Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год

Содержание тем

Тема 1. Предпрофильная подготовка и профильное обучение.

Алгоритм предпрофильной подготовки. Программа электива-9. Структура программы. Специфика отбора содержания. Виды учебной деятельности и формы контроля как качественные показатели реализации программы. Экспертиза программы. Отличие электива-9 от элективного курса профильной школы или профильного класса. Портфолио.

Тема 2. Внутришкольная и независимая оценка качества образования по русскому языку в 9 и 11 классах.

Новые формы итоговой аттестации в 9 и 11 классах как часть работы по модернизации структуры и содержания образования. Содержание и структура КИМов. Типология КИМов. Технология проведения итоговой аттестации. Критерии оценки.

Тема 3. Внутришкольная и независимая оценка качества образования по литературе в 9 и 11 классах.

Технология проведения ЕГЭ и ГИА по литературе. Структура КИМов. Особенности содержания. Критерии оценки образовательных достижений учащихся. Проблемы подготовленности выпускников по отдельным курсам литературы. Методика подготовки к новой форме итоговой аттестации.

Тема 4. Методика подготовки к олимпиадам и конкурсам.

Работа по углубленному изучению филологических предметов. Основные требования Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе. Филологические и культурологические аспекты.

Тема 5. Традиционные и нетрадиционные уроки.

Алгоритм традиционного урока. Виды уроков. Понятие «нетрадиционный» урок. Функции таких уроков. Соотношение этих уроков в школьной практике.

Контрольные процедуры

Контрольная работа – проведение экспертизы программы электива-9 по заданному образцу. Методика экспертизы будет показана на практическом занятии.

Список литературы

  1. Антипов С.А. От аттестации – к национальному проекту / С.А. Антипов, Е.В. Васильева. – Воронеж, 2007.

  2. Васильева Е.В. Открытые уроки по курсу «Русский язык» / Е.В. Васильева, Т.И. Канина. – М., 2008.

  3. Васильева Е.В. О тексте и контексте / Е.В. Васильева, Т.И. Канина. – Воронеж, 2008.

  4. Новые государственные стандарты школьного образования. – М., 2004.

5. Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку / Т.Ю. Угроватова. – М., 2007.

Блок

«ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Пояснительная записка

Современный педагогический процесс предполагает развитие новой образовательной среды, создание которой позволит существенно усилить влияние школы как социального института на ход самореализации личности обучающегося.

С целью распространения передового опыта, а также для организации дистанционного (очно-заочного) обучения учителей создан РЦ ДО в ВОИПКиПРО. Такая работа особенно важна, если учесть отставание России в области компьютеризации обучения от всех развитых стран мира.

Цель данного модуля – помочь учителям русского языка и литературы в подготовке к прохождению курсов повышения квалификации и переподготовки в дистанционном режиме с применением новых информационно-коммуникативных технологий.

Задачи модуля:формирование следующих понятий: дистанционное образование, занятие с поддержкой ИКТ, лекция, практическое занятие, лабораторное занятие в дистанционном режиме; формирование следующих умений: сбор материалов из разных источников, в том числе из сети Интернет, для выполнения заданий курсов в дистанционном режиме; установление интерактивной связи слушателя с преподавателем и тьютором в дистанционном режиме средствами ИКТ.

Формы занятий: лекция с компьютерной презентацией, практическое занятие, лабораторная работа, круглый стол.

Форма контроля контрольная работав электронном виде, отправленная по электронной почте.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Понятие о дистанционном образовании и пути реализации программы повышения квалификации педагогов средствами дистанционного обучения

2

2

4

лекция

практика

лабораторная работа

2.

Методические и дидактические требования к работе слушателей курсов

в дистанционном режиме

2

2

4

лекция

практика

лабораторная работа

3.

Мониторинг выполнения программы

в дистанционном режиме

4

2

2

практика

лабораторная работа

контрольная работа

Итого

24

Примечание. 12 часов отводится на самостоятельную работу.

Содержание тем

Тема 1.Понятие о дистанционном образовании и пути реализации программы повышения квалификации педагогов средствами дистанционного обучения.

Дистанционное образование в мире и в России: среднее, первое высшее, второе высшее, повышение квалификации. Способы организации дистанционного образования: кейс-метод, электронная почта, специальные сайты.

Средства ИКТ, необходимые для осуществления дистанционного обучения (офисные технологии, Интернет, электронная почта). Дополнительные средства выполнения заданий (средства мультимедиа).

Тема 2.Методические и дидактические требования к работе слушателей курсов в дистанционном режиме.

Понятие о лекции, практическом занятии, лабораторной и контрольной работе в дистанционном режиме: тест, календарно-тематический план, бланк экзаменационных вопросов, план урока, реферат, газета, презентация проекта и т.д. Форма предъявления материала, подготовка контрольных работ к отправке.

Тема 3.Мониторинг выполнения программы в дистанционном режиме.

Деятельность тьютора и преподавателей с целью установления интерактивной связи со слушателями курсов в дистанционном режиме. Возможности итоговой аттестации и дифференцированной диагностики по окончании курсов повышения квалификации в дистанционном режиме.

Контрольные процедуры

Контрольная работа – проверка навыков работы с электронной почтой. Слушателям будет предложен текст, в котором они должны будут исправить ошибки и после этого отправить новый вариант по электронному адресу кафедры ЛРиИЯ.

Примечание. Контрольная работа 0,5 часа  на количество слушателей.

Диагностика 0,25  на количество слушателей.

Руководство самостоятельной работой слушателей 2 ч.  на количество слушателей.

Список литературы

1. Алексеев А. Windows: лаборатория мастера / А. Алексеев, Г. Евсеев, Симонович С. АСТ-пресс, 2000.

2. Дьяконов В. Internet. Настольная книга пользователя / В. Дьяконов. – Солон, 1999.

3. Евсеев Г. Windows 98. Полный справочник в вопросах и ответах / Г. Евсеев, С. Симонович. – АСТ-пресс, 2000.

  1. Интернет в гуманитарном образовании / под редакцией Е.С. Полат. – Владос, 2001.

  2. Мейксон П.Г., Подбельский В.В. Начала сайтостроения / П.Г. Мейксон, В.В. Подбельский. – Федерация Интернет Образования, 2002.

  3. Николаева В., Сурков В. Использование Microsoft Office в школе / В. Николаева, В. Сурков. – ИМА-пресс, 2002.

Модуль

«ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ»

Пояснительная записка

В условиях всеобщей информатизации компьютеры становятся атрибутом действующих систем образования. Одним из перспективных направлений повышения эффективности обучения русскому языку и литературе является создание автоматизированных обучающих систем на базе персональных компьютеров, которые служат средством организации и управления учебной деятельностью.

Цель программы – создать условия для овладения теоретическими и практическими навыками использования обучающих компьютерных программ по русскому языку и литературе в школьном обучении.

Из цели вытекают следующие задачи:

  • показать широкие возможности обучающих компьютерных программ, повышающих эффективность процесса обучения русскому языку и литературе и улучшающих качество знаний и умений;

  • обучить учителей пользоваться обучающими компьютерными программами;

  • оказать помощь в освоении методической системы применения обучающих компьютерных программ в процессе работы.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы

1

2

2

1

2

лекция

практика

лабораторная работа

контрольная работа

консультация

Итого

8

Содержание темы

Тема 1. Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Методика и технология работы с компьютерами на уроках русского языка и литературы. Обучающие программы. Мультимедийные средства обучения в образовательном пространстве современной школы. Возрастные, физиологические и психологические основы использования компьютерных технологий при обучении русскому языку и литературе. Программы-тренажеры. Компьютерное тестирование. Технология и правила создания презентаций. Организация самостоятельной работы учащихся.

Контрольные процедуры

Контрольная работа представляет собой письменный рассказ учителя об использовании ИКТ на уроках русского языка с приложением презентации.

Список литературы

  1. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере / А.П. Журавлев. – М., 1988.

  2. Журавлев А.П. Язык и компьютер / А.П. Журавлев, Н.А. Павлюк. – М., 1989.

3. Журин А.А. Microsoft Word 2000 / А.А. Журин. – М. : АКВАРИУМ ЛТД, 2001.

  1. Интернет в гуманитарном образовании / под редакцией Е.С. Полат. – Владос, 2001.

  2. Курова Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения / Н.Н. Курова. – Федерация Интернет Образования, 2002.

Модуль

«СОВРЕМЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ

РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  2. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания иностранных языков. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  3. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (2)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей иностранных языков отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего
  4. Программа дисциплины Пропедевтический курс по теории и методике преподавания русского языка и литературы для студентов специальности

    Программа дисциплины
    В методике как науке есть проблемы, которые, исходя из их специфики, могут решаться только на основе взаимодействия учебных предметов. Такова проблема совершенствования речевой и читательской деятельности учащихся.
  5. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (2)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  6. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  7. Программа теория и методика обучения русскому языку

    Документ
    Цель преподавания дисциплины: обеспечить теоретико-практическую подготовку студентов-филологов к обучению русскому языку в школе и воспитанию учащихся средствами этого предмета.
  8. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год воронеж 2009 удк 785 ббк 85. 315

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 24 с.
  9. Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»

    Программа дисциплины
    Современный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная

Другие похожие документы..