Введение в специальность

Утверждена

Председатель УМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники

« 03 » июня 2003 г.

Регистрационный № ТД-39-024/тип.

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Учебная программа для высших учебных заведений

по специальности І-39 01 03 Радиоинформатика

Согласована с Учебно-методическим управлением БГУИР

« 28 » мая 2003 г.

Составители:

В.А. Чердынцев, заведующий кафедройрадиотехнических устройств Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», профессор, доктор технических наук;

М.П. Федоринчик, старший преподавателькафедры радиотехнических устройств Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

Рецензенты:

С.А. Малышев, заведующий лабораторией полупроводниковой опто-электроники, заместитель директора по науке Института электроники Национальной академии наук Беларуси, кандидат технических наук;

Кафедра телекоммуникационных систем Учреждения образования «Высший государственный колледж связи» (протокол № 5 от 22.01.2003 г.)

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой радиотехнических устройств Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 10 от 17.03.2003 г.);

Научно-методическим советом по группе специальностей І-39 01 Схемы радиоэлектронных устройств и систем УМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники (протокол № 1 от 26.05.2003 г.)

Действует до утверждения Образовательного стандарта по специальности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Введение в специальность» разработана для специальности І-39 01 03 Радиоинформатика высших учебных заведений.

Общей целью преподавания данной дисциплины является подготовка студентов первого курса специальности к осознанному и активному участию в учебном процессе.

Курс состоит из трех частей – введение в учебный процесс, введение в инженерное дело, введение в радиоинформатику. В первой части изучаются особенности обучения в вузе, структура вуза и основные нормативные документы; во второй – рассматриваются основные аспекты инженерной деятельности и требования, предъявляемые к современному инженеру; в третьей – история изобретения радио и развития радиоэлектронных средств передачи, хранения и обработки информации, а также основные принципы и методы радиоинформатики и ее отрасли.

Данная дисциплина опирается на знания, приобретенные учащимися в средней школе при изучении математики, физики, химии, и развивает их применительно к специальности Радиоинформатика.

Основная форма занятий – лекционная. Самостоятельная работа студентов заключается в изучении рекомендованной литературы, подготовке к лекциям и завершается написанием реферата на заданную тему.

Программа рассчитана на объем 17 лекционных учебных часов и предусматривает написание реферата, тематика которого связана с избранной специальностью.

В результате изучения дисциплины «Введение в специальность» студент должен:

знать:

  • особенности учебного процесса в вузе, его организационную структуру, свои права и обязанности;

  • какими навыками, знаниями и умениями должен обладать инженер по радиоинформатике, а также какие общие требования предъявляются к специалисту в соответствии с квалификационной характеристикой;

  • основные принципы формирования, передачи, приема и обработки информации с помощью электромагнитных колебаний, а также принципы построения и функционирования радиоэлектронных устройств различного назначения, их элементную базу, современное состояние и перспективы развития;

  • историю развития радиоинформатики, вклад отечественных и зарубежных ученых и изобретателей в создание и развитие радиоэлектронных устройств и систем на различных этапах их развития;

уметь:

  • осознанно и продуктивно работать на лекциях, лабораторных, практических и семинарских занятиях для приобретения необходимых знаний и навыков;

  • самостоятельно работать с рекомендованной литературой, методическими и учебными пособиями, владеть современными методами получения научно-технической информации;

  • грамотно составить и оформить реферат по одной из тем, связанных с будущей специальностью.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Тема 1.1. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Организация учебного процесса в вузе, график учебного процесса, учебный план специальности Радиоинформатика.

Требования, предъявляемые к студентам в вузе, права и обязанности студентов. Система аттестации, принятая в высшей школе. Формы контроля знаний студентов. Структура вуза и факультета. История создания и развития университета, кафедры.

Особенности содержания высшего радиотехнического образования. Сочетание фундаментальных, общепрофессиональных и специальных дисциплин при подготовке инженеров по радиоинформатике. Возможности быстрого реагирования высшей школы на запросы промышленных предприятий, научных и образовательных учреждений по подготовке специалистов.

Тема 1.2. МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аудиторная и самостоятельная работа студентов, подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, ведение конспекта, умение работать с рекомендованной литературой, учебными пособиями. Современные методы получения научно-технической информации.

Раздел 2. ВВЕДЕНИЕ В ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Тема 2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Общая характеристика радиоинформатики как комплекса областей науки и техники, связанных с проблемами формирования, передачи, приема и преобразования информации на основе использования информационных электромагнитных полей.

Особенности подготовки инженеров специальности Радиоинформатика. Квалификационная характеристика. Назначение, области деятельности и основные функции специалиста, специфика его будущей работы по специальности. Общие требования к знаниям, умениям и практическим навыкам. Учебный план специальности, взаимные связи учебных дисциплин. Информационные технологии – важнейший инструмент в работе инженера. Применение современных информационных технологий при разработке и проектировании радиоэлектронных систем и устройств.

Тема 2.2. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ

РАДИОИНФОРМАТИКИ

Успехи физической науки XIX века. Опыты Х.Эрстеда и М.Фарадея, появление систематизированной теории об электричестве и магнетизме. Фундаментальные работы А.Ампера, Д.Максвелла по электродинамике и теории электромагнитного поля. Эксперименты Г.Герца по исследованию электромагнитных волн. Изобретения А.С.Попова и Г.Маркони. Научная деятельность Нижегородской и Центральной радиолабораторий. Роль отечественных и зарубежных ученых и изобретателей в развитии радиотехники и информатики.

Раздел 3. ВВЕДЕНИЕ В РАДИОИНФОРМАТИКУ

Тема 3.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАДИОИНФОРМАТИКИ

Электромагнитное поле как средство передачи информации в пространстве, его основные свойства. Преимущества высокочастотных электромагнитных полей для передачи и приема информации. Модуляция высокочастотных колебаний низкочастотными сигналами для передачи информации.

Принципы получения информации с помощью радиосигналов: получение сигналов за счет энергии свободных электромагнитных волн, их детектирование, покаскадное усиление и селекция.

Электрические и электромагнитные сигналы. Информативность и структурные свойства сигналов. Единицы измерения информации. Информационная емкость носителей информации. Скорость передачи информации. Формула Шеннона. Примеры пропускной способности каналов передачи информации.

Методы реализации основных принципов радиоинформатики: излучение и прием электромагнитных волн, усиление и генерирование сигналов, модуляция и детектирование, борьба с помехами и селекция сигналов. Модели, алгоритмы и программы – основа информационных технологий.

Тема 3.2. ЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ

Пассивные и активные дискретные элементы. Классификация и основные характеристики пассивных элементов.

Исторические вехи изобретения и развития активных элементов: электронных ламп, биполярных транзисторов, полевых МДП- и КМДП-транзисторов. Интегральные схемы, степень интеграции, перспективы развития.

Тема 3.3. СИСТЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ

АДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ

Операционная система для персональных компьютеров Microsoft Windows и прикладное программное обеспечение для нее: текстовый (Microsoft Word) и табличный (Microsoft Excel) процессоры, системы конструирования (Auto CAD) и проектирования электронных устройств (PCAD), математические пакеты (Math CAD и Math LAB) и др.

Основные направления и уровни автоматизированного проектирования.

Состав современных систем автоматизированного проектирования (математическое, лингвистическое, программное и др. обеспечение).

Системы схемотехнического моделирования радиоэлектронных устройств (Pspice и Micro-Cap), принципы построения, основные возможности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные проблемы и перспективы развития теории и техники радиоинформационных устройств и систем. Роль в современном мире инженера по радиоинформатике.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ

  1. Радиоинформатика – новое направление в науке и технике.

  2. Моя будущая специальность – Радиоинформатика. Что определило мой выбор.

  3. Электромагнитное поле как носитель информации. Диапазоны радиоволн и их особенности.

  4. Радиосвязь как средство передачи информации. Системы радиосвязи.

  5. Радиоэлектроника в современных информационных технологиях.

  6. Современные средства обмена информацией.

  7. Программное обеспечение ПЭВМ.

  8. Периферийные устройства ПЭВМ.

  9. Устройства записи и хранения информации.

  10. Интернет. Принцип работы и возможности.

  11. Использование лазеров в информационных технологиях.

  12. Элементная база устройств радиоинформатики.

  13. Радиоинформатика в современной жизни.

  14. Телекоммуникационные системы.

  15. Автоматизированные системы проектирования радиоэлектронных устройств.

  16. Радиоинформатика – специальность третьего тысячелетия.

  17. Ученые и изобретатели, с чьими именами связаны история и настоящие успехи радиотехники и информатики.

  18. Радиоэлектронная промышленность Республики Беларусь.

  19. История развития радиоэлектроники в Беларуси.

  20. Белгосуниверситет информатики и радиоэлектроники. История и сегодняшний день.

  21. Вклад белорусских ученых и специалистов в развитие радиоинформатики.

  22. Тема реферата по выбору (по согласованию с преподавателем).

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

  1. Лосев А.К. Введение в специальность «Радиотехника». - М.: Высш. шк., 1980.

  2. Зиновьев А.Л., Филиппов Л.И. Введение в специальность радиоинженера. - М.: Высш. шк., 1989.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Аверьянов В.Я. Десять рассказов старого профессора о радио. - Мн.: БГУИР, 1996.

  2. Кузнецов И.Н. Научные работы: методика подготовки и оформления. - Мн.: Амалфея, 2000.

  3. Гоноровский И.С. Радиотехнические цепи и сигналы. – М.: Радио и связь, 1986.

  4. Карпович С.Е., Дайняк И.В.. Прикладная информатика. – Мн.: Выш.шк., 2001.

  5. Системы автоматизированного проектирования в радиоэлектронике: Справочник/Под ред. И.П.Норенкова. – М.: Радио и связь, 1986.

  6. Разевиг В.Д. Система схемотехнического моделирования Micro-САРV. - М.: Солон, 1997.

  7. Положение об экзаменах и зачетах в высших учебных заведениях. - Мн.: БГУИР, 1994.

  8. Правила внутреннего распорядка УО БГУИР. - Мн.: БГУИР, 2001.

  9. Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники: Рекламный буклет. Advertizing Agency «Portugalova@Co» .- Мн., 2001.

10. Сайт в Интернете http://www/bsuir.unibel.by.

Утверждена

УМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники

« 03 » июня 2003 г.

Регистрационный № ТД-39-025/тип.

ОСНОВЫ АНАЛОГОВОЙ ТЕХНИКИ

Учебная программа для высших учебных заведений

по специальности І-39 01 03 Радиоинформатика

Согласована с Учебно-методическим управлением БГУИР

« 28 » мая 2003 г.

Составитель

Э.Г. Попов, доценткафедрырадиотехнических устройств Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», кандидат технических наук

Рецензенты:

А.А. Арчаков, главный метролог Белорусского государственного института метрологии, старший научный сотрудник, кандидат технических наук;

Н.И. Шатило, заведующий кафедрой телекоммуникационных системУчреждения образования «Высший государственный колледж связи», доцент, кандидат технических наук

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой радиотехнических устройств Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 10 от 17.03.2003 г.);

Научно-методическим советом по группе специальностей І-39 01 Схемы радиоэлектронных устройств и систем УМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники (протокол № 1 от 26.05.2003 г.)

Действует до утверждения Образовательного стандарта по специальности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Основы аналоговой техники» разработана для специальности І-39 01 03 Радиоинформатика высших учебных заведений.

Целью преподавания дисциплины «Основы аналоговой техники» («ОАТ») является формирование у студентов знаний и навыков, позволяющих осуществлять анализ и схемотехническое проектирование электронных усилителей и устройств аналоговой обработки сигналов, построенных на их основе.

В свою очередь, «Основы аналоговой техники» служат базовой дисциплиной для изучения ряда специальных дисциплин – «Методы и устройства формирования сигналов», «Методы и устройства приема и обработки сигналов», «Обработка информации в телевизионных системах» и др.

В результате освоения курса «ОАТ» студент должен:

  1. Введение в специальность (1)

    Учебно-методическое пособие
    Егоров В.Е., старший преподаватель кафедры юридических дисциплин Псковского института государственного управления – филиала Санкт-Петербургского института управления и права
  2. Введение в специальность (2)

    Документ
    А.Е. Леусенко, доцент кафедры программного обеспечения информационных технологий Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»,
  3. Введение в специальность (3)

    Пояснительная записка
    А.Н. Осипов, доцент кафедры электронной техники и технологии Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»,
  4. Введение в специальность (4)

    Документ
    В.Н. Комличенко, заведующий кафедрой экономической информатики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»,
  5. Введение в специальность (5)

    Пояснительная записка
    Я.В. Алишев, профессор кафедры систем телекоммуникаций Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»,
  6. Введение в специальность (7)

    Документ
    А.П. Кузнецов, профессор кафедры автоматического управления Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»,
  7. Введение в специальность (8)

    Программа
    Р.Г. Ходасевич, доцент кафедры радиотехнических систем Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»,
  8. Введение в специальность (9)

    Пояснительная записка
    А.П. Казанцев, доцент кафедры микроэлектроники Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», кандидат технических наук
  9. Введение в специальность (10)

    Пояснительная записка
    Я.В. Алишев, профессор кафедры систем телекоммуникаций Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», доктор технических наук.

Другие похожие документы..