Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология растений» Учебно-методический комплекс Составитель

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Стерлитамакская государственная

педагогическая академия

Кафедра общей биологии

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«Экология растений»

Учебно-методический комплекс Составитель:

обсужден и утвержден ст.преподаватель, к.б.н.

на заседании кафедры С.Н. Плюснин

«___»____________200__г.

Заведующий кафедрой___________профессор, д.б.н. Д.Н. Карпов

Стерлитамак, 2008

Оглавление

Учебная программа…………………………………………………………………………………...3

  1. Введение………………………………………………………………………………………3

  2. Объем дисциплины и виды учебной деятельности………………………………………...4

  3. Содержание дисциплины…………………………………………………………………….5

  4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины…………………..6

  5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………………10

  6. Лекции………………………………………………………………………………………..11

Учебная программа

1. Введение

Актуальность и причины введения курса

Экология растений, с одной стороны, является разделом общей экологии, рассматривающей действие факторов на растения, с другой, - разделом ботаники, рассматривающей адаптации растений к факторам среды, морфологические образования, причины формирования тех или иных растительных сообществ. Экология растений, признанная как научная дисциплина в 1910 году, вобрала в себя географию растений и физиологию растений, которые существовали самостоятельно. Изучение экологии растений позволяет студентам взглянуть на растительный мир с экологической точки зрения и обогатить свои знания об этих орагнизмах.

Предметом данного курса является адаптация растений к различным экологическим условиям. В задачу его входит формирование у студентов современного представления о разнообразии эколого-морфологических групп растений и основных типах фитоценозов.

Требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы

Учебная программа «Экология растений» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Студенты должны обладать следующими теоретическими знаниями и практическими навыками:

- знать механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости;

- иметь представления о механизмах регуляции и основных закономерностях взаимоотношений организма со средой;

- иметь представления о физиологических, морфологических и анатомических адаптациях растений различных экологических групп;

- владеть навыками и методами анатомических и морфологических исследований: приготовление объекта к исследованию, микроскопирование, измерение объекта под микроскопом, зарисовка, работа с гербарием и др.;

- узнавать в естественных местообитаниях представителей разных экологических групп.

Роль и место курса в структуре учебного плана, особенности его изучения

Курс «Экология растений» является курсом по выбору. Курс предназначен для углубленного изучения разнообразия растительного мира, путей и механизмов адаптации растений к разнообразным факторам среды. Содержание курса связано с такими учебными дисциплинами, как ботаника, общая экология, теория эволюции, ботаническая география, фитоценология, анатомия и морфология растений, физиология растений.

Цель курса: изучение закономерностей взаимоотношений между растениями и средой их обитания.

Задачи курса:

1) дать понятие об экологических факторах и закономерностях их действия;

2) рассмотреть влияние на растения воды, света, тепла, почвы, рельефа, биотических факторов;

3) в ходе лабораторных занятий рассмотреть закономерности адаптаций растений на анатомическом уровне, выявить общие принципы структурных приспособлений и специфику их проявления в различных органах.

Соответствие учебной программы курса государственному стандарту

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540100 Естественнонаучное образование.

  1. Объем дисциплины и виды учебной деятельности

Студентами-биологами курс «Экология растений» изучается в 8-м семестре на 4-м курсе. Объем дисциплины: лекции – 20 ч., практические занятия – 20 ч.

Тема и содержание

Форма изучения материала

Кол-во часов

Лекции

Практические занятия

1

Предмет, задачи и методы экологии растений

Лекции, практические занятия

2

2

2

Экология водных растений. Фитопланктон

Лекции, практические занятия

2

2

3

Экология водных растений. Фитобентос

Лекции, практические занятия

2

2

4

Особенности морской среды обитания. Влияние солености на гидрофитов.

Лекции, практические занятия

2

2

5

Особенности водной среды континентальных водоемов. Экологические группы пресноводных растений.

Лекции, практические занятия

2

2

6

Особенности наземной среды обитания. Факторы наземной среды: климатические и связанные с субстратом.

Лекции, практические занятия

2

2

7

Приспособления растений к световому режиму. Светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения. Влияние тепла и холода на жизнь растений. Температурные адаптации растений.

Лекции, практические занятия

2

2

8

Экологические типы наземных растений по отношению к воде.

Лекции, практические занятия

2

2

9

Субстрат: орографические и эдафические факторы. Экологические группы растений по отношению к кислотности, засоленности и механическому составу почв.

Лекции, практические занятия

2

2

10

Основные типы растительного покрова Земли

Лекции, практические занятия

2

2

  1. Содержание дисциплины

Раздел 1. Экология водных растений.

Предмет и задачи экологии растений.

Экология водных растений. Фитопланктон, его размерная структура. Меро-, нано-, пикопланктон. Систематический состав морского и пресноводного фитопланктона. Неритический и океанический планктон, их особенности. Нейстон, его представители. Фенология фитопланктона. Колебания численности и видового состава фитопланктона в океане и в континентальных водоемах. Распределение фитопланктона по географическим зонам Мирового океана. Апвеллинг. Изменение продуктивности океанического фитопланктона с глубиной. Морфо-физиологические адаптации фитопланктона к парению в толще воды. Фитобентос. Экологические группы фитобентоса: эпилиты, эпипелиты, эпифиты, эндолиты. Особенности среды обитания фитобентоса. Микрофитобентос и макрофитобентос. Влияние абиотических и биотических факторов на фитобентос. Воздействие волн и приливно-отливных явлений. Влияние течений на микроводоросли и макрофиты. Влияние температуры и света на таксономический состав и распределение фитобентоса. Распределение морского фитобентоса по литорали. Таксономический состав и морфофизиологические особенности растительности различных зон литорали. Реакция растений на среду обитания: морфологические и физиологические изменения. Особенности морской среды обитания. Влияние солености на гидрофитов. Ионное равновесие, приспособление растений к избытку солей. Влияние биогенов на водные растения. Проблемы биогенов в Мировом океане. Зональность в океане. Эвфотическая и афотическая зоны. Супралитораль, эулитораль и сублитораль: принципы зональности в прибрежной части океана. Особенности водной среды континентальных водоемов. Лентическая и лотическая среда. Минерализация, трофность, изолированность континентальных водоемов. Эвтрофные, мезотрофные и олиготрофные водоемы. Снабжение кислородом, сезонная стратификация стоячих водоемов. Зональность в озере. Лимническая и профундальная зоны. Компенсационная точка. Эпилимнион, гиполимнион, термоклин. Экологические группы водных растений: погруженные, полупо-груженные, плавающие на поверхности. Представители этих экологических групп.

Раздел 2. Экология наземных растений.

Особенности наземной среды обитания. Факторы наземной среды: климатические и связанные с субстратом. Характеристика света как экологического фактора. Зависимость интенсивности солнечной радиации от географической широты, прозрачности атмосферы, рельефа местности, отражающей способности субстрата, влияния растений сообитателей, сезона. Приспособления растений к световому режиму. Светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения. Фотопериодическая реакция растений. Эфемеры и эфемероиды. Температура. Влияние тепла и холода на жизнь растений. Температурные адаптации растений. Наиболее употребимые общеклиматические показатели. Термические пояса Земли. Температура растений. Термофилы, криофилы, мезотермные растения. Особенности растений холодных поясов. Вода как экологический фактор. Аридные и гумидные области. Механизмы удержания воды в почве. Характеристика водного режима растений: оводненность тканей, интенсивность транспирации, водный дефицит, осмотическое давление. Экологические типы наземных растений по отношению к воде: гигрофиты, мезофиты, ксерофиты. Склерофиты и суккуленты - стратегия выживания в условиях водного дефицита. Субстрат: орографические и эдафические факторы. Характеристика почв по механическому и минеральному составу, по содержанию ионов водорода. Плодородие почв. География почв. Экологические группы растений по отношению к кислотности, засоленности и механическому составу почв.

Раздел 3. Основные типы растительного покрова Земли.

Растительные сообщества с преобладанием древесных форм, причины их формирования. Влажнотропические леса. Мангровая растительность. Лавровые и зимнезеленые леса. Жестколистные леса средиземноморского типа. Леса умеренной зоны, лиственные и хвойные. Особенности адаптаций растений лесов различных климатических зон. Растительные сообщества с преобладанием трав. Летнезеленые и зимнезеленые степи. Саванны, кампосы, льянос, прерии. Луга, приокеанические луга и пустоши. Растительность пустынь. Приспособления растений к сохранению и эффективному использованию воды, борьба с транспирацией и воздействием высоких температур. Главные пустыни мира: Сахара, Намиб, Наска. Растительность влажных местообитаний: болота, ветленды и морские побережья. Растительность островов. Влияние осадков и ветровой активности на формирование фитоценозов.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «биотехнология растений» Учебно-методический комплекс Составитель: д б. н

    Учебно-методический комплекс
    Курс "Биотехнология растений" имеет своей целью дать студенту целостное представление о культуре клеток высших растений, которая является уникальной экспериментально созданной биологической системой - популяцией дедифференцированных
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология растений» Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Особенности структуры и метаболизма растений по сравнению с животными. Синтетические способности растений. Физиология растительной клетки. Симбиотическая теория происхождения пластид и митохондрий.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «педагогика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 040101 Социальная работа / сост.
  4. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    составлен на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по всем специальностям .
  5. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Специальность 230201. ЗИС, 190402. ЗТС, 230101. ЗВМ, 190701. ЗПП, 270102. ЗГС, 270112. ЗВК,270201. ЗМТ, 270204. ЗЖД, 190205. ЗДМ, 140104. ЗЭН, 190401.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика биологического образования» Составитель: к б. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Методика обучения биологии как наука. Предмет и задачи методики обучения биологии. Основные этапы развития отечественной методики обучения биологии. Система биологического образования в современной школе.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика биологического образования» Составитель: к б. н., доцент (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-воспитательные задачи обучения биологии. Основные принципы содержания и структура школьного курса биологии. Государственный образовательный стандарт по биологии.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история техники» Учебно-методический комплекс Составитель

    Учебно-методический комплекс
    В соответствии с тенденцией быстрого продвижения общества к широкому и всестороннему использованию техники и бурно развивающихся технологий студенты, как будущие специалисты должны иметь представление о современных технологиях, знать
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (ДПип-озо, Филфак-озо)

    Учебно-методический комплекс
    Необходимость введения курса «Экология Республики Башкортостан» обусловлена возрастающей ролью учителя в формировании знаний школьников об окружающей среде, влиянии человека на биосферу, о последствиях этого влияния, а также ролью

Другие похожие документы..