Учебно-методический комплекс для слушателей фпк да мид россии Учебник

Дипломатическая академия МИД России

Кафедра Государственного управления и национальной безопасности

В.И. АНИКИН

Управление в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации

Учебно-методический комплекс для слушателей ФПК ДА МИД России

Учебник

Общие положения государственной гражданской службы в системе управления Министерства иностранных дел Российской Федерации

Москва

2011

УДК 327 (075.8)

ББК 66.4 (0) + 60.822

Автор – Заведующий кафедрой государственного управления и национальной безопасности ДА МИД РФ, заслуженный деятель

науки РФ, акад. РАЕН, доктор экономических наук, профессор

Аникин Владимир Иванович

Рецензенты:

Доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН

(Чрезвычайный и Полномочный Посланник, МИД РФ) А.И.Смирнов

Доктор политических наук, профессор

( ДА МИД РФ) О.П.Иванов

П 845 Управление в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации. Учебно-методический комплекс для слушателей ФПК ДА МИД России. Учебник. Общие положения государственной гражданской службы в системе управления Министерства иностранных дел Российской Федерации. В.И.Аникин. - М., Восток -Запад, 2011. – 180с.

ISBN 5-98029-037-0

Данный учебно-методический комплекс (учебник) – «Управление в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» представляет собой структурно-аналитическую тематическую разработку комплекса Программ (Основные положения) для профессиональной переподготовки дипломатических работников и сотрудников дипломатической службы, включающего 21 учебную дисциплину, сформированным по трем установленным циклам дисциплинОбщепрофессиональные дисциплины («Модуль 1 – Политологический»), Базовыепрофессиональные дисциплины («Модуль 2 – Управленческий»), Специальные дисциплины ( «Модуль 3 – Социология и психология управления», «Модуль 4 – Информационно-коммуникационные технологии в государственном управлении»).

В работе представлены отраслевые особенности дипломатической службы и внешнеполитической деятельности как процесса государственного управления в современных условиях, даны теоретические и практические основы формирования и деятельности подразделений государственной службы, кадровой работы во внешнеполитических ведомствах, предложены практические рекомендации по выбору стиля и методов руководства, оценке психологических типов руководителя, правилам и технологии проведения совещаний. Рассмотрен зарубежный опыт процессов принятия внешнеполитических решений и кадровой политики.

Для слушателей академии, государственных служащих, бизнесменов, студентов вузов, аспирантов, преподавателей, дипломатов, руководителей различных уровней управления.

ББК 66.4(0)+ 60.822

  • В.И.Аникин, 2011

Содержание Стр.

Введение…………………………………………………………………………………. 6

Глава 1. Отраслевые особенности государственной службы (на примере дипломатической службы).

    1. Общие положения - Министерство иностранных дел Российской

Федерации (МИД РФ) в системе государственной гражданской службы…….............................................................................................................. 17

  • Объективные законы государственной гражданской службы.

  • Объективные законы информационного управления.

  • Объективные законы организационного управления.

  • Охват контролем.

  • Новая Россия. Из истории дипломатической службы страны.

  • Приложение к разделу 1.1 ( Федеральный закон Российской

Федерации от 27 июля 2010 г. №205 – ФЗ «Об особенностях

прохождения федеральной государственной гражданской

службы в системе Министерства иностранных дел Российской

Федерации»).

1.2. Внешнеполитическая деятельность как процесс

государственного управления………………….………………….. 61

  • Дополнительные принципы управления дипломатической службой

  • Эволюция развития системы управления МИД России.

Основные направления деятельности Министерства.

  • Должности государственной гражданской службы и дипломатическая служба (характеристики, ключевые понятия).

  • Должностная структура федеральной гражданской службы.

  • Дихотомия государственного управления по внешнеполитической функции.

    1. . Основные задачи дипломатической службы России и

особенности социально-правового положения государственных

служащих в организационной структуре МИД России….……….. 78

  • Основные функции, задачи и вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации. Организационная структура Министерства.

  • Особенности правового положения и прохождения службы дипломатическими работниками. Материальное и социальное положение дипломатических кадров.

    1. . О некоторых отраслевых особенностях оценки должностной

пригодности кадров (теоретические и практические аспекты аттестации)………………………………………………………… 82

  • Зарубежный опыт решения кадровых проблем дипломатической

службы.

  • Особенности подготовки дипломатов. Требования к личности

дипломата (с учетом установленной специализации).

  • Понятие о « матричной модели» требований при оценке и характеристике дипломатического работника. Виды и формы аттестаций.

  • Дополнительные параметры кадровой оценки дипломатического работника.

Глава 2. Психология управления в дипломатической практике.

Стиль и методы руководства (о некоторых практических моментах управления в дипломатической службе).

2.1. Общая характеристика психологии управления персоналом.. 93

  • Общая схема взаимодействия «руководитель-подчиненный».

Основные понятия стиля и методов руководства.

  • Классы методов и функциональные уровни деятельности

руководства – целеполагания, реализации целей, собственной

деятельности (общая характеристика).

  • Руководитель-подчиненный: стили взаимодействия при разрешении

конфликтных ситуаций.

    1. Психологические требования к ведению дипломатических

переговоров и деловых бесед……………………………………. 108

  • Особенности ведения переговоров и деловых бесед. Структура и

психологические закономерности, стадии беседы, составление

психологического портрета собеседника.

  • Виды замечаний и приемы нейтрализации. Основные правила

ведения дипломатических переговоров и психологические

характеристики участников переговоров.

Глава 3. О принципах формирования государственного

внешнеполитического механизма и особенностях

процесса принятия внешнеполитических решений

3.1. Общая характеристика государственного внешнеполитического

механизма………………………………………………………………. 119

  • Политические процессы и типология политических решений.

  • Научные подходы и этапы процесса принятия внешнеполитических решений.

3.2. Общие классификационные принципы формирования

государственного внешнеполитического механизма (ГВМ)……. 123

  • Факторный анализ формирования ГМВ (информационно-логическая

и математическая интерпретация).

  • Об особенностях системного анализа в политической науке

(политическое и административное управление).

    1. Политико-властные отношения и их особая роль

в жизнедеятельности гражданского общества…………………… 130

  • Политика как общественное явление.

  • Политическая и государственная власть (институциональные аспекты).

    1. Особенности функционирования государственного управления

России в современных условиях…………………………………… 133

  • Типология государств, функции и конституционные основы

государственного управления в России.

  • Государственное устройство России и особенности управления

в политической и социально-экономической сфере.

Приложения……………………………………………………………….. 139

  1. «Портрет требований» к личности дипломатического работника.

  2. Психологические типы руководителей

  3. Рекомендации, правила и технологии проведения совещания

Контрольные вопросы…………………………………………………… 164

Список рекомендуемой литературы …………………………………. 166

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(от 1 февраля 2005 года N 111) - О ПОРЯДКЕ
СДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ГРАЖДАНСКИМИ СЛУЖАЩИМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОЦЕНКИ ИХ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
(ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ) ………………………………………………… 175

Введение

Формирование новой системы государственной службы в условиях создания гражданского общества ставит новые задачи в области государственного управления внешнеполитической сферой. Серьезное значение в этом аспекте придается сейчас изучению основ законодательного и организационно-правового регулирования дипломатической службы Российской Федерации, особенностей социально-правового статуса дипломатических кадров, задач и функций организационных структур Министерства иностранных дел Российской Федерации. Важное внимание в практике дипломатической службы всегда уделялось решению кадровых проблем (подбор и оценка кадров, виды и формы аттестации, требования к личности).

Данный учебно-методический комплекс (учебник) – «Управление в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» представляет собой первую научную структурно-аналитическую и логико-тематическую разработку комплекса Программ (Основных положений) для профессиональной переподготовки дипломатических работников и сотрудников дипломатической службы, включающего в состав обучения 21 учебную дисциплину, сформированным по трем установленным циклам дисциплинОбщепрофессиональные дисциплины ( «Модуль 1 – Политологический»), Базовыепрофессиональные дисциплины («Модуль 2 – Управленческий»), Специальные дисциплины ( «Модуль 3 – Социология и психология управления», «Модуль 4 – Информационно-коммуникационные технологии в государственном управлении»).

Теоретической и методологической основой создания данного учебника послужили последние Указы Президента России Д.А. Медведева, Постановления Правительства, федеральные законы Российской Федерации по системе государственной службы, государственного управления, теоретические разработки ведущих отечественных и зарубежных ученых, а также практическая помощь руководящего состава Департамента кадров министерства, научный и практический опыт ученых и исследователей Дипломатической академии МИД России, приобретенные за последние 10 лет Кафедрой государственного управления и национальной безопасности в процессе обучения слушателей Факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки (ФПК).

Общий объём программы учебного курса составляет 1056 часов, в том числе 532 аудиторных часа. Полный комплект учебных программ по курсу «Управление в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» обеспечивается Дипломатической академией МИД России в рамках выделенных тематических направлений, модулей и циклов обучения (индивидуальных и коллективных форм – без отрыва или с частичным отрывом от производства) в зависимости от приоритетных интересов заказчика.

Программа профессиональной переподготовки «Управление в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» (532 часов) предназначена для слушателей факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки (ФПК) Дипломатической академии МИД России и ориентирована на руководителей, главных и ведущих специалистов федеральной государственной гражданской службы, дипломатических работников и сотрудников дипломатической службы, по которым предусмотрено присвоение дипломатических рангов и классных чинов федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации с учетом особенностей её прохождения, определенных Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 205 – ФЗ (вступающим в силу 27 января 2011 г. – текст закона дается в приложениях).

Настоящая программа может быть также полезна всем лицам, желающим повысить свой профессиональный уровень или осуществить профессиональную переподготовку, необходимую для решения новых профессиональных задач или расширения существующих функций, прямо или косвенно связанных с управлением в сфере внешних сношений (политического, внешнеэкономического, культурно-гуманитарного и информационного характера).

Программа предназначена, прежде всего, также для обучения государственных и муниципальных служащих, замещающих должности руководителей и их заместителей, а также дипломатов, сотрудников управлений международных связей региональных структур власти и ответственных работников корпоративных структур, лиц, включенных в кадровый резерв для замещения указанных должностей.

Целью программы является подготовка высококвалифицированных специалистов в области государственного управления во внешнеполитической деятельности, обладающих современными знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают эффективное функционирование Министерства иностранных дел Российской Федерации, по задачам и функциям, определенным соответствующим Положением о Министерстве.

Программа призвана формировать специалистов, обладающих определенным комплексом ключевых компетенций и способных не только эффективно выполнять свои должностные регламенты, но также активно и инициативно совершенствовать все элементы системы государственной службы Российской Федерации, создавать условия для устойчивого развития страны в интересах своих граждан.

Компетенции государственных служащих выражают собой их способность к определенному поведению, действиям, реализующим практическое применение приобретенных знаний.

Обучение по программе осуществляется Дипломатической академией МИД России с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от работы. Обучение, проводимое с отрывом от работы, должно продолжаться не менее 0,5 года, обучение, проводимое без отрыва или с частичным отрывом от работы - не менее 1,0 года.

Методической основой программы профессиональной подготовки являются деятельностный и компетентностный подходы. Эти подходы отражают практико-ориентированную направленность, акцентирование ориентации на мобилизацию личностного ресурса обучающихся. Практическая направленность программы отражается в существенной доле практических занятий, которые составляют не менее 60-70 % от общего фонда аудиторных часов.

  1. Учебно методический комплекс для специальности 080505. 65 «Управление персоналом» г. Ставрополь

    Информационно-методическое пособие
    Изучение курса «Психология и педагогика» позволяет сформулировать у студентов знания, необходимые для профессиональной деятельности в сфере менеджмента и, связанных с этим управленческих отношений.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030401.
  3. Доклад ректора да мид РФ а. Н. Панова

    Доклад
    В этот период усилия коллектива Академии были сконцентрированы на более конкретной и активной реализации задач, сформулированных в концепции развития Академии от апреля 2007 года, а также Устава Академии, новый вариант которого был
  4. Учебное пособие может быть интересно и полезно также аспирантам, пре­подавателям высших учебных заведений, слушателям факультетов повыше­ния квалификации, педагогам. Удк 37. 015. 3

    Учебное пособие
    С 50 Педагогика и психология высшего образования: от деятель­ности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. за­ведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  5. Методические рекомендации по изучению курса Программа курса (1)

    Методические рекомендации
    Материалы курса "Психология и педагогика" составлены на основе программы, рекомендованной отделением психологии УМО университетов РФ, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для специалистов,
  6. Методические рекомендации по изучению курса Программа курса (2)

    Методические рекомендации
    Материалы курса "Психология и педагогика" составлены на основе программы, рекомендованной отделением психологии УМО университетов РФ, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для специалистов,
  7. С. О. Наумчик; Белкоопсоюз. Учреждение образования "Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации"., [б м.], 2011. 100 с

    Документ
    Фурсенко С.Н. Автоматизация технологических процессов сельскохозяйственного производства : учебное пособие: допущено Министерством образования республики Беларусь для учащихся учреждений, реализующих образовательные программы среднего
  8. Указатель литературы (14)

    Указатель
    Материал расположен в соответствии с таблицами ББК для массовых библиотек. Документы передаются библиотекам Республики Беларусь на безвозмездной основе в поряд-ке поступления заказов, с оформлением актов.
  9. Годовой отчет о деятельности ульяновского государственного университета в 2005 году

    Содержательный отчет
    Основан в 1988 г. как филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова - лучшего вуза страны, одного из самых знаменитых университетов мира.

Другие похожие документы..