Учебно методический комплекс по дисциплине общееязыкознани е специальность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

УРЮПИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет социально-гуманитарных и экономических наук

Кафедра филологии

Л.А.Тарасова, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии,

М.В.Фролова, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии

Учебно – методический комплекс по дисциплине

О Б Щ Е Е Я З Ы К О З Н А Н И Е

Специальность: 031001.65 «Филология», специализации «Русский язык и литература»

Утверждено Рекомендовано

Ученым советом факультета кафедрой филологии

Протокол № _ Протокол №_

«____»__________200___г. «____»__________200___г.

Декан факультета_________ Завкафедрой___________

Урюпинск 2010г.

Авторы-составители:

Л.А.Тарасова, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии,

М.В.Фролова, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии

Учебно – методический комплекс «Общее языкознание» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности 031001.65 «Филология», специализации «Русский язык и литература»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.

1. Рабочая программа учебной дисциплины………………………………………… 4

1.1. Тематический план…………………………………………………………….. 4

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины………………………………………….. 4

1.2.1.Цель преподавания дисциплины………………………………….. 4

1.2.2. Задачи изучения дисциплины……………………………………. 5

1.2.3. Взаимосвязь учебных дисциплин………………………………... 5

1.3. Содержание учебной дисциплины……………………………………………. 6

2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов…….. 7

3. Учебно-методические материалы (УММ)…………………………………………. 9

3.1. Лекции (краткое изложение)…………………………………………………. 9

3.1.1.Основная литература…………………………………………….. 20

3.1.2. Дополнительная литература…………………………………….. 21

3.2. Практические/лабораторные/семинарские занятия. Вопросы и задания по

СРС……………………………………………………………………………… 22

3.3. Словарь терминов и персоналий…................................................................... 27

4. Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля................ 29

4.1. Модульные контрольные работы………………………………………………. 29

4.1.1. Модульная контрольная работа № 1……………………………… 29

4.1.2. Модульная контрольная работа № 2……………………………… 30

4.1.3. Модульная контрольная работа № 3……………………………… 31

4.1.4. Домашняя контрольная работа № 1………………………………. 31

4.1.5. Домашняя контрольная работа № 2………………………………. 32

4.2. Вопросы и задания к коллоквиумам…………………………………………… 32

4.2.1. Проблемы общего языкознания………………………………… 32

4.2.2. Темы рефератов…………………………………………………… 33

4.3. Самостоятельная работа студентов…………………………………………….. 34

4.3.1. Задания к самостоятельной работе студентов…………………… 33

4.3.2. Задания к домашним контрольным работам…………………….. 33

4.4. Вопросы к итоговой аттестации…………………………………………………. 34

5. Балльно - рейтинговая система оценки успеваемости студентовУФ ВолГУ по

дисциплинам кафедры филологии…………………………………………………… 36

5.1. Общие положения………………………………………………………………… 36

5.2. Критерии оценки знаний по дисциплине «Общее языкознание»……………….. 36

1. Рабочая программа учебной дисциплины

«Общее языкознание»

    1. Тематический план

Аудиторная работа

Общая

трудоемкость

В том числе

7 семестр

8 семестр

Лекции

20

Семинары

Лабораторные

Итого

20

Внеаудиторная работа

Курсовые работы

Дипломные проекты

СРС (рефераты, домашние работы, самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам)

176

Итого

176

Итоговый контроль

(форма)

экзамен

Общая трудоёмкость

дисциплины

196

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины «Общее языкознание»

      1. Цель преподавания дисциплины

Расширение и углубление лингвистического кругозора студентов, систематизация представлений о языковой системе, уточнение содержания основных лингвистических терминов. Усвоение знаний в области лингвистики обусловлено овладением ее терминологией, точным определением научных понятий, навыками лингвистического анализа, обоснованием языковых классификаций и умением использовать наиболее адекватные методы исследования явлений языка.

1.2.2. Задачи изучения дисциплины

- определить место общего языкознания в ряду других лингвистических дисциплин,

- изучить узловые проблемы общего языкознания, такие как структура и система языка, его

знаковая природа, взаимодействие языков и основные закономерности их развития,

принципы классификации языков и др.;

- дать обобщенное и системное представление о языке, его устройстве и функционировании;

- изучить взаимосвязь языка и речевой деятельности, языковую норму и узус;

- ознакомить студентов с проблемами, связанными систоками русской грамматической

мысли.

- дать представление о грамматической традиции второй половины XVIII века

- познакомить с проблемными идеями всеобщей грамматики в языкознании первой

половины XIX века.

- осветить основные проблемыязыкознания конца XIX века и начала XX века.

- показать коммуникативные, информационные, эстетические и другие возможности языка.

Студент должен знать:

- место общего языкознания в системе лингвистических дисциплин, предмет и объект

лингвистики, цели и задачи общего языкознания, проблемы современного языкознания;

- сущность языка как знаковой системы особого рода, соотношение понятий языкознания и

семиотики, общей семиотики и лингвосемиотики, своеобразие знаковой системы языка,

понимание знака, виды знаков и единицы языка;

- систему и структуру языка как динамической системы систем, основные и промежуточные

ярусы языка, фонетико-фонологический ярус, морфолого-морфологический ярус,

синтаксический ярус, лексико-семантический ярус, внеярусные явления и промежуточные

ярусы, теории структуры языка;

- взаимозависимость языка и общества, языка и мышления, языка и речевой деятельности;

- язык как социально-историческую норму, соотношение языковой системы и языковой

нормы, типы языковой нормы, узус, территориальное и социальное расслоение языка;

- различные точки зрения лингвистов на проблему понятий русской грамматической мысли.

- выдающихся лингвистов отечественного языкознания.

- вклад ведущих лингвистов в развитие и становление русского исторического языкознания.

Студент должен уметь:

  • Определять наиболее значимые проблемы языка.

  • Анализировать изученный материал по проблемам языкознания.

  • Ориентироваться в современной лингвистической литературе.

  • Определять специфику языка.

  • Различать язык как знаковую систему.

  • Дифференцировать понятия системы и структуры.

  • Выявлять основные строевые единицы языка.

  • Отличать языковые знаки как строевые единицы от других знаков.

  • Определить языковой ярус и его единицу.

  • Различать явления языка и речи.

  • Разбираться в понятиях вариантов и диалектов языка.

  • Применять полученные знания по историческому языкознанию к реалиям современного русского языка.

  1. Методические указания о структуре, порядке разработки, утверждения и пересмотра Учебно методического комплекса по дисциплинам основных образовательных программ

    Методические указания
    Задача – обеспечение единых требований с точки зрения структурного наполнения и оформления учебно-методических комплексов по всем дисциплинам рабочих учебных планов основных образовательных программ.
  2. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007.
  3. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» (2)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе представлены основные разделы дисциплины «Мироваяэкономика», необходимые для успешного усвоения специальных дисциплин в области экономики, статистики и бизнеса, менеджмента и информационных технологий.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, а также преподавателям высших учебных заведений.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «гистология с основами эмбриологии» Специальность 050102. 65-Биология Н. В. Алемасова Методические указания студенту для изучения дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Гистология дает основные понятия о развитии, строении и жизнедеятельности всех тканей живых организмов. Изучение основных стадий эмбрионального развития организмов должно сопутствовать при рассмотрении структуры тканей.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оценка стоимости ценных бумаг»

    Учебно-методический комплекс
    Цели и задачи дисциплины: Курс лекций по дисциплине дает возможность студентам приобрести знания и умения в области экономического моделирования. Основными задачами курса являются:
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения биологии»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и методика обучения биологии» позволяет студенту сформировать комплекс знаний, охватывающих теоретическую и практическую подготовку учителя биологии и развивающих способность к выполнению профессиональных задач.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика» для студентов заочной формы обучения по специализации «Коммерция»

    Учебно-методический комплекс
    При переходе к рыночным отношениям роль статистики возрастает. Статистика выступает не только как действенный инструмент анализа рыночной экономики, но и как своеобразный арбитр по оценке условий и результатов ее развития.
  9. Учебно-методический комплекс По дисциплине Дипломатический церемониал и протокол

    Учебно-методический комплекс
    Исторический опыт показывает, что для обеспечения нормальных дипломатических отношений далеко не достаточно одних международно-правовых норм. Очень важно еще и соблюдение определенных церемониальных и протокольных обычаев и правил.
  10. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика» для студентов заочной формы обучения по специализации «Бухгалтерский учет»

    Учебно-методический комплекс
    Для обучения экономистов любой специальности навыкам решения задач, стоящих перед статистикой в рыночных условиях хозяйствования, требуется качественно новый подход к повышению уровня их подготовки.

Другие похожие документы..