Докладчик: г-н Виктор Даллакян, член Комитета по правовым и политическим вопросам (Армения)

Док. GA19/LC19/REP/02

ДЕВЯТАДЦАТОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ

КОМИТЕТ ПО ПРАВОВЫМ И ПОЛИТИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ

ДОКЛАД*

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ВЫЗОВЫ И перспективы

для стран-членовПАЧЭС

Докладчик: г-н Виктор Даллакян, член Комитета по правовым и политическим вопросам (Армения)

I. ВВЕДЕНИЕ

  1. Немногие темы привлекают более пристальное внимание в последние годы, чем глобализация, которая включает широкий спектр вопросов - от политики до экономики. Она также порождает споры среди политиков, в деловых и научных кругах и в прессе по поводу того, каким образом глобализация оказывает влияние на различные сферы нашей жизни. Способствует ли глобализация развитию? Какие возможности она открывает и какие вызовы ставит перед государствами? Каковы основные институциональные трудности в процессе сближения удаленных друг от друга рынков и народов? Каково соотношение национальных, региональных и глобальных ответов на вызовы глобализации? Это вопросы первостепенной важности для реалий XXI века. Большие перемены привели к различиям между странами: с одной стороны - растущая бедность, безработица, неравенство и отчуждение, с другой - интеграция, процветание и благополучие. После шока, вызванного террористическими актами в Соединенных Штатах, вопрос глобализации приобрел особое значение. Главный вызов, стоящий перед современным обществом, заключается в том, чтобы объединить усилия для превращения глобализации в более эффективный и сплоченный процесс с равноправным участием всех стран, как развитых, так и развивающихся, с целью решения имеющихся проблем.

  2. На Восемнадцатом заседании Комитета в Тбилиси 28 сентября 2001 года, в ходе которого был рассмотрен вопрос «Сотрудничество стран-членов ПАЧЭС в области укрепления политической стабильности через экономическую интеграцию», было принято решение обсудить тему глобализации как путь к международному сотрудничеству с более высокой степенью интеграции, способствующий экономическому взаимодействию и созданию более благоприятного политического климата. В этой связи на Девятнадцатом заседании Комитета в Бухаресте 10-11 апреля 2002 года обсуждается вопрос «Глобализация: вызовы и перспективы для стран-членов ПАЧЭС» с целью подготовки Доклада и Рекомендации для Девятнадцатой Генеральной Ассамблеи, которая пройдет в Тбилиси в июне 2002 года.

  3. В Докладе была использована информация, предоставленная национальными делегациями Болгарии, Греции и Румынии, а также материалы выступлений глав национальных делегаций в ходе общей дискуссии на тему: «Глобализация и вызовы, стоящие перед Черноморским регионом», прошедшей в рамках Восемнадцатого пленарного заседания в Софии 5 декабря 2001 года. Кроме этого, необходимые информационно-справочные материалы были получены Международным секретариатом ПАЧЭС с использованием сети Интернет через официальные сайты соответствующих международных организаций.

II. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ВЫЗОВЫ И перспективы для стран-членов ПАЧЭС

  1. Общество и экономика во всем мире становятся все более интегрированными. Глобализация вызывает глубокие изменения в сферах торговли, финансов, занятости, миграции, окружающей среды, социальных систем, коммуникаций, образа жизни, культуры и моделей государственного управления. Технологический рост и процесс глобализации взаимно усиливают друг друга. Ускорение средств связи, либерализация передвижения людей и товаров, расширение свободы торговли, возрастание потоков капитала, увеличение взаимных связей между региональными экономическими зонами и т.п. в совокупности приводят к тому, что влияние каких-либо событий, происходящих в одном месте, немедленно ощущается и во многих других местах.

  2. Новое тысячелетие предлагает широкие возможности нового мирового порядка всем государствам. В последнее время мировая экономика претерпела фундаментальные изменения, в основе которых лежат расширение рынков и глобализация международной торговли. Общие намерения стран в отношении диверсификации и развития существующих экономических отношений в направлении более свободной торговли открывают возможности эффективного использования преимуществ, основанных на географической близости, взаимных интересах, а также на наличии традиционных связей и взаимодополняемом характере экономик. Мировая система торговли, финансов и производства связывает воедино благосостояние народов и способствует партнерству и сотрудничеству между государствами и регионами. Она расширяет экономическую взаимозависимость, укрепляет мир и стабильность, основанные на получивших международное признание нормах и принципах.

  3. Страны-члены ПАЧЭС, так же, как и многие другие страны мира, приступили к осуществлению комплекса мер, направленных на то, чтобы адекватно реагировать на вызовы нового мирового порядка. Значительный прогресс, достигнутый в экономическом развитии и демократизации, наряду с интенсификацией взаимодействия стран-участниц в сфере торговли и транспорта, создали прочную основу для их дальнейшего многостороннего регионального экономического сотрудничества и успешного участия в международных процессах. Для развивающихся стран, подобных большинству государств ЧЭС, участие в субрегиональных и региональных формах сотрудничества вместе с более развитыми и опытными государствами открывает путь к интеграции в более широкую мировую систему. С этой точки зрения обмен опытом и взаимная поддержка стран-членов в межрегиональных структурах вносит дополнительные элементы в их развитие, помогают им приспособиться к конкурентной среде глобализации.

  4. Черноморское экономическое сотрудничество играет важную роль в объединении и формулировании общих интересов и целей стран-участниц посредством разработки региональных проектов и программ, содействующих партнерству и углублению взаимодействия этих стран. В «Экономической повестке ЧЭС на будущее: к более прочному, эффективному и жизнеспособному партнерству в рамках ЧЭС» изложены серьезные вызовы, вставшие в новом тысячелетии перед странами ЧЭС, в частности, в сферах экономической интеграции и устойчивого развития, информации и коммуникаций, технологий, сельскохозяйственного развития, делового измерения и малого и среднего бизнеса, государственного управления, профилактики роста преступности и т. п.; в указанном документе подчеркивается важное значение региона ЧЭС в международной политике и мировой экономике, вытекающее из его геостратегического положения, высокого потенциала, богатых природных ресурсов и человеческого капитала.

  5. Согласованные усилия стран ПАЧЭС по осуществлению экономических реформ, подкрепленные всеми измерениями Черноморского экономического сотрудничества, привели к более тесной экономической интеграции, создающей условия для постепенной адаптации национальной экономики и торговой практики стран к западным стандартам, а также для более глубокой их интеграции в мировые процессы. Несмотря на трудности осуществления трансформаций и реструктуризации в ходе переходного периода, страны показывают экономический динамизм, добиваются большей прозрачности в сфере торговли и экономической деятельности, достигают значительных результатов, демонстрируя огромный потенциал дальнейшего роста и диверсификации. Торговле как, несомненно, одному из важнейших проявлений глобализации, уделяется особое внимание. Сокращение торговых барьеров, наряду с уменьшением стоимости услуг в сфере транспорта и связи, открывает дорогу к более эффективной системе производства, распределения и потребления.

  6. Расширение экономического сотрудничества и более свободная торговля побуждают страны к поиску местных и субрегиональных преимуществ, потенциальных возможностей и характеристик, способствующих уменьшению существующих различий и неравномерностей. В «Декларации намерений о создания Зоны свободной торговли ЧЭС», принятой в 1997 году, была сформулирована цель установления свободной от барьеров торговли – задание, которое уже было успешно реализовано на региональном уровне в виде зон свободной торговли и таможенных союзов в рамках ЕС, НАФТА, Меркосур, АТЭС и многих других организаций. Министры заявили в Декларации, что «пришло время изучения путей и средств поэтапного создания зоны свободной торговли ЧЭС как части Европейской архитектуры посредством заключения соглашений о свободной торговле между членами ЧЭС... с соблюдением соответствующих обязательств по отношению к ЕС, ВТО и другим международным организациям и соглашениям». Очевидно, что для рассмотрения вопроса о графике и путях начала переговоров о создании Зоны свободной торговли ЧЭС требуется проведение существенной и дополнительной подготовительной работы. С другой стороны, необходимо продолжать регулярные консультации и активное сотрудничество с основными международными организациями, занимающимися вопросами международной торговли: Организацией экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссией ООН по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ), Экономической Комиссией ООН для Европы, а также международными финансовыми учреждениями, такими как Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд.

  7. Интеграция и регионализация в Черноморском регионе, наряду с параллельными процессами в общемировом масштабе, создают дополнительный импульс для реформирования национального законодательства, необходимого для дальнейшего сближения государств-членов в качестве важного средства координации и гармонизации государственной политики, направленной на удовлетворение стремления народов жить в стабильном и процветающем регионе. В этом отношении уже предпринимаются меры с целью ускорения процесса унификации законов и нормативных документов, необходимых для эффективного взаимодействия между государствами на субрегиональном и региональном уровнях.

  8. В качестве первого шага, позволяющего странам ПАЧЭС принимать участие в основных международных торговых договоренностях, рассматривается вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), являющуюся сегодня многосторонним инструментом регулирования мировой торговли. Необходимо отметить, что за исключением России и Украины, все страны ПАЧЭС уже выполнили свои обязательства по вступлению в ВТО и являются полноправными членами этой организации.

  9. Разнообразие экономик в Черноморском регионе, различия в практике, политике и законодательной базе, а также экономические и политические обязательства по отношению к международным либо региональным организациям, в которые входят страны-члены, усложняют процесс их сближения. За прошедшие годы страны ЧЭС достигли существенного прогресса в проведении реформ переходного периода, включая радикальную реорганизацию в таких приоритетных областях, как торговля, пограничный режим, транспорт, инвестиции, банковская деятельность, энергетика, экология, отношения собственности, государственное управление, судебная система, производство, технологии и т. д. Было принято большое количество новых важных законодательных актов и нормативно-правовых документов. Были предприняты комплексные меры по созданию соответствующих правовых основ, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие и превращение стран в демократии с энергичной рыночной экономикой, открытыми политическими системами, сильным гражданским обществом, хорошей системой государственного управления и верховенством закона. Однако несовпадения в программах реформ и различия в уровнях развития национальных экономик замедляют процесс региональной интеграции и требуют более значительных целенаправленных усилий со стороны государств с тем, чтобы адекватно реагировать на современные вызовы.

  10. Несомненно, что преобладание нестабильного политического климата, нерешенные и затянувшиеся конфликты, падение уровня жизни, большое количество беженцев, продолжающиеся пограничные конфликты и серьезная озабоченность по поводу проблем безопасности подрывают нормальный ход экономической деятельности, не позволяя региону полностью воспользоваться преимуществами процесса экономического сотрудничества. Даже те страны, которые непосредственно не вовлечены в гражданские или этнические конфликты, страдают от экономических, социальных и политических последствий региональной нестабильности.

  11. Трудности, характерные для отдельных стран, низкий уровень инвестиций, недостаточность обязательств со стороны государства и, более всего, политическая нестабильность оказывают огромное и негативное влияние на эффективное осуществление программ и проектов, охватывающих все страны региона. Учитывая это, урегулирование конфликтов через укрепление мира и стабильности становится первоочередным заданием для черноморских стран. Чрезвычайно важно обеспечить разработку, дальнейшее уточнение и осуществление необходимых стабилизационных политических мер в новом духе партнерства и сотрудничества. Дух партнерства в сообществе ЧЭС способствует процветанию и экономической стабильности, обогащает сотрудничество в регионе, открывает дорогу экономическим улучшениям, миру, гармонии и добрососедским отношениям.

  12. Региональное сотрудничество и тесное взаимодействие с соседними регионами – один из основных приоритетов стран ПАЧЭС, состоящий в максимальном использовании возможностей, открываемых разнообразием стран-членов, для расширения сотрудничества в рамках более широких структур. В этом отношении расширение ЕС на восток, включая некоторые страны-члены ПАЧЭС, является важным процессом, распространяющим стабильность, экономическое процветание и безопасность на соседние регионы во имя более широкого европейского сотрудничества и интеграции. Для стран ПАЧЭС очень важно, что процесс расширения сопровождается специальными программами помощи (PHARE, TACIS, TRACECA) для менее развитых стран с целью мобилизации их готовности к более широкому партнерству и взаимодействию. В рамках ЕС и Комитета ОЭСР по оказанию помощи развитию разрабатываются программы, нацеленные на улучшение экономической ситуации в развивающихся странах, в том числе в государствах ЧЭС. Аналогичные программы реализуются Группой Мирового банка (МБРР- МАР, МФК), ЕБРР и ЧБТР. Специальный «Национальный план Греции по экономической реконструкции Балкан» включает оказание помощи Албании, Болгарии и Румынии.

  13. Более тесные связи между странами способствуют многим начинаниям и совместным проектам в различных сферах, как на двусторонней, так и на многосторонней основах, на благо отдельных стран и региона в целом. Важным является дальнейшее укрепление взаимодействия с европейскими региональными и субрегиональными организациями и инициативами, такими как Инициатива сотрудничества в Юго-Восточной Европе (SECI), Центрально-европейская инициатива (ЦЕИ), Ройамонтский процесс и Процесс сотрудничества в Юго-Восточной Европе (SEECP), Содружество Независимых Государств (СНГ).

Глобальные вызовы
  1. С расширением процессов интеграции, страны стали обдумывать будущие перспективы многосторонней системы, включающей в себя аспекты политической и экономической безопасности. Основной вопрос заключается в том, каким образом построить структуру отношений между странами и между народами. Убежден ли мир в необходимости создания свободного сообщества наций, сосуществующих в мире без границ, поощряющем международную солидарность, или глобализация обречена на трения и конфликты? Существует тенденция в виде соблазна для могущественных государств, охваченных стремлением к одностороннему господству, неверно использовать свое влияние и заставить процесс глобализации работать на свою собственную пользу. Общий смысл глобализации, основанной на принципах партнерства и консенсуса, должен преодолеть эти соблазны и направить взаимозависимый мир в русло коллективного руководства. Понимание того, что национальные безопасность и процветание все в большей мере зависят от безопасности и процветания других государств, должно уважаться и разделяться всеми субъектами нового мирового порядка.

  2. Последствия глобализации различны, а вызовы, являющиеся ее результатом, либо порождают богатство и новые возможности и, таким образом, становятся благом для тех, кто воспользовался положительными сторонами изменений в ходе глобализации, либо становятся источником проблем и разочарования для тех, кто не может приспособиться к глобальным трансформациям или остается в стороне от этих процессов. И все же глобальная интеграция является мощной движущей силой взаимодействия между странами всего мира, и она будет еще более эффективной при использовании всего своего потенциала для уменьшения и смягчения рисков, которые она порождает, с тем, чтобы сделать мир лучше для всех, кто в нем живет.

  3. Возможности, открываемые глобализацией, не одинаковы для всех стран мира и зависят от их уровня развития и географического положения. Реальность показывает, что развитые страны с крупным капиталом глобализируются лучше, чем развивающиеся государства, располагающие ограниченными возможностями. Отсюда очевидна разница между теми государствами, которые извлекают максимальную выгоду из глобализации и теми, выгода которых незначительна либо ограничена. Одна из самых тревожных тенденций мирового развития последних лет состоит в том, что бедные страны подвергаются опасности оказаться на обочине мировой экономики. Широко распространенное мнение о том, что глобализация делает богатых еще богаче, а бедных еще беднее побуждает противников глобализации к проведению отмеченных вспышками насилия уличных демонстраций, которые впервые прошли во время Саммита ВТО в Сиэтле в 1999 году и с тех пор постоянно проводятся параллельно с каждой встречей на высоком уровне, в которой принимают участие основные действующие лица процессов глобализации. Требования противников глобализации отражают растущее беспокойство по поводу состояния мировой окружающей среды, условий труда, подотчетности международных учреждений, дефицита демократии и справедливости.

  4. В центре многих надежд и опасений, связанных с экономической глобализацией, находятся многонациональные компании и транснациональные корпорации. Для одних они являются праведным источником инвестиций, передачи технологий и повышения квалификации трудовых ресурсов, для других – орудием распространения по всему миру невыносимой и бесчеловечной эксплуатации. Существует также мнение, что эти компании достигают таких размеров и могущества, что они начинают подрывать законную, а зачастую и основанную на демократических устоях, суверенную власть национального государства.

  5. Один из аргументов, выражающих обеспокоенность по поводу процесса глобализации, состоит в том, что всеобщая экономическая интеграция может привести к культурному и институциональному единообразию. Всемирные торговые и инвестиционные режимы подталкивают страны к определенной форме стандартизации. В этом отношении важно, чтобы глобальные договоренности обеспечивали уважение к свободе стран в ряде областей – от прав на интеллектуальную собственность и произведения культуры до социальной политики и условий труда – в целях сохранения разнообразия. Имеются серьезные опасения, что глобализация приведет к ослаблению передачи культуры от поколения к поколению и усилению влияния культурных моделей больших стран на остальной мир через глобальные средства массовой информации и другие инструменты влияния. Эта тенденция привела бы, в конце концов, к унификации системы ценностей, сглаживая, таким образом, культурное разнообразие и черты национальной самобытности. Здесь главным вызовом является строительство современного мира на основе традиций, в гармонии и без подавления.

  6. Мировой экономический рост также представляет угрозу для окружающей среды. Излишества в технологическом развитии приводят к ухудшению состояния окружающей среды и экологическим катастрофам. Ничем не ограниченная человеческая деятельность уже привела к быстрым климатическим изменениям, поднятию уровня воды в морях, возникновению озоновых дыр, исчезновению биологических видов и среды обитания, предельно высоким уровням загрязнения воздуха, воды и почвы, возникновению парниковых газов, росту числа онкологических заболеваний, исчезновению лесов и т. д. Как показывают исследования ученых, еще большие опасности таятся впереди, если не будут предприняты коллективные действия по исправлению ситуации. Состояние окружающей среды является подлинно глобальным вопросом, это то, что принадлежит всей планете, и усилия отдельных стран либо их небольших групп недостаточны. Для эффективного решения вопросов, связанных с состоянием окружающей среды, необходимо международное сотрудничество и объединение усилий всех и каждого для совместных действий, нацеленных на решение глобальных экологических проблем. К настоящему времени уже подписано свыше 200 многосторонних экологических соглашений (МЭС), среди которых необходимо отметить такие, как Конвенция о международной торговле биологическими видами, находящимися под угрозой (CITES), Монреальский Протокол о веществах, истощающих озоновый слой стратосферы, Базельская Конвенция о контроле над трансграничным перемещением опасных отходов и их утилизацией, Роттердамская Конвенция о процедуре предварительного информирования и согласия для некоторых опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (PIC), Картахенский Протокол о биологической безопасности, Протокол Киото, касающийся эмиссии парниковых газов.

  7. Еще одним вопросом, вызывающим широко распространенную озабоченность, является то, что глобализация также соединила между собой криминальные сети преступников, террористов, нелегальной торговли и отмывания денег. Наиболее опасным является терроризм, создающий коллективную опасность для жизни ни в чем не повинных людей. Организованная преступность, которая быстро адаптировалась к глобализации своих сетей, равно как и интернационализация терроризма, могут служить примером того, как глобальные риски обгоняют глобальную политику. Очевидно, что после нападения на Всемирный торговый центр в сентябре 2001 года, одно из наибольших опасений, возникшее во всем мире, касалось того, что глобализация повысила риск международного терроризма и что никто не вправе считать себя в безопасности. Терроризм – это проблема не только одной отдельно взятой страны, но и всего международного сообщества. Несомненно, что решение этой проблемы может быть найдено лишь через международное сотрудничество, направленное на укрепление мира, стабильности и безопасности.

  8. Как уже отмечалось, последствия глобализации различны как для разных стран, так и внутри самих этих стран. Если финансовые рынки и международная торговля глобализированы в наибольшей степени, то рынки труда – в наименьшей. На подлинно глобальном рынке передвижение рабочей силы и переселение будут полностью свободны от каких либо ограничений со стороны государств. Миграционная политика во многом ограничивает мобильность рабочей силы, однако огромная разница в доходах и возможностях получения работы приводят к росту миграционных проблем. Эта ситуация порождает нелегальную иммиграцию и торговлю людьми, которые вырастают в сложные проблемы, касающиеся ряда областей государственной политики, в том числе в уголовной, судебной, миграционной и социальной сферах. В этом отношении необходимо тщательно скоординированное сотрудничество заинтересованных государственных органов с целью предупреждения и пресечения незаконного перехода границ. Страны должны быть более активны в разработке и введении в действие законодательства, регулирующего пограничные вопросы, – ужесточая либо смягчая критерии для въезда, проживания или трудоустройства, т.е. способствовать свободе передвижения людей, обеспечивая защиту их прав, и в то же время, уделяя пристальное внимание мерам, необходимым для сокращения случаев нелегального пересечения границ, торговли людьми и нелегального въезда.

  9. Усиление внутренних институтов и политических мер в значительной мере определяет успех интеграционного процесса и извлеченной из него пользы. Важно выявить элементы риска и найти способы их преодоления для того, чтобы снизить либо смягчить неблагоприятное влияние глобализации. Глобализация, наряду с технологическим прогрессом, ухудшает ситуацию с безработицей, увеличивает неравенство в доходах как внутри стран, так и между ними. Один из основных вызовов для государственной политики заключается в том, как сделать процветание доступным для народа. Растущее неравенство – это бич нашего времени. Это проблема существует как внутри стран, так и между ними. На национальном уровне государства должны прилагать усилия для создания соответствующих внутренних условий, в то время как на международном уровне необходимо создание условий для все большего вовлечения стран с низкими доходами в глобальную систему. Более того, жестокие финансовые кризисы ведут к росту бедности и социального напряжения, угрожая политической стабильности. Необходимо вмешательство в социальную сферу, в основном, посредством разработки эффективных мер и программ социальной политики для защиты малоимущих и незащищенных групп населения.

Институциональная база
  1. Система международных институтов и учреждений сталкивается с серьезными вызовами, порожденными глобализацией. Сегодня получает все большее признание тот факт, что поддержание финансовой стабильности в мире становится весьма сложной задачей. Капитал очень быстро пересекает национальные границы, реагируя на изменения нормы прибыли от капиталовложений, потоки информации об инвестиционных возможностях, изменения в экономической политике стран. В такой ситуации менее эффективны традиционные инструменты валютно-финансового контроля. Вызов, выдвинутый глобализацией перед международными финансовыми институтами (Бреттон-Вудская система), подразумевает деятельность в обстановке широкомасштабной изменчивости, связанной с глобализацией; ресурсы этих институтов перенапряжены в связи со значительными размерами пакетов помощи, а проблемы стабилизации усложнены финансовыми и социальными последствиями кризиса.

  2. Торговая политика в современном мире основывается на многосторонних переговорах и соглашениях, заключенных в рамках Уругвайского раунда. Выполнение договоренностей Уругвайского раунда, начавшегося в 1995 году, проходит упорядоченно, на основе большей степени открытости и общепризнанных принципов. ВТО является первой крупной международной организацией, предложившей механизм достижения консенсуса, необходимый для адекватного реагирования на действительно великие экономические и геополитические вызовы, выдвинутые глобализированным миром. Этот механизм воплощает права и обязанности, которые реализуются не только при помощи экономической мощи, но и верховенства права. Поскольку всемирная торговля выросла только на 2 процента в 2001 году по сравнению с предшествующим годом, что гораздо ниже 12 процентов роста в 2000 году, сейчас особенно важно обеспечить продолжение переговоров. В целях поддержания открытой, многосторонней, всемирной торговой системы как важного инструмента мира и процветания всех наций, необходимо обеспечить участие в мировом экономическом росте развивающихся стран и стран переходного периода. Недавний саммит ВТО в Доха (Катар) в ноябре 2001 года имел особое значение для поддержания духа уверенности в мировой экономике, на которую оказали серьезное влияние террористические акты в США 11 сентября 2001 года. Четвертый саммит собрал представителей 142 государств-членов ВТО для того, чтобы согласовать условия начала нового раунда переговоров, направленных на содействие либерализации торговли. Саммит продемонстрировал решимость участников бороться против терроризма, а также их приверженность системе, основанной на правилах многосторонней мировой торговли. Участники также приветствовали Китай и Китайский Тайпэй (Тайвань) в качестве новых членов ВТО с начала 2002 года.

  3. Будучи форумом представителей всех наций, Организация Объединенных Наций, через организации системы ООН, предоставляет уникальные возможности для политического и дипломатического диалога в целях урегулирования споров между государствами и решения сложных глобальных проблем, таких как всеобщий мир и безопасность, распространение ядерного оружия, изменения климата, экологические проблемы, бедность, здравоохранение, организованная преступность и т. д.

  4. Мировой экономический форум является независимой организацией, преданной идее улучшения положения в мире, действующей в духе предпринимательства и в международных общественных интересах, в целях содействия экономическому росту и социальному прогрессу. Форум служит своим членам и обществу посредством создания партнерства между лидерами в сфере бизнеса, политики, интеллектуальной деятельности, другими общественными лидерами в целях определения, обсуждения и содействия решению ключевых вопросов мирового развития. На тех рынках, где Форум проводит свою работу, его Центр региональных стратегий (ЦРС) создает и поддерживает деятельность сетей, состоящих из ведущих представителей делового мира, политики и гражданского общества. Уникальные сети, созданные ЦРС, передают опыт в области ведения бизнеса, проводят направленные на выработку конкретных решений дискуссии, оказывают содействие рабочим группам по региональным проблемам. Такая деятельность в значительной мере способствует продвижению экономических интересов стран, представляющих новые рынки, содействуя их интеграции в мировую экономику.

Роль национальных парламентов
  1. Национальные парламенты и их члены в качестве законных представителей народа несут конституционную ответственность за защиту интересов избирателей. Их роль состоит в выражении тревог и надежд народа, связанных с желанием обеспечить благоприятное развитие процесса глобализации, через обмен мнениями и обсуждение основных проблем и перспектив, стоящих перед отдельными странами и регионом.

  2. Парламентарии также должны максимально использовать имеющиеся правовые механизмы для обеспечения большей степени взаимодействия между парламентом и гражданским обществом и эффективным участием последнего в процессе глобализации. Более активное вовлечение парламентов может содействовать лучшему пониманию этого процесса и оказанию ему поддержки со стороны широких слоев населения.

  3. В обязанности национальных парламентов также входит контроль над действиями правительств в сферах экономического развития, демократизации, политической стабильности, социальной политики в целях обеспечения принятия соответствующего законодательства.

  4. Парламенты могут и должны играть активную роль в ратификации международно-правовых актов в сфере устойчивого развития и интеграции, введении их положений в национальное законодательство.

  5. Парламентская Ассамблея Черноморского Экономического Сотрудничества в Декларации в связи с пятой годовщиной создания ПАЧЭС подчеркнула «свою полную поддержку действиям, предпринятым ЧЭС по развитию более тесного экономического сотрудничества в регионе» путем участия в реализации «важных многосторонних проектов, таких как гармонизация законодательства стран-участниц, путем принятия законов и норм в областях, касающихся режимов внешней торговли, банковской деятельности и финансов, защиты инвестиций..., способствующих расширению многостороннего экономического сотрудничества и поэтапному созданию зоны свободной торговли ЧЭС при строгом соблюдении обязательств, вытекающих из членства в Европейском союзе, Всемирной торговой организации и других международных соглашений»

  6. Парламентариям следует активизировать свою деятельность в национальных парламентах и международных парламентских структурах через сотрудничество с другими парламентскими ассамблеями и организациями с целью изучения вопросов, связанных с глобализацией, и формулирования перспектив адекватного реагирования на вызовы нового тысячелетия.

  7. ПАЧЭС продолжает активное сотрудничество с пользующимися международным признанием парламентскими организациями, такими как Европейский парламент, ПА ОБСЕ, ПАСЕ, МПС, МПА СНГ и т.д. в целях обеспечения эффективного использования существующих международных инструментов в областях, представляющих взаимный интерес, в том числе в осуществлении крупных многосторонних проектов и содействии реализации совместной политики в социально-экономической сфере.

  8. Следует отметить, что Межпарламентский Союз на своей Парламентской конференции, состоявшейся в Женеве в июне 2001 года и посвященной роли парламентов в формировании повестки дня в сфере международной торговли, выступил с предложением учредить парламентское измерение в рамках процесса международных торговых переговоров и договоренностей.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

  1. Глобализация, как коллективная ответственность за новое партнерство в новом тысячелетии, должна объединить мир в общее пространство солидарности, сплоченности и политической воли для строительства лучшего будущего в гармоничном глобальном обществе.

  2. Вызовы и перспективы, принесенные глобализацией, требуют большей степени интеграции и синергии между государствами-членами для формирования более широких подходов в сфере взаимодополняющих политических мер на национальном и международном уровнях, посредством комплексных двусторонних и многосторонних инициатив, институциональных контактов, а также участия в совместных планах и программах на региональном и международном уровнях.

  3. Региональное сотрудничество, в котором участвуют страны с достаточно значительными различиями в перспективах на будущее, размерах и уровнях развития экономики в условиях взаимозависимости, представляет собой важный дополнительный элемент процесса глобализации, служащий подготовительным этапом на пути к более интегрированному взаимодействию.

  4. Рост экономической взаимозависимости вызывает удлинение перечня вопросов, которые не в состоянии решить собственными силами отдельные страны. В этом отношении большую важность имеет укрепление сотрудничества стран ПАЧЭС в рамках ЧЭС и со связанными с ним организациями, а также с соответствующими европейскими и международными организациями для содействия экономическому росту, стабильности и социальному благополучию, для эффективной реализации Экономической Повестки ЧЭС на будущее.

  5. Представления о мире без границ и всемирном единодушии в эпоху глобализации не должны стать орудием обмана в руках могущественных государств, ибо частичное использование глобализации может вызвать скорее дезинтеграцию, чем интеграцию, раскалывая общества и регионы.

  6. Необходимо усилить роль парламентов и международных парламентских структур в целях обеспечения более активного участия гражданского общества в национальной, региональной и международной политической жизни.

  7. У международного сообщества есть видение, воля и ресурсы для осуществления серьезных изменений к лучшему через интенсификацию экономических, политических, социальных и культурных отношений, через утверждение гармоничного сосуществования равноправных стран в мирном, стабильном и процветающем глобализированном мире.

* Текст принят на Девятнадцатой Генеральной Ассамблее в Тбилиси 13 июня 2002 года.

  1. Медведев провел очередное заседание совбеза россии 11

    Заседание
    Ру , /, 03.10. 008 1 ГОСДУМА ОТКАЗАЛАСЬ ПОЧТИТЬ МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ ПАМЯТЬ УБИТЫХ ВО ВРЕМЯ СОБЫТИЙ 3-4 ОКТЯБРЯ 1993 ГОДА 1 ИА "Regnum" , /, 03.

Другие похожие документы..