с девиантным поведением). Они не только снимают социаль­ную напряженность, но и участвуют в разработке законода­тельных актов, призванных полнее выразить интересы раз­личных слоев населения.

На исходе второго тысячелетия в России после ры­ночных реформ, которые не только улучшили прежнюю “плохую” жизнь при коммунистах, но и довольно таки успешно понизили и без того невысокий уровень жизни, остро стоит во­прос не только о социально незащищенных слоях населе­ния, но и о жизни среднего класса. Он благодаря экономическому реформированию приблизился вплотную к черте бедности. Долгосрочные задержки выплаты зарплат, со­кращение пособий, задержка стипендий студентам, бесконеч­ные обещания Правительства привели к социальной напря­женности. Обострение социально-психологической напряжен­ности в условиях политической нестабильности и экономического кризиса делают особенно актуальным вопрос о практической деятельности социальных работников, методо­логии и технологиях её осуществления.

В истории развития любой страны можно найти связь между формами, видами социальной работы и возникающими социальными проблемами. И хотя в России социальная ра­бота как профессиональная деятельность (в западном пони­мании) только начинает развиваться, отдельные её виды и формы имеют длительное историческое развитие (например, патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения и т.д.). Поэтому, занимаясь пробле­мами социальной работы на разных уровнях, важно активно использовать существующий опыт помощи различным груп­пам населения. Следует учитывать, что существуют особенности в организации социальной работы и в использо­вании отдельных её методов, обусловленные спецификой теоретико-методологических подходов к одним и тем же соци­альным проблемам.

Особого внимания требуют, с одной стороны, технология воздействия, оказание социальной помощи на индивидуально-личностном уровне взаимодействия с клиентом, и с другой - глобальные социальные программы социальной помощи нуж­дающимся в ней гражданам.

Профессиональная подготовка социальных работников в России делает первые шаги. Социальная работа как деятель­ность (особенно как непрофессиональная, добровольческая) уже длительное время существует в России. К непрофессио­нальной деятельности относятся различные виды добровольческой помощи и взаимоподдержки, которые явля­ются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности от­дельных субъектов и социальной практики в целом в любом обществе.

Основой профессиональной работы выступают отношения “социальный работник - клиент” (клиентом может выступать и общество, и социальная группа, и индивид). Мы можем выделить следующие уровни объек­тов социальной работы:

  • конкретный человек

  • различные социальные группы (по профессиональному признаку, по возрасту, по половому признаку и др.)

  • конкретное общество

  • всё человечество

Реализация этих отношений может идти по двум направлениям: социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с индивидом или группой (психосоциальная работа).

Для российского общества в настоящее время жизненно важно развивать и структурную социальную работу, и деятельность социальных работников с применением психологических техник и технологий. Важно, чтобы оба эти направления взаимодополняли друг друга.

Социальный работник как субъект специфической деятельности должен владеть немалым арсеналом умений и навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педаго­гики, права. Знания и умения в сочетании с соответствующими личностными качествами и способностью к творчеству могут рассматриваться как готовность к профессиональной деятельности.

В самом общем виде суть социальной работы заключается в регуляции правовых и экономических отношений человека с обществом, оказание помощи в решении личностных проблем.

Цель социальной работы: сохранять комфортное, дос­тойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме.

Объектом социальной работы является, как мы указывали выше, человек и различные общности. В сло­жившейся экономической и социальной ситуации в нашей стране помощь в основном направлена на тех, кто находится в самой тяжелой и безвыходной ситуации: многодетные семьи, беженцы, безработные, пенсионеры, инвалиды. В настоящее время забота государства о слабо защищенных слоях населе­ния почти совсем исчезла. Пособия приходят с большим опо­зданием, а их размер просто смехотворен.

Использование психотехнологий в социальной работе на уровне объектов касается индивида и групп. Что касается уровней общества и всего человечества, автор данной статьи достаточно скептически относится к организации социальной работы на данных уровнях. Особенно в современном обществе.

Вопрос методологии социальной работы чрезвычайно важен, т.к. он является основным вопросом организации науки и профессиональной деятельности.

Анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики социальной работы свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы. Усилива­ется гуманистическая направленность социальной деятельно­сти в целом, которая ориентируется не только на защиту от­дельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку. Растет общественное призна­ние социальной работы как профессии. Социальная работа многогранна и уникальна. Она связана с человеком в целом - в его биологическом, социальном и ду­ховном параметрах. Обусловлена совокупностью взаимосвя­занных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений.

Объектом социальной работы является человек. Субъек­том социальной работы выступает тоже человек. Поэтому доминирующими были и остаются отношения “специалист - клиент”. Для эффективной профессиональной деятельности социальному работнику необходимы знания психологии, чтобы грамотно наладить контакт с клиентом.

Но успешный социальный работник должен быть не только в какой-то степени профессиональным психологом, но и пси­хотерапевтом. Социальная работа является макси­мально интегративной дисциплиной. Если посмотреть на социаль­ную работу как на вид деятельности, то можно заметить, что эта профессия соединяет в себе множество знаний и навыков из других областей. Действительно, есть специалисты, спе­циализирующиеся строго в своей области. Но социальная ра­бота пытается уйти от этого узкого подхода. Она видит человека и понимает его как целостное существо, которое в конкретной ситуации испытывает трудности определенного ха­рактера. Когда мы говорим о том, что социальный работник должен быть психологом и психотерапевтом, то не имеем в виду профессиональную деятельность в качестве психолога или психотерапевта, а о профессиональных функциях, компонентах профессиональной деятельности социального работника. Это чрезвычайно важно, т.к. любая профессия, в том числе и социальная работа, имеет сферу компетентности.

Одновременно с этим нам хочется отметить, что для эффективной социальной работы в диадах «профессионал- личность» и «профессионал-группа» психологическая и психотерапевтическая компоненты являются исключительно важными, если не сказать основными.

В соответствии с этой логикой именно основные методологические принципы российской психологии и являются ведущими для формирования методологии социальной работы.

Как мы уже писали (Козлов, 1997), в приложении к социальной работе, методология психологии приобретает новые черты и особенности.

В прикладном аспекте социальной работы, каковыми является

интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ), методология имеет частный и конкретный характер. Но и при этом наблюдается преемственность с общенаучными и психологическими традициями.

Современная социальная работа в своем развитии приближается к формированию своей научной парадигмы. По нашим представлениям сам процесс этого формирования изменит наши понятия о смысле социальной работы, о ее содержании и механизмах.

На наш взгляд, научная парадигма социальной работы должна быть соизмерена с обыденностью человеческого существования и инструментально адаптирована к его проблемам жизни в обществе.

Мы уже описали те методологические принципы, которые могут стать некоторой базой для формирования парадигмы интегративных психотехнологий. Мы предполагаем, что они могут быть рассмотрены как принципы для формирования системы практической социальной работы на уровне «профессионал – клиент».

По этой причине хочется напомнить основные из них:

Первый принцип - целостный подход, который подразумевает системный анализ предмета науки. Принцип целостности постулирует понимание человека как живой, открытой, сложной, многоуровневой самоорганизующееся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и генерировать новые структуры и новые формы организации.

Второй принцип - генетический рассматривается исходя из положений теории диссипативных структур (Никлис Г., Пригожин И., 1990). Неравновесные (диссипативные) структуры проявляют следующие свойства: избирательная неустойчивость, вероятностный отбор состояний, "режим обострения" в ходе эволюции системы, а также автономность, независимость собственной эволюции системы от начальных условий ее возникновения.

Третий принцип - принцип обусловленности, проявляется в следующих моментах при работе с клиентами:

- неравновесное состояние системы воздействует на линейную область, т.е. следствие влияет на вызвавшую его причину. Клиент в зоне дисбаланса может интерпретировать факты биографии из точки кризисного состояния и содержание интерпретации будет обусловлено неравновесным состоянием системы и искажать линейную область;

- содержательно одинаковые неравновесные состояния могут детерминировать различные векторы эволюции системы - прогрессивные и регрессивные и возможный содержательный континуум векторов ( пример: одинаковый по содержанию личностный кризис может привести к суицидной попытке и к самоактуализации);

- содержательная цель трансформации и психотерапии, а также социальной работы, во многом определяет процесс его достижения.

Четвертый принцип - принцип позитивности обозначает центрированность специалиста и клиента на положительном опыте.

Использование принципа позитивности также обусловлено тем фактом, что человек, сонастроенный с положительными состояниями, является существом с высокой жизненной энергией, степенью самоактуализации, проявленности в жизни, в творчестве, в социуме.

Пятый принцип - принцип соотнесенности - необходимость учета интенсивности действия психотехнологии с уровнем сензитивности психики клиента на структуру, содержание и форму воздействия.

Шестой принцип - принцип многомерности истины - любое объяснение и понимание индивидуальной психической реальности, а также социально-психологических закономерностей групп и сообществ всегда будет неполным, а значит и неистинным.

  1. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по интегративной психологии (1)

    Сборник статей
    По своей внутренней логике ДМД (психотехнология Дыхание-Музыка-Движение), которую мы разработали в конце прошлого тысячелетия, вобрал в себя все позитивные моменты вайвейшн, холотропного и Свободного дыхания.
  2. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по интегративной психологии (4)

    Сборник статей
    Эта статья возникла во время цикла тренингов «Духовные странствия», который я проводил в 2007 году в различных регионах бывшего СССР: Алтай (Телецкое озеро), Байкал (мыс Кадильный), Иремель (Башкирия), Тянь-Шань (Казахстан), озеро
  3. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по интегративной психологии (3)

    Сборник статей
    Вы держите в руках 5-ый выпуск межвузовского научного сборника «Седьмая волна психологии», который сформирован из статей психологов различных регионов бывшего Советского Союза.
  4. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии (1)

    Сборник статей
    Подходит к концу 20-ое столетие. Понятно, что история не кончается. Но уже можно делать некоторые итоги. Итоги, как известно, всегда являются обобщением нашего опыта.
  5. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии (2)

    Сборник статей
    Небывалый размах социальных изменений в стране, стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация России привела к духовному кризису в обществе.
  6. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по интегративной психологии (2)

    Сборник статей
    Книга адресована психологам, социальным работникам, психотерапевтам, практическим психологам и специалистам в области психосоциальной работы с населением.
  7. В социальной работе (3)

    Реферат
    Кардинальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, требуют коренной перестройки системы социально-психологического обслуживания населения.
  8. Седьмая волна психологии

    Документ
    Книга адресована психологам, социальным работникам, психотерапевтам, практическим психологам и специалистам в области психологической и социальной работы с населением.
  9. В социальной работе (2)

    Документ
    Нарушение способности к распознаванию психических состояний других людей у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в старшем дошкольном возрасте 188

Другие похожие документы..