Учебное пособие Для студентов высших педагогических учебных заведений Рекомендовано

С первых этапов включения ребенка в учебную деятельность он получает новый социальный статус и стремится утвердиться в нем. Для первоклассников школа и учитель - очень значимы и авторитетны. И поэтому в ходе начального обучения ребенок постепенно занимает позицию школьника.

К подростковому возрасту этот статус оказывается освоенным. В этот период у учащихся возникает стремление обрести свое место среди учеников, мнение которых оказывается для них важным. Этот процесс происходит достаточно сложно, вызывая внутриличностные и межличностные конфликты, которые зачастую оборачиваются подростковым кризисом.

В старших классах школьника начинает серьезно занимать проблема личностного и профессионального самоопределения. Он осуществляет попытку выбрать профессию и наметить жизненный путь. В этом возрасте ученик впервые задумывается уже не столько о своем месте среди сверстников, сколько о своем месте в социуме, в обществе.

Следовательно, социальный статус личности специфическим образом определяет отношение к учебной деятельности и соответственно к обучению в каждый из периодов ее жизнедеятельности. Психологический смысл роли ученика изменяется по мере освоения учебной деятельности.

Степень, устойчивость и глубина осознания значимости обучения зависят от осознания целей учебной деятельности. Известно, что с годами личностный смысл обучения изменяется: прагматические планы постепенно замещаются потребностями повышать свою культуру. На всех этапах онтогенеза происходит обогащение, обновление и пересмотр индивидуального опыта за счет усвоения теоретических знаний и осмысления их связи с практическими знаниями.

Конечно, степень осознания ценности обучения для развития своего творческого потенциала не у всех учащихся одинакова. Она зависит прежде всего от исходного отношения к обучению на начальных этапах, от субъективной готовности к учебной деятельности, от наличия положительного (или отрицательного) учебного опыта, от семьи ученика, сложившегося круга общения, от сформированности образа Я, соотношения Я-реального и Я-идеального, наличия эталонов для подражания, жизненных планов, способности к обучению.

На каждом этапе обучения требуется углубление представлений учащихся о ценности образования и самообразования, о сущности учебной деятельности, влияющей на личностный рост. При этом учащиеся должны осознать, что развитие личности происходит лишь при их собственной активности в процессе обучения.

Предметным содержанием учебной деятельности являются усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что учебная деятельность не тождественна усвоению, что оно является ее основным содержанием и определяется строением и уровнем ее развития.

Центральным звеном учебной деятельности является усвоение, которое представляет собой сложную интеллектуальную деятельность и обеспечивает получение информации, ее трансформацию, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение, возможность применения в новых условиях.

Усвоение является показателем эффективности учебной деятельности, ее прочности, системности, качественности. Содержанием процесса усвоения являются теоретические знания и прикладные умения. Их основу составляет происхождение, становление и развитие того или иного предметного знания, способов его применения в различных ситуациях жизни и деятельности человека.

Усвоение - не одномоментный, а фазный процесс. В его структуре принято выделять следующие этапы:

- формирование отношения учащихся к учебному материалу, позволяющего вызвать интерес к усвоению;

- процесс ознакомления с материалом;

- активная смысловая его проработка;

- включение нового материала в имеющуюся систему знаний;

- запоминание и сохранение усваиваемого материала;

- применение полученных знаний, умений и навыков.

Все названные этапы взаимосвязаны и влияют на конечный результат усвоения. Оно также обусловлено личностной значимостью материала, эмоциональным отношением к нему, возможностью его использования в значимых ситуациях.

В разные возрастные периоды характер усвоения не остается неизменным: в младших классах наблюдается его зависимость от учебного материала, стремление сохранить в начальном виде, неумение реконструировать или комбинировать его. В старших классах эти недостатки усвоения преодолеваются и возникают умения обобщать способы и стратегии действия, усваивается последовательность действий. Критерием процесса усвоения является характер выполняемых действий, их опосредованность, автоматизированность (сформированность навыков).

Результаты учебной деятельности в большой степени зависят от того, какие средства и способы применены в ней. По способу выполнения она может быть репродуктивной, творческой, исследовательской.

В процессе учебной деятельности традиционно используются анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация и другие мыслительные операции, без которых невозможно осуществление интеллектуальных действий. Кроме этого, применяются знаковые и языковые средства, с помощью которых репрезентируются знания и отражается индивидуальный опыт человека.

В ходе осуществления учебной деятельности происходит качественное изменение умственных действий учащихся, переход от их низших структур к высшим. Показателями, или критериями, умственного развития в учебной деятельности являются: фонды сознательно усвоенных учеником знаний, полнота и точность выделения существенных признаков изучаемых понятий, тонкость их дифференцирования, уровень сформированности обобщений, гибкость усвоенных знаний, их устойчивость, уровень развития мотивации учения, овладение приемами мышления, характер рассуждений, количество суждений, их экономичность, самостоятельность решения новых учебных задач (Д.Н. Богоявленский).

Учение характеризуется как синтетическая деятельность, в которой объединяются как познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), так и личностные образования (потребности, мотивы, установки, эмоции, воля).

Основным продуктом (результатом) учебной деятельности являются обогащение концепции жизни, развитие своеобразного личностного концептуального видения мира («образ мира», «картина мира», «модель универсума») в отличие от функционального, с которого оно начинается. Это происходит благодаря умениям структурировать и актуализировать знания, соотносить общее и частное, выделять ведущие закономерности, объяснять явления с научных позиций.

Концептуальное видение мира характеризуется расширением понятий и представлений личности о мире, людях и о себе, формированием личностных ценностей и идеалов, совершенствованием методов практической деятельности. Понятие «образ мира» было введено А.Н. Леонтьевым. Образ мира - это «целостная многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности»*. Оно имеет ключевое значение для интерпретации результатов учебной деятельности. Образ - исходный пункт и одновременно результат любого познавательного, в том числе учебного, акта. В широком смысле образ - это субъективная форма отражения реальности. В более узком смысле слово «образ» используется для обозначения чувственных форм отражения, т.е. таких, которые имеют сенсорную (ощущение, восприятие, последовательные образы и др.) природу. Нужно отметить, что понятие «образ мира» нередко характеризуют как совокупность образов отдельных предметов и явлений, выступающих в качестве первичных по отношению к картине мира. В действительности образ мира возникает и эволюционирует как целостное интегральное образование не только познавательной сферы личности. Оно тождественно самой личности. Образ мира функционально и генетически первичен по отношению к любому конкретному образу или отдельному чувственному переживанию человека. Изолированные образы в принципе не могут существовать. Результатом любого познавательного процесса личности выступает не некоторый новый единичный образ, а модифицированный образ мира, обогащенный новыми элементами.

* Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1990. -С. 241.

Образ мира представляет собой совокупность непрерывно генерируемых гипотез различного уровня. Первый - поверхностный уровень - это гипотезы, реализованные в зрительной, слуховой и других чувственных модальностях (перцептивные гипотезы). Второй - глубинный уровень образа мира. Гипотезы этого уровня формируются на уровне знаний и личностных смыслов.

По своей природе образ мира носит прогностический характер, т.е. отражает не только настоящее, но и ожидаемое на близкое или далекое будущее. Последнее определяет те сферы реальности, в отношении которых строятся и проверяются жизненные гипотезы. Каждая гипотеза с самого начала оказывается вписанной в контекст повседневной деятельности и целостного образа мира. Познавательные действия возникают в ответ на рассогласование прогнозируемых событий с тем, что реально имеет место, или в ответ на совершенные самим субъектом действия, которые должны привести к изменению представлений.

Образ мира как результат учебной деятельности, синтезируя мотивационные, ценностные и смысловые новообразования личности, в значительной степени характеризует ее индивидуальный опыт.

Учебная деятельность является по своей природе познавательной. В этой связи ее организационно-психологическая структура (см. табл. 1) включает в себя мотивацию; проблему (учебную ситуацию или учебную задачу в форме задания); исполнение (реализацию в форме учебных действий); контроль и оценку, переходящие в самоконтроль и самооценку (К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер).

Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы, мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

Таблица 1

Организационно-психологическая структура учебной деятельности

Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью. Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур. Социальные мотивы обусловливают постоянную динамику вступающих в новые отношения друг с другом побуждений. А.К. Маркова отмечает, что становление мотивации «есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними»*.

* Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. - М., 1986. - С. 14.

Учебная мотивация позволяет развивающейся личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Она выступает в качестве значимой многофакторной детерминации, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждый временной интервал.

Учебная мотивация обусловлена целым рядом факторов: характером образовательной системы, организацией педагогического процесса в образовательном учреждении, особенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками и т.д.), личностными особенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности, спецификой учебного предмета.

Учебная деятельность является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет различные источники. Принято выделять три вида источников активности: внутренние, внешние и личные.

К внутренним источникам учебной мотивации относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям).

Внешние источники учебной мотивации определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности. Требования связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности. Ожидания характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности, связанные с осуществлением учебной деятельности. Возможности - это объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности (наличие школы, учебников, библиотеки и т.д.).

Среди названных источников активности, мотивирующих учебную деятельность, особое место занимают личные источники. К их числу относятся интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.

Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к переструктурированию системы учебных мотивов или их деформации.

Различают следующие группы учебных мотивов:

- социальные (осознание социальной значимости учения, понимание личностноразвивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания и др.);

- познавательные (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.);

- личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонализации или транслированию и эстафированию личностных свойств и др.).

Эти и многие другие мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие -дополнительные. Принято считать, что социальные и познавательные мотивы являются психологически более значимыми и чаще проявляемыми.

Учебные мотивы различаются не только по содержанию, но и по мере их осознанности. Наиболее адекватно осознаются мотивы, связанные с близкой перспективой в учении. В ряде ситуаций учебные мотивы остаются замаскированными, т.е. трудно выявляемыми.

Условием осуществления учебной деятельности является межличностное взаимодействие (общение) по поводу ее предметного содержания. В этой связи есть основания утверждать, что учебная деятельность по своей сути - это совместная деятельность учителя (преподавателя) и обучаемых. Система отношений, складывающихся в определенный момент осуществления учебной деятельности, называется учебной ситуацией. Ее характеризуют отношение учащихся к целям и содержанию учебной деятельности; отношение учащихся к учителю и между собой в процессе решения учебных задач; условия осуществления учебной деятельности, т.е. субъективные возможности учащихся и учителя и объективные условия организации обучения (Ю.Н. Кулюткин).

  1. Учебное пособие Для студентов средних педагогических учебных заведений (4)

    Учебное пособие
    Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т.
  2. Учебное пособие Для студентов средних педагогических учебных заведений (5)

    Учебное пособие
    В пособии излагаются основные принципы, раскрывается содер­жание, показана организация психолого-педагогической коррекции в современной школе. Представлена система коррекционной и разви­вающей работы с детьми старшего дошкольного и
  3. Учебное пособие Для студентов средних педагогических учебных заведений (6)

    Учебное пособие
    В пособии излагаются основные принципы, раскрывается содер­жание, показана организация психолого-педагогической коррекции в современной школе. Представлена система коррекционной и разви­вающей работы с детьми старшего дошкольного и
  4. Учебное пособие Для студентов средних педагогических учебных заведений (3)

    Учебное пособие
    В пособии излагаются основные принципы, раскрывается содер­жание, показана организация психолого-педагогической коррекции в современной школе. Представлена система коррекционной и разви­вающей работы с детьми старшего дошкольного и
  5. Учебное пособие Для студентов средних педагогических учебных заведений (1)

    Учебное пособие
    В основе пособия - «деятельностная» теория учения, изложение ее сопровождается различными практическими ситуациями. Приводятся возрастные особенности младших школьников; рассматривается уче­ние как один из видов деятельности; выявляются
  6. Учебное пособие Для студентов средних педагогических учебных заведений (2)

    Учебное пособие
    В основе пособия - «деятельностная» теория учения, изложение ее сопровождается различными практическими ситуациями. Приводятся возрастные особенности младших школьников; рассматривается уче­ние как один из видов деятельности; выявляются
  7. Учебное пособие Для студентов средних педагогических учебных заведений (7)

    Учебное пособие
  8. Захарова И. Г. 338 Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений (1)

    Документ
    В учебном пособии представлена классификация программных средств информационных технологий обучения (ИТО) с позиций дидактики. Рассмотрены принципы и возможные пути интеграции ИТО в учебно-воспитательный процесс.
  9. Захарова И. Г. 338 Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений (2)

    Документ
    В конце XX в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, а тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г.

Другие похожие документы..