Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год

Тема 2. Учебно-методическое обеспечение преподавания литературы.

Изучение литературы по программам под ред. Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова, Г.И. Беленького. Современные подходы в изучении литературы. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Образовательный стандарт по литературе и критерии оценки уровня литературного образования школьников.

Понятие стандарта литературного образования и его назначение. Обоснование в стандарте целей, содержания и структуры литературного образования. Принципы структурирования материала на каждой ступени литературного образования. Содержание базового инвариантного уровня предъявления учебного материала. Критерии оценки уровня литературного образования школьников.

Тема 3. Литературоведческий анализ текста.

Образность как основная отличительная черта художественного текста. Аспекты художественного текста, уровень системы образов, сюжетно-композиционный уровень. Пути изучения литературного произведения. Читательское восприятия. Литературоведческий анализ в школе. Изучение литературного произведения в школе как творческий процесс. Приемы постижения авторской позиции в литературном произведении.

Контрольные процедуры

Форма контроля по каждой теме – тест и контрольная работа, которые будут отосланы вместе с материалами лекций, практических и лабораторных занятий. Цель – проверить уровень усвоения темы.

Список литературы

1. Алейников О.Ю. Пророки вне закона / О.Ю. Алейников, Н.Г. Корниенко, А.Б. Удодов. – Воронеж, 1993.

2. Алейников О.Ю. Облики русской усобицы / О.Ю. Алейников, Н.Г. Корниенко, А.Б. Удодов. – Воронеж, 1993.

3. Корниенко Н.Г. Русская литература о «болевых точках эпохи» / Н.Г. Корниенко. – Воронеж, 1996.

4. Корниенко Н.Г. Проблемы развития русской прозы конца ХХ века / Н.Г. Корниенко. – Воронеж, 2000.

5. Литературный процесс и судьбы цивилизации ХХ в. / под ред. А.Б. Удодова. – Воронеж, 2002.

6. Нефагина Г.Л. Русская проза 2-й половины 80-х – начала 90-х годов ХХ века / Г.Л. Нефагина. – Минск, 1998.

7. Русская литература ХХ века: Поиск ориентиров. Ч. 1. Мифы и реалии / под ред. А.Б. Удодова. – Воронеж, 1995.

8. Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов / И. Ильин. – М., 2001.

9. Удодов А.Б. Временник 1911–1930: История русской литературы в событиях, фактах, комментариях / А.Б. Удодов. – Воронеж, 1994.

10. Удодов А.Б. Раннее творчество Горького: проблемы современного прочтения / А.Б. Удодов. – Воронеж, 2000.

Блок

«НОВЫЕ ФОРМЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ»

Пояснительная записка

В связи с модернизацией образования были введены новые формы независимой экспертизы качества знаний по русскому языку и литературе в 9 и 11 классах.

Цель блока – познакомить учителей русского языка и литературы с особенностями ЕГЭ и ИГА

Задачи:

- показать методику подготовки выпускников основной школы к ГИА по русскому языку и литературы;

- расширить знания учителей полной школы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературы.

Блок рассчитан на 24 часа.

Данный блок ориентирован на учителей русского языка и литературы, проходящих курсы повышения квалификации в режиме дистанционного обучения.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Методика подготовки к ЕГЭ и ГИА

по русскому языку

2

4

4

1

1

лекция

практическая работа

лабораторная работа

контрольная работа

тест

2.

Методика подготовки к ЕГЭ и ГИА

по литературе

2

4

4

1

1

лекция

практическая работа

лабораторная работа

контрольная работа

тест

Итого

24

Содержание тем

Тема 1. Методика подготовки к ЕГЭ и ГИА по русскому языку.

Новые формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.

Единый государственный экзамен: задачи, особенности построения и проведения. Контрольно-измерительные материалы (КИМ). Принцип построения частей А, В, С. Система подготовки к ЕГЭ в 5 – 11 классах. Критерии проверки части С. Критериальный анализ работ выпускников.

Модели заданий для итоговой аттестации учащихся в 9 классе. Система подготовки. Критериальный анализ работ выпускников.

Тема 2. Методика подготовки к ЕГЭ и ГИА по литературе.

Нормативные документы. Цели и задачи ЕГЭ. Составные части КИМов. Принципы систематической подготовки к ЕГЭ, начиная с 5 класса.

Модели заданий для итоговой аттестации учащихся в 9 классе. Система подготовки. Критериальный анализ работ выпускников.

Контрольные процедуры

Форма контроля по каждой теме – тест и контрольная работа, которые будут отосланы вместе с материалами лекций, практических и лабораторных занятий. Цель – проверить уровень усвоения темы.

Список литературы

  1. Голуб И.Б. Изложения и сочинения / И.Б. Голуб, Л.В. Давыдова. – М., 2007.

  2. Капинос В.И. Универсальные материалы для подготовки учащихся / Капинос В.И. [и др.]. – М., 2009.

  3. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах / В.А. Крутецкая. – СПб., 2008.

  4. Феофилактова Т.М. Учитесь с умением / Т.М. Феофилактова. – М., 2004.

Блок

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В УСЛОВИЯХ

МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Для дистанционного обучения

Пояснительная записка

Урок раскрывает проявленные и потенциальные возможности учителя. В условиях модернизации образования изменяются подходы к организации уроков, появляются новые виды деятельности на уроках. В системе развивающего обучения большое внимание уделяется раскрытию творческих способностей учащихся.

Цель блока показать приёмы моделирования и конструирования уроков, поддерживающие и развивающие личностные структуры сознания учащихся.

Задачи:

- познакомить с новыми типами уроков в период предпрофильной подготовки учащихся.

- акцентировать знания учителей на моментах развивающего обучения;

- проиллюстрировать классификацию типов уроков.

Блок рассчитан на 40 часов.

Данный блок ориентирован на учителей русского языка и литературы, проходящих курсы повышения квалификации в режиме дистанционного обучения.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Особенности проведения уроков в период предпрофильной подготовки

4

2

2

2

2

1

лекция

практическая работа

лабораторная работа

круглый стол

контрольная работа

тест

2.

Методы и приёмы развития способностей учащихся на уроке и во внеурочное время

4

2

2

2

1

1

лекция

практическая работа

лабораторная работа

круглый стол

контрольная работа

тест

3.

Типы уроков в современной школе

4

2

4

2

2

1

лекция

практическая работа

лабораторная работа

круглый стол

контрольная работа

тест

Итого

40

Содержание тем

Тема 1. Особенности проведения уроков в период предпрофильной подготовки.

Методика создания элективных курсов для предпрофильной подготовки девятиклассников.

Принципы перехода на профильное обучение. Методики выявления профиля обучения. Информационная работа. Муниципальные сети. Портфолио. Тьютор в современной школе. Методика создания программы элективного курса для предпрофильной подготовки девятиклассников.

Понятие «элективный курс». Виды и типы элективных курсов. Количество часов, отводимое на их проведение. Методика составления курсов. Структура курсов. Система оценки программы элективного курса. Рецензирование курсов.

Тема 2. Методы и приемы развития способностей учащихся на уроке и во внеурочное время.

Эффективные формы и методы работы по развитию творческих способностей учащихся в преподавании русского языка и литературы. Методика организации школьных кружков, клубов, НОУ. Классная и внеклассная работа. Выявление детей, одаренных в области филологии. Тематические вечера, литературные гостиные. Школьная ученическая печать.

Тема 3. Типы уроков в современной школе.

Живое научно-популярное изучение нового материала. Проникновение в «механизм» изучаемого правила. Этимологическая работа. Нестандартные уроки русского языка: урок-путешествие, урок-КВН, урок-викторина, урок-лекция, урок-беседа. Обеспечение интереса к занятиям по русскому языку с помощью нестандартных ситуаций. Интегрированные уроки как форма расширения кругозора учащихся. Преподавание русского языка с использованием элементов блочно-лабораторной системы.

Основные виды деятельности учащихся на уроках литературы. Измерители достижения учащимися обязательного уровня литературного образования.

Контрольные процедуры

Форма контроля по каждой теме – тест и контрольная работа, которые будут отосланы вместе с материалами лекций, практических и лабораторных занятий. Цель – проверить уровень усвоения темы.

Примечание. Контрольные работы: 0,5 на количество слушателей.

Рецензирование итоговых авторских разработок слушателей:
3 ч.  количество слушателей.

Отправка и прием материалов: 2 ч. на каждую тему (работа тьютора).

Консультации – 2 ч. на каждый раздел темы.

Консультации куратора группы – 10 часов.

Консультация тьютора – 2 ч. на каждую тему.

Список литературы

  1. Альтшуллер Г.С. Как стать гением / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. – Минск, 1994.

  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 1986.

  3. Корниенко Н.Г. Предпрофильная подготовка девятиклассников по гуманитарному циклу / Н.Г. Корниенко, А.Б. Удодов. – Воронеж, 2004.

  4. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону, 2001.

  5. Профильное обучение. Нормативные правовые документы. – М., 2006.

  6. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика / А.В. Хуторской. – М., 2000.

Методические рекомендации

для проходящих курсы повышения квалификации

в режиме дистанционного обучения

Материал каждого тематического блока рассылается слушателям в понедельник по электронному адресу слушателя и включает в себя теоретический и практический материал. Теория излагается по разделам, после каждого из которых предлагаются вопросы для самопроверки. Завершается изучение теоретического материала коротким тестом репродуктивного характера, который в составе контрольного задания высылается преподавателем. Только изучив теоретический материал, можно переходить к практической части.

Практическое занятие представляет собой образцы работы с материалами: примеры анализа текстов разных стилей, конспектов уроков, элективных курсов, ученических сочинений и т.д.

Лабораторная работа предполагает самостоятельное выполнение подобного задания по образцу.

Контрольная работа включает в себя выполненный тест, один из анализов материалов лабораторной работы (по выбору слушателя) и творческое задание (разработка занятия или его фрагмента, самостоятельно подобранные тексты с их анализом и т. п.).

В процессе работы слушатели могут консультироваться с преподавателем. Дни консультаций с преподавателем данного тематического блока – вторник и четверг. SOS-консультация с тьютором – в пятницу.

К защите итоговой авторской разработки (реферата) допускаются слушатели, получившие зачет по всем контрольным работам по всем тематическим блокам. Итоговой авторской разработке (реферату) дается качественная оценка в виде рецензии преподавателя. Темы авторских разработок предлагаются слушателям вместе с программой учебного курса и базируются на изучаемом слушателями материале.

Требования к системе контроля

в рамках курсов повышения квалификации,

проходящих в режиме дистанционного обучения

Экспертиза и оценка работ, выполненных слушателем (без отрыва от производства), выполняется преподавателем в течение недели, следующей за изучением данного тематического блока, и носит индивидуальный характер. Выполненные задания анализируются по следующим показателям:

  • соответствие нормативным документам,

  • отсутствие фактических ошибок в содержании,

  • самостоятельность, новизна,

  • методическая проработанность,

  • возможность использования в учебном процессе в соответствии с требованиями современных технологий преподавания.

Содержание

34-Л Блок «Русский язык и методика его преподавания»………….

3

35-Л Блок «Русская литература и методика её преподавания»……

7

36-Л Блок «Реализация основных положений модернизации

образования на территории Воронежской области»………………..

11

37-Л Блок «Основы дистанционного обучения»……………………

15

38-Л Модуль «ИКТ в образовании»…………………………………

19

39-Л Модуль «Современное прочтение русской классической литературы XIX века»………………………………………………...

22

40-Л Модуль «Проблемы изучения русской литературы ХХ века:

методология, типология, периодизация»……………………………

24

41-Л Модуль «Актуальные проблемы изучения русского языка

в условиях модернизации образования»…………………………….

27

42-Л Модуль «Литература русского зарубежья»…………………...

30

43-Л Модуль «Литература серебряного века

в контексте развития культуры»……………………………………..

32

44-Л Блок «Основные направления изучения русского языка»…...

34

45-Л Блок «Русская литература в школе. Традиции и новаторство»..

38

46-Л Блок «Русский язык и литература в условиях модернизации образования»…………………………………………………………..

42

47-Л Модуль «Развитие литературного и интеллектуального

творчества учащихся»………………………………………………...

46

48-Л Модуль «Литературный процесс и судьбы

цивилизации ХХ века»………………………………………………..

49

49-Л Блок «Компетентностный подход в образовании

по русскому языку»…………………………………………………...

52

50-Л Блок «Развитие компетенций на уроках литературы»……….

56

51-Л Блок «Предпрофильная подготовка и профильное обучение»

60

52-Л Модуль «Подготовка учителя к повышению

квалификации с использованием Интернета»………………………

64

53-Л Модуль «Функционирование языка

и развитие речи учащихся»…………………………………………..

66

54-Л Модуль «Методика работы учителя по преподаванию

литературного краеведения»…………………………………………

68

55-Л Модуль «Пути разбора художественного текста»…………....

70

56-Л Модуль «Укрепление научно-методических основ

школьного курса «русский язык»……………………………………

73

57-Л Блок «Предмет «Русский язык» в современной школе»……..

76

58-Л Блок «Новое в преподавании литературы

в современной школе»………………………………………………...

79

59-Л Блок «Филологические дисциплины

в свете модернизации образования»…………………………………

82

60-Л Блок «Современное состояние русского языка

и методика его преподавания»……………………………………….

86

61-Л Блок «Современное осмысление

отечественной литературы в школе»………………………………...

90

62-Л Блок «Новые формы итоговой аттестации»…………………..

94

63-Л Блок «Современный урок в условиях

модернизации образования»………………………………………….

97

Методические рекомендации для проходящих курсы повышения квалификации в режиме дистанционного обучения………………..

101

Требования к системе контроля в рамках курсов повышения квалификации, проходящих в режиме дистанционного обучения...

102

Учебное издание

Дополнительные профессиональные

образовательные программы

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

2009/10 учебный год

Компьютерный набор Е.В. Сафоновой

Изготовление оригинала-макета О.Г. Дубовицкой

Лицензия ИД № 06550

Подписано в печать 18.06.2009. Формат 60×84 1/16. Гарнитура «Таймс».

Печать трафаретная. Усл. п. л. 6,5. Уч.-изд. л. 6,04. Тираж 100 экз.

ВОИПКиПРО

394043, г. Воронеж, Березовая роща, 54.

  1. Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  2. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания иностранных языков. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  3. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (2)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей иностранных языков отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего
  4. Программа дисциплины Пропедевтический курс по теории и методике преподавания русского языка и литературы для студентов специальности

    Программа дисциплины
    В методике как науке есть проблемы, которые, исходя из их специфики, могут решаться только на основе взаимодействия учебных предметов. Такова проблема совершенствования речевой и читательской деятельности учащихся.
  5. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (2)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  6. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  7. Программа теория и методика обучения русскому языку

    Документ
    Цель преподавания дисциплины: обеспечить теоретико-практическую подготовку студентов-филологов к обучению русскому языку в школе и воспитанию учащихся средствами этого предмета.
  8. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год воронеж 2009 удк 785 ббк 85. 315

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 24 с.
  9. Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»

    Программа дисциплины
    Современный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная

Другие похожие документы..