Учебное пособие Для студентов высших педагогических учебных заведений Рекомендовано

Если все компоненты учебной ситуации согласованы между собой, то можно говорить об адекватности ситуации целям учебной деятельности. Если достижение ее целей по тем или иным причинам затрудняется (например, в силу сложности учебного материала), то возникает так называемая трудная ситуация. Если в системе межличностных отношений имеют место противоречивые тенденции, возникают конфликтные ситуации. Учебные ситуации могут быть типичными или нетипичными, эпизодическими или долговременными.

Существуют учебные ситуации, в которых учение является не целью, а средством для достижения других, более значимых для человека целей (удовлетворения уровня притязаний, честолюбия, избегания наказания, повышения статуса среди сверстников и др.). Такая учебная ситуация предполагает направление усилий не на учение, а на достижение внешних по отношению к учению целей, что не может привести к эффективному учению.

Более результативными являются учебные ситуации, в основе которых лежат собственно учебные цели и мотивы, направленные на усвоение знаний, саморазвитие, удовлетворение познавательных потребностей. Такие ситуации оцениваются как оптимальные, поскольку усилия учащихся затрачиваются на решение учебных задач.

Наиболее значимый компонент учебной деятельности - учебные задачи. Они представляют собой определенные учебные задания, сформулированные учителем и позволяющие ученику понять, какие действия следует совершать с учебным материалом. Однако до момента выполнения действия ученик должен осознать цель, ради которой будут производиться эти действия, и условия, в которых они будут совершаться. Следовательно, учебная задача определяется соотношением цели и условий учебной деятельности.

В учебной задаче дается лишь часть информации о каком-либо объекте, явлении, процессе, а другая остается неизвестной. Ее следует найти на основе решения. В структуру учебной, как и любой другой, задачи входят предмет задачи («данное», «известное») и требования задачи («искомое», «неизвестное»)*. Предметное содержание задачи следует рассматривать как условие, а требуемое решение как вопрос, на который необходимо найти ответ. Вопросы в полной мере должны быть понятны и учителю, и ученику. Они усложняются по мере получения на них правильных ответов. В ситуациях затруднений вопросы могут быть переформулированы и даже упрощены, но вместе с тем они должны быть направлены на раскрытие сущности изучаемого учебного материала.

* Балл А.Г. Общая теория задач. - М., 1990. -С. 41.

Одной из основных особенностей задач является их направленность на субъекта, поскольку решение задач - есть средство его изменения за счет усвоения определенных способов действий.

В своей совокупности учебные задачи образуют логическую систему, задаваемую базовыми понятиями того или иного учебного предмета. В этой системе имеются как общие задачи, направленные на усвоение сущностных характеристик изучаемых явлений, процессов и обобщенных способов выполнения действий, так и частные, связанные с усвоением отдельных понятий, представлений, умений и навыков.

Процесс решения учебных задач включает следующие этапы: постановка задачи и ее осмысление учеником; поиск вариантов решения задачи; анализ решения и оценка полученного результата.

Решение учебных задач осуществляется с помощью совокупности учебных действий, являющихся единицами учебной деятельности. Действия - это «процесс, мотив которого не совпадает с его предметом (т.е. с тем, на что оно направлено)», но включен в совершаемую деятельность.* При этом «предмет действия есть не что иное, как его сознаваемая непосредственная цель».**

* Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 1983. -Т. 2. - С. 154-155.

* Там же. - С. 290.

По своему характеру учебные действия подразделяются на действия целеполагания, моделирующие, исполнительские, преобразующие, контролирующие и оценивающие. Названные действия соотносятся с этапами осуществления учебной деятельности. Так, действие целеполагания связано с осознанием цели решения учебных задач. Именно с этого действия начинается любая, в том числе и учебная, деятельность. Моделирующие действия связаны с построением плана поиска решения задачи. Исполнительские действия - вербальные и невербальные, формализованные и неформализованные предметные действия, с помощью которых реализуется внутренний план (целеполагание и программирование). Преобразующие действия направлены как на изменение условий учебной задачи, так и на корректировку, уточнение плана ее решения.

Особое место в структуре учебной деятельности занимают контролирующие и оценивающие действия. Их значимость обусловлена тем, что с помощью этих действий происходит переход внешнего действия во внутренний план, т.е. действия контроля и оценки учителя преобразуются в действия самоконтроля и самооценки ученика. Такой переход становится реальным благодаря вопросам учителя, которые задают общую программу контроля, являющегося основой самоконтроля.

Действия самоконтроля применительно к усвоению учебного материала были изучены П.П. Блонским. Он выделил следующие четыре стадии реализации этих действий:

- отсутствие самоконтроля, поскольку ученик не усвоил учебный материал и контроль ему не нужен;

- «полный самоконтроль», когда учащийся проверяет полноту и правильность репродукции усвоенного материала;

- выборочный самоконтроль, с помощью которого учащиеся проверяют усвоение главного в учебном материале;

- отсутствие видимого самоконтроля, осуществляемого на основе прошлого опыта*.

* Блонский П.П. Память и мышление.-М.; Л., 1935.-С. 128-129.

Аналогично действиям самоконтроля в процессе решения учебных задач осуществляются действия самооценки. Они имеют тенденцию перехода в самооценку как личностный параметр субъекта учебной деятельности.

Соотнесение учебных действий с познавательной деятельностью позволяет выделить перцептивные, мнемические, мыслительные действия, составляющие внутренний план учебной деятельности. Каждое из этих действий распадается на более мелкие, называемые операциями. Так, мыслительные (логические) действия включают прежде всего сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификацию и др. Перцептивные действия включают опознание, идентификацию и т.д., мнемические - запечатлевание, фильтрацию информации, ее структурирование, сохранение, актуализацию и др.

Итак, каждое более или менее сложное учебное действие предполагает совершение действий, состоящих из большого количества перцептивных, мнемических и мыслительных операций. Уровень развития учебных действий зависит от уровня развития названных операций. Это предполагает постепенный переход учащихся в процессе учения ко все более обобщенным действиям.

Проведенный анализ организационно-психологической структуры учебной деятельности позволяет представить ее как сложно организованное пространство педагогического управления. Управлять учебной деятельностью - это значит организовать учение обучающихся, т. е. направить их на решение системы учебных задач. Специфика деятельности учителя (преподавателя) состоит в том, что он ставит обучающегося в позицию человека, активно усваивающего знания. Для этого учитель:

- стремится к тому, чтобы поставленные им учебные задачи были приняты учащимися;

- прилагает усилия к тому, чтобы ими были освоены способы решения учебных задач;

- формирует у учащихся способность к оценке результатов учения;

- создает условия для проявления активности и самостоятельности в учебной деятельности.

Для развития личности обучаемых в учебной деятельности учитель (преподаватель) организует ее мотивирование, регулирование, контролирование и оценивание.

Мотивирование учебной деятельности состоит в побуждении учеников проявить внутреннюю активность и принять цели и задачи обучения как личностно значимые. При этом важно сформировать у учащихся умение соотносить цели обучения с их потребностями, интересами и возможностями.

Регулирование учебной деятельности заключается в направлении активности обучаемых на решение различных учебных задач. Эта функция имеет две стороны: информационную и организационную. Информационная сторона регулирования учебной деятельности связана с необходимостью ознакомления учащихся с ее предметным содержанием (знаниями о свойствах объекта, закономерностях тех или иных явлений и способах действий в различных учебных ситуациях). Включение учащихся в индивидуальные, групповые и фронтальные формы учебной деятельности составляет организационную сторону этой функции. Задача учителя (преподавателя) состоит в том, чтобы научить обучаемых соотносить характер учебных задач с наиболее целесообразными формами учебной деятельности.

Контролирование и оценивание как функции управления учебной деятельностью проявляются в поэтапной проверке хода решения учебных задач, анализе достижений и ошибок обучаемых, итоговой оценке полученных ими результатов, в выборе содержания и форм учебной деятельности на последующих этапах ее осуществления.

Названные функции педагогического управления учебной деятельностью имеют инвариантный характер. Они осуществляются в условиях конкретных учебных ситуаций и решают определенную задачу, связанную с организацией учебной деятельности. Решение такой задачи, по мнению Ю.Н. Кулюткина, предполагает исходный анализ и оценку сложившейся учебной ситуации, проектирование и реализацию учебной деятельности, а также итоговый анализ и оценку учебной ситуации.* Соотношение функций педагогического управления учебной деятельностью и этапов ее организации представлено в таблице 2.

* См.: Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М., 1985.

Таблица 2

Педагогическое управление учебной деятельностью

Этапы организации учебной деятельности

Функции управления учебной деятельностью

Мотивирующая

Регулирующая

Контролирующая и оценивающая

1. Исходный анализ

и оценка учебной ситуации

Определение уровня сформированности учебной мотивации и психологической готовности к решению учебной задачи

Выявление уровня сформированности знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи, наличия исходных понятий и представлений об изучаемом объекте. Установление возможных трудностей и определение степени самостоятельности учащихся. Анализ взаимоотношений учащихся и характера совместной деятельности

Оценка исходного уровня знаний и личностных качеств учащихся, отражающих их отношение к учению. Определение готовности учащихся к самоконтролю и самостоятельному выполнению учебных действий

2. Проектирование учебной деятельности

Определение предметного содержания учебной деятельности и ее форм с точки зрения их личностной значимости. Выбор способов стимулирования познавательной сферы учащихся

Построение логической структуры предметного содержания учебной деятельности, отбор форм и методов ознакомления учащихся с новой информацией с целью ее усвоения. Подготовка дифференцированных учебных заданий, соответствующих уровню развития познавательных способностей учащихся. Определение форм учебной деятельности и оказание помощи учащимся при самостоятельном решении учебных задач

Разработка контрольных заданий и форм контроля за ходом учебной деятельности. Выбор стратегий и тактик оценивания хода и результатов учебной деятельности

3. Реализация учебной деятельности

Применение непосредственных и опосредованных воздействий, мотивирующих учебную деятельность, включая механизмы референтности и персонализации

Организация деятельности учащихся как коммуникативного процесса. Установление межличностного взаимодействия и взаимопонимания. Организация индивидуальной формы учебной деятельности, оказание учащимся помощи в преодолении трудностей при самостоятельном решении учебных задач

Осуществление контроля на каждом этапе учебной деятельности (текущий контроль) и коррекция учебных действий. Оценка хода усвоения учебного материала

4. Итоговый анализ и оценка учебной ситуации

Определение достижений в учебной мотивации, поддержка уверенности в учащихся в собственных силах и выбор способов формирования «Я концепции» средствами учебной деятельности

Анализ причин успехов и неудач в решении учебных задач. Моделирование индивидуальной работы, связанной с устранением проблем в усвоении учебного материала. Планирование последующих учебных ситуаций

Определение уровня усвоения знаний и сформированности учебных действий, характера личностных изменений, сдвигов в мыслительной рефлексии и их оценка

Необходимо обратить внимание на то, что поэтапная реализация управленческих функций характеризует относительно законченный цикл обучения. Однако он не является замкнутым, поскольку этап анализа и оценки учебной ситуации одновременно выступает и итоговым, и начальным. Эта особенность управления учебной деятельностью выражается в относительной завершенности каждого отдельного ее цикла (например, решение некоторой учебной задачи, изучение отдельной темы) и одновременно во взаимосвязи циклов друг с другом. Процесс обучения поэтому складывается из небольших и достаточно больших, кратковременных и долговременных циклов осуществления учебной деятельности.

  1. Учебное пособие Для студентов средних педагогических учебных заведений (4)

    Учебное пособие
    Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т.
  2. Учебное пособие Для студентов средних педагогических учебных заведений (5)

    Учебное пособие
    В пособии излагаются основные принципы, раскрывается содер­жание, показана организация психолого-педагогической коррекции в современной школе. Представлена система коррекционной и разви­вающей работы с детьми старшего дошкольного и
  3. Учебное пособие Для студентов средних педагогических учебных заведений (6)

    Учебное пособие
    В пособии излагаются основные принципы, раскрывается содер­жание, показана организация психолого-педагогической коррекции в современной школе. Представлена система коррекционной и разви­вающей работы с детьми старшего дошкольного и
  4. Учебное пособие Для студентов средних педагогических учебных заведений (3)

    Учебное пособие
    В пособии излагаются основные принципы, раскрывается содер­жание, показана организация психолого-педагогической коррекции в современной школе. Представлена система коррекционной и разви­вающей работы с детьми старшего дошкольного и
  5. Учебное пособие Для студентов средних педагогических учебных заведений (1)

    Учебное пособие
    В основе пособия - «деятельностная» теория учения, изложение ее сопровождается различными практическими ситуациями. Приводятся возрастные особенности младших школьников; рассматривается уче­ние как один из видов деятельности; выявляются
  6. Учебное пособие Для студентов средних педагогических учебных заведений (2)

    Учебное пособие
    В основе пособия - «деятельностная» теория учения, изложение ее сопровождается различными практическими ситуациями. Приводятся возрастные особенности младших школьников; рассматривается уче­ние как один из видов деятельности; выявляются
  7. Учебное пособие Для студентов средних педагогических учебных заведений (7)

    Учебное пособие
  8. Захарова И. Г. 338 Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений (1)

    Документ
    В учебном пособии представлена классификация программных средств информационных технологий обучения (ИТО) с позиций дидактики. Рассмотрены принципы и возможные пути интеграции ИТО в учебно-воспитательный процесс.
  9. Захарова И. Г. 338 Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений (2)

    Документ
    В конце XX в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, а тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г.

Другие похожие документы..