Методические указания для студентов заочного отделения специальностей

Федеральное агентство по образованию

Петрозаводский филиал

федерального государственного

образовательного учреждения

среднего профессионального образования

«Петровский колледж»

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Методические указания

для студентов заочного отделения

специальностей:

100201

100105

080110

080501

080504

«Туризм»

«гостинИчный сервис»

«Экономика и бухгалтерский учет»

«Менеджмент»

«Государственное и муниципальное управление»

базовый уровень

г. Петрозаводск

2008

Рассмотрены

Методическим советом

Протокол № 2 от «30» сентября 2008 г.

Утверждены заместителем директора по учебной работе:

А.В. Феоктистова

Составила преподаватель:

Феоктистова Анна Викторовна

Пояснительная записка

Данные методические рекомендации по изучению курса «Русский язык и культура речи» не являются заменой учебной литературы. Они призваны помочь студенту организовать аудиторную и самостоятельную работу по дисциплине.

Одной из важнейшей составляющих понятия культура является язык, о котором известный лингвист Вильгельм фон Гумбольдт сказал: «Язык народа есть дух народа». Если мы не умеем пользоваться языком, мы не чувствуем и нашей культуры, не являемся русскими, поэтому нам так необходимо сейчас научиться не только любить русский язык и бережно относиться к нему, но и гордиться им.

Не секрет, что встречают человека уже давно не только «по одежке», но и по тому, как он говорит. Наша речь – это наша визитная карточка, и как трудно порой создать желанный образ внешности, свой имидж, также трудно выработать и свой речевой облик.

Основу курса составляет изучение нормативной базы современного литературного языка, коммуникативных качеств «хорошей» речи (правильность, точность, логичность, чистота, уместность, богатство и выразительность, благозвучие и т. д.), функциональных стилей и речевого этикета. Таким образом, курс «Русский язык и культура речи» одновременно формирует у студентов-нефилологов заочного отделения три вида компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную. Практические занятия по данному курсу помогают развить у студентов чувство языка, чувство стиля, способствуют формированию языкового вкуса, умения вслушиваться в собственную и чужую речь; в процессе занятий воспитывается сознательное отношение к родному языку.

ЦЕЛЬ КУРСА – качественно повысить уровень речевой культуры; развить навыки эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения; расширить общегуманитарный кругозор.

«Русский язык и культура речи» предусматривает изучение проблем речевой культуры и в теоретическом, и в практическом плане, но предпочтительно осуществляется в форме практических (и семинарских) занятий, обеспечивающих обратную связь между преподавателем и студентами, а не сводится только к поточному лекционному курсу.

По окончании изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты сдают экзамен. Предусмотрено выполнение промежуточной контрольной работы.

Требования ГОС СПО к минимуму содержания

основной профессиональной образовательной

программы по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Русский язык и культура речи:

основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика письменной и устной речи; понятие культуры речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм; функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля; лексика; использование в речи изобразительно-выразительных средств; лексические нормы; фразеология; типы фразеологических единиц; их использование в речи; лексикография; основные типы словарей; фонетика; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности; орфоэпия; орфоэпические нормы русского литературного языка; понятие о фонеме; графика; позиционный принцип русской графики; орфография; принципы русской орфографии; морфемика; словообразовательные нормы; морфология, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы; синтаксис; основные единицы синтаксиса; русская пунктуация; лингвистика текста

Тематический план курса

№ темы

Тема и краткое содержание занятия

1

Современный русский литературный язык. Признаки литературного языка.

Нормативный аспект культуры речи. Вариантность норм.

2

Акцентология и орфоэпия русского языка.

Акцентологические и орфоэпические нормы.

Активные процессы в области ударения.

3

Лексикология. Лексическое значение слова.

Лексическая недостаточность и речевая избыточность. Употребление паронимов.

4

Лексика с точки зрения происхождения. Исконно русская лексика.

Употребление заимствованной лексики. Фразеология деловой речи.

5

Морфология русского языка.

Морфологические нормы русского языка.

6

Синтаксис русского языка.

Синтаксические нормы русского языка.

7

Практикум по орфографии и пунктуации

8

Функциональный аспект культуры речи. Характеристика функциональных стилей русского языка.

9

Коммуникативные качества речи. Этико-социальные аспекты культуры речи.

10

Лексикография русского языка.Фразеогрфия.

Экзамен

Содержание курса и

методические указания по изучению тем

ТЕМА 1.

Современный русский литературный язык. Признаки литературного языка.

Нормативный аспект культуры речи. Вариантность норм как следствие развития языка.

Вопросы, изучаемые в теме:

  1. Язык и речь.

  2. Понятие о современном русском литературном языке. Признаки литературного языка.

  3. Нелитературные разновидности русского языка.

  4. Естественные и искусственные языки. Эсперанто.

  5. Генеалогическая классификация языков.

  6. Понятие о языковой норме. Виды норм с примерами.

  7. Вариантные нормы.

Литература:

  1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. М., 2003.

  2. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.И, Максимова. М., 2003.

  3. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. О.Я. Гойхмана. М., 2006.

  4. Скворцов Л. И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. Москва, 2006.

  5. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М.,1999.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Что такое язык? В чем проявляется системность языка? Почему язык называют знаковой системой?

  2. Что такое «национальный язык»?

  3. Что такое «литературный язык»? Перечислите признаки литературного языка (по Ф.П. Филину).

  4. каково место русского языка в генеалогической классификации языков. Какие из славянских языков входят в одну подгруппу с русским? Какое место по генеалогической классификации занимают английский, немецкий, финский, французский, арабский, грузинский, корейский языки, иврит.

  5. Раскройте содержание понятия «культура речи». Каковы критерии оценки культуры речи.

  6. Что такое речевой этикет? Приведите 5 формул вежливости с указанием истории их появления.

  7. Что такое языковая норма? Приведите примеры норм разных уровней языка.

  8. Дайте определение языкового варианта. Назовите причины появления вариантов.

ТЕМА 2.

Акцентология и орфоэпия русского языка. Акцентологические и орфоэпические нормы. Активные процессы в области ударения.

Вопросы, изучаемые в теме:

  1. Понятие об орфоэпии. Литературное произношение.

  2. Основные законы произношения согласных.

  3. Особенности произношения заимствованных слов.

  4. Ударение. Особенности русского ударения.Активные процессы в области ударения.

  5. Акцентологические нормы и их варианты.

Литература:

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1994.

  2. Агеенко Ф. Л. Словарь ударений: Для работников радио и телевидения / Под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1994.

  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1999.

  4. Введенская А.А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. Ростов -на -Дону, 2001.

  5. Орфоэпический словарь русского языка.

  6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: Для работников печати. М., 2005.

  7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М. ., 2008.

  8. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 2003.

Контрольные вопросы и задания:

    1. Что изучает орфоэпия?

    2. Охарактеризуйте основные нормы произношения гласных и согласных звуков современного языка.

  1. Раскройте значение понятия «разноместность» русского ударения. Приведите примеры.

  2. Раскройте значение понятия «подвижность» русского ударения. Приведите примеры.

  3. Каковы особенности ударения у существительных:

на -вод : бензопровод, газопровод, нефтепровод, теплопровод, воздухопровод, путепровод, трубопровод, мусоропровод, маслопровод, грунтопровод.

на -лог : каталог, эпилог, пролог, диалог, монолог, некролог. Астролог, невролог, метеоролог.

на -ал : квартал, генерал, маргинал, вандал, филиал. Маршал.

на метр: километр, миллиметр, сантиметр, дециметр.

на -ор : договор, уговор, приговор, наговор. Заговор.

7. Используя ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ, объясните значения слов. Укажите, во всех ли парах слов различие в ударении связано с различием лексического значения.

  1. брня забронровать

  2. вдение

  3. домовй

  4. лдник

  5. личнй

  6. мокрта

  7. нголо

  8. призвный

  9. гольный

  10. шко

  11. шбаш

  12. языковй

брон забронировть

видние

домвый

леднк

лчный

мокрот

нагол

призывнй

угльный

ушк

шабш

языквый

  1. Методические указания для студентов заочного отделения специальности «Государственное и муниципальное управление»

    Методические указания
    Методические указания разработаны в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление».
  2. Методические указания для студентов заочного отделения (иностранный язык) (1)

    Методические указания
    Обучение на заочном отделении строится прежде всего на самостоятельной работе студента. Работа под руководством преподавателя рассчитана на 20 учебных часов в год, которые используются для занятий в группе, в остальное время студент
  3. Методические указания для студентов заочного отделения (иностранный язык) (2)

    Методические указания
    Обучение на заочном отделении строится прежде всего на самостоятельной работе студента. Работа под руководством преподавателя рассчитана на 20 учебных часов в год, которые используются для занятий в группе, в остальное время студент
  4. Методические указания для студентов заочного отделения Новосибирск 2006 (1)

    Методические указания
    К.и.н., доц. К.В. Ломакин; к.и.н., доц. М.П. Ененко; к.ф.н. ст. преп. А.В. Коновалов; ассист. Е.М. Боровой. Отечественная история с древнейших времен до наших дней.
  5. Методические указания для студентов заочного отделения Новосибирск 2006 (2)

    Методические указания
    В методических указаниях даны темы лекционного и семинарского курсов, варианты, источники и литература к домашним письменным работам, вопросы к экзамену.
  6. Методические материалы для студентов заочного отделения специальностей 06. 04. 00 «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение»

    Документ
    Методические материалы «Основы аудита» предназначены для студентов заочного отделения с полным и сокращенным циклами обучения по экономическим специальностям.
  7. Методические указания для студентов заочного отделения среднего профессионального образования всех специальностей (1)

    Методические указания
    Составлено в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям среднего профессионального образования
  8. Методические указания для студентов заочного отделения среднего профессионального образования всех специальностей (2)

    Методические указания
    Настоящие методические указания по курсу «Основы социо­логии и политологии» составлены в соответствии с новой ра­бочей программой курса, которая была разработана в 2008 го­ду и соответствует примерной программе, подготовлен­ной Институтом
  9. Методические указания для студентов заочного отделения среднего профессионального образования всех специальностей (3)

    Методические указания
    Настоящие методические указания по курсу «Основы социо­логии и политологии» составлены в соответствии с новой ра­бочей программой курса, которая была разработана в 2008 го­ду и соответствует примерной программе, подготовлен­ной Институтом

Другие похожие документы..