Педагогических исследований

Адыгейский государственный университет

М.Р. Кудаев

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Учебное пособие

Майкоп 2003

УДК 37.01:001.8

ББК 74.6

К 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Адыгейского государственного университета

Рецензенты: Бузаров К.И., доктор педагогических наук, профессор

Сергеева Т.Ф., доктор педагогических наук, профессор

Кудаев М.Р. Методология и методика педагогических исследований. Учебное пособие.– Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. – 174 с.

В пособии представлена в очень сжатом виде с использованием графовых моделей учебная информация по методологии и методике педагогических исследований. Автором использованы цитаты и извлечения из работ наиболее известных ученых-педагогов: академиков В.В. Краевского, В.С. Леднева, В.И. Загвязинского, А.М. Новикова и др., т.к. наибольшую пользу обучаемый извлекает именно из самостоятельного осмысления «веера мнений» методологов-выразителей научных взглядов, которые не всегда и не во всем совпадающих.

От автора

(или как эффективно использовать эту книгу)

Настоящее пособие представляет собой своеобразный (минимизированный) учебно-методический комплекс, адресованный студенту, аспиранту, соискателю ученой степени, преподавателю вуза. Основное содержание учебной информации представлено в трех разделах в виде тезисов ответов на вопросы (см. с 3-103):

I - о методике педагогического исследования - вопросы №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9, 30, 29;

II - о методах исследования - вопрос № 4;

III - о методологии – вопросы №№5, 6, 8, 10 – обзор вопросов общего характера; вопросы №№11-15, 22-28 – методологический аппарат педагогических исследований; вопросы №№ 16-21 – методологическая база и теоретические основы педагогических исследований.

Вниманию читателя предложен комплекс псевдотестов по основам теории курса, включающий в себя 66 заданий с выбором вариантов ответов («программированный контроль»). Каждому вопросу по основам методологии, методов и методик исследования, тезисно изложенному в одном из разделов пособия, соответствует свой набор псевдотестов (см. с. 106-116 пособия).

Разработаны задания на проработку статей по методологическим проблемам, которые включают 3 самостоятельные работы - №1,2,3; они предусматривают изучение статей известных методологов, их конспектирование и подготовку к собеседованию с преподавателем по вопросам, которые приводятся в пособии (см. с. 117-120).

Представлена система упражнений (самостоятельная работа №4), выполнение которых может быть организовано либо на семинарско-практических занятиях, либо как внеаудиторная самостоятельная работа (см. с. 120-121); 7 предложенных упражнений в сочетании с 15 выписками из авторефератов защищенных диссертаций (приложения 1 и 2 на с. 132-160 пособия) дают возможность в ходе обучения (и самообучения) решить 105 различных заданий.

В качестве заданий для итоговых зачетных работ выданы самостоятельные работы №5 (с.122) и №6 (с.123-129), которые имеют обобщающий характер. Каждый студент получает от преподавателя в начале семестра индивидуальное задание в виде автореферата диссертации, который он рецензирует как «эксперт» по качеству исполнения методологического аппарата исследования и представляет к зачетному собеседованию тетрадь – рецензию; требования к этой зачетной работе изложены в «Памятке» (см. с.124-129); самостоятельные работы №5 и №6 могут исполняться и вместе, как единая комплексная итоговая работа.

Также в качестве дополнительного задания к самостоятельным работам №4, №5, №6 предлагается выписка из автореферата к докторской диссертации – приложение №2 (с. 152 – 160 пособия).

Приложение 3 (с.160-162 пособия) представляет собой рабочую программу по курсу, она прошла процедуру лицензирования в АГУ, адресована преподавателю и состоит из пояснительной записки, плана изложения учебной информации по каждому из трех разделов, списка рекомендованной литературы, а также вопросов и заданий (они изложены выше), скомпонованы по каждому из указанных разделов.

Таким образом, преподаватель сможет последовательно реализовать систему работы по эффективному формированию основ методологической рефлексии будущего педагога – исследователя, которая включает ряд этапов, каждый из которых завершается письменным отчетом об учебной деятельности. Такой подход позволяет использовать при оценивании и аттестации студентов известную модульно-рейтинговую методику:

I этап – обзорное изложение преподавателем основных положений теории учебной дисциплины; студент отчитывается перед преподавателем, предъявляя тетрадь лекционных записей и комментируя их; интервал оценивания – до 20 баллов;

II этап – решение псевдотестов («программированный контроль») – до 10 баллов;

III этап – выполнение практических упражнений, самостоятельная работа №4 – до 10 баллов;

IV этап – самостоятельная работа №5 – до 10 баллов;

V этап – собеседование по тетради–рецензии качества исполнения методологического аппарата диссертации – до 30 баллов;

VI этап – самостоятельные работы №1, №2, №3 – до 30 баллов.

Студент, набравший 90-100 баллов, освобождается от экзамена с оценкой «отлично»;

набравший 80-90 баллов – тоже с оценкой «хорошо»;

при сумме баллов 70-80 – «удовлетворительно» без экзамена, либо сдача традиционного экзамена (по экзаменационным билетам);

при сумме 60-70 баллов – обязательная сдача экзамена.

При самостоятельном освоении учебной информации нам представляется наиболее целесообразной следующая последовательность действий.

Первая ступень (обзорно-«верхушечное» ознакомление) – прочтение и осмысление тезисов ответов на вопросы, которые составляют основу, «скелет» курса: №№1, 2, 7 – о методиках; №4 (ознакомительно) – о методах; №№5, 6, 8, 10, 11-15, 22-28 – о методологии.

Вторая ступень (детализация и углубление изучения основ теории) – изучение повопросное в той же последовательности, в которой тезисы даны в пособии, а также решение псевдотестов («программированный контроль») по мере проработки вопросов.

Третья ступень (практическое овладение навыками методологической рефлексии) – упражнения, закрепляющие знания, формирующие умения и навыки критического осмысления качества выполнения методологического (научного) аппарата диссертации. Содержание работы студента на этой ступени понятно из приведенных в пособии дидактических материалов (псевдотесты, задания на проработку статей по методологии, системы упражнений и комплексные задания).

Раздел I. Тезисы по основам методики педагогического исследования.

1. Каково положение педагогики в системе наук.

По свидетельству известного ученого-педагога академика В.С. Леднева среди множества попыток классифицировать науки наибольшей известностью пользуется «треугольник наук» Б.М. Кедрова.

I. ОБЪЕКТ

II. НАУКИ

ПРИРОДА

Наиболее общие законы развития

ЕСТЕСТВЕННЫЕ

Неорганическая

Технические

Физика,

Химия

и др.

Математика

Органическая

Биология

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Психология

МЫШЛЕНИЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ

ФИЛОСОФСКИЕ

(человеческие)

(гуманитарные)

Известны и другие попытки структурирования и классификации наук. Так, в учебном пособии «Основы педагогики высшей школы» (под ред. Е.Л. Белкина. – М.: МТИПП, 1987) приведена интересная информация, которая представлена здесь в виде схемоконспекта.

Следует заметить, что проблема классификации наук уходит в далекую древность. Известны классификации наук Демокрита (Древняя Греция) и Плиния Старшего (Древний Рим). Со сравнительным анализом современных классификаций наук можно более детально ознакомиться в учебном пособии В.С. Леднева «Содержание образования» (М.: Высшая школа, 1989).

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (по Белкину Е.Л.)

Научное знание, наука

Центральная область

Философия

Математика

Область практического применения знаний

Вещественно-энергетический ряд форм организации материи (физический тип)

Антиэнтропийный ряд форм организации систем (кибернетический ряд)

  • частицы эфира,

  • атомы,

  • молекулы,

  • планеты,

  • солнечные системы,

  • галактики

  • биологические системы,

  • человек,

  • общественные системы

  • законы движения и развития планеты,

  • законы движения и развития человеческого общества,

  • законы мышления,

  • законы познания

  • пространственные формы всех систем действительности,

  • количественные отношения всех систем действительности

  • материальное производство,

  • образование,

  • здравоохранение

  • физика,

  • химия,

  • другие

  • биология,

  • кибернетика,

  • технические науки,

  • другие

  • диалектика,

  • логика,

  • гносеология,

  • другие

  • теория множеств,

  • математическая логика, другие

  • технологии,

  • педагогика,

  • медицина,

  • другие

  1. Педагогическое исследование по теме: Организация системы профильного обучения в общеобразовательной школе на основе диагностического подхода

    Исследование
    Современные тенденции социаль­но-экономического развития России заставляют переосмыслить цели школьно­го образования, соответственно по-новому сформулировать его планируемые результаты.
  2. Методика и методология педагогического исследования

    Документ
    Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Методика и методология педагогического исследования [электронный ресурс] / Режим доступа: ., свободный.
  3. Педагогические теории, системы, технологии Под редакцией С. А. Смирнова

    Документ
    -временная «спрессованность» творчества, когда между зада­чами и способами их разрешения нет больших промежутков вре­мени (ситуация недостатка времени,
  4. Программа дисциплины дпп. Ф. 10 Методология и методы психолого-педагогических исследований (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи дисциплины (1)

    Программа дисциплины
    Иметь общие представления: о методологии науки, ее специфике как виде человеческой деятельности; современных направлениях модернизации отечественной системы образования; актуальных проблемах психолого-педагогических исследований.
  5. Программа дисциплины дпп. Ф. 10 Методология и методы психолого-педагогических исследований (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи дисциплины (2)

    Программа дисциплины
    Знать: отличия классической и постклассической парадигмы науки; классификацию методов исследования; общую характеристику методов психолого–педагогических исследований; требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых
  6. «Применение ит в педагогических исследованиях»

    Реферат
    Последние десятилетия ХХ века отмечены событиями, существенным образом трансформировавшими современную социокультурную реальность. Речь идет об активном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий (ИТ).
  7. Методология педагогического исследования: итоги, проблемы, перспективы

    Документ
    Методология педагогического исследования – тема в педагогике не новая. «Научный совета по философии образования и проблемам методологии исследований в образовании», научным руководителем которого меня утвердил Президиум «Отделения
  8. Рабочая учебная программа содержательного модуля «Основы научно-педагогических исследований»

    Рабочая учебная программа
    Современный этап развития цивилизации повышает требования к научной компетенции специалистов с высшим образованием. Необходимость повышения уровня научной подготовки является и характерным признаком в области профессиональной педагогической деятельности.
  9. Программа учебной дисциплины «Методология и методика педагогического исследования» для специальности 05303 «Иностранный язык» Составитель

    Программа
    - овладение основными научными понятиями: «методология», «метод научного исследования», «методика педагогического/методического исследования», «цель, объект,

Другие похожие документы..