Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 2 курса дневного отделения исторического факультета Составитель: канд филол наук

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра теории и истории языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

для студентов 2 курса дневного отделения исторического факультета

Составитель: канд. филол. наук,

доцент Т.Н.Перегудина

Учебно- методический комплекс

Обсужден и утвержден

На заседании кафедры

« » 200 г.

Зав. кафедройдоц. Л.Г. Инчина

Стерлитамак 2008

Оглавление

I. Выписка из государственного образовательного стандарта

II. Учебная программа

Введение

Объем дисциплины и виды учебной работы

Содержание дисциплины

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список рекомендуемой литературы

Список словарей

III.. Рабочая программа

Цели изучения дисциплины

Содержание дисциплины

Методические рекомендации преподавателю

Методические рекомендации студенту

Содержание промежуточного и итогового контроля

IV. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

1. Задания для самостоятельной работы студентов

2. Контрольная работа

V. Тексты лекций.

VI. Электронный носитель с текстами лекций.

  1. Выписка из государственного образовательного стандарта

Основные вопросы стилистики русского языка и ораторского искусства.

Основные понятия, категории, проблемы стилистики. Стили современного русского литературного языка.

Функциональные стили современного русского языка. Классификация стилей. Специфические и общие стилевые черты. Взаимодействие функциональных стилей. Понятие стилистической нормы. Стилистические ошибки. Стилистические ресурсы русского литературного языка.

Научный стиль и его подвиды. Жанры письменной научной речи (монография, статья, тезисы доклада, курсовая и дипломная работа как первичные научные тексты; аннотация, реферат, конспект как вторичные научные тексты), структура и языковое оформление каждого из них. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль и его подвиды, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Устная деловая речь. Деловая беседа и ее основные характеристики. Структура деловой беседы: предварительная подготовка, начало, передача информации, изложение позиции и аргументирование, выслушивание доводов и реакция на них, принятие решений. Разновидности начала деловой беседы, способы выхода из нее.

Деловые переговоры.

Устный отчет, его структурно-смысловые части, особенности речевого оформления.

Деловые совещания, собрания, их цели и типы. Выступление на деловом совещании и его речевая характеристика.

Культура делового спора. Культура телефонного общения.

Публицистический стиль, его жанровая дифференциация и отбор языковых средств.

Письменная публицистическая речь. Особенности устной публицистической речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Стиль и манера произношения (размеренный темп речи, четкая дикция, интонационная обработка).

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования

разговорной речи, роль внеязыковых факторов (мимики, жестов, интонации и др.)

Основы культуры речи.

Основные направления совершенствования навыков грамотного письма

  1. Учебная программа

Введение

Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры (культура поведения, культура общения, физическая культура и др.), она прививается, воспитывается, развивается и требует постоянного совершенствования. Человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой национальной речи. .На это и нацелен названный курс. Выпускник любого учебного заведения: среднего, среднеспециального, профессионально-технического и высшего, - получивший любую профессию, должен знать нормы современного русского литературного языка и, опираясь на эти знания, уметь не только писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме сообразно с той обстановкой, в которой находится; говорить выразительно, ясно, логично, просто, точно. Исходя из языковой политики нашей республики, на территории которой русский язык, согласно «Закону о языках», признается (наряду с башкирским) одним из государственных языков, на котором происходит общение во всех сферах жизнедеятельности человека: в быту, в делопроизводстве, в судопроизводстве, науке, культуре, на радио, телевидении и т. д.-, курс «Русский язык и культура речи» введен в учебные планы всех учебных заведений, в том числе не филологического профиля.

Исходя из количества часов и в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, планируется дать общие сведения о языке, познакомить студентов с формами существования национального русского языка; общими вопросами функционирования языка, с основами культуры речи; закрепить в сознании и на практике правила русской орфографии и пунктуации, с целью совершенствования навыков грамотного письма, изучить вопросы стилистики и ораторского искусства.

Планируется детальное знакомство с вопросами культуры речи в связи с тем, что современная ситуация требует повышения культуры речи, в особенности у молодежи.

Программа составлена на основе требований ГОС к данному курсу

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

124

4

Аудиторные занятия

62

4

Лекции

18

4 3

Практические занятия

22

4

Самостоятельная работа

62

4

Контрольные работы

4

Вид итогового контроля

Зачет зачет экзамен

4


Примечание: Система высшего образования базируется на рациональном сочетании нескольких видов учебной деятельности, в том числе лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Последний компонент является основой полноценного образования: только упорный собственный труд и желание приобрести знания могут стать гарантией превращения студента в высококлассного специалиста. Поэтому стимулирование самостоятельной, индивидуальной работы студентов, как учебной, так и научной, представляется одним из основных направлений в совершенствовании современного высшего образования.

Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. В целом разумное сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности позволяет реализовать три основные компонента высшего образования:

- познавательный, который заключается в усвоении студентами необходимой суммы знаний по избранной специальности, а также способности самостоятельно их пополнять;

- развивающий, то есть выработка навыков аналитического и логического мышления, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение;

- воспитательный - формирование профессионального филологического сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной ими специальностью, но и с общим уровнем развития личности.

Самостоятельная работа студентов обычно складывается из нескольких составляющих:

  • работа с текстами: учебниками, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, в том числе материалами интернета, а также проработка конспектов лекций;

  • написание докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, составление графиков, таблиц, схем;

  • участие в работе семинаров, студенческих научных конференций, олимпиад;

  • подготовка к зачетам и экзаменам непосредственно перед ними.

Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования. В учебных планах всех дисциплин на нее отводится не менее половины учебного времени.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, а также преподавателям высших учебных заведений.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине (89)

    Учебно-методический комплекс
    для студентов 1- 2 курсов дневного отделения филологического факультета по специальности 05.03.03.65 (иностранный язык с дополнительной специальностью)
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине (93)

    Учебно-методический комплекс
    Научный стиль и его подвиды. Жанры письменной научной речи (монография, статья, тезисы доклада, курсовая и дипломная работа как первичные научные тексты; аннотация, реферат, конспект как вторичные научные тексты), структура и языковое
  4. Рабочая программа по курсу «русский язык и культура речи» для студентов очной формы обучения по специальности (2)

    Рабочая программа
  5. Рабочая программа по курсу «русский язык и культура речи» для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности

    Рабочая программа
    Настоящая программа для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности 050103.65 «География» ГСЭ Ф.06 составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго
  6. Рабочая программа по курсу «русский язык и культура речи» для студентов очной формы обучения по специальности (1)

    Рабочая программа
    Русский язык и культура речи: Рабочая программа для студентов очной формы обучения / сост. И.А. Крым; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2007.
  7. Рабочая программа по курсу «русский язык и культура речи» для студентов очной формы обучения по специальности 031001 «филология» факультета филологии и журналистики

    Рабочая программа
    Русский язык и культура речи: Рабочая программа для студентов очной формы обучения / сост. Л.А. Араева, М.Н. Образцова; Кемеровский государственный университет.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.

Другие похожие документы..