Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год

Блок

«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

И МЕТОДИКА ЕЁ ПРЕПОДАВАНИЯ»

Пояснительная записка

В новых социокультурных условиях изменился подход к литературному образованию.

Цель – показать учителям литературы и русского языка основные изменения в интерпретации художественных текстов, а также раскрыть «секреты» преподавания литературы в условиях модернизации образования.

Задачи:

  1. раскрыть новое прочтение русской классики XIX века;

  2. познакомить с литературным процессом XX – XXI веков;

  3. дать представление о разных типах уроков литературы.

Большое внимание уделяется литературоведческому анализу текста.

Формы занятий: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, круглые столы, посещение открытых уроков.

Форма контроля – контрольная работа.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Духовная биография русской классики XIX в.

2

2

лекция

круглый стол

2.

Мифы и реалии литературного процесса ХХ в.

1

2

1

1

1

2

лекция

практика

семинар

круглый стол

контрольная работа

посещение уроков

3.

Русская литература ХХI в.

2

2

лекция

семинар

4.

Литературоведческий анализ художественного текста разных жанров

2

1

1

практика

круглый стол

посещение уроков

5.

Особенности анализа постмодернистского текста

2

2

практика

лабораторная работа

6.

Современное прочтение русской классики ХХ века на уроках литературы

в профильных классах

2

1

1

практика

круглый стол

посещение уроков

7.

УМК по литературе на базовом

и профильном уровнях

1

1

1

1

лекция

практика

круглый стол

посещение уроков

Итого

32

Содержание тем

Тема 1. Духовная биография русской классики ХIХ века.

Новое содержание образования по литературе. Христианство и его место в русской художественной культуре. Связь русской литературы с Евангельскими традициями. Библейские сюжеты и образы.

Тема 2. Мифы и реалии литературного процесса ХХ века.

ХХ век – «мифотворец». Мифы советской эпохи и неомифотворчество постсоветского периода. Демифологизация на современном этапе – преодоление однозначности оценок, социологизированных критериев, избирательного рассмотрения литературных явлений.

Тема 3. Русская литература ХХI века.

Традиционная и авангардная литература. Новые задачи критики и литературоведения. Современная проза и ее особенности. Жанровое своеобразие поэзии ХХI века. Новые имена. Термины. Литературные союзы. Художественные журналы.

Тема 4. Литературоведческий анализ художественного текста разных жанров.

Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы. Совершенствование умений анализа и интерпретации произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний. Пути анализа произведения: пообразный, целостный, проблемный. Основные приемы и формы анализа.

Тема 5. Особенности анализа постмодернистского текста.

Постмодернизм. Принципы построения потмодернистских текстов. Гиперреальность, симулякр, интертекст, эхокамера. Дискурс. Язык и текст. Лингвопластика, морфемная волна, палиндром, заумь. Римейк, травестия, киберпанк, антиутопия.

Тема 6. Современное прочтение русской классики ХХ века на уроках литературы в профильных классах.

Современное определение литературной классики и проблемы изучения. М. Горький как знаковая фигура для судеб российской культуры первой трети ХХ века. «Русская картина мира» в творчестве писателя. «Шолоховские вопросы» биографического, историко-литературного и художественно-эстети­ческого характера. Перспективы шолоховедения и формирование регионального образовательного компонента по шолоховской тематике.

Тема 7. УМК по литературе на базовом и профильном уровнях.

Новое содержание образования по литературе. Стандарт. БУП. Сравнительный анализ учебников, пособий и справочной литературы для 5-11 классов. Обзор учебников и пособий, входящих в федеральный компонент, их методическое обеспечение для 10-11 классов на базовом и профильном уровне.

Контрольные процедуры

Контрольная работа – краткое описание опыта изучения произведений М. Горького, М. Шолохова, В. Маяковского и др. (на выбор) с учетом деидеологизации, принятой в постсоветскую эпоху. На лекции подробно будет освещен вопрос о новом прочтении русской классики ХХ века.

Список литературы

  1. Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе / Л.И. Вуколов. – М., 2002.

  2. Винокур Г.О. Биография и культура / Г.О. Винокур. – М., 2007.

  3. Голубков М.М. Русская литература XX века / М.М. Голубков. – М., 2001.

  1. Ерёмина Т.Я. Учение. Общение. Творчество / Т.Я. Ерёмина. – СПб., 2000.

5. Ильин И. Постмодернизм / Илья Ильин. – М., 2001.

  1. Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.

  1. Пугач В.Е. Русская поэзия на уроках литературы. 9 – 11 кл. / В.Е. Пугач. – СПб., 2003.

  2. Роговер Е.С. Русская литература XX века / Е.С. Роговер. – СПб., 2002.

  3. Русская литература XX века в зеркале критики. – СПб., 2003.

  4. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература / И.С. Скоропанова. – М., 1999.

  5. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX века / А.Г. Соколов. – М., 1999.

12. Чупринин С. Русская литература сегодня / С. Чупринин. – М., 2003.

Блок

«РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

Пояснительная записка

На современном этапе идёт интенсивный процесс модернизации образования. Учитель должен быть знаком с основными его этапами и содержанием.

Цель – познакомить учителя русского языка и литературы с особенностями преподавания русской литературы в условиях перехода на предпрофильную подготовку и профильное обучение.

Задачи:

- познакомить с алгоритмом предпрофильной подготовки;

- сформировать навыки создания программ электива-9;

- показать методику работы по подготовке к ЕГЭ и ИГА

Формы деятельности: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, посещение открытых уроков.

Форма контроля – контрольная работа.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение

1

1

1

1

лекция

практика

лабораторная работа

контрольная работа

2.

Внутришкольная и независимая оценка

качества образования по русскому языку

в 9 и 11 классах

2

2

практика

лабораторная работа

3.

Внутришкольная и независимая оценка

качества образования по литературе

в 9 и 11 классах

1

1

1

1

практика

лабораторная работа

круглый стол

посещение уроков

4.

Методика подготовки к олимпиадам

и конкурсам

1

1

1

1

лекция

практика круглый стол

посещение уроков

5.

Традиционные и нетрадиционные уроки

2

2

4

лекция

круглый стол

посещение уроков

Итого

24

  1. Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  2. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания иностранных языков. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  3. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (2)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей иностранных языков отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего
  4. Программа дисциплины Пропедевтический курс по теории и методике преподавания русского языка и литературы для студентов специальности

    Программа дисциплины
    В методике как науке есть проблемы, которые, исходя из их специфики, могут решаться только на основе взаимодействия учебных предметов. Такова проблема совершенствования речевой и читательской деятельности учащихся.
  5. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (2)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  6. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  7. Программа теория и методика обучения русскому языку

    Документ
    Цель преподавания дисциплины: обеспечить теоретико-практическую подготовку студентов-филологов к обучению русскому языку в школе и воспитанию учащихся средствами этого предмета.
  8. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год воронеж 2009 удк 785 ббк 85. 315

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 24 с.
  9. Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»

    Программа дисциплины
    Современный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная

Другие похожие документы..