Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год
XIX ВЕКА»
Пояснительная записка
Современное литературоведение радикально перестраивается. Создается новый критериальный подход к анализируемым текстам, ученые переосмысливают наследие русских писателей с точки зрения христианского православного идеала.
Настоящая программаадресована учителям русского языка и литературы 5–11 классов.
Цель модуля: познакомить слушателей курсов повышения квалификации с изменениями, происходящими в современном литературоведении, с теорией и практикой новых технологий обучения, новой интерпретацией классических хрестоматийных текстов.
Задачи модуля:
- определить основные векторы пушкинского духовного развития, сочетания взаимоисключающих и взаимно дополняющих элементов религиозного сознания поэта, в том числе, соотношения в нем веры и безверия;
- выявить взаимосвязь мифологических, античных, библейских культурных пластов в творчестве И.С. Тургенева;
- охарактеризовать своеобразие религиозных взглядов И.А. Гончарова.
Форма занятий: лекция и семинары.
Форма контроля – тест.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятия |
1. | Современное прочтение русской классической литературы XIX в. | 3 2 1 2 | лекция практика тест консультация |
Итого | 8 |
Содержание темы
Тема 1. Современное прочтение русской классической литературы XIX в.
Библейские мотивы. Мифологемы. Мифологические сюжеты. Библейская образность.
Контрольные процедуры
Тест (образец).
1. Какой библейский сюжет положен в основу романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
2. Какие библейские мотивы мы можем определить в драме А.Н. Островского «Гроза»?
Список литературы
Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы / С.Г. Бочаров. – М., 1999.
Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVIII–XX веках / М.М.Дунаев. – М., 2003.
Духовный труженик: А.С. Пушкин в контексте русской культуры. – СПб., 1999.
Евангельский текст в русской литературе ХVIII–ХХ вв.: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр : сб. научных тр. – Петрозаводск, 1998. – Вып.2. – 551 с.
Модуль
«ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА:
МЕТОДОЛОГИЯ, ТИПОЛОГИЯ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ»
Пояснительная записка
Реалии филологического образования в области изучения литературы показывают, что наибольшие сложности вызывает обращение в литературному процессу ХХ столетия. Минувший век выступает как особая эпоха – в небывалой сложности и драматичности развития литературного процесса, в беспрецедентной вариативности художественного поиска – беспримерным расколом русской литературы с ее великими «прорывами», «взлетами» и «падениями». Все это диктует ныне необходимость попыток очертить контуры литературного процесса ХХ столетия в целом, наметить тенденции магистрального развития и основные типологические черты русской литературы. При этом современный учитель должен владеть и современным филологическим инструментарием – на уровне современных подходов к осмыслению литературных явлений, формированию критериев их оценки и навыков литературного анализа. Все это предопределяет актуальность предложенного курса, цели и задачи которого спроецированы на самую широкую учительскую аудиторию.
Цель модуля: повышение квалификации учителя-словесника на уровне его методологической культуры – при выработке ценностно-мировоззренческих ориентиров, исходных для собственной смыслотворческой деятельности применительно к предмету изучения.
Задачи модуля: уяснение общей картины литературного развития ХХ столетия во всей ее сложности и полноте. Выявление основных типологических слагаемых русской литературы в исторической динамике их взаимодействия. Овладение навыками современных подходов в формировании обновленного поля зрения на литературный процесс и критериев оценки литературных явлений ХХ столетия.
Формы занятий: лекции, практические.
Формы контроля –тест.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятия |
1. | Поиск современных методологических ориентиров в литературоведении XX века | 1 1 | лекция практика |
2. | Феномен советской литературы: новый взгляд | 2 1 1 | лекция консультация тест |
3. | Динамика взаимодействия тенденций литературного развития | 1 1 | лекция консультация |
Итого | 8 |
Содержание тем
Тема 1. Поиск современных методологических ориентиров в литературоведении ХХ века.
Методология и методика как формы организации научной и образовательной деятельности. Методологические ориентиры советской эпохи и «перестроечные» альтернативы. Современные подходы: формирование нового поля зрения и оптимальных критериев оценки литературных явлений. Методологическая и методическая культура учителя.
Тема 2. Феномен советской литературы: новый взгляд.
Официальная советская литература и ее «задержанная» альтернатива. Социалистический реализм как вид нормативной эстетики и национальная литературная традиция. Советская классика: мифы и реалии. Проблема современных оценок и содержание образовательных программ.
Тема 3. Динамика взаимодействия тенденций литературного развития.
Уровень творческого многообразия литературного процесса как исторически меняющаяся величина. Динамика творческого многообразия на протяжении ХХ столетия; феномен «сверхмногообразия» на рубеже 1980–1990-х годов. Основные типологические слагаемые в проблемно-тематических и жанрообразующих доминантах.
Контрольные процедуры
Тест (образец).
1. Какую литературу мы называем «задержанной»?
2. Назовите трех авторов и их произведения, которые мы относим к «задержанной» литературе.
Список литературы
Русская литература ХХ века: поиск ориентиров. Ч. I. Мифы и реалии / под ред. А.Б. Удодова. – Воронеж, 1995.
Русская литература ХХ века: проблемы современного прочтения : пособие для учителя / под ред. А.Б. Удодова. – 3-е изд. – Воронеж, 2006.
Удодов А.Б. Временник 1917–1930: история русской литературы в событиях, фактах комментариях / А.Б. Удодов. – Воронеж, 1999.
Удодов А.Б. Динамика формирования и взаимодействия типологических пластов в русской литературе ХХ века: синергетика литературного процесса / А.Б. Удодов // Вестник Научно-практической лаборатории по изучению литературного процесса ХХ века. – Вып. V. – Воронеж, 2001.
Модуль
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ
МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Пояснительная записка
Данный учебный курс предназначен для опытных и творчески работающих учителей, стремящихся расширить свои знания в области русистики и методики преподавания русского языка в условиях модернизации образования и в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы.
Цель предлагаемого модуля – формирование системы знаний о проблемах изучения русского языка, имеющих принципиальные значения для становления языковой личности современного школьника.
Задачи:
знакомство слушателей с современным концептуальным подходом к содержанию языкового образования в России в условиях его модернизации;
формирование научно обоснованных знаний и представлений о современной языковой ситуации в России и основных динамических процессах развития русского языка на рубеже XX–XXI в.в.; о русском языке как национально-культурной ценности русского народа;
расширение знаний и представлений о возможностях использования материалов о сущностных особенностях русского языка и его современного состояния для формирования языковой, культуроведческой, коммуникативной и лингвистической компетенций современного школьника.
В Программу курса включены различные виды учебной деятельности: лекции, практические занятия.
Форма итогового контроля – тест.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятия |
1. | Содержание предмета «Русский язык» в условиях модернизации образования | 1 1 | лекция практика |
2. | Формирование языковой, культуроведческой, коммуникативной и лингвистической компетенций школьников | 1 1 1 | лекция практика консультация |
3. | Проблемы сохранения и поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации и национально-культурного достояния русского народа в аспекте научного осмысления и практики школьного преподавания | 1 1 1 | практика тест консультация |
Итого | 8 |
Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год (1)
ДокументДополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (1)
ДокументДополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания иностранных языков. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (2)
ДокументДополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей иностранных языков отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующегоПрограмма дисциплины Пропедевтический курс по теории и методике преподавания русского языка и литературы для студентов специальности
Программа дисциплиныВ методике как науке есть проблемы, которые, исходя из их специфики, могут решаться только на основе взаимодействия учебных предметов. Такова проблема совершенствования речевой и читательской деятельности учащихся.Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (2)
Программа дисциплиныВ основе дисциплины — исторически сложившаяся методология лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009
ДокументДополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.Программа теория и методика обучения русскому языку
ДокументЦель преподавания дисциплины: обеспечить теоретико-практическую подготовку студентов-филологов к обучению русскому языку в школе и воспитанию учащихся средствами этого предмета.Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год воронеж 2009 удк 785 ббк 85. 315
ДокументДополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 24 с.Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»
Программа дисциплиныСовременный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная