Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год

Содержание тем

Тема 1. Содержание предмета «Русский язык» в условиях модернизации образования.

Основные линии обновления содержания современного общего образования в области родного русского языка. Сущность компетентностного подхода к определению современного содержания школьного образования в области русского языка. Новые дидактические единицы в минимуме содержания общего образования (для основной и старшей школы; базового и профильного обучения).

Современные лингвистические знания и требования государственного стандарта общего образования.

Тема 2. Формирование языковой, культуроведческой, коммуникативной и лингвистической компетенций школьников.

Общая характеристика новейшего этапа развития русского языка. Причины изменений в русском языке на рубеже ХХ–ХХI вв. Основные направления в развитии русского языка в новейший период его истории на уровне фонетики, словообразования, лексики, морфологии, синтаксиса. Динамические процессы в развитии лексического состава русского языка на рубеже ХХ–ХХI вв. Нормы русского литературного языка на современном этапе его развития. Отражение изменений в русском языке новейшего периода в современных словарях и учебных пособиях по русскому языку. Научная, учебно-методическая и справочная литература по проблемам современного состояния русского языка.

Тема 3. Проблемы сохранения и поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации и национально-культурного достояния русского народа в аспекте научного осмысления и практики школьного преподавания.

Русский язык как национально-культурное достояние русской нации. Национально-культурное своеобразие русского языка. Понятие безэквивалентной лексики. Место русского языка в современном мире и его функции. Проблема сохранения национальной идентичности русского языка в эпоху глобализации. Современные проблемы лингвоэкологии. Возможности, формы и способы сбережения и поддержки русского языка как необходимое условие сохранения русской нации и русской национальной культуры.

Контрольные процедуры

Тест (образец).

1. Что вкладывается в понятие «лингвистическая компетенция»?

2. Что такое безэквивалентная лексика?

Список литературы

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Русский язык // Сборник нормативных документов / сост. Э.Д. Днепров, А.Т. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2004. – С. 3–50.

  1. Закон о государственном языке Российской Федерации // Российская газета. – 2005. – 7 июня.

  2. Загоровская О.В. Состояние русского языка в России в начале III тысячелетия и языковое образование / О.В. Загоровская // Проблемы преподавания литературы, русского и иностранного языков в современной школе: материалы второй областной учительской конференции. – Воронеж : ВЭПИ, 2003.

  3. Загоровская О.В. Преподавание русского языка в современной школе: проблемы и перспективы / О.В. Загоровская // Известия Научно-координационного центра по профилю «Филология». – Вып. I. – Воронеж: ВЭПИ, 2003.

Модуль

«ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

Пояснительная записка

В середине 80-х годов XX в. стали появляться в светских журналах произведения писателей-эмигрантов. Впоследствии они были включены в школьную программу.

Цель модуля – углубить знания учителей русского языка и литературы по литературе русского зарубежья.

Задачи:

- показать особенности каждой из трёх волн русской эмиграции;

- акцентировать внимание на тех произведениях, которые включены в школьные программы;

- познакомить с новым взглядом литературоведов на проблему литературной эмиграции.

Форма работы: лекции, практические, семинары.

Форма контроля – тест.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Литература русского зарубежья

2

2

1

1

2

лекция

практика

семинар

тест

консультация

Итого

8

Содержание темы

Тема 1. Литература русского зарубежья.

Три волны эмиграции. Культурно-исторический феномен российской эмиграции; особенности литературной жизни в инокультурном окружении. Типология эмигрантской литературы и проблемы преемственности художественно-эстети­ческой традиции.

Контрольные процедуры

Тест (образец).

1. Назовите писателей, относящихся к первой волне эмиграции.

2. Назовите причину отъезда писателей третьей волны эмиграции. Как это было связано с их творчеством?

Список литературы

  1. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья / В.В. Аганесов. – М., 1998.

  2. Непомнящий В. О горизонтах познания и глубинах сочувствия / В. Непомнящий // Новый мир. – 2000. – № 10.

  3. Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья / Т.П. Буслакова. – М., 2005. – 365 с.

  4. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья / О.Н. Михайлов. – М., 2001. – 336 с.

Модуль

«ЛИТЕРАТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ»

Пояснительная записка

История русской литературы начала ХХ века неотрывна от культурно-исторического процесса этого периода.

Изучение этого периода введено в программы по литературе. Но учителя испытывают затруднения в выборе методики преподавания данного материала.

Цель модуля: показать особенности литературы Серебряного века в контексте развития культуры.

Задачи модуля: познакомить с основными тенденциями развития культуры конца XIX-начала ХХ века; соотнести особенности изучения литературы данного периода с требованиями стандарта; дать сопоставительную характеристику различным действующим программам по литературе в контексте их обращения к литературе Серебряного века

Форма занятий: лекционная; практикум, семинар, лабораторная работа, контрольная работа, деловая игра.

Форма контроля – тест.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Российский культурный Ренессанс конца

XIX – начала ХХ вв.

1

1

лекция

практическое занятие

2.

Изучение литературы Серебряного века

в контексте требований Стандарта по предмету

1

1

лекция

практическое занятие

3.

Изучение литературы Серебряного века в рамках действующих программ по предмету (сопоставительный выборочный обзор)

1

2

1

круглый столконсультация

тест

Итого

8

Содержание тем

Тема 1.Российский культурный Ренессанс конца XIX- начала ХХ вв.

Россия в конце XIX — начале ХХ вв. – один из центров мировой духовной жизни. Связь литературы с философией, искусством. Модернизм. Авангард.

Тема 2.Изучение литературы Серебряного века в контексте требований Стандарта по предмету.

Обзор разделов Стандарта, отражающих специфику изучения литературы первой четверти ХХ века в школе.

Тема 3. Изучение литературы Серебряного века в рамках действующих программ по предмету (сопоставительный выборочный обзор).

Обзор программ под ред. Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, Г.С. Меркина и другие УМК. Обсуждение их соответствия стандарту (по данному периоду).

Контрольные процедуры

Тест (образец):

1. Что вкладывается в понятие «культурный Ренессанс»?

2. Какой из изученных УМК по литературе наиболее полно отвечает требованиям Стандарта 2004 г .по литературе ?

  1. Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  2. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания иностранных языков. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  3. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (2)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей иностранных языков отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего
  4. Программа дисциплины Пропедевтический курс по теории и методике преподавания русского языка и литературы для студентов специальности

    Программа дисциплины
    В методике как науке есть проблемы, которые, исходя из их специфики, могут решаться только на основе взаимодействия учебных предметов. Такова проблема совершенствования речевой и читательской деятельности учащихся.
  5. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (2)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  6. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  7. Программа теория и методика обучения русскому языку

    Документ
    Цель преподавания дисциплины: обеспечить теоретико-практическую подготовку студентов-филологов к обучению русскому языку в школе и воспитанию учащихся средствами этого предмета.
  8. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год воронеж 2009 удк 785 ббк 85. 315

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 24 с.
  9. Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»

    Программа дисциплины
    Современный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная

Другие похожие документы..