Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год

Содержание тем

Тема 1. Развитие творческих способностей учащихся как общепедагогическая и методическая проблема.

Общее понятие о творческих способностях. Способы выявления и развития творческих способностей учащихся при изучении филологических дисциплин. Анализ результатов творческой деятельности учащихся; экспертиза деятельности учителя русского языка и литературы на наличие элементов развития творческих способностей учащихся.

Тема 2.Организация литературного и интеллектуального творчества учащихся в области филологии.

Модели креативности. Задания, развивающие креативность.

Виды исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе. Возможности эффективного использования исследовательской работы при изучении материала школьной программы.

Тема 3.Методическое творчество учителя как слагаемое развития творческих способностей учащихся.

Новое в концепции педагогической деятельности учителя. Методическое творчество учителя в области создания развивающих программ, нестандартных уроков, при подготовке творческих заданий для учащихся.

Основные психологически ориентированные модели школьного обучения: «свободная модель», «диалогическая модель», «личностная модель», «обогащающая модель», «развивающая модель», «структурирующая модель», «активизирующая модель», «формирующая модель».

Контрольные процедуры

Тест (образец).

1. Назвать модели креативности.

2. Назвать способы выявления творческих способностей.

Список литературы

  1. Абрамова С.В. Лекция 2. Учебное и научное в учебно-исследовательской работе по русскому языку / С.В. Абрамова // Русский язык. – 2006. – № 18. – С. 4–11.

  2. Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. – СПб.: Питер, 2004. – 176 с.

  3. Васильева Е.В. Литературное творчество учащихся : учебно-методическое пособие / Е.В. Васильева. – Воронеж, 2002.

  4. Васильева Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности в области филологии // Исследовательская работа школьников. – 2004. – № 4. – С. 21–31.

Модуль

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС И СУДЬБЫ

ЦИВИЛИЗАЦИИ ХХ ВЕКА»

Пояснительная записка

Современные формы гуманитарного познания акцентируют значимость междисциплинарных подходов как средства формирования целостно-универсальных мировоззренческих ориентиров, по-своему углубляющих и обогащающих конкретные образовательные предметы.

Цель модуля: дать представление о социокультурных и геоисторических координатах литературного процесса ХХ века в его национальной российской специфике.

Задачи модуля: Уточнить современное содержательно-смысловое соотношение понятий культуры и цивилизации как контекстового поля литературного развития. Выявить роль культурной доминанты при выработке обновленных критериев оценки литературных явлений. Прояснить особенности социокультурной специфики, роли и функции отечественной литературы. Обозначить мировоззренческие основы и ценностные приоритеты «русской картины мира». Проследить, как специфика национальной модели мировосприятия воплощается в проблематике, эстетике и поэтике крупнейших русских писателей ХХ столетия.

Форма занятий: лекции, практика, круглый стол.

Форма контроля – тест.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Литературный процесс как феномен культуры

2

лекция

2.

Национальная специфика русской литературы ХХ столетия

2

круглый стол

3.

«Русская картина мира»

как эстетическая реальность

1

1

2

практика

тест

консультация

Итого

8

Содержание тем

Тема 1. Литературный процесс как феномен культуры.

Современное осмысление понятий культуры и цивилизации. Социокультурные координаты литературного процесса, внутренние и внешние факторы его развития как системы. Литературные явления как части механизма накопления и трансляции культурного опыта человечества.

Тема 2. Национальная специфика русской литературы ХХ столетия.

Особое стержневое значение литературы в духовной жизни российского общества. Творческая индивидуальность писателя в свете формулы «поэт в России больше, чем поэт». Идеология русской литературы ХХ века в ее различных типологических слагаемых. Советская и «альтернативная» литературная классика.

Тема 3. «Русская картина мира» как эстетическая реальность.

Геоисторические основы национального самосознания в российском «евразийстве». Культурные генотипы Запада и Востока. Русская картина мира как «очная ставка человека и Вечности».

Контрольные процедуры

Тест (образец).

1. Что понимается под формулой «Поэт в России больше, чем поэт»?

2. Назвать культурные генотипы Востока и Запада.

Список литературы

  1. Гачев Г. Национальные образы мира / Г. Гачев. – М., 1998.

  2. Литературный процесс и судьбы цивилизации ХХ века / под ред. А.Б.Удодова. – Воронеж, 2002.

  3. Русская идея / сост. Н. Мавлин. – М., 1992.

  4. Русская литература ХХ века: поиск ориентиров. Ч. I. Мифы и реалии / под ред. А.Б. Удодова. – Воронеж. 1995.

  5. Русская литература ХХ века: проблемы современного прочтения : пособие для учителя / под ред. А.Б. Удодова. – 3-е изд. – Воронеж, 2006.

Блок

«КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

В ОБРАЗОВАНИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Пояснительная записка

Данный блок предназначен для учителей, работающих в выпускных классах основной и средней школы и стремящихся расширить свои знания в области русистики и методики преподавания русского языка в условиях модернизации образования и повышения требований к выпускникам 9 и 11 классов.

Цель– формирование системы знаний об основных направлениях развития компетенций по русскому языку.

Задачи: показать способы развития коммуникативной компетенции; расширить знания о лингвистической компетенции; представить пути развития культуроведческой компетенции.

Формы работы: лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия, круглый стол по обмену опытом.

Форма контроля контрольная работа.

Блок рассчитан на 24 часа.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Обновление содержания образования по русскому языку в свете требований к выпускнику школы ХХI века

2

2

лекция

практика

2.

УМК по русскому языку на базовом

и профильном уровнях

1

1

2

лекция

практика

круглый стол

3.

Развитие коммуникативной компетенции

в сфере русского языка

1

2

1

практика

лабораторная работа

контрольная работа

4.

Развитие лингвистической компетенции

на уроках русского языка

2

2

2

2

лекция

практика

посещение урока

лабораторная работа

5.

Развитие культуроведческой компетенции при изучении русского языка

1

1

1

1

лекция

практика

лабораторная работа

круглый стол

Итого

24

Содержание тем

Тема 1. Обновление содержания образования по русскому языку в свете требований к выпускнику школы ХХI века.

Концепция федеральной целевой программы «Русский язык»: сохранение, развитие и распространение русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества. Проблема качества владения русским языком учащимися. Функционирование русского языка в различных сферах его употребления. Научно-методические основы преподавания русского языка на современном этапе. Компетентностный подход в преподавании русского языка.

Тема 2. УМК по русскому языку на базовом и профильном уровнях.

Анализ Государственного стандарта образования по русскому языку. Анализ существующих программ по русскому языку для старшей школы с точки зрения реализации Государственного стандарта на базовом и профильном уровнях. Проблема выбора УМК. Требования к методическому аппарату учебника с точки зрения компетентностного подхода к преподаванию на базовом и профильном уровнях.

Тема 3. Развитие коммуникативной компетенции в сфере русского языка.

Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Культура речи. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи. Культура учебно-научного и делового общения. Текст как результат речевой деятельности. Редактирование собственного текста.

  1. Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  2. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания иностранных языков. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  3. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (2)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей иностранных языков отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего
  4. Программа дисциплины Пропедевтический курс по теории и методике преподавания русского языка и литературы для студентов специальности

    Программа дисциплины
    В методике как науке есть проблемы, которые, исходя из их специфики, могут решаться только на основе взаимодействия учебных предметов. Такова проблема совершенствования речевой и читательской деятельности учащихся.
  5. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (2)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  6. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  7. Программа теория и методика обучения русскому языку

    Документ
    Цель преподавания дисциплины: обеспечить теоретико-практическую подготовку студентов-филологов к обучению русскому языку в школе и воспитанию учащихся средствами этого предмета.
  8. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год воронеж 2009 удк 785 ббк 85. 315

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 24 с.
  9. Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»

    Программа дисциплины
    Современный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная

Другие похожие документы..