Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год

Тема 2. Литература русского зарубежья.

Культурно-исторический феномен российской эмиграции. Центры эмиграции и особенности литературной жизни в инокультурном отражении. Типологические особенности эмигрантской литературы и проблемы преемственности художественно-эстетической традиции. Методические ориентиры изучения литературы русского зарубежья в средней школе.

Тема 3. Литературный процесс на рубеже ХХ – ХХI веков.

Размежевание литературных сил. Литература постмодернизма. Жанровое и тематическое своеобразие. Судьба реализма в современной литературной ситуации. Особенности художественной системы современной литературы. Новый взгляд на мир и человека. Традиции и новаторство.

Тема 4. Стандарт. УМК по литературе.

Стандарт по литературе. Основные УМК по литературе. Принцип выбора УМК учителем. Разные подходы к формированию содержания курсов литературы в основной школе. Структура разных программ. Программы, ориентированные на классы и школы гуманитарного профиля.

Тема 5. Литературоведческий анализ текста.

Анализ художественных произведений в их жанровой специфике. Содержание, принципы и приемы анализа. Анализ лирического произведения. Анализ драматического произведения. Анализ эпического произведения.

Тема 6. Современное определение русской классики ХХ века и проблемы ее изучения.

М. Горький как тип художника: жизненно-творческий «универсализм» на широчайшей общедемократической основе. Пьеса «На дне» как полифоническая драма. Хрестоматийный и неизвестный Горький – художник и мыслитель. Современное шолоховедение. «Тихий Дон» – проблема авторства. «Русская картина мира» в романе и национальный характер в области главного героя. Художественная структура романа и диалог культур. «Возвращение» А. Платонова и М. Булгакова.

Тема 7. Новые теоретические понятия в курсе литературы.

Постмодернизм. Дискурс. Концепт. Симулякр. Гипертекст. Гиперреальность. Интертекст. Паратекстуальность. Римейк. Травестия. Киберпанк. Танкетки. Введение новых понятий в школьное изучение.

Контрольные процедуры

Контрольная работа – слушателям будет предложен постмодернистский текст, в котором надо будет найти гиперреальность, симулякр, эхокамеру, определить тип героя, объяснить паратекстуальность и т.д.Характеристика этих понятий будет дана в ходе практического занятия.

Список литературы

1. Брудитке А.А. Понимание и текст. Загадка человеческого понимания / А.А. Брудитке. – М., 1991.

2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературных произведений / А.Б. Есин. – М., 1998.

3. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы / М.Г. Качурин. – М., 1988.

4. Кременцов Л.П. Художественная литература в современной школе / Л.П. Кременцов. – М., 1990.

5. Лотман Ю.М. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция; О русской литературе классического периода. Вводные замечания / Ю.М. Лотман // Ю.М.Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. – М., 1994.

6. Русская литература ХХ в. – М., 1991.

7. Русское литературное зарубежье : Сб. материалов. – М., 1991.

8. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература / И.С. Скоропанова. – М., 1999.

9. Черняк М.А. Современная русская литература / М.А. Черняк. – М., 2007.

Блок

«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Пояснительная записка

Данный блок предполагает знакомство с основными положениями приоритетного национального проекта «Образование» и его реализацией на территории Воронежской области. Показываются новые формы итоговой аттестации по русскому языку и литературе в 9 и 11 классах. Приводятся примеры организации исследовательской работы учащихся.

Цель – показать основные нововведения в области преподавания русского языка и литературы в эпоху модернизации образования.

Задачи:

- познакомить с особенностями предпрофильной подготовки;

- показать отличия в преподавании электива-9 от элективного курса;

- систематизировать знания учителей русского языка и литературы по методике подготовки к новым формам итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Формы деятельности: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, посещение открытых уроков.

Форма контроля – контрольная работа.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Структура и содержание предпрофильной подготовки и профильного обучения

1

1

лекция

практика

2.

Методика создания элективных курсов

1

2

1

лекция

лабораторная работа

контрольная работа

3.

Уроки русского языка и литературы в классах гуманитарного и негуманитарного профиля

2

2

4

лекция

круглый стол

посещение урока

4.

Внутришкольная и независимая оценка качества образования по русскому языку

в 9 и 11 классах

1

1

1

1

лекция

практика

семинар

лабораторная работа

5.

Внутришкольная и независимая оценка качества образования по литературе

в 9 и 11 классах

1

1

1

1

2

лекция

практика

лабораторная работа

круглый стол

посещение урока

Итого

24

Содержание тем

Тема 1. Структура и содержание предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Переход на профильное обучение. Профильная школа и профильные классы. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Информационная работа. «Пробы» (методические основы). Элективные курсы и электив-9. Портфолио. Новая форма итоговой аттестации в 9 классе.

Тема 2. Методика создания элективных курсов.

Понятие «элективный курс». Функции программы. Структура программы. Виды программ. Специфика отбора содержания. Экспертиза программ. Опыт реализации элективных курсов в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения. Отличие электива-9 от элективного курса.

Тема 3. Уроки русского языка и литературы в классах гуманитарного и негуманитарного профиля.

Русский язык и литература в классах гуманитарного и негуманитарного профиля. Распределение учебного материала. Использование разных УМК. Выбор программ обучения.

Тема 4. Внутришкольная и независимая оценка качества образования по русскому языку в 9 и 11 классах.

Новые формы итоговой аттестации в 9 и 11 классах как часть работы по модернизации структуры и содержания образования. Содержание и структура КИМов. Типология заданий. Кодификатор. Методика подготовки к экзаменам в новой форме.

Тема 5. Внутришкольная и независимая оценка качества образования по литературе в 9 и 11 классах.

Технология проведения ЕГЭ и ИГА по литературе. Структура КИМов. Особенности содержания. Критерии оценки образовательных достижений учащихся. Уровень подготовленности выпускников по отдельным курсам литературы. Методика подготовки к новой форме итоговой аттестации.

Контрольные процедуры

Контрольная работа – слушатели будут работать в малых группах. Они должны будут создать программу электива-9 определенного типа. На создание программы будет дано несколько недель. Навыки создания программы будут отработаны на лабораторных занятиях.

Список литературы

1. Брудитке А.А. Понимание и текст. Загадка человеческого понимания / А.А. Брудитке. – М., 1991.

2. Гриценко Р.М. Готовимся к ЕГЭ / Р.М. Гриценко. – Краснодар, 2006.

3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературных произведений / А.Б. Есин. – М., 1998.

4. Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе / Т.Я. Ерёмина. – СПб., 2004.

5. Францова Н.В. Анализ стихотворения / Н.В. Францова [и др.]. – М., 2007.

Модуль

«РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО

И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ»

Пояснительная записка

Одной из важнейших целей общеобразовательной школы является формирование общей культуры личности на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ. Реализация этой цели, несомненно, предполагает развитие творческих способностей школьников.

Цель модуля: раскрыть методику работы учителя по развитию интеллектуального уровня учащихся.

Задачи модуля:формирование следующих понятий: творческие способности, креативность (в широком и узком смысле слова), развитие творческих способностей, интеллектуальное творчество, уровни развития творческих способностей, условия развития творческих способностей, модели креативности, интеллектуальное творчество, интеллектуальное воспитание; формирование следующих умений: сопряжение педагогических наблюдений со специальным тестированием по определению уровня развития творческих способностей учащихся, корректное использование данных методов; анализ результатов творческой деятельности учащихся; экспертиза деятельности учителя русского языка и литературы на наличие элементов развития творческих способностей учащихся; обучение организации процесса развития творческих способностей учащихся в процессе проведения уроков русского языка и литературы и во внеклассной работе по предмету.

Формы занятий: лекция с элементами дискуссии, практическое занятие, лабораторная работа, круглый стол.

Форма контроля – тест.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Развитие творческих способностей учащихся как общепедагогическая и методическая проблема

1

1

лекция

практика

2.

Организация литературного и интеллектуального творчества учащихся в области филологии

1

1

практика

тест

3.

Методическое творчество учителя как слагаемое развития творческих способностей учащихся

1

1

2

лекция

практика

консультация

Итого

8

  1. Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  2. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания иностранных языков. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  3. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (2)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей иностранных языков отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего
  4. Программа дисциплины Пропедевтический курс по теории и методике преподавания русского языка и литературы для студентов специальности

    Программа дисциплины
    В методике как науке есть проблемы, которые, исходя из их специфики, могут решаться только на основе взаимодействия учебных предметов. Такова проблема совершенствования речевой и читательской деятельности учащихся.
  5. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (2)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  6. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  7. Программа теория и методика обучения русскому языку

    Документ
    Цель преподавания дисциплины: обеспечить теоретико-практическую подготовку студентов-филологов к обучению русскому языку в школе и воспитанию учащихся средствами этого предмета.
  8. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год воронеж 2009 удк 785 ббк 85. 315

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 24 с.
  9. Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»

    Программа дисциплины
    Современный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная

Другие похожие документы..