Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год

Тема 4. Развитие лингвистической компетенции на уроках русского языка.

Овладение основами науки о языке, основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка. Формирование способностей учащихся в области лингвистики. Нормы литературного языка. Варианты норм. Основные лингвистические словари. Проблема экологии языка. Русский язык как один из индоевропейских языков.

Тема 5. Развитие культуроведческой компетенции при изучении русского языка.

Взаимосвязь языка и культуры. Овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения и русским речевым этикетом. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Контрольные процедуры

Контрольная работа – слушателям будет предложен ученический текст сочинения, который они должны будут отредактировать.

Список литературы

1. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации / Н.С. Валгина. – М., 2000.

2. Васильева Е.В. Русский язык. Литература / Е.В. Васильева, Т.И. Канина, М.А. Слинько. – Воронеж, 2004.

3. Винокур Г.О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика / Г.О. Винокур. – М., 1990.

4. Власенков А.И. Содержание элективных курсов по русскому языку. Словесность. – М. : Аркти, 2000.

5. Загоровская О.В. Русский язык : Пособие-практикум в 2-х частях / О.В. Загоровская, О.В. Григоренко. – Воронеж, 2004.

6. Соловьева Н.Н. Изложение без шпаргалки / Н.Н. Соловьева. – М., 2003.

7. Солганик Г.Я. Стилистика текста / Г.Я. Солганик. – М., 2000.

8. Васильева Е.В. Открытые уроки по курсу «Русский язык» / Е.В. Васильева, Т.И. Канина. – М., 2008.

Блок

«РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

Пояснительная записка

В настоящее время школа перешла к развивающему подходу в образовании. В результате основной упор делается на развитии компетенций.

Цель данного блока – раскрыть перед учителями русского языка и литературы суть компетентностного подхода в обучении по литературе.

Задачи:

- показать пути развития общекультурной компетенции;

- раскрыть методику формирования ценностно-мировоз­зренческой компетенции;

- познакомить с методами и приёмами развития читательской компетенции;

- сформировать навыки развития читательской компетенции.

Виды деятельности: лекции, практические, семинарские, лабораторные занятия, круглые столы по обмену опытом.

Форма контроля – контрольная работа.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Развитие общекультурной компетенции

в литературной сфере

1

1

2

лекция

практика

лабораторная работа

2.

Формирование ценностно-мировоззренческой компетенции

в сфере литературы

2

2

2

2

лекция

практика

семинар

круглый стол

3.

Методика развития читательской компетенции

2

2

практика

лабораторная работа

4.

Технология развития речевой компетенции

1

2

1

лекция

практика

контрольная работа

5.

УМК по литературе на базовом

и профильном уровнях

1

2

1

лекция

практика

круглый стол

Итого

24

Содержание тем

Тема 1. Развитие общекультурной компетенции в литературной сфере.

Восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры. Понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова. Представление о важнейших этапах развития литературного процесса.

Тема 2. Формирование ценностно-мировоззренческой компетенции в сфере литературы.

Понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе. Умение определить нравственные проблемы. Гуманизация образования средствами литературы.

Тема 3. Методика развития читательской компетенции.

Развитие способности к творческому чтению. Процесс освоения литературного произведения на личностном уровне. Развитие умения вступать в диалог «автор-читатель». Специфика языка художественного произведения. Художественный текст и его анализ. Усиление сопоставительного аспекта изучения литературы на историко-культурном контексте на профильном уровне.

Тема 4. Технология развития речевой компетенции.

Развитие способностей и навыков к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров. Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности.

Тема 5. УМК по литературе на базовом и профильном уровнях.

Анализ Государственного стандарта образования по литературе на базовом и профильном уровнях. Основные УМК в старшей школе. Отбор содержания к урокам углубленного изучения литературы. Сравнительный анализ программ.

Контрольные процедуры

Контрольная работа – слушателям будет предложен текст для литературоведческого анализа. Алгоритм анализа они узнают на практическом занятии.

Список литературы

  1. Бандура А.М. Изучение элементов теории литературы в 9–11 классах / А.М. Бандура. – М., 1999.

  2. Коровина В.Я. Развитие речи учащихся 4–10 классов в процессе изучения литературы в школе / В.Я. Коровина. – М., 2005

  3. Обернихина Г.А. Современный урок литературы : методические рекомендации / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова. – М., 2000.

  4. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему / Г.А. Обернихина. – М., 1998.

  5. Преподавание литературы в 9 классе / под ред. Г.А. Обернихиной. – М. : Аркти, 2003.

  6. Пугач В.Е. Русская поэзия на уроках литературы. 9–11 классы / В.Е. Пугач. – СПб., 2003.

  7. Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей / В.А. Степихова. – СПб., 2002.

  8. Слинько М.А. Тестовый аналитический практикум / М.А. Слинько. – Воронеж, 2008.

Блок

«ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

И ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Пояснительная записка

Современная школа находится в периоде значительных перемен. Модернизация образования требует от учителя новых знаний.

Цель данного модуля – познакомить учителя-словесника с особенностями работы по предпрофильной подготовке и переходу на профильное обучение.

Задачи модуля:

- дать понятие о новых формах итоговой аттестации;

- показать принципы использования ИКТ на уроках русского языка и литературы

- раскрыть алгоритм предпрофильной подготовки;

- показать инновационные технологии в обучении.

Виды деятельности: лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия, круглые столы по обмену опытом.

Форма контроля – контрольная работа.

Блок рассчитан на 24 часа.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Алгоритм предпрофильной подготовки

2

лекция

2.

Информационная работа

в структуре предпрофильной подготовки

2

деловая игра

3.

Проектирование образовательных сетей

2

деловая игра

4.

Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении

1

2

1

лекция

практика

контрольная работа

5.

Портфолио

2

практика

6.

ЕГЭ и ГИА по русскому языку

1

1

2

лекция

практика

деловая игра

7.

Новые формы итоговой аттестации по литературе в 9 и 11 классах

2

2

лекция

практика

8.

Современный урок

2

2

практика

круглый стол

Итого

24

  1. Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  2. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания иностранных языков. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  3. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (2)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей иностранных языков отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего
  4. Программа дисциплины Пропедевтический курс по теории и методике преподавания русского языка и литературы для студентов специальности

    Программа дисциплины
    В методике как науке есть проблемы, которые, исходя из их специфики, могут решаться только на основе взаимодействия учебных предметов. Такова проблема совершенствования речевой и читательской деятельности учащихся.
  5. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (2)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  6. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  7. Программа теория и методика обучения русскому языку

    Документ
    Цель преподавания дисциплины: обеспечить теоретико-практическую подготовку студентов-филологов к обучению русскому языку в школе и воспитанию учащихся средствами этого предмета.
  8. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год воронеж 2009 удк 785 ббк 85. 315

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 24 с.
  9. Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»

    Программа дисциплины
    Современный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная

Другие похожие документы..