Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов заочной и дистанционной форм обучения

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра философии

Малыхина Г.И.

Л О Г И К А

Учебно-методический комплекс

по курсу «Логика»

для студентов заочной и дистанционной

форм обучения

Минск 2002

УДК 16 (075.8)

ББК 87.4 я 73

М 20

М

М 20

алыхина Г.И.

Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов факультета заочного и дистанционного обучения. Сост. Г.И.Малыхина. – Мн.: БГУИР, 2002. – 41 с.

ISBN 985-06-0734-3.

В учебно-методическом комплексе формулируются основные цели курса «Логика», а также пути их достижения. Эффективное овладение логической культурой предполагает усвоение как теоретической ее части (лекционный материал), так и практической – активные и систематические усилия студентов на семинарских занятиях. Дается общая структура курса, перечень тем лекций, вопросы и упражнения к семинарам. Подчеркивается фундаментальное значение курса «Логика» в деле формирования самостоятельно, творчески мыслящих специалистов, в том числе и инженеров.

© Малыхина Г.И., 2002

ISBN 985-06-0734-3. © БГУИР, 2002

Раздел I. ЗАДАЧИ КУРСА

Изучение курса «Логика» предусматривает активное освоение студентами основных элементов логической культуры. Под последней понимается как усвоение теоретического материала, так и наработка практических навыков осознанного решения различных мыслительных задач. Нужно уметь определять предмет мысли или разговора, правильно систематизировать класс мыслимых объектов, уметь устанавливать родовидовые отношения между различными понятиями при помощи операций обобщения и ограничения, различать истинные и ложные суждения, корректно формулировать вопросы и отвечать на них, владеть искусством правильного дедуктивного и индуктивного умозаключения, а также вывода по аналогии, аргументировано защищать свою точку зрения при помощи доказательства и опровержения, уметь выявлять противоречия и непоследовательность в рассуждениях, противостоять софистическим приемам ложной аргументации. Эти и другие практические логические навыки необходимы в различных сферах жизни: педагогической, научной, политической, юридической, религиозной, нравственной, управленческой и др.

Овладевший знанием и навыками логического мышления:

- всегда понятен окружающим, т.к. точно, ясно, однозначно формулирует свои мысли;

- исключает всякую-двусмысленность и расплывчатость в деловом разговоре, при составлении деловых бумаг;

- демонстрирует систематичность и упорядоченность мышления при обработке любой информации и её изложении;

- умеет абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиваться на структуре своей мысли;

- способен «навести порядок» и отыскать рациональное зерно в любой сбивчивой речи;

- легко обнаруживает и классифицирует логические ошибки, как умышленные, так и непреднамеренные;

- противостоит голословности и декларативности при помощи аргументированного и доказательного рассуждения;

- умело сочетает логические и психологические приемы аргументации;

- использует различные стили и методы ораторского искусства, владеет техникой и художественными средствами убеждения.

Раздел II. ОБЩАЯ СТРУКТУРА КУРСА

Курс «Логика» состоит из лекций, семинарских занятий и зачета. Рассчитан курс на один семестр и включает следующие темы:

Тема

Количество часов

Лекции

Семин. занятия

Всего

1. Предмет логики и ее значение. Основные законы

2

-

2

формальной логики

2. Понятие

3

4

7

3. Суждение

4

4

8

4. Умозаключение (выводы)

4

5

9

5. Логические аспекты аргументации. Доказательство и опровержение

2

2

4

6. Формы развития знания: проблема, гипотеза, теория

1

-

1

7. Логика и практика. Логика в системе технического знания

1

2

3

Всего

17

17

34

Раздел III. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Цель семинарских занятий по логике – способствовать формированию логической культуры студентов, выработке практических навыков при совершении разнообразных логических операций, умению увязывать изучаемый материал со своими профессиональными интересами, с другими областями человеческого знания. Для приобретения этих навыков необходимы систематические практические занятия в строго определенной последовательности тем. Не уяснив предыдущей темы, нельзя переходить к следующей.

Тема I. ЛОГИКА КАК НАУКА, ЕЁ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

(2 часа)

Занятие 1-ое. Логика и язык
  1. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки.

  2. Понятие о формах мысли и логических законах. Логика формальная и диалектическая. Истинность мышления и формальная правильность рассуждения.

  3. Символика для обозначения структуры мысли: постоянные, переменные, логические связки (союзы).

Упражнения

1. Определите, какие формы мысли представлены в следующих языковых выражениях:

5 не делится на 2 без остатка, компьютер Pentium, пафос, интеллект, факультет вычислительной техники, средневековая эпоха, студент ФКСиС БГУИР, Париж моя мечта, ФКСиС расположен в четвертом корпусе, на том основании, что все металлы электропроводны и медь – металл, заключаем, что медь электропроводна, некоторые болезни - неизлечимы.

2. Вставьте пропущенное слово - омоним:

собака ( … ) прейскурант;

шалость ( … ) болезнь;

металл ( … ) кожа;

животное ( … ) монах.

3. Укажите, в каких случаях нарушены законы логики. Квалифицируйте ошибку.

3.1. Из обвинительной речи на суде: «Я понимаю, подсудимому деньги нужны были до зарезу ... Однако ж не до зарезу тетки!»

3.2. Правильно говорят, что язык до Киева доведет. Я как раз купил вчера копченый язык. Теперь можно смело идти в Киев.

3.3. Здесь можно заморить не только червячка. (Из объявления в столовой).

3.4. При покупке мертвых душ Чичиков говорит Собакевичу:

- Вы, кажется, человек умный, владеете сведениями образованности. Ведь предмет просто фу-фу. Что ж он стоит? Кому нужен?

- Да вот вы же покупаете, стало быть нужен - Здесь Чичиков закусил губу и не нашелся, что отвечать.

3.5. Существуют разные мнения относительно того, что означает сигнал бедствия «SOS». Одни утверждают, что он означает «Спасите наши души», а другие – «Спасите наш корабль» На самом деле оба мнения - ложные. Этот сигнал никаких слов не обозначает, а означает кодовое обозначение - три точки, три тире, три точки. Как сигнал бедствия был принят в 1908 г., т.к. легко запоминается, передается и распознается.

Литература

Гетманова А.Д. Логика. - М., 1986, гл. I, § 1-5.

Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. - М.,1991

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 1982

Малыхина Г.И., Логика. – Мн., 2002, гл. I, IV.

Свинцов В.И. Логика. – М., 1987, гл. I

Логика / Под ред. Беркова В.Ф. – Мн., 1998. Введение, гл.I, §3.

Формальная логика. Ленинград, 1987. Введение, § 1-7.

Маковельский А.0. История логики. - М., 1967.

Контрольные вопросы
  1. Чем отличается чувственное познание от абстрактного мышления?

  2. Мышление - это непосредственный или опосредованный способ отражения действительности?

  3. Каковы формы чувственного опыта, и логические формымысли?

  4. Может ли быть мышление без языка? Почему?

  5. Каковы существенныепризнаки знака?

  6. Что изучает семантика?

  7. Что изучает семиотика?

  8. Что изучает синтаксис?

  9. Что изучает прагматика?

  10. Какой из аспектов языка изучается в формальной логике?

  11. Чем объясняется существование искусственных языков?

  12. Что означают слова-синонимы, слова-антонимы и слова-омонимы?

  13. Только ли формальная логика изучает мышление?

  14. Что такое «логический закон»?

  15. Как вы понимаете такие логические ошибки, как «подмена понятия», «противоречивость в рассуждении», «непоследовательность, незавершенность рассуждения», «декларативность, бездоказательность»? Почему они возникают?

  16. Чем отличается истинность мышления от его формальной правильности?

  17. В чем особенность формализованного языка?

  18. Из чего образуется символический язык?

  19. Какие логики называется неклассическими?

  20. Каковы принципы построения модальной логики?

Тема 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ

(4 часа)

Занятие 2-ое. Понятие

(2 часа)

  1. Определение понятия. Понятие и слово.

  2. Методы образования понятий: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и обобщение.

  3. Структура понятия. Объем и содержание.

  4. Виды понятий.

  5. Отношения между понятиями.

Упражнения

1. Определите объем понятий в следующих выражениях:

Минское море, поэты пушкинской поры, вычислительное устройство, декан, кентавр, Циклоп, самая кровопролитная война, основатель кибернетики, русалка, зависимость, Клеопатра, даосизм, лама, книга, телескоп, президент Республики Беларусь, вечный двигатель.

Укажитеих вид.

2. Установите вид отношений по объему и содержанию между следующими понятиями:

племя – общность людей;

геометрическая фигура – стройная фигура;

музыка – классическая музыка;

любовь – ненависть;

ЭВМ – закон божий;

аудитория № 301 – аудитория № 321;

стипендия – ежемесячная выплата учащемуся вуза;

клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства;

студент – спортсмен;

Аристотель – создатель формальной логики;

Персональный компьютер – персональный автомобиль,

3. Укажите понятия, подчиненные нижеследующим:

книга, закон, событие, взятка, программа, планета, устройство, преступление, движение, задача, документ.

4. Укажите понятия, подчиняющие нижеследующие:

свадьба, агорафобия, банан, закон де Моргана, БРУИР, А.С.Пушкин, гепатит, буддизм, кража, любовь.

5. Приведите примеры понятий, отношения между которыми

соответствует нижеследующим схемам:

Литература

Гетманова А.Д. Логика. - М.,1986, гл. П. § 1-4.

Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. -М.,1991.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 1982, гл.II, § 1-4.

Логика / Под ред. Беркова В.Ф. -Мн., 1998, гл.II.

Малыхина Г.И. Логика, - М., 2002, гл. II, § 1-4.

Формальная логика. - Ленинград. 1987, гл.I, § 8-12.

Сборник упражнений по логике - Мн., 1990, гл. II, § 5-7.

Свинцов В.И. Логика. - М., 1987, гл. II, § 12-23.

Контрольные вопросы
  1. Что такое понятие?

  2. Как оно выражено в языке?

  3. Как образуется понятие?

  4. Что такое признак?

  5. Что входит в структуру понятия?

  6. Как определить объем понятия?

  7. Из чего образуется содержание понятия?

  8. Каким законом связаны между собой объем и содержание понятий?

  9. Различаются ли понятия по объему?

  10. Различаются ли понятия по содержанию?

  11. Какие существуют отношения между понятиями по объему и

  12. содержанию?

  13. Какие виды понятий существуют?

  14. Что значит дать полную логическую характеристику понятия?

Занятие 3-е. Логические операции с понятиями

(2 часа)

  1. Обобщение и ограничение понятий.

  2. Определение понятий. Правила и ошибки определения. Виды определения понятий.

  3. Деление понятий. Правила и ошибки деления. Классификация.

  1. Учебно-методический комплекс для студентов заочной и дистанционной форм обучения Минск 2007 (1)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе формулируются цели и задачи курса «Логика», а также пути их достижения. Формирование логической культуры предполагает как усвоение теоретической части логики (курс лекций или самостоятельное изучение
  2. Учебно-методический комплекс для студентов заочной и дистанционной форм обучения Минск 2007 (2)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе формулируются цели и задачи курса «Логика», а также пути их достижения. Формирование логической культуры предполагает как усвоение теоретической части логики (курс лекций или самостоятельное изучение
  3. Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов всех специальностей.

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по курсу «Философия» / Авт.-сост. Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич, И.В. Бусько, В.Н. Глина, В.В. Карпинский, В.Л. Петрушак, О.А. Романов, С.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность»

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности
  5. Философия практикум для студентов заочного, вечернего и дистанционного обучения бгуир минск 2005 удк 1 (075. 8) Ббк 87 я 73 ф 56

    Реферат
    Философия: Практикум для студентов заочного, вечернего и дистанционного обучения БГУИР / Сост. Л.Н.Александрова, И.Ф.Габрусь, В.А.Иноземцев и др. Мн.: БГУИР, 2005.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «логика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Знание логики является важнейшей составной частью общей и профессиональной подготовки специалиста управления. Сегодня в условиях изменения характера человеческого труда ценность такого знания возрастает.
  7. Учебно-методический комплекс по курсу психологи я 032900 «Русский язык и литература»

    Учебно-методический комплекс
    Психология :Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии.
  8. Учебно-методический комплекс по курсу психологи я «032100. 00 Математика с дополнительной специальностью информатика», «032100 Математика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность и причины введения данного курса. Содержание данного курса включает в себя основы нескольких дисциплин и соответствующие следующие разделы: общая психология, история психологии и возрастная психология, педагогическая психология,
  9. Учебно-методический комплекс по курсу психологи я «032100. 00 Математика с дополнительной специальностью информатика», «032100 Математика» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность и причины введения данного курса. Содержание данного курса включает в себя основы нескольких дисциплин и соответствующие следующие разделы: общая психология, история психологии и возрастная психология, педагогическая психология,

Другие похожие документы..