Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год

Содержание тем

Тема 1. Алгоритм предпрофильной подготовки.

Информационная работа. Психолого-педагогические пробы. Электив-9. Портфолио. Итоговая аттестация. Определение рейтинга обученности учащихся.

Тема 2. Информационная работа в структуре предпрофильной подготовки.

Понятие образовательной карты. Методика составления анкет. Виды информационной деятельности. Визитная карточка школы.

Тема 3. Проектирование образовательных сетей.

Понятие «сеть». Базовые школы. Школы-спутники. Принцип организации кооперации образовательных учреждений. Составление расписания. Формы взаимодействия ОУ. Методы проектирования муниципальных сетей в профильном обучении.

Тема 4. Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении.

Структура программы электива-9, основные отличия курсов по выбору в 9-х и 11-х классах. Типы элективных курсов. Методика составления программы курса. Экспертиза программ.

Тема 5. Портфолио.

Портфолио как метод формирования накопительной оценки. Роль портфолио в определении творческих способностей и интересов учащихся. Структура портфолио. Механизм формирования и оформления портфолио.

Тема 6. ЕГЭ и ГИА по русскому языку.

Структура итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах. Кодификатор. Критерии оценок. Методика подготовки учащихся к новым формам итоговой аттестации. Модели итоговой аттестации по русскому языку в 9-м классе.

Тема 7. Новые формы итоговой аттестации по литературе в 9 и 11 классах.

КИМы по литературе. Кодификатор. Критерии оценок. Методика подготовки учащихся к новым формам итоговой аттестации по литературе.

Тема 8. Современный урок.

Традиционный урок. Развивающие уроки личности ориентированные урок Анализ различных типов уроков.

Контрольные процедуры

Контрольная работа – слушателям будут предложены программы курсов по выбору для определения их назначения для 9 или 11 классов и рассказа об отличие электива-9 от элективного курса На практическом занятии слушатели познакомятся с основными отличиями.

Список литературы

  1. Бим-Бад Б.Д. Образование в контексте социализации / Б.Д. Бим-Бад. – М., 1996.

  2. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня : книга для учителя / Г.Г. Воробьев. – М., 1991.

  3. Вульфов В.З. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя / В.З. Вульфов, В.Н. Харкин. – М., 1995.

  4. Профильное обучение. Нормативные правовые документы. – М., 2006.

  5. Корниенко Н.Г. Предпрофильная подготовка девятиклассников по гуманитарным предметам / Н.Г. Корниенко, А.Б. Удодов [и др.]. – Воронеж, 2004.

  6. Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку / Т.Ю. Угроватова. – М., 2008.

Модуль

«ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПОВЫШЕНИЮ

КВАЛИФИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТА»

Пояснительная записка

Возможности Интернета позволяют учителю проходить курсы повышения квалификации в дистанционном режиме

Цель данного модуля – дать основы использования ресурсов Интернета для совершенствования своих знаний в области филологии.

Задачи:

- установление интерактивной связи учителя с ИПК;

- помочь учителю стать активным пользователем Интернета;

- использование ресурсов Интернета для подготовки к урокам русского языка и литературы

Формы занятий: лекция с компьютерной презентацией, практическое занятие, лабораторная работа, «круглый стол».

Форма контроля контрольная работав электронном виде, отправленная по электронной почте.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Понятие о дистанционном образовании и пути реализации программы повышения квалификации педагогов средствами дистанционного обучения

1

2

2

1

2

лекция

практика

лабораторная работа

контрольная работа

консультация

Итого

8

Содержание темы

Тема 1.Понятие о дистанционном образовании и пути реализации программы повышения квалификации педагогов средствами дистанционного обучения.

Понятие о дистанционном образовании. Дистанционное образование в мире и в России: среднее, первое высшее, второе высшее, повышение квалификации.

Способы организации дистанционного образования: кейс-метод, электронная почта, специальные сайты.

Средства ИКТ, необходимые для осуществления дистанционного обучения (офисные технологии, Интернет, электронная почта). Дополнительные средства выполнения заданий (средства мультимедиа).

Контрольные процедуры

Контрольная работа – слушатели должны будут создать текст и переправить его по электронной почте по указанному адресу.

Список литературы

  1. Алексеев А. Windows: лаборатория мастера / А. Алексеев, Г. Евсеев, С. Симонович. – АСТ-пресс, 2000.

  2. Дьяконов В. Internet. Настольная книга пользователя / В. Дьяконов. – Солон, 1999.

  3. Евсеев Г. Windows 98. Полный справочник в вопросах и ответах / Г. Евсеев, С. Симонович. – АСТ-пресс, 2000.

  4. Николаева В. Использование Microsoft Office в школе / В. Николаева, В. Сурков. – ИМА-пресс, 2002.

Модуль

«ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЯЗЫКА

И РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ»

Пояснительная записка

В результате многолетнего изучения школьного курса русского языка учащиеся, чаще всего, лишь овладевают навыками оперирования терминами и понятиями. Знание механизм языка, его устройства и особенностей функционирования, как правило, остается на уровне пожелания, а ведь ребёнок к полутора-двум годам на подсознательном уровне овладевает механизмом языка, и первостепенная задача учителя (особенно в начальной школе), разумеется, – помочь ребенку осознать то, чем он почти свободно владеет практически, вывести это знание в сознание ученика, чтобы он понимал механизм и принципы работы языка-речи. Неосознанное знание не становится знанием и, следовательно, руководством к действию.

Цель – показать, как можно построить работу речи на осознанной, логической основе.

Задачи модуля – на основе известных понятий системы и структуры языка проникнуть в глубины устройства механизма языка, выявить принципы и особенности его функционирования

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Функционирование языка и развитие речи учащихся

2

3

1

2

лекция

практика

контрольная работа

консультация

Итого

8

Содержание темы

Тема 1. Функционирование языка и развитие речи учащихся.

Основы системы и структуры современного русского языка. Статус частей речи в современном русском языке. Особенности функционирования единиц языка. Первичные и вторичные функции языковых единиц.

Контрольные процедуры

Контрольная работа – работа с текстом. Лингвистический анализ предложенного текста.

Список литературы

1. Авдеев Ф.Ф. К вопросу о системно-структурных основаниях языка в свете современной лингвистической парадигмы / Ф.Ф. Авдеев // Известия Научно-координационного центра по профилю «филология» (ВГПУ – ВОИПКРО). – Выпуск 3. – Воронеж : ВЭПИ, 2005. – С. 242–246.

2. Авдеев Ф.Ф. О статусе причастий, деепричастий и порядковых числительных в современном русском языке / Ф.Ф. Авдеев // Известия Научно-координационного центра по профилю «филология» (ВГПУ – ВОИПКиПРО). – Выпуск 5. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2007. –
С. 292–295.

3. Авдеев Ф.Ф. Функционирование языка и развитие речи учащихся / Ф.Ф. Авдеев // Известия Научно-координационного центра по профилю «филология» (ВГПУ – ВОИПКиПРО). – Выпуск 7. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.

Модуль

«МЕТОДИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ»

Пояснительная записка

В Базисном учебном плане 2004 года предусмотрены часы на преподавание «краеведения» с 5 по 11 класс.

Цель – показать особенности работы по литературному краеведению.

Задачи:

- познакомить с литературной картой Чернозёмного края;

- рассказать о литературе по краеведению;

- показать принципы работы на уроке и во внеурочное время по литературному краеведению.

Формы занятий: лекции, практические, круглый стол.

Форма контроля – тест

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Методика работы учителя по преподаванию литературного краеведения

1

2

2

1

2

лекция

практика

круглый стол

тест

консультация

Итого

8

Содержание темы

Тема 1. Методика работы учителя по преподаванию литературного краеведения.

Программа (региональная) по литературному краеведению. Краеведческая литература. Использование краеведческого материала на уроке (диктант, изложение, сочинение). Творческие работы учащихся (рефераты, доклады, проекты). Научно-исследовательская работа учащихся.

Контрольные процедуры

Тест (образец).

1. Когда возникло литературное краеведение и кто стоял у его истоков?

2. Как можно использовать краеведческий материал на уроках русского языка?

Список литературы

  1. Инютин В.В. Долгий путь слова / В.В. Инютин. – Воронеж, 2007.

  2. Корниенко Н.Г. Волшебный фонарь воспоминаний / Н.Г. Корниенко. – Воронеж, 2000.

  3. Корниенко Н.Г. Очерки по литературному краеведению / Н.Г. Корниенко. – Воронеж, 2007.

  4. Краеведение. Программа курса в 5–11 классах образовательных учреждений Воронежской области. – Воронеж, 2008.

  5. Люби и знай родной край. – Воронеж, 2008.

  1. Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  2. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания иностранных языков. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  3. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (2)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей иностранных языков отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего
  4. Программа дисциплины Пропедевтический курс по теории и методике преподавания русского языка и литературы для студентов специальности

    Программа дисциплины
    В методике как науке есть проблемы, которые, исходя из их специфики, могут решаться только на основе взаимодействия учебных предметов. Такова проблема совершенствования речевой и читательской деятельности учащихся.
  5. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (2)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  6. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  7. Программа теория и методика обучения русскому языку

    Документ
    Цель преподавания дисциплины: обеспечить теоретико-практическую подготовку студентов-филологов к обучению русскому языку в школе и воспитанию учащихся средствами этого предмета.
  8. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год воронеж 2009 удк 785 ббк 85. 315

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 24 с.
  9. Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»

    Программа дисциплины
    Современный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная

Другие похожие документы..