Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год

Список литературы

1. Методика преподавания литературы : учеб. для педвузов: в 2 ч. / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. – М., 2002. – 288 с.

2. Олимпиада по литературе : справочные материалы / сост. Е.В. Васильева, М.А. Слинько. – Воронеж, 2007.

3. Рапацкая Л. Искусство «серебряного века» / Л. Рапацкая. − М., 1996.

4. Русская литература ХХ века: проблемы современного прочтения / А. Удодов и [др.]. − 3-е изд. − Воронеж, 2006.

5. Слинько М. Из истории русской литературы конца XIX – начала XX века / М. Слинько. – Воронеж, 2000.

Блок

«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ

РУССКОГО ЯЗЫКА»

Пояснительная записка

Язык есть основное условие существования нации, хранилище национальной культуры народа. Понимание необходимости сознательного и бережного отношения к русскому языку чрезвычайно актуально в настоящее время.

Цель: показать живые процессы, происходящие в языке и вооружить учителей русского языка и литературы знаниями по методике преподавания русского языка в современных условиях.

Задачи – познакомить с государственной программой «Русский язык», с новым стандартом образования, с изменениями, которые произошли в Базисном учебном плане.

- осветить лингвокультурологический анализ текста;

- рассмотреть трудные случаи грамматических разделов в школьном курсе русского языка.

Блок рассчитан на 24 часа.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Нормы русского литературного языка

1

1

1

1

лекция

практика

круглый стол

открытый урок

2.

Трудные случаи грамматических разделов в школьном курсе русского языка

2

1

1

2

2

лекция

практика

лабораторная работа

круглый стол

открытый урок

3.

Современный урок русского языка с компьютерной поддержкой

1

2

1

лекция

лабораторная работа

контрольная

работа

4.

Специфика художественного текста и особенности его анализа

1

1

1

1

практика

лабораторная работа

круглый стол

открытый урок

5.

Стандарт. УМК по русскому языку

2

2

лекция

практика

Итого

24

Содержание тем

Тема 1. Нормы русского литературного языка.

Общепринятое употребление языковых средств. Основные достоинства русского национального языка. Русский язык – государственный язык РФ. Основные сферы функционирования русского языка. Языковые нормы. Закономерные процессы и явления, происходящие в языке на рубеже ХХ – ХХI веков. Источники языковых норм. Варианты норм, отраженные в словарях современного литературного языка.

Тема 2. Трудные случаи грамматических разделов в школьном курсе русского языка.

Принципы отбора материала для различного вида разборов. Понятие о корректном и некорректном материале, предложенном учащимся для разбора. Трудные случаи орфографического, морфологического, словообразовательного и синтаксического разбора. Трудности пунктуационного разбора и пути его преодоления.

Тема 3. Современный урок русского языка с компьютерной поддержкой.

Мультимедийные средства обучения в образовательном пространстве современной школы. Типология компьютерных средств обучения. Виды программ и их использование на уроках русского языка.

Тема 4. Специфика художественного текста и особенности его анализа.

Что необходимо знать ученику о принципах функционирования механизма языка. Первичные и вторичные функции языковых единиц и развитие речи учащихся. Лингвистический анализ текста и его последовательность.

Тема 5. Стандарт. УМК по русскому языку. Стандарт по русскому языку. Структура нового Базисного учебного плана. Основные УМК по русскому языку. Принцип выбора УМК учителем. Разные подходы к формированию содержания курсов русского языка и литературы в основной школе. Структура разных программ. Программы, ориентированные на классы и школы гуманитарного профиля. Анализ программ.

Контрольные процедуры

Контрольная работа – конспект урока русского языка с использованием ИКТ (из опыта работы учителя) с приложением презентации.

Список литературы

  1. Белошапкова В.А. Современный русский язык / В.А. Белошапкова [и др.]. – М., 1991.

  2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка / Н.С. Валгина– М., 1998.

  3. Кручинина И.Н. Структура и функционирование сочинительной связи в русском языке / И.Н. Кручинина. – М., 1998.

  4. Крылова О.А. Коммуникативный синтаксис русского языка / О.А. Крылова. – М., 1992.

  5. Шваркопф Б.С. Современная русская пунктуация. Система и её функционирование / Б.С. Шваркопф. – М., 1998.

  6. Шанский Н.М. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку как государственному / Н.М. Шанский [и др.]. – М., 2000.

Блок

«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО»

Пояснительная записка

Русская литература – явление особое и уникальное по глубине психологизма, яркой образности и философичности. Цель: показать всестороннего редукционизма глубинных основ литературы как искусства слова и методов её интерпретаций.

Задачи:

- показать принципы нового прочтения хрестоматийных произведений;

- осветить вопросы традиции и новаторства в развитии литературы;

- показать алгоритм анализа текстов;

Познакомить с разными линиями УМК по литературе.

В ходе курсовой подготовки учителя получают не только новые теоретические сведения, но и посетят открытые уроки лучших учителей, будут участвовать в семинарах и круглых столах, обмениваясь опытом.

Блок рассчитан на 32 часа.

Форма контроля – контрольная работа.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Новое прочтение русской классики XIX в.

1

1

1

1

лекция

практика

круглый стол

посещение урока

2.

Литература русского зарубежья

2

2

лекция

семинар

3.

Литературный процесс на рубеже

ХХ–XXI веков

2

1

1

лекция

практика

круглый стол

4.

Стандарт. УМК по литературе

1

2

1

лекция

практика

круглый стол

5.

Литературоведческий анализ текста

2

2

практика

лабораторная работа

6.

Современное определение русской классики ХХ века и проблемы ее изучения

2

2

1

1

2

лекция

практика

семинар

круглый стол

посещение урока

7.

Новые теоретические понятия

в курсе литературы

2

1

1

лекция

практика

контрольная работа

Итого

32

Содержание тем

Тема 1. Новое прочтение русской классики ХIХ века.

Изучение русской классики ХIХ века в современных социокультурных условиях. Возрождение русской религиозной философии. Переосмысление понятий эстетического и духовного. «Диалог культур» в процессе преподавания русской литературы ХIХ века.

  1. Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  2. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания иностранных языков. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  3. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (2)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей иностранных языков отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего
  4. Программа дисциплины Пропедевтический курс по теории и методике преподавания русского языка и литературы для студентов специальности

    Программа дисциплины
    В методике как науке есть проблемы, которые, исходя из их специфики, могут решаться только на основе взаимодействия учебных предметов. Такова проблема совершенствования речевой и читательской деятельности учащихся.
  5. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (2)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  6. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  7. Программа теория и методика обучения русскому языку

    Документ
    Цель преподавания дисциплины: обеспечить теоретико-практическую подготовку студентов-филологов к обучению русскому языку в школе и воспитанию учащихся средствами этого предмета.
  8. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год воронеж 2009 удк 785 ббк 85. 315

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 24 с.
  9. Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»

    Программа дисциплины
    Современный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная

Другие похожие документы..